Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ветлугин С. Ю.
заместитель председателя Петербургского социально-коммерческого банка,
кандидат экономических наук


МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОЦЕНКУ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ

В международной деловой практике для решений об инвестировании в ту или иную страну широко используются результаты рейтингов, ранжирующих государства по степени их соответствия определенным критериям. Рейтинги рассчитываются ежегодно или с иной периодичностью с использованием неизменного набора показателей, выбранного рейтинговым агентством, и расчета на его основе интегральной оценки, характеризующей состояние тех или иных составляющих инвестиционного климата стран и регионов. С течением времени рейтинги стали универсальными индикаторами при оценке состояния экономики.
Следует признать, однако, что подбор критериев оценки, а также интерпретация результатов, полученных в результате такой оценки, может представлять известную трудность. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса.
Тем не менее рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получили широкое признание и широко используются инвесторами при принятии решений об инвестировании. При этом объектами оценки и сравнения являются государства, регионы, охватывающие несколько государств или входящие в состав одного государства. Существуют также корпоративные, субрегиональные (например, муниципальные) рейтинги и т. д.
Так, в соответствии с исследованием Гарвардской школы бизнеса, проведенным в середине 60-х годов прошлого столетия, страновая инвестиционная привлекательность оценивалась на основе метода экспертных оценок по следующим параметрам: законодательству, регулирующему местные и иностранные инвестиции; условиям вывоза капитала из страны; статусу и текущему состоянию национальной валюты; уровню инфляции; политической обстановке в стране; доступу к национальному капиталу.
И сегодня это важнейшие факторы, принимаемые во внимание инвесторами [1].
Всемирным банком и его институтами были разработаны методики сравнительной оценки инвестиционной привлекательности, учитывающие: социально-политическую ее составляющую; характер и степень вмешательства государства в экономику страны; направления, темпы и перспективы рыночного реформирования экономики; качество инфраструктуры; наличие и качество трудовых ресурсов; "демократические традиции" и "приверженность демократическим ценностям". Международной финансовой корпорацией (IFC) к универсальным факторам, которые должны быть положены в основу оценки степени благоприятности страны или региона для частного инвестирования, были отнесены [2]: возможности, процедура и стоимость решений об открытии частного бизнеса; состояние трудового законодательства; характер практики контрактных отношений; возможности и процедура получения кредитов; особенности процедуры банкротства; особенности лицензирования бизнеса; характер защиты инвесторов.
Эти критерии широко используются в комплексных рейтингах инвестиционной привлекательности стран и специальных рейтингах, основанных на оценках отдельных показателей.
Одной из самых известных и часто цитируемых комплексных оценок инвестиционной привлекательности стран и регионов, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран, является рейтинг журнала "Euromoney", использующий [3] девять групп показателей с указанием их веса (в процентах) в итоговом показателе: состояния экономики (25%), уровня политического риска (25%), состояния общей задолженности (10%), способности к обслуживанию долга (10%), кредитоспособности (10%), доступности банковского кредитования (5%), доступности краткосрочного финансирования (5%), доступности долгосрочного ссудного капитала (5%), вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств (5%).
Указанные процентные соотношения характеризуют наилучшие значения каждого из факторов (наихудшее характеризуется нулевым показателем). Общий показатель рисков для каждой страны представляет собой сумму всех девяти показателей.
Существенное значение имеет индекс восприятия коррупции (ИВК), рассчитываемый неправительственной международной организацией "Transparency International", основанной в 1993 г. в Германии и имеющей отделения в 87 странах мира. ИВК публикуется ежегодно с 1997 г. и представляет собой индекс индексов, определяемый по оценкам независимых исследовательских центров и институтов (по 102 странам мира). Правилами предусматривается, что его расчет должен базироваться на результатах не менее трех независимых исследований (экспертных опросов). При отсутствии таких результатов страна не включается в текущем году в перечень индексируемых стран. Например, индексы, рассчитанные по итогам 2002 г., были основаны на результатах 15 исследований, проведенных девятью исследовательскими организациями: Колумбийским университетом (США), Институтом развития менеджмента (Дания), Всемирным банком, компанией "Прайсуотерхауз Купер" и "Гэллап интернешнл", Всемирным экономическим форумом и др.
Следует подчеркнуть, что ИВК не является показателем фактического уровня коррупции в том или ином государстве; он учитывает лишь совокупность мнений предпринимателей и экспертов о положении с коррупцией в стране в текущем году. Однако для крупных и средних западных корпораций это один из важнейших факторов, влияющих на принятие решений об инвестировании в ту или иную страну.
Изменения в ИВК по годам обладают определенной инерционностью. Потому показатели ИВК, свидетельствующие о том, что экспертами отмечено уменьшение уровня коррупции, не приводят к немедленному росту инвестиционной активности в стране, и наоборот [4]. Так, в России показатель ИВК начиная с 1998 г., отмечает устойчивую тенденцию к повышению.
В то же время страновой индекс не отражает региональных различий в крупных федеративных государствах (таких, как Россия и США), уровень коррупции в которых различен в разных регионах и городах.
Весьма важны и оценки эффективности властных структур, разработанные Институтом Всемирного банка. В них на государственном и региональном уровнях определяется шесть индикаторов: выборность и подотчетность государственных (а также муниципальных) органов власти; политический вес органов власти (конвертированный в политическую стабильность); эффективность деятельности органов власти; уровень развития законодательства; уровень обязательности и эффективности применения законов; уровень коррупции. Оценка производится ежегодно по 160 странам.
Как отмечается в исследованиях, проведенных по заказу Всемирного банка [5], в небольших государствах различия в инвестиционной привлекательности их регионов незначительны и ими можно пренебречь. В таких же государствах, как Россия, США, Канада, Индия, Бразилия и т. д. инвестиционный климат в различных их регионах может существенно различаться в связи с географическими, экономическими, законодательными, социальными и историческими факторами. При этом степень различий может варьироваться от умеренных (США) до существенных (Канада) и значительных (Россия, Бразилия, Индия). Соответственно могут применяться два подхода к определению инвестиционной привлекательности регионов: непрямая и прямая оценки. Первая строится на основе изучения результатов одного или нескольких страновых рейтингов и их динамики за последние несколько лет, а также на основе изучения результатов национальных рейтингов инвестиционной привлекательности регионов и ранжирования регионов. Прямая же оценка осуществляется тогда, когда регион самостоятельно участвует в международных рейтингах инвестиционной привлекательности (по отдельным или по всем ее показателям). Алгоритм таких оценок представлен на рисунке.
Алгоритмы прямой и непрямой оценок инвестиционной привлекательности.

Например, напрямую определяются международными рейтинговыми агентствами рейтинги Сянгана и Шанхая в Китае. (Рейтинги этих регионов Китая выше, чем его страновой рейтинг.) В России международные рейтинги по отдельным показателям, например, в 2002 г. имели 10 городов и регионов: Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская, Самарская и Иркутская области [6].
Правда, пока результаты прямой оценки инвестиционной привлекательности регионов в России еще не стали самостоятельным фактором, напрямую влияющим на инвестиционную активность в этих регионах. Но по мере дальнейшего роста инвестиционной привлекательности России в целом, подтверждаемого соответствующими международными индексами, можно ожидать, что прямая оценка международными агентствами инвестиционной привлекательности ее регионов будет серьезным фактором, обеспечивающим привлечение в них иностранных и отечественных инвестиций, важным аргументом в конкурентной борьбе за инвестиции.


Литература
1. Stobaugh Robert B. How to Analyze Foreign Investment Climates // Harvard Business Review. 1969. September-October.
2. International Finance Corporation, World Bank Group, Doing Business - Explore Economics, N.Y. WB pub. 2001.
3. Barro Robert J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1997.
4. Kotalik Jana. Transparency International CPI, Different Approach //Business Development. 2002. N 4.
5. Электронные ресурсы Всемирного банка www.worldbank.org и членов Группы Всемирного банка: Международной финансовой корпорации www.ifc.org и консультационной службы по инвестициям www.fias.org.
6. Кредитный рейтинг как механизм повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Рейтинговое агентство "Эксперт РА", 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия