Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Конопатов С. Н.
доцент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана,
кандидат военных наук, капитан I ранга запаса

Самиденов С. А.
аспирант кафедры ИБМ-4 Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Концепция «с полки магазина», как фактор развития высокотехнологичной экономики и реализации правительственных программ
В статье исследуются основные причины, обусловливающие применение концепции «с полки магазина» (COTS): традиционный и COTS-подходы к разработке/модернизации систем; степень применения COTS, как фактор развития систем; политика в отношении COTS и др. Анализируются перспективы развития высокотехнологичной экономики на основе концепции «с полки магазина» и модульной открытой архитектуры систем, определяются возможные стратегические последствия применения этой концепции с акцентом на космические программы
Ключевые слова: высокотехнологичная экономика, концепция «с полки магазина», жизненный цикл, освоение космоса, правительственные программы, COTS/NDI — Commercial Off-The-Shelf/NonDevelopmental Items
УДК 629.78   Стр: 31 - 36

Коммерческие «с полки магазина» продукты (COTS/NDI — Commercial Off-The-Shelf/NonDevelopmental Items)1 — это технологии, товары и услуги, доступные на рынке широкому кругу потребителей в продаже, аренде, лицензировании. Могут использоваться правительственными ведомствами (в т.ч. военными) и коммерческими фирмами при разработке/модернизации технических систем вместо создания специальных продуктов2.
С момента появления понятия «COTS» в него включали только компьютерные аппаратные и программные средства, например:
— пакет программ для образования и бизнеса Microsoft Office, компьютерные процессоры Intel;
— бесплатное программное обеспечение (freeware) с коммерческой поддержкой (операционные системы Linux, Андроид и др.).
Сегодня компьютерные средства — лишь часть многомиллиардного перспективного рынка COTS (навигационные системы, сенсоры, системы связи и управления, силовые установки, кондиционеры, аккумуляторы и пр.)3, приобретшего стратегическую важность для бизнеса и государственных проектов и программ.

Политика в отношении COTS
Правительства развитых стран придают большое значение использованию возможностей COTS в своих проектах и программах, а также для развития экономики. В США сдвиг в сторону COTS впервые был рекомендован в 1972 г. Комиссией по государственным закупкам4. В отношении космических программ США приоритет COTS прописан в Национальной космической политике (один из главных акцентов этого документа) [6, с.10–11], поскольку использование функциональности и мощи коммерческих продуктов, минимизация специальных разработок дают значительные преимущества в этой области. Например (особенно при дефиците госбюджета и необходимости экономии), вместо вложений правительственных средств в космос, поощрять частный сектор развивать космические технологии, получать с этого налоги и использовать эти технологии в правительственных программах. Поэтому при прочих равных условиях, приоритет в правительственных закупках США (в том числе для военного космоса) отдается COTS-продуктам, стимулируется развитие национального рынка COTS-продуктов, его диверсификация. В частности, в Национальной космической политике США отмечено [6]:
● когда коммерческие космические возможности и услуги доступны на рынке и отвечают требованиям правительства США, следует в максимально возможной степени использовать такие возможности и услуги;
● когда существующие коммерческие возможности и услуги не полностью отвечают требованиям правительства, а их модификация — наиболее рентабельный и оперативный вариант, модифицировать эти возможности и услуги так, чтобы они удовлетворяли требованиям правительства;
● активно изучать возможности использования инновационных, нетрадиционных механизмов получения нужных правительству товаров и услуг для космоса, отвечающих его требованиям, включая образование частно-правительственных фирм (public-private partnerships), хостинг правительственных полезных нагрузок на коммерческие спутники (hosted payload — «подселенный оплаченный груз»)5, приобретение научной и оперативной информации у коммерческих спутниковых операторов для решения правительственных задач;
● разрабатывать правительственные космические системы только тогда, когда этого требуют национальные интересы и нет подходящих доступных, экономически эффективных коммерческих услуг (систем) Соединенных Штатов или, при необходимости, иностранных;
● воздерживаться от правительственных действий в области космоса, препятствующих космической деятельности частных фирм США или конкурирующих с ней, если этого не требует национальная или общественная безопасность;
● стремиться передавать рутинные, оперативные правительственные космические функции коммерческим фирмам, когда это выгодно и рентабельно, за исключением случаев, когда имеются препятствующие коммерциализации факторы юридические, а также общественной или государственной безопасности;
● стимулировать рост технологической инновационности и предпринимательства в коммерческом космическом секторе посредством конкурсов и призов;
● гарантировать в максимальной степени доступность космической техники и инфраструктуры правительства США для коммерческого использования на возмездной, справедливой основе;
● минимизировать (насколько возможно) регулирующее давление на коммерческую космическую деятельность и обеспечить современность и респонсивность6 нормативно-правовой базы лицензирования космической деятельности;
● способствовать открытой и справедливой глобальной торговле путем поощрения соответствующих стандартов и правил, разработанных по инициативе индустрии США;
● поощрять покупку и использование коммерческих космических услуг и возможностей в системе международного сотрудничества. Активно продвигать экспорт коммерческих товаров и услуг США, включая производимые малыми и средними предприятиями, для использования на иностранных рынках, если это отвечает целям США по нераспространению и передаче технологий.
Таким образом, Национальная космическая политика определила новый акцент правительства США в космической сфере — коммерциализация для повышения эффективности и экономичности; COTS позволяет решать многие проблемы закупок быстрее, лучше (преимущество быстрых темпов технологического развития коммерческих продуктов), дешевле.
В Министерстве обороны (МО) США термин COTS приобрел популярность после выхода в июне 1994 г. Меморандума тогдашнего министра обороны У. Перри (William Perry) «Спецификации и стандарты — новый способ ведения бизнеса» [Specifications & Standards, 1994], установившего первую четкую политику использования COTS для удовлетворения потребностей МО. Там отмечено, что для удовлетворения своих будущих потребностей министерство обороны (МО) должно:
● больше использовать самые современные коммерче­ские технологии;
● избегать уникальных ведомственных требований к заказываемым вооружениям и военной технике (ВВТ), где это возможно, и «в максимально возможной степени» использовать коммерческие спецификации и стандарты. Расширение использования коммерческих спецификаций и стандартов — одна из важных мер МО для того, чтобы оно могло соответ­ствовать военным, экономическим и политическим целям правительства в будущем.
В основе отмеченного Меморандума У. Перри лежат 2 фактора:
● стоимость жизненного цикла (ЖЦ) специальных военных систем быстро растет, и бюджету все труднее справляться с этим ростом. Особенно привлекательно использование COTS для снижения затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание вооружения и военной техники (ВВТ), поскольку они составляют примерно 70% затрат ЖЦ типичной системы ВВТ МО США;
● Замещение специальных систем рыночными может значительно снизить стоимость ЖЦ;
● время разработки специальных военных систем часто занимает от 8 до 15 лет, и с ростом сложности систем время их разработки увеличивается. Так, от начала разработки до ввода в эксплуатацию истребителя F-15 «Eagle» прошло 9 лет (1967–1976 гг.), многоцелевого самолета F-22 «Raptor» — 17 лет (1986–2003 гг.), многоцелевого самолета F-35 Joint Strike Fighter (JSF) более 20 лет (1996 г. — ориентировочно 2019 гг.). Время разработки коммерческих систем в разы меньше, а темп обновления в разы выше, чем военных, поэтому использование COTS-систем может значительно повысить потенциал ВС.
Для реализации концепции COTS создаются институциональные условия. Так, «Руководство по федеральным закупкам» США, часть 12 «Закупка коммерческих продуктов» («Fe­deral acquisition regulation» Part 12 — Acquisition of Commercial Items) [4] определяет единые политику и процедуру правительственных закупок коммерческих продуктов. Определенность и стабильность этих факторов важны для развития рынка COTS, ибо, как известно, стабильность условий среды — необходимое условие всякого развития (фактор эволюционного отбора).

Основные факторы, определяющие применение COTS
Правительственные ведомства и коммерческие фирмы все чаще сталкиваются с дилеммой: разрабатывать специальный или использовать COTS — продукт, а если использовать — то в каких пределах? При реализации сложных проектов важно рационально разрешать эту дилемму для минимизации рисков и максимизации преимуществ.
Критический фактор разрешения дилеммы — постоянный рост сроков разработки и стоимости ЖЦ7 уникальных правительственных систем, в то время как на рынке доступны похожие и намного более дешевые коммерческие системы. Использование COTS-продуктов вместо уникальных многократно снижает затраты ресурсов и времени, ибо:
— стоимость COTS-продуктов как минимум на порядок (в 10 раз) меньше;
— для их ремонта используются широко распространенные, а значит — дешевые рыночные продукты, а для модернизации — типовые решения, стоимость которых распределяется на всё множество пользователей аналогичных систем. Причём, в этом случае поставщик сам заинтересован в развитии систем, поддержании их на самом передовом уровне.
Поскольку бизнесу важно обеспечить потребности как можно большего числа возможных покупателей, COTS-системы основываются на общепринятых стандартах и открытой архитектуре, что упрощает их сопряжение (комплексирование) с другими COTS-системами.
Применение широкодоступных, многократно проверенных на практике COTS-технологий и продуктов значительно снижает риски срыва сроков разработки и проектов разработки военных систем.
Темп развития коммерческих продуктов многократно выше, чем правительственных (в том числе военных). Так, периодичность обновления программно-аппаратных COTS-продуктов вычислительной техники в среднем несколько месяцев. Она диктуется объективным фактором — давлением рынка, причем вопрос стоит предельно остро: обновляй или разоряйся. Рынок материально питает обновление, и тем больше, чем быстрее идет обновление — т.е. налицо положительная (взаимоусиливающаяся) обратная связь (ПОС). В случае специально создаваемых правительственных систем движущий фактор обновления, в значительной мере субъективный и менее острый, а положительная обратная связь если и есть, то весьма слабая. Отсюда длительные циклы обновления специальных правительственных систем, нередко измеряемые десятилетиями.
Рис. 1. Зависимость издержек от уровня применения COTS.

Использование COTS-продуктов позволяет избежать порочной практики «изобретения колеса» и связанных с этим издержек.
Итак, чтобы иметь на вооружении самые современные технологии и системы экономически эффективным образом, важно использовать COTS-продукты. Другой вопрос — как их использовать?
Для ответа на вопрос структурируем COTS-продукты по уровням (ступеням), нижние из которых — типовые микрокомпоненты (небольшие строительные блоки с определенными функциями — аппаратные, программные, технологические), позволяющие строить более сложные продукты, а верхние — полностью интегрированные системы и сложные услуги, которые могут закупаться для решения специальных задач.
COTS-продукты какой ступени использовать в тех или иных системах?
Например, на нижних ступенях можно закупить программные модули, дающие графическое изображение пространственных данных. Тогда придется интегрировать эти модули, разрабатывать специальное программное обеспечение для манипулирования изображениями.
На высших ступенях программные системы имеют все необходимые средства управления процессами, модели данных и отчетов. Такую систему нужно лишь адаптировать и организовать её использование. Это гораздо дешевле и быстрее, чем начинать с нижних ступеней; однако чем с более высокой ступени лестницы используются компоненты COTS, тем больше они предопределяют структуру, возможности системы и процесс её использования. Это чревато снижением эффективности системы.
Чем с более низкой ступени используются COTS-компоненты, тем меньше они предопределяют структуру и возможности системы в целом, тем больше возможностей удовлетворить различные требования заказчика, реализовать нужный режим эксплуатации системы. Однако стоимость жизненного цикла такой системы может далеко превзойти выгоды большего контроля над структурой, возможностями и режимом эксплуатации системы (см. рис. 1).
Чем с более высокой ступени используются компоненты COTS, тем больше требований предъявляется к компонентам и тем меньше выбор компонентов на рынке. Поэтому общий подход при определении уровня применения COTS — компромисс, «золотая середина» (точка D на рис.1) между ростом стоимости жизненного цикла и потерями из-за частичности удовлетворения требований заказчика вследствие ограниченности ассортимента нужных COTS — продуктов верхних уровней.
Немаловажна и проблема интерфейса комплексируемых COTS-подсистем разных производителей, обеспечивающего их интероперабельность и взаимозаменяемость. Для решения этой проблемы Министерство обороны США разработало концепцию модульных открытых систем (MOSA — Modular Open Systems Approach). Поскольку МО США — крупнейший потребитель на рынке высокотехнологичных товаров, его концепции COTS и MOSA в значительной мере структурируют этот рынок.
Таким образом, применение COTS-продуктов (как и все в мире) имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Традиционный и COTS подходы к разработке/модернизации систем
Традиционный подход к разработке/модернизации той или иной системы реализуется в диалектике двойственного компромисса (рис. 2 слева):
— с одной стороны, требований к системе, предъявляемых заказчиком;
— с другой — возможностей подрядчика по их реализации, результатом чего являются архитектура и материальная реализация системы.
Подход COTS к разработке/модернизации той или иной системы основывается на тройственном компромиссе (рис. 2 справа) между:
— требованиями к системе;
— возможностями доступных COTS-компонентов;
— возможностями и предпочтениями подрядчика реализовать требования к системе с использованием COTS- и специально разрабатываемых им компонентов.
Причем ситуации компромиссов могут возникать многократно по многим компонентам в процессе разработки/модернизации одной и той же системы (рис. 2). При этом требования должны анализироваться на предмет того, какие из них могут быть удовлетворены оригинальными или измененными производителем коммерческими продуктами, а какие можно смягчить в обмен на преимущества использования COTS — продуктов так, чтобы общий баланс приобретений/потерь был положительным (рис. 1).
Для нахождения и реализации эффективных компромиссов необходимо знание доступной номенклатуры и возможностей COTS-продуктов, тесное взаимодействие между заказчиком, подрядчиком, а во многих случаях и поставщиками COTS-компонентов, а также наличие оптимизационного мышления и оптимизационных моделей, которые могут быть специфичными для каждого компромисса.
Рис. 2. Традиционный и COTS-подходы к созданию/модернизации военных систем

Степень применения COTS, как фактор развития систем
Та или иная правительственная система может использовать COTS-продукты в разной степени. Она может:
а) быть построена без применения COTS. Такую систему можно охарактеризовать, как неразвивающуюся, ибо никто постоянно и непрерывно не работает над ее развитием. Ее модернизация требует разработки и принятия специальных политических решений и правительственных программ, занимает много времени и требует много ресурсов. Поэтому темп обновления специально разрабатываемых правительственных систем невысок; обычно они отстают в развитии от бизнес-систем на несколько поколений;
б) наряду со специально разработанными, включать COTS-подсистемы, или состоять только из COTS-подсистем, приобретенных у разных поставщиков. Над обновлением COTS-подсистем постоянно трудятся фирмы-производители, вынуждаемые к этому рынком, а затраты на это распределяются на всех потребителей таких подсистем. Поэтому обновление (выпуск новых версий) COTS-подсистем осуществляется регулярно и обходится недорого. Такие системы являются частично развивающимися, ибо (как следует, например, из теории ограничений Э. Голдратта) оптимизация любой системы достигается оптимизацией её подсистем;
в) быть COTS-продуктом от одного поставщика — например, система трансфера Земля — ближний космос (см. ниже). Это развивающиеся системы: они регулярно обновляются с минимальными затратами ресурсов и времени заказчика. Но такие варианты весьма нечасты.
Если в системе используется COTS-продукт или вся система является COTS-продуктом:
● заказчик не должен самостоятельно вносить изменения в такой продукт, иначе лишится поддержки производителем жизненного цикла продукта, т.е. продукт перейдет в категорию неразвивающихся, и его эксплуатация станет дорогой;
● чем значительнее специальные изменения, вносимые подрядчиком в COTS-продукт по требованию заказчика, тем сложнее, дороже и длительнее будут в дальнейшем ремонт и модернизация системы: жизненный цикл измененной системы будет не в полной мере поддерживаться стандартными рыночными средствами, для этого потребуется их модификация.
Таким образом, COTS-продукты сохраняют все свои преимущества только при их конфигурировании в пределах заложенных в них возможностей, и теряют часть из них при значительных конструктивных изменениях: тем больше, чем значительнее изменения.
Кроме того, следует учитывать, что:
● объем усилий по развертыванию и поддержке жизненного цикла систем с COTS-подсистемами растет пропорционально квадрату числа независимо разработанных COTS-подсистем (Basili, 2001)8;
● более половины функций больших программных COTS-систем остаются неиспользуемыми (Basili, 2001)9.

COTS — система трансфера Земля — ближний космос
В качестве примера высокотехнологичной услуги COTS рассмотрим правительственную программу Коммерческих орбитальных транспортных услуг — КОТ (Commercial Orbital Transportation Services program) США. Для этой программы (как и для упомянутой выше commercial off-the-shelf) общепринята аббревиатура COTS.
Появление этой программы связано с докладом Президентской комиссии (июнь 2004 г.) по реализации политики США в исследовании космоса [2]10 и множеством публикаций. В частности, в докладе отмечено, что роль НАСА должна быть ограничена выполнением только тех задач, относительно которых есть неопровержимое доказательство, что только правительство может их выполнить. Для решения остальных задач следует заключать контракты на их выполнение с бизнесом на конкурсной основе11.
Соответственно, место и роль центров НАСА в космической деятельности значительно изменились. В отношении поручаемых бизнесу правительственных задач функции этих центров ограничиваются экспертной помощью, помощью в исследованиях и разработках (R&D), стимулированием инновационной активности бизнеса в процессе выполнения отмеченных задач.
В соответствии с положениями доклада [2] и концепцией КОТ:
● в США разделены функции между правительством и бизнесом в отношении транспортировки грузов и людей между Землёй и космосом. Функция коммуникации с ближним (околоземным) космосом делегирована частному бизнесу, а с дальним космосом пока оставлена за НАСА;
● в НАСА в 2005 г. образован отдел коммерческих программ трансфера людей и грузов (Commercial Crew and Cargo Program Office — C3PO, базируется в космическом центре Джонсона), с отмеченными выше функциями (исследования, разработки, стимулирование космических инноваций бизнеса), а также оказания экспертной помощи бизнесу в реализации делегированной ему функции;
● в 2006 г. НАСА объявило конкурс на построение коммерческих космических кораблей и демонстрацию их возможностей транспортировать грузы и людей между Землей и международной космической станцией (МКС). Этот конкурс выиграли 2 фирмы (SpaceX и Rocketplane Kistler), с которыми были заключены контракты. НАСА не ограничилось одной компанией, чтобы конкуренция между компаниями стимулировала их работу и снизила издержки монополизма;
● прежний подход, когда НАСА финансировало все расходы бизнеса по созданию космических кораблей, получало корабли в эксклюзивное пользование и использовало их, признан очень затратным по ресурсам и времени и проблемным с точки зрения темпов развития. КОТ отличается тем, что НАСА оплачивает лишь часть стоимости проектов частного бизнеса по созданию космических кораблей (пока бизнес не справляется с этим сам), с ежеквартальными выплатами по мере того, как проект будет успешно проходить «контрольные точки», т.е. достигать запланированных промежуточных результатов в запланированные сроки.
Предполагалось, что:
● к концу 2009 г. будут проведены 3 испытательных полета коммерческих космических кораблей, в том числе полет к МКС — этим должен был закончиться 1-й этап программы КОТ;
● по истечении 1-го этапа программы в 2010 г. НАСА проведет еще один конкурс — теперь уже на транспортировку грузов между Землей и МКС. Такой подход можно сравнить с арендой фургона, который могут арендовать различные клиенты для различных целей (от космического туризма до коммерческих исследовательских полетов), вместо построения специального транспортного средства для эксклюзивного использования;
● космические корабли КОТ заполнят разрыв между запланированным на 2010 г. выводом из эксплуатации космиче­ских челноков «Шаттл» и началом полетов разрабатывавшихся космических кораблей CEV (Crew Exploration Vehicle, позже названных «Орион»)12 в 2012–2014 г.
Однако в дальнейшем ситуация изменилась. В сентябре 2007 г. НАСА расторгло контракт КОТ с компанией Rocketplane Kistler, ибо та не смогла пройти очередную «контрольную точку» — привлечь плановый объем частных инвестиций к крайнему сроку 31.07.2007 г. Поэтому в феврале 2008 г. НАСА объявило конкурс, по результатам которого заключило контракт с фирмой Orbital Sciences Corporation (вместо Rocketplane Kistler) и перезаключило контракт со SpaceX. Причем оба контракта уже не на строительство космических кораблей (как ранее), а на перемещение грузов между Землей и МКС: минимум на 12 полетов с компанией SpaceX и минимум на 8 полетов — с Orbital Sciences Corporation до 2015 г. Концепция, в соответ­ствии с Национальной космической политикой13, изменилась: правительству понадобились от бизнеса уже не транспортные космические корабли, а услуги по транспортировке (повышение уровня (ступени) использования COTS.
Отмеченные контракты получили общее название «Коммерческая служба снабжения» (CRS — Commercial Resupply Service).
В дальнейшем жизнь внесла свои коррективы. Космиче­ский корабль «Орион» в соответствии с разграничением функций между правительством и НАСА был переориентирован на заоколоземный космос со сроком ввода в эксплуатацию в 2014 г. Космическая программа КОТ не была завершена к моменту завершения эксплуатации в 2011 г. космических челноков Шаттл. Поэтому с 2011 г. по настоящее время США не имеют средств перемещения грузов и людей в ближний космос и обратно, в том числе к МКС, и используют для этого услуги других государств.
Суммарные затраты США на создание обеих космических кораблей по программе КОТ оцениваются в $800 млн — это малая часть от того, что НАСА затратило бы, если бы создавало их традиционным способом. Стоимость заключенного НАСА в 2008 г. контракта со SpaceX на 12 полетов по доставке грузов к МКС — $1,6 млрд, включая затраты на создание космического корабля и ракеты: примерно столько стоил один запуск космического челнока «Шаттл».
Затем программа CRS была продолжена по той же схеме — путем заключения контрактов на конкурсной основе с несколькими фирмами (в том числе с упоминавшейся SpaceX) на транспортировку теперь уже людей между Землей и ближним космосом. Требования к такому транспортному кораблю следующие:
● обеспечить перемещение четырёх космонавтов со снаряжением между Землей и МКС;
● гарантировать возвращение экипажа на Землю в случае возможных нештатных ситуаций в полете;
● служить убежищем для космонавтов МКС минимум на 24 часа в случае возможных осложнений или опасности на МКС;
● способность корабля быть пристыкованным к МКС в течение не менее 210 суток. Например, «Шаттл» мог быть пристыкованным не более 12 суток.
Как подчеркнуто в документе «Приоритеты и дорожная карта развития технологий НАСА» [5], разработанном НАСА совместно с Национальной академией наук и др.: «Поддержание устойчивого лидерства США в космосе требует специальной системы устойчивого развития технологий для построения наиболее эффективных, надежных и экономичных космических кораблей и ракет-носителей ...». Одним из краеугольных камней достижения этой цели является стремление объединить научно-техническую и технологическую мощь НАСА и предпринимательскую силу бизнеса в рамках программы КОТ. Если программа окажется успешной, предусматривается расширение приобретения космических услуг бизнеса для создания орбитальных топливных депо, перемещения грузов между Землёй и Луной и пр. Ожидается, КОТ значительно подхлестнёт сложившуюся неспешную динамику освоения космоса.

Заключение
На программу COTS возлагают большие надежды в плане повышения экономичности и эффективности правительственных программ. Например, ожидается, что её реализация приведет к:
● постепенному снижению стоимости многих вооружений в разы;
● ускорению развития космических технологий и удешевлению услуг космического транспорта.
Это может дать мощный импульс развитию разнообразного частного бизнеса в космической сфере — космический туризм, макромолекулярный синтез и получение новых лекарственных препаратов в условиях микрогравитации, коммерческие исследовательские проекты и пр.14, предоставит новые возможности для военного использования космоса. Увеличение потока грузов и людей между Землей и ближним космосом даст новый импульс развитию коммерческого космического транспорта, росту конкуренции в этой сфере. Уже первые полеты коммерческих космических кораблей по программе CRS оказались значительно дешевле ранее используемых в мире, что изменило распределение рынка транспортировки грузов на околоземную орбиту.
Программа COTS, по мнению авторов, прежде всего конкурентная стратегия. Однако, она не входит в число известных конкурентных стратегий. Её особенность в том, что известные конкурентные стратегии — это стратегии отдельных фирм и их объединений, а здесь речь идет о конкурентной стратегии государства.
Концепция COTS — интегральная стратегия, в которой просматриваются преимущества всех известных конкурентных стратегий плюс направленность на опережающую инновационность (технологический отрыв). Посредством COTS США, например, стремятся значительно снизить издержки на правительственные (в т.ч. космические) программы, ускорить эти программы и стимулировать развитие высокотехнологичного COTS-бизнеса, его инновационность — но только у себя, для повышения своей конкурентоспособности, а потому принимают серьезные меры к нераспространению технологической волны, которую пытаются породить с помощью COTS, за пределы своих границ.
В результате реализации данной стратегии США планируют ускорить развитие своей экономики, увеличить технологический отрыв от основных конкурентов (Китай, Европа) и повысить возможности ВС. Вместе с тем, в отношении COTS США находятся в исключительном положении: у них самый развитый высокотехнологичный рынок, всё более недоступный другим государствам и зарубежным фирмам (в том числе европейским) в силу ужесточения ограничений на экспорт техники и технологий. Это — новый вызов для основных конкурентов США, а также для основных игроков на рынке космических изделий и услуг (Китай, Европа, Индия, Россия), требующий глубокого и внимательного изучения.


Литература
1. Конопатов С.Н. Военный космос США: проблемы закупок в контексте цивилизационного вызова // Россия и Америка в XXI веке. — 2013. — №1.
2. Конопатов С.Н. Военный космос США: подходы к решению проблем закупок // Россия и Америка в XXI веке. -2013. — №2. Режим доступа: «http://www.rusus.ru/?act=read&id=373».
3. Конопатов С.Н. Военный космос XXI века: осмысление недостатков и возможностей в свете респонсивности // Информация и космос. — 2011. — №4. — С. 74–80.
4. Конопатов С.Н., Старожук Е.А. Космические системы в новой среде безопасности // Военная мысль. — 2019. — №1. — С.107–120.
5. A Journey to Inspire, Innovate, and Discover. Report of the President’s Commission on Implementation of United States Space Exploration Policy. June 2004. Режим доступа: http://www.nasa.gov/pdf/60736main_M2M_report_small.pdf.
6. Basili Victor R., Boehm Barry. COTS-Based Systems Top 10 List. // Software management, May 2001. Pp. 91–93. режим доступа: http://www.cs.umd.edu/~basili/publications/journals/J82.pdf.
7. Federal acquisition regulation. Part 12 «Acquisition of Commercial Items». «https://www.acquisition.gov/far/html/FARTOCP12.html».
8. NASA space technology roadmaps and priorities. Restoring NASA’s Technological Edge and Paving the Way for a New Era in Space. Washington, D.C.: The national academic press, 2012. Режим доступа: http://www.nap.edu/openbook.php?record_id=13354&page=R1.
9. National Space Policy of the United States of America. Washington, the White House, 2010. -14 p.
http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/national_space_policy_6–28–10.pdf
10. Operation of the Defense Acquisition System. Department of Defense. Instruction № 5000.02. December 8, 2008. Режим доступа: http://www.acqnotes.com/Attachments/DoD%20Instruction%205000.2.pdf.
11. SpaceX. COTS Flight 1. Press Kit. Режим доступа: http://www.spacex.com/downloads/cots1–20101206.pdf.
12. Specifications & Standards — A New Way of Doing Business. Memorandum of the Secretary of Defense №20301–1000. Washington DC, June 1994. Режим доступа: http://sw-eng.falls-church.va.us/perry94.html.
13. The Defense Acquisition System. Department of Defense Directive № 5000.01. May 12, 2003. Certified Current as of November 20, 2007. Режим доступа: http://www.dtic.mil/whs/directives/corres/pdf/500001p.pdf

Сноски 
1 Далее COTS.
2 С концепцией COTS связан термин «продукты двойного назначения» («dual use products») — это продукты, применимые в гражданской и в военной сфере.
3 Наиболее значителен сегмент COTS-продуктов в программном обеспечении: более 99% компьютерных программ в мире — COTS-продукты (Basili, 2001). Значительной частью любого разрабатываемого программного комплекса является COTS: никакой подрядчик (проектная команда) не сможет создать все его компоненты с допустимыми издержками времени и ресурсов.
4 Kennedy Robert. «Technology Refreshment: A Management/Acquisition Perspective». Доступно 15.10.2019 по адресу: http://www.erols.com/scea/ Conference00-pdfs/Technology_ Refreshment-Kennedy.pdf.
5 На запланированный к запуску коммерческий спутник дополнительно за плату устанавливается и подключается к его системе жизнеобеспечения нужная правительству полезная нагрузка (payload). В этом случае правительство выступает клиентом коммерческой организации. Стоимость размещения полезной нагрузки по принципу «hosted payload» многократно ниже, чем её запуск отдельным спутником, а оперативность значительно выше. Естественно, необходимо, чтобы орбита коммерческого спутника подходила для конкретной полезной нагрузки.
6 Респонсивность — способность оперативно удовлетворять запросы.
7 Жизненный цикл системы включает её разработку, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, техобслуживание, ремонт, модернизацию, вывод из эксплуатации (списание), утилизацию.
8 Базили оценивает объем усилий в применении к программному обеспечению; на взгляд автора, это справедливо и в отношении технических систем.
9 На взгляд автора, в технических COTS-системах избыточность также типична, но в значительно меньшей степени.
10 В США государственные решения не берутся непонятно откуда («с потолка»), как это бывает в некоторых других странах. Если принято решение — значит, были его широкие экспертные обсуждения, ряд авторитетных публикаций, предложений и программ авторитетных организаций, всесторонняя оценка, исторический анализ и прогноз последствий, оценка его системной совместимости с институциональной основой и пр.
11 Сегодня это общий подход США к правительственным функциям.
12 Orion Lockheed Martin space system. Разрабатываемые фирмой «Локхид Мартин» в кооперации с Европейским космическим агентством космические корабли CEV (Орион) предназначены для пилотируемых полетов за пределами околоземного космоса — на Луну, астероиды и с перспективой на Марс. Сегодня (октябрь 2019 г.) их создание находится на заключительной стадии, ориентировочный срок готовности к применению — 2020 г.
13 «Разрабатывать системы и технологии, необходимые для обеспечения надежного и экономичного доступа в космос, в сотрудничестве с бизнесом США, когда такие системы и технологии отсутствуют на рынке США». National space policy-2010, p. 5.
14 Так, с расчетом на космические корабли КОТ американская фирма Bigelow Aerospace ведет работу по созданию коммерческой космической станции (для космического туризма и пр.). Ею уже запущен в космос ряд надувных прототипов. На 2020 г. запланирован запуск надувного корабля B330 (вес примерно 23 тонны) и комплексировать его с МКС.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия