Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кизиль Е. В.
доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета
Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета,
кандидат экономических наук,

Эмомзода П. Д.
магистрант факультета экономики и менеджмента кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета
Комсомольского-на-Амуре государственного университета


Мировые тенденции диагностирования банкротства и анализ финансового состояния крупнейших международных корпораций (на примере Nokia)
В работе рассмотрены ключевые модели диагностики вероятности наступления банкротства корпораций, широко используемые в зарубежной практике. Акцентировано внимание на наиболее востребованных и активно применяющихся в настоящее время вариантах определения их финансовой несостоятельности. Проведено исследование финансового положения ведущей транснациональной корпорации Nokia (Nokia Corporation) в периоды мирового кризиса 2007–2008 годов, а также в переломные моменты ее истории (2013–2014 годы). С помощью пятифакторной модели Альтмана диагностированы, в том числе, финансовые неудачи корпорации в периоды с 2007 г. по 2008 г. и с 2013 г. по 2018 г. Приведены примеры успешных последствий реструктуризации компании, предпринятой удачным менеджментом Nokia в 2014 году. Проанализированы перспективные тренды корпорации с 2015 по 2020 годы. Материалы статьи могут быть использованы в целях адаптации мирового опыта к российским реалиям управления крупным бизнесом
Ключевые слова: международные модели диагностики банкротства, анализ финансового состояния международной корпорации, реструктуризация компаний, Nokia Corporation
УДК 33.339.7; ББК 65.5   Стр: 51 - 55

Введение. Диагностика риска банкротства, как указывается в специализированной литературе, является очень важной для субъектов хозяйственной деятельности, поскольку касается способности компании выполнять свои обязательства как в краткосрочном, среднесрочном, так и долгосрочном периодах [8]. Исследование риска банкротства — достаточно трудоемкая процедура, которая проводится с точки зрения ликвидности и платежеспособности предприятия. В условиях периодически наступающих рецессий и стагнаций в бизнесе, использование той или иной методики позволяет вовремя предсказать приближение кризисного финансового положения и разработать план действий.
Одной из основных причин финансовой стабильности ведущих мировых транснациональных корпораций в период рецессии, например, таких как Nokia, является лидерство в занимаемом сегменте рынка. Руководство корпорации имеет право консультироваться и общаться по всемирной сети. Это существенно помогло Nokia в период рецессии в плане прогнозирования своей деятельности. В корпорации проводится глубокий сценарный анализ, исследуются различные варианты и создаются модели для прогнозирования ситуации экономического спада. С недавних пор Nokia окончательно лишилась одного из самых узнаваемых брендов в мире — подразделения по производству мобильных устройств. Но взамен финский производитель получил нечто другое: значительный капитал и свободу действий. Корпорация Nokia решала, что ей необходимо сделать, чтобы не просто остаться в IT-индустрии, но и вернуть себе звание одной из ведущих корпораций сектора передовых технологий.
Таким образом, целью нашего обзора является акцентирование внимания на основных мировых тенденциях диагностирования неблагоприятных ситуаций в бизнесе, проведения процедур финансового анализа и реструктуризации крупных коммерческих проектов как мировых трендов. Зарубежный опыт поведения компаний в период кризиса может быть успешно использован в отечественной практике.
Международные модели диагностики банкротства. Основными статистико-математическими моделями диагностики риска банкротства являются Z-счет Альтмана, а также модель Конана-Голдера, разработанная в версии для развивающихся рынков. Среди прочих для измерения риска банкротства существуют методики диагностики финансовой несостоятельности, разработанные центральными (государственными) банками. Так, разработана методика диагностики несостоятельной структуры баланса (модель BDFI), внедренная Банком Франции, которая имеет ограниченную сферу использования в силу своей специфичности и применимости, в основном, для французских компаний.
В первоначальном виде модель Альтмана, также известная как функция Z-счета, была опубликована в 1968 году. Для компаний, чьи акции котируются на бирже, наиболее востребованной оказалась пятифакторная модель Альтмана [3]:
Z5 = 1,2 × X1 + 1,4 × X2 + 3,3 × X3 + 0,6 × X4 + X5 (1)
где Х1 = Оборотный капитал/Активы;
Х2 = Нераспределенная прибыль/Активы;
Х3 = Операционная прибыль/Активы;
Х4 = Собственный капитал (Рыночная оценка)/ Обязательства;
Х5 = Выручка/Активы.
Использование дискриминантного анализа, лежащего в основе прогнозирования риска банкротства по модели Альтмана, позволило создавать систему наблюдений за конкретными индикаторами финансового положения компаний. По мнению ряда экономистов, некорректно утверждать, что Альтман изобрел математический инструментарий множественного дискриминантного анализа (первым его предложил Фишер (R.A. Fisher)). Альтман лишь активно использовал его для оценки риска банкротства.
В результате появилась возможность диагностировать вероятность наступления финансового краха предприятий или, наоборот, их долговременной устойчивости.
Модели, которые предсказывают риск банкротства на основе дискриминантного анализа (Альтман, Конан-Голдер), не лишены недостатков. Точность этих моделей снижается в динамике без необходимых корректив и обновления переменных. По сути, финансовые коэффициенты, принимаемые во внимание, меняются во времени для компании в зависимости от различных внешних или внутренних факторов. Таким образом, модели, которые диагностируют риск банкротства, и используемые банками на практике, должны периодически корректироваться. Другое ограничение моделей, основанных на дискриминантном анализе, состоит в том, что результат их реализации не может в одинаковой степени адекватно оценивать платежеспособность, несостоятельность и необходимость реструктуризации компании.
Начиная с 1960-х годов были проведены многочисленные исследования с целью совершенствования методики банкротства. Однако оригинальные идеи Альтмана и Бивера все еще оказываются сильными предикаторами [3, 6].
По словам Альтмана, существуют четыре шага в разработке модели прогнозирования банкротства [4]:
— анализ групп финансово несостоятельных и финансово состоятельных компаний с целью выявления самых разных финансовых характеристик между группами, которые демонстрируют значительную тенденцию к банкротству;
— декомпозиция исходного образца с использованием финансовых характеристик;
— проверка прогностической способности модели на выборке;
— использование модели для прогнозирования будущих банкротств.
Однако, уже тогда были заложены предпосылки будущих исследований прогнозирования банкротства, основывающихся на многовариантном анализе [10].
Одномерный анализ был крайне востребован компаниями, но, по словам Альтмана, адаптация его результатов для оценки потенциального краха компании сомнительна [2, с. 181].
Одномерный анализ опирается на взаимосвязь между отдельными коэффициентами и банкротством, тогда как в многомерном анализе используются несколько коэффициентов для диагностики прогнозирования банкротства [2].
Результаты многочисленных исследований показывают, что на основе одномерного анализа могут быть построены многомерные модели, которые сочетают в себе множество способов достоверного прогнозирования:
— параметрические модели: такие как дискриминантные модели и модели условной вероятности (логит и пробит);
— непараметрические модели: такие как модели с итеративными разбиениями, модель Аргенти и нейронные модели.
Обзор специализированной литературы позволяет констатировать, что большинство международных исследований для прогнозирования банкротства предприятий основано на анализе MDA (множественный дискриминационный анализ (Multiple Discrimante Analysis)) [1,7]. Однако, несмотря на популярность метода MDA, возникли вопросы, касающиеся ограничительных статистических требований, налагаемых моделями [9].
Эталонной моделью для румынской экономики является функция оценки, разработанная Ионом Ангелом [5]. Автор оценил выборку из 276 компаний, разделенных на две группы — уже обанкротившиеся и компании без финансовых затруднений, принадлежащих к 12 отраслям национальной экономики. Проведенный анализ оказался очень точным и подчеркнул важные различия между двумя группами компаний.
Другие интересные идеи для создания моделей прогнозирования финансовых сбоев — использование логической регрессии, нейронных сетей и моделей смешанного логита.
Несмотря на значительные успехи, которые были достигнуты в области статистики за последние два десятилетия, MDA по-прежнему остается наиболее популярным и широко используемым методом прогнозирования банкротства по сравнению с другими более сложными и менее точными методами.
Анализ ретроспективного финансового состояния корпорации Nokia в период с 2007 по 2008 годы. Nokia — это глобальная организация, занимающаяся производством телекоммуникационных устройств и сетей, мобильных телефонов, работающая более чем в 150 странах мира, со штаб-квартирой в Финляндии. В 2008 году мировой доход Nokia составил 5 миллиардов евро, а в том же году общие активы составили 3,9 миллиарда евро.
Представленный в статье анализ посвящен диагностике финансового состояния корпорации Nokia за двухлетний период с 2007 по 2008 гг. Этот период включает начало мирового спада в 2007 году и пик рецессии в 2008 году. Это был период, когда лопались инвестиционные пузыри в различных секторах мировой экономики, что было связано с чрезмерными инвестициями в фондовые биржи, которые привели к неоправданному росту цен почти во всех отраслях промышленности в мире; ненужной, нерациональной и чрезмерной выдаче кредитов и неоправданным кредитным рейтингам, объявленным рейтинговыми агентствами.
Анализируя показатели Nokia во время рецессии, авторы статьи пытались выяснить условия выживания компании в этот период (табл. 1).

Таблица 1
Показатели финансовой и деловой активности компании Nokia
Показатели2007 г.2008 г.
Соотношение долга к общей сумме активов
(доля долгосрочной задолженности в общих активах), %
3,3913,58
Доля долгосрочной задолженности в совокупных активах, %0,542,18
Отношение долга к общему капиталу, %6,8524,56
Отношение заемного капитала к собственному капиталу, %7,3532,56
Коэффициент валовой прибыли, %33,8434,26
Рентабельность по чистой прибыли, %14,117,86
Прибыль на вложенный капитал, %0,41,47
Рентабельность активов, %0,20,81
Коэффициент текущей ликвидности1,541,2
Дивидендный выход, %1,954,09
Коэффициент «Цена/Прибыль»13,3210,73
Цена акций, $35,9815,98
Коэффициент оборачиваемости запасов, дни3127
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, дни8068
Источник: составлено авторами на основе https://www.nokia.com/sites/default/files/2018–11/05-nokia-in-2008-pdf.pdf/, https://www.macrotrends.net/stocks/charts/NOK/nokia/revenue

В 2007 году доля долгосрочной задолженности в общей сумме активов компании составила 3,39%. Это не так существенно, чтобы угрожать платежеспособности Nokia. Кроме того, у Nokia было всего 0,54% активов, профинансированных за счет долгосрочной задолженности, которая почти равна нулю и не оказывает никакого влияния на платежеспособность компании. В 2008 году доля долгосрочной задолженности в общей сумме активов компании выросла. Это значительное увеличение по сравнению с прошлым годом, которое, по сути, не имеет решающего значения, чтобы нанести ущерб корпорации даже во время серьезного экономического спада, поскольку доля долгосрочной задолженности в совокупных активах составляла всего 2,18%.
Коэффициент отношения долга к общему капиталу анализирует глубину долга в общем капитале, использованном акционерами и поставщиками. Капитал включает как краткосрочные и долгосрочные процентные обязательства, так и акционерный капитал. В 2007 году отношение долга к общему капиталу составило 6,85% по сравнению с 24,56% в 2008 году. Это не очень хороший знак для увеличения долговой позиции. Но если мы более детально углубимся в анализ, то обнаружим, что доля долгосрочных долгов составляла всего 3,93%. Это значительное увеличение процентного соотношения происходило за счет приобретения краткосрочной задолженности, которая была получена для удовлетворения текущего роста спроса на продукцию компании и вскоре была израсходована. Таким образом, это соотношение также не вызывало какую-либо угрозу платежеспособности компании.
В связи с приобретением большого количества краткосрочных акций в 2008 году, позиция компании в отношении долга к собственному капиталу также значительно изменилась по сравнению с 2007 годом (с 7,35% до 32,56%). Долг компании увеличился в 2008 году. Безусловно, для компании лучше было сохранить самую низкую сумму долга в период рецессии, но все равно отношение заемного капитала к собственному как 1:32,5 не является критичным. Таким образом, компания не имела серьезных рисков платежеспособности по какому-либо коэффициенту этой группы.
Коэффициенты рентабельности позволяют нам судить о прибыльности компании, то есть о том, в какой степени компания получает прибыль или несет убытки. Несмотря на экономический спад и ухудшение экономического положения, коэффициент валовой прибыли был равен 33,84% в 2007 году. В 2008 году коэффициент увеличился незначительно (до 34,26%). Спад почти не повлиял на валовую прибыль Nokia. Таким образом, продажи компании в 2008 году практически не изменились по сравнению с 2007 годом.
Снижение чистой прибыли компании с 14,11% в 2007 году до 7,86% в 2008 году указывает на рост общих, коммерческих и административных расходов.
Прибыль на вложенный капитал была выше в 2008 году (1,47%) по сравнению с 2007 годом (0,4%), так как рентабельность по чистой прибыли в 2007 году превосходила аналогичный показатель в 2008 году. Это связано с влиянием процентной ставки, скорректированной с учетом налогов на чистую прибыль. Проценты за 2008 год были выше из-за того, что компания имела более высокую прибыльность в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Значение прибыли на вложенный капитал в объеме 1,47% — это не очень хороший показатель, но он достаточно приемлемый во времена спада.
Коэффициент рентабельности активов также увеличился в 2008 году (0,81%) по сравнению с 0,20% в 2007 году. Причиной увеличения опять же является корректировка налоговых процентов. Значение показателя — 0,81% — не очень хорошая позиция для рентабельности компании, но все же это не самый плохой показатель для периода рецессии. В целом уровень рентабельности для компании был достаточно высок.
Коэффициенты ликвидности показывают, способна ли компания выполнить свои текущие обязательства за счет текущих активов.
Коэффициент текущей ликвидности компании снизился с 1,54 в 2007 г. до 1,2 в 2008 г. Это, в основном, связано с увеличением краткосрочных заимствований в 2008 году. Коэффициент 1,2 означает, что компания по-прежнему имеет оправданную позицию ликвидности, так как может выполнить свои текущие обязательства и покрывать их текущими активами в 1,2 раза.
Коэффициент дивидендного выхода уменьшился в течение одного года с 1,95 до 4,09. Этому есть две причины. Во-первых, чистый доход компании уменьшился, что связано с увеличением других операционных расходов. Вторым фактором является увеличение выплаты дивидендов. Это положительная тенденция с инвестиционной точки зрения.
Коэффициент Цена/Прибыль (P/E) в 2007 году составил 13,32, а в 2008 году снизился до 10,73 Основной причиной этого снижения является рецессия на рынке акций Nokia. Коэффициент EPS (прибыль на акцию) также значительно снизился, но не стал отрицательным.
Следует отметить, что продажи Nokia оставались неизменными с 2007 по 2008 годы, несмотря на то, что компания потеряла долю рынка. Ее рыночная доля сократилась с 46,7% до 45,2% (падение составило почти 1,5%). Цена ее акций колебалась в связи с резким падением фондовых рынков. Так, цена акций в конце декабря 2008 г. составила 35,98 $, но в условиях спада на фондовых рынках по всему миру в 2008 году она упала до 15,98 $. Такое падение курса акций (56%) было обусловлено показателями рынков, но не финансовым положением самой компании.
Nokia действительно потеряла часть рынка, выбрав для себя единственно приемлемую тактику — сохранить продажи, не предпринимая слишком много усилий для захвата большей доли рынка. У компании уже была отличная позиция по ликвидности. Она пошла на увеличение долгосрочного долга, чтобы увеличить оборотные средства и справиться с кризисными явлениями.
Мы видим, что коэффициент оборачиваемости запасов Nokia снизился с 31 до 27 дней в 2007 году по сравнению с 2008 годом. Еще одно мероприятие, удачно предпринятое Nokia, заключалось в сокращении оборачиваемости дебиторской задолженности, которая сократилась с 80 до 68 дней в 2008 году, что связано с улучшением управления дебиторской задолженностью.
Nokia также преуспела, сохранив наиболее эффективный сегмент рынка смартфонов на рынке мобильных телефонов в 2008 году, и это был единственный сегмент, показавший рост выручки во второй половине года, когда мировая экономика вступила в рецессию.
Процесс реструктуризации компании и ее последствия на примере Nokia. В 2004 году корпорация IBM продала свое подразделение по выпуску персональных компьютеров (ПК) тогда еще малоизвестной китайской компании Lenovo. Позднее производство жестких дисков было продано Hitachi, а принтеров — выделено в компанию Lexmark. Казалось, так завершается история корпорации, которая в 80-х годах фактически создала и стандартизировала мировой рынок ПК, введя понятие «IBM РС совместимый компьютер».
Тем не менее, уже в 90-х годах в бизнесе IBM все отчетливее прослеживалось стремление сместить акцент в сторону по­ставки услуг, в первую очередь, предоставления консалтинговых услуг. В 2002 году «Голубой гигант» приобрел за 3,5 млрд $ консалтинговое подразделение аудиторской компании Price water house Coopers. И сегодня этот бизнес, влившийся в подразделение IBM, является самым доходным в структуре IBM — он приносит более половины дохода компании.
Теперь IBM производит суперкомпьютеры (ее модели занимают первые места в рейтинге Top 500 Supercomputers), высокопроизводительные серверы, процессоры, разрабатывает программное обеспечение. IBM входит в десятку крупнейших производителей различного электротехнического и электронного оборудования по всему миру. Однако ключевую роль в бизнесе IBM играют научные разработки и консалтинг. Корпорация прибыльна. В то время как производством ПК занимаются китайцы — им не привыкать к бизнесу с низкой маржинальностью, где доход формируется за счет большого оборота.
Судя по всему, по тому же пути отправилась и финская Nokia. 25 апреля 2014 года она окончательно потеряла свой бизнес по производству мобильных телефонов — завершилась сделка по приобретению подразделения Nokia Devices and Services корпорацией Microsoft. Но еще до этого у финского производителя поменялся топ-менеджмент: пресловутый Стивен Элоп вернулся в родную Microsoft, а председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа, который временно исполнял обязанности гендиректора Nokia после ухода Элопа, сосредоточился на работе в должности председателя совета директоров.
Новым главой компании стал Раджив Сури, который c 2009 года возглавлял подразделение Nokia Solutions and Networks (NSN) — когда-то оно было совместным предприятием Nokia и Siemens, производившим телекоммуникационное оборудование и конкурировавшим с Ericsson. Именно Раджив Сури и представил широкой публике новую стратегию развития бизнеса Nokia. Ее суть в том, что теперь приоритетным направлением для обновленной Nokia станет производство телекоммуникационного оборудования, а также создание карт местности и геолокационных сервисов, разработка и лицензирование новых технологий.
Еще одно перспективное направление — мобильные сети и связанные с ними технологии. Соответственно, подразделение Nokia Solutions and Networks становится ключевым. В 2013 году на Nokia Solutions and Networks пришлось 90% продаж компании, и тогда в Nokia заявили, что в дальнейшем планируют действовать более агрессивно и нарастить свою рыночную долю.
Впрочем, на тот момент перспективы у компании были не столь радужные. Согласно финансовому отчету компании за I квартал 2014 года, в январе-марте выручка Nokia упала на 15% в годовом выражении до 2,66 млрд евро. Подразделение Nokia Solutions and Networks показало 17%-е снижение продаж до 2,33 млрд евро, что стало следствием слабых продаж услуг и колебаний валют.
В таблице 2 представлены данные, позволяющие на основе пятифакторной модели Альтмана (формула 1) рассчитать вероятность наступления финансовой несостоятельности корпорации.

Таблица 2
Показатели Nokia, используемые в пятифакторной модели Альтмана
Показатели корпорации2007200820132014
Нераспределенная прибыль, млн $138701169234285137
Операционная прибыль, млн $1149871516891833
Обязательства, млн $2602029950120009690
Выручка, млн $70000745941688116992
Активы, млн $51548582373346327999
Оборотный капитал, млн $40162360031379613724
Собственный капитал (рыночная оценка), млн $2377024250885011520
Z-счет Альтмана3,953,191,652,38
Источник: составлено и рассчитано авторами на основе: https://www.nokia.com/sites/default/files/2018–11/05-nokia-in-2008-pdf.pdf/, https://www.nokia.com/system/files/files/nokia_uk_ar14_full.pdf, https://www.macrotrends.net/stocks/charts/NOK/nokia/revenue, https://www.macrotrends.net/stocks/charts/NOK/nokia/balance-sheet

Данные таблицы 2 показывают, что в 2007–2008 годах компания обладала достаточно устойчивым финансовым положением (Z > 2,99). В 2013 и 2014 годах положение ухудшилось: в 2013 году корпорация достигла критического значения Z–счета Альтмана, равного 1,65, то есть вошла в диапазон, за границей которого ее следует с очевидностью отнести к потенциальным банкротам (Z < 1,81). В 2014 компания переместилась в зону неопределённости (1,81 < Z < 2,99).
В это время Nokia представила программу оптимизации структуры капитала стоимостью 5 млрд евро. В рамках этой программы компания возобновила выплаты дивидендов, которые были приостановлены в 2013 году, произвела распределение излишков капитала акционерам, осуществила обратный выкуп акций и сокращение долга. В частности, компания объявила, что распределит дивиденды на 1,8 млрд евро (включая специальные дивиденды на 1 млрд евро в 2014 году), выкупит акции на 1,25 млрд евро и сократит задолженность на 2 млрд евро за два года. Это было позитивно воспринято рынком, хотя отраслевые эксперты по-разному оценивают новую стратегию развития, предложенную Радживом Сури.
В таблице 3 приведены результаты реструктуризации по основным подразделениям компании, свидетельствующие о положительных тенденциях в текущем финансовом положении Nokia.
В целом по корпорации в четвертом квартале 2014 г. доход на одну акцию составил 0,09 евро (0,08 евро в 4-м квартале 2013 г.). Разводненная прибыль на акцию — 0,08 евро (0,05 евро в 4-м квартале 2013 г.). Чистый объем продаж в 4-м квартале 2014 г. наблюдался в размере 3,8 млрд евро (3,5 млрд евро в 4-м квартале 2013 г.) (табл. 3).

Таблица 3
Показатели корпорации Nokia и ее структурных подразделений в четвертом квартале 2013–2014 гг. (квартал к кварталу)
Рост чистых продаж в целом по корпорации и по структурным подразделениям Nokia, млн евро
В целом по корпорации NokiaNokia NetworksHERENokia Technologies
20132014201320142013201420132014
3,53,83,13,4292349121149
Источник: составлено авторами на основе: https://www.nokia.com/system/files/files/nokia_uk_ar14_full.pdf

Рост чистых продаж по структурному подразделению Nokia Networks достиг 8% в годовом исчислении (с 3,1 млрд евро в 4-м квартале 2013 года до 3,4 млрд евро в 4 квартале 2014 года). Это было достигнуто в основном за счет высоких показателей в Северной Америке. Операционная прибыль достигла 470 млн евро, или 14,0% от чистых продаж, по сравнению с 349 млн евро, или 11,2% от чистых продаж, в 4-м квартале 2013 года.
По структурному подразделению Mobile Broadband увеличение чистых продаж достигает 13% в годовом исчислении, что стало возможным благодаря бурному росту в целом технологических сетей (LTE) на фоне мировых тенденций снижения общего спроса на радиотехнологии.
Объем продаж по структурному подразделению Global Services вернулся в годовом исчислении к повышению впервые с 4 квартала 2012 года и составил 3% вследствие сильного интегрированного роста стратегически важных бизнес-линий.
Рост чистых продаж по структурному подразделению HERE достигается 15% в годовом исчислении (с 349 млн евро в 4-м квартале 2013 до 292 млн евро в 4 квартале 2014 года), в основном, за счет завоевания лидирующих позиций на рынке в целом, и положительных тенденций на автомобильном рынке в частности. В 4 квартале 2014 года продаются лицензии картографических данных встроенных навигационных систем для 3,9 млн новых автомобилей, по сравнению с 3,2 млн автомобилей в 4-м квартале 2013 года.
По структурному подразделению Nokia Technologies рост чистых продаж достиг 23% в годовом исчислении (с 121 млн евро в 4-м квартале 2013 до 149 млн евро в 4 квартале 2014 года). Это произошло, в основном, за счет того, что Microsoft становится более значительным лицензиатом интеллектуальной собственности в связи с продажей практически всего Mobile & Devised корпорации Microsoft, а также благодаря получению дохода от лицензирования интеллектуальной собственно­сти, продаваемой другим компаниям. В 4 квартале 2014 года у подразделения Nokia Technologies операционные расходы увеличились, прежде всего, за счет инвестиций в предпринимательскую деятельность. Эти инвестиции были нацелены на новые и значительные долгосрочные возможности для роста, а также расширение сопутствующих видов деятельности в части лицензирования патентов.
Таким образом, мощь обновленной корпорации Nokia можно увидеть по результатам четвертого квартала. Все ее структурные предприятия демонстрируют сильный рост чистого объема продаж (квартал-к-кварталу). Существенно увеличивается рентабельность в Nokia Networks. Наблюдается рост сетевых продаж в Северной Америке. Продолжается рост в автомобильном сегменте, в реализации планшета Nokia N1, который на тот момент показывал текущую мощность бренда Nokia и его долгосрочный потенциал.
Финансовое положение корпорации Nokia в период с 2015 по 2018 годы. Как и любая компания, Nokia переживает циклы подъема и спада, периоды экономического роста и времена значительного снижения продаж и падения курса акций.
В таблице 4 представлены наши расчеты вероятности наступления финансовой несостоятельности компании в 2015–2018 годах с помощью модели Альтмана (формула 1)
Как показывают данные таблицы 4, 2015–2018 годы были достаточно стабильными для корпорации в плане наступления неблагоприятных финансовых ситуаций. По показателям финансовой несостоятельности Nokia в 2017–2018 году не зашла за рамки критического диапазона «слева» (1,81 < Z), но и не смогла преодолеть пограничный барьер «справа» в 2015–2016 годах (Z > 2,99). То есть, в четырехлетнем временном периоде корпорация находилась в зоне неопределенности.

Таблица 4
Показатели Nokia, используемые в пятифакторной модели Альтмана, в период 2015–2018 гг.
Показатели корпорации2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.
Нераспределенная прибыль, млн $6972397012961256
Операционная прибыль (убыток), млн $1874-121718-70
Обязательства, млн $7010139501441016660
Выручка, млн $13879261312616326647
Активы, млн $23236496874636946670
Оборотный капитал, млн $12512236402315022560
Собственный капитал (рыночная оценка), млн $11690232101833018150
Z-счет Альтмана2,932,131,971,84
Источник: составлено и рассчитано авторами на основе:https://www.nokia.com/about-us/news/releases/2016/02/11/nokia-corporation-report-for-q4–2015-and-full-year-2015/;
https://www.nokia.com/about-us/news/releases/2017/02/02/nokia-corporation-report-for-q4–2016-and-full-year-2016/; https://www.nokia.com/about-us/news/releases/2018/02/01/nokia-corporation-financial-report-for-q4-and-full-year-2017/; https://www.nokia.com/about-us/news/releases/2019/01/31/nokia-corporation-financial-report-for-q4-and-full-year-2018/


Проведенные расчеты подтверждаются финансовой аналитикой корпорации Nokia за период 2015–2018 годы. Так, убытки финской компании в 2016 году приблизились к 1 млрд евро из-за слабых продаж телекоммуникационного оборудования и больших расходов на присоединение Alcatel-Lucent. Чистый убыток Nokia составил 927 млн евро, тогда как годом ранее (2015 г.) имела место прибыль в размере 2,5 млрд евро. В 2015 году в доходах компании учитывались продажа картографического бизнеса за 2,8 млрд евро крупным немецким автопроизводителям.
В 2016 году Nokia понесла большие расходы в связи с приобретением за 15,6 млрд $ производителя телекоммуникационного оборудования Alcatel-Lucent, который с 2006 года лишь один раз получал годовую прибыль. Остальные годы были убыточными для компании.
2016 год стал переломным для компании. В 2016 году выручка Nokia достигла 23,6 млрд евро против 12,5 млрд евро в 2015-м. Этот подъем вызван лишь последствиями удачной сделки с Alcatel-Lucent. Вследствие чего объем телекоммуникационного бизнеса, который развивает подразделение Nokia Networks, возрос на 90%, достигнув 21,8 млрд евро. Большая часть выручки Nokia поступает от контрактов в телекоммуникационном бизнесе. Однако компания также продает лицензии на использование своих патентов. Этот бизнес принес компании более 1 млрд евро выручки в 2016 году, что на 3% больше показателя годичной давности.
В 2017 году Nokia получила выручку в размере 23,15 млрд евро (28,69 млрд $), что на 2% меньше по сравнению с 2016 годом. Доход от бизнеса Networks составил 20,52 млрд евро (25,43 млрд $) и 781 млн евро (968 млн $) соответственно в 2015 и 2016 годах. По сравнению с 2016 годом выручка снизилась на 6%, а прибыль — на 12%.
В 2018 году корпорация приобрела стратегический импульс для своей деятельности в области программного обеспечения и предпринимательства (наблюдается рост продаж по пяти бизнес-группам Networks, а также повышение прибыльности в сетях и Nokia Technologies). Чистый объем продаж в 2018 году вырос на 3% в годовом исчислении, однако регулярный свободный денежный поток за полный 2018 год был отрицательным.
Для Nokia 2018 год стал периодом падения рынка сетевой инфраструктуры на 2–4%. Однако ситуация может стабилизироваться в 2020 году с более широким развертыванием телекоммуникационного стандарта связи нового поколения 5G.
В долгосрочной перспективе корпорация ожидает притока инвестиций, что, возможно, может произойти по ряду причин:
— операторы будут обновлять свои сети в нескольких доменах — от оптического до макро-радио, фиксированного беспроводного доступа к ядру облака; от небольших ячеек до IP-маршрутизации, независимой от сети программного обеспечения;
— промышленные потребители будут инвестировать в частные беспроводные технологии, включая LTE и сети с поддержкой 5G.
Заключение. Анализ мировых тенденций в вопросах диагностики вероятности наступления финансовой несостоятельности компаний крупного и среднего бизнеса показывает, что наиболее популярными остаются методики многомерного дискриминантного анализа. Несмотря на имеющиеся недостатки, именно им отдаётся предпочтение из-за достаточной простоты в применении и приемлемой точности результата.
Представленный в работе финансовый анализ Nokia (включая диагностику наступления банкротства), опирающийся на вполне традиционные модели, выявил преемственность в вопросах оценки финансового положения компании и достоверности полученных результатов.
Основываясь на результатах финансового анализа и анализа деловой активности Nokia, мы можем сказать, что корпорация Nokia адаптировалась в период рецессии. Компания была подготовлена и успешно справилась с экономическими спадами 2007–2008 и 2013–2014 годов. Реструктуризация, предпринятая менеджментом компании, абсолютно оправдала себя в плане целенаправленного использования инвестиций на наиболее наукоемких и инновационных направлениях бизнеса. Анализ финансового положения корпорации за период с 2015 по 2018 годы позволяет с оптимизмом говорить об экономическом будущем Nokia Corporation, несмотря на череду взлетов и падений в истории ее бизнеса.


Литература
1. Альтман Э.И. Успех моделей прогнозирования банкротства бизнеса: международный опрос // Журнал банковского дела и финансов. — 1984. — Том 8. — С. 171–198.
2. Альтман Э.И., Корпоративный финансовый кризис и банкротство: Полное руководство по прогнозированию и предотвращению банкротства и получению прибыли от банкротства. — 2-е изд. — Нью-Йорк, 1993. — 181 с.
3. Altman E.I. Financial ratios, discriminant analysis and the prediction of corporate bankruptcy // Journal of Finance. — 1968. — № 23. — pp. 189–209.
4. Altman, E.I., Avery, R., Eseinbeis, R. and Snikey, J. Application of classification techniques in business, banking and finance, Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. — JAI Press, Greenwich, Connecticut. 1981. — Vol. 3. — p. 25.
5. Anghel, I. Bankruptcy — radiography and prediction, Economic Publishing House. — Bucharest, 2002. — p. 87.
6. Beaver, W. Financial ratio as predictors of failures. Empirical research in accounting selected studies 1966 // Journal of Accounting Research. — 1966. — Vol. 5. — pp. 77–111.
7. Charitou A., Neophytou E., Charalambous. Forecasting corporate insolvency: empirical evidence for the UK. — European Accounting Review, 2004. — Vol. 13. — No 3. — pp. 465–497.
8. Mironiuc M. Economic and financial analysis. Theoretical-methodological elements and applications, Sedcom Libris Publishing House. — Jassy, 2006. — pp. 438–442.
9. Olhson J. Financial ratios and the probabilistic prediction of bankruptcy // Journal of Accounting Research. — 1980. -Vol. 18. — No 1. — pp. 109–131.
10. Sandin A.R., Porporato M. Corporate bankruptcy prediction models applied to emerging economies. Evidence from Argentina in the years 1991–1998 // International Journal of Commerce & Management, ProQuest Central. — 2007. — pp. 295–311.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия