Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Журавлев Д. М.
ведущий специалист Управления информации и медиакоммуникаций
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат экономических наук


Принципы создания и функционирования системы управления развитием региона
В статье сформулированы базовые принципы конструирования модели системы управления региональным развитием, которая рассматривается как единство организации, технических, инновационных и других мероприятий. Разработка модели состоит из следующих этапов: исследования, операции, тактика и стратегия. Показано, что объединяющим элементом и связующим звеном модели стратегирования и управления развитием являются информационные технологии
Ключевые слова: регион, система управления, методы планирования, стратегирование, прогнозирование
УДК 332.025; ББК 65.050   Стр: 159 - 165

Как следует из обзора методов моделирования региональных экономических систем [1, 2, 4, 6, 11], подавляющее их большинство преимущественно ориентировано на решение задач разового характера, возникающих, как правило, на стадии экономического обследования. При оценке отдельных элементов региональной системы игнорируется их взаимосвязь друг с другом. Решаемые задачи зачастую искусственно преобразуются, огрубляются, упрощаются, исходя из возможностей существующих модельных конструкций и в ущерб адекватности описания явлений. Для получения качественного результата требуется структурирование исходных данных, их специальная подготовка и обработка.
Повышению адекватности моделей региональной системы реальным экономическим явлениям, формированию их новых функциональных свойств, улучшению потребительских качеств модели может способствовать переход к созданию гибридных форм моделей региональной экономической системы, синтезу моделей с заранее заданными свойствами.
Применительно к экономико-математическим исследованиям под гибридизацией понимается «органическое соединение в процессе конструирования экономико-статистических моделей различных методов прикладной математики, а также эвристических процедур с целью придания модели свойств и достоинств комбинируемых методических подходов» [5].
При конструировании гибридных моделей решается задача создания модели, пригодной для решения достаточно широкого круга экономических задач и обладающей соответствующими свойствами. К числу таких свойств относят адаптивность, управляемость, простоту использования и интерпретации, возможность включения в технологические схемы прогнозирования и т.д. Создание подобной гибридной модели основывается на следующих принципах и методах. К принципам следует отнести нижеперечисленные элементы гибридной модели:
1. Управляемость. Отражает необходимость зависимости показателей эффективности, целевой функции (индикаторов) от факторов управления региональной экономической системой (управляющих воздействий, осуществляемых государством и субъектами экономической деятельности).
2. Достижимость. Означает, что заданные значения целевой функции должны быть конечными и понятными для практической реализации.
3. Наличие обратной связи. Предполагает доступность получения актуальной и достоверной информации о результатах управляющих воздействий.
4. Адаптивность. Характеризует наличие инструментария, накапливающего и анализирующего информацию о прошлых управленческих ситуациях, вырабатывающего новые формы и методы управления.
5. Открытость. Подразумевает наличие множественных связей с внешней средой, гарантирующих получение достоверной и актуальной информации.
6. Измеримость. Значения индикаторов и факторов должны иметь численное выражение, что позволяет адекватно формулировать цель и задачи стратегии развития региона на заданный период времени.
7. Адекватность. Достижение разумного баланса между детальностью и потребительскими качествами модели.
8. Целесообразность. Проектируемая модель должна отображать только такие свойства, которые максимально полно оказывают влияние на заданные показатели эффективности.
Отсюда к методам такой модели следует отнести следующие факторы:
1. Информационная достаточность. Предполагает построение такой модели регионального развития, которая, с одной стороны, не будет столь упрощена, что станет тривиальной, а с другой — не будет столь детализирована, что станет неповоротливой в использовании. Следовательно, реальное состояние экономики региона необходимо упрощать лишь до такой степени, пока это не приведет к существенной потере точности модели. Таким образом, строится модель, ориентированная на решение основных проблем регионального развития, не имитирующая региональную экономическую систему во всех деталях.
2. Единая система показателей. Предоставление на все уровни управления показателей, имеющих общее расчетное происхождение, единый формат и размерность. Сопоставимость, идентифицируемость и однозначное их понимание позволяет принимать согласованные и обоснованные управленческие решения. Единая система ключевых показателей позволяет создать единую терминологию (единый блок нормативно-справочной информации), при которой различные по своей сути понятия не могут скрываться за одинаковыми названиями.
3. Отраслевые приоритеты. Заключается в том, что на основании анализа объективных данных и по установленным критериям определяются ключевые отрасли, развитие которых является первоочередной задачей.
4. Потенциалы развития. Суть метода состоит в выявлении важнейших факторов развития приоритетных отраслей социально-экономического комплекса региона.
5. Точки роста. Представляют собой определение группы развивающихся и расширяющихся предприятий приоритетных отраслей, размещенных на территории региона и способных вызвать дальнейшее развитие экономики региона.
Исходя из сформулированных принципов и методов, система стратегического планирования и управления развитием региона автором рассматривается как единство следующих составляющих (рис. 1):
– механизма инициации и функционирования системы стратегического планирования и управления развитием, сочетание которых обеспечивает целевую ориентацию на поддержание заданной экономической результативности в условиях неустойчивого состояния и существенных изменений внешней и внутренней сред;
– комплекса организационных, технических, инновационных и других мероприятий, реализуемых в составе элементов механизма инициации и функционирования системы стратегического планирования устойчивого развития региона, обеспеченных необходимыми ресурсами, синхронизированными с запланированными результатами;
– программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего сбор, обработку и хранение информации, в автоматическом режиме реализующего алгоритмы математического аппарата, заложенные в целевой модели.
Формируя модель прогнозного развития как систему стратегического планирования региона, проводя расчеты ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных программ, инициирующие перевод и поддержание социально-экономической системы в состояние, соответствующее ее целевой направленности и функциональной предназначенности, субъект, управляющий устойчивым развитием, должен идентифицировать эти процессы как разработку, реализацию, контроль и коррекцию стратегии, основными составляющими которой выступают:
– формализация стратегической цели, определяющей качественные и количественные перспективные ориентиры экономических и иных результатов, эффективности производства продукции, процесса оказания услуг, занятие новых или расширение занимаемых сегментов рынков товаров, услуг, развития их на диверсифицированной сбалансированной основе с имеющимся ресурсным потенциалом [12];
– стратегический анализ (математический алгоритм) ретроспективной, текущей деятельности и прогнозного развития социально-экономической системы региона в условиях вероятностях изменений политико-социального, экономического, инновационного, финансового и нормативно-правового состояния, позволяющий на основе установленных критериев, прогнозирования внешних и внутренних воздействий, формировать комплексные меры в составе тех или иных разделов стратегического плана, направленные как на противодействие, так и на устранение нежелательных тенденций, на повышение конкурентоспособности на основе проникновения технических, технологических и информационных новаций;
– разработка целевой модели социально-экономической региональной системы, включая набор критериев, ключевых показателей эффективности оценки деятельности субъектов экономической деятельности, организационную и информационную модели их взаимодействия при достижении запланированной стратегической цели;
– корректирующие воздействия и обеспечительные мероприятия, реализуемые в рамках отдельных и сопутствующих функциональных стратегий в среднесрочные периоды времени, когда требуется изменение состояния социально-экономической системы региона для содействия положительным тенденциям социально-экономического, финансово-инвестиционного и инновационного развития, расширения конкурентных преимуществ на инициативной основе.
Рис. 1. Система стратегического планирования и управления развитием региона

Основу стратегии социально-экономической системы региона составляет целевая модель, наличие которой позволяет обоснованно формулировать направления развития, а также формировать перечень организационно-технических меро­приятий, оказывающих максимальное влияние на целевые индикаторы, что способствует наиболее оптимальному пути достижения заявленных задач.
По мнению автора, разработка системы управления развитием региона и соответствующей ей модели состоит из следующих этапов (рис. 2):
1. Исследования — сбор, анализ и подготовка первичных данных для выбора метода моделирования, алгоритмизация бизнес-процессов и разработка первичной целевой модели.
2. Операции — отработка целевой модели на больших массивах данных, ее корректировка и повышение вероятностей реализации прогнозных сценариев.
3. Тактика — разработка, оценка и реализация комплекса мероприятий, повышающих устойчивость региона на основе подготовленных сценарных вариантов, имеющих максимально возможную вероятность свершения.
4. Стратегия — подготовка долгосрочных сценариев развития ситуации по росту уровня устойчивости региона на базе проектируемой автоматизированной системы управления, при помощи которой осуществляется балансировка показателей.
Рис. 2. Алгоритм создания системы управления социально-экономическим развитием региона

Рекомендации автора по формированию модели прогнозного развития региона исходят из того, что основными составляющими инструментария её обоснованности должны выступать:
– система сбора, обработки, анализа данных, позволяющая установить правила взаимодействия и сформировать устойчивые связи, как вертикальные, так и горизонтальные, дать текущую оценку ситуации;
– система управления базами данных и прикладные решения, закрывающие весь спектр задач, решение которых необходимо для достижения оптимумов целевой модели;
– структурированные информационные потоки и базы данных, представляющие собой актуальные и верифицированные срезы экономической, финансовой, инновационной и иной отчетной и текущей информации, составляющие основу для определения тенденций среднесрочного и долгосрочного развития, обоснования прогнозных величин, эффективности используемых ресурсов.
Реализуемость плана перспективного развития социально-экономической системы региона значительным образом зависит от сходимости целевой модели и ее способности в тактическом плане обеспечить достижение заданных темпов экономического роста, а в стратегическом плане сохранять и преумножать достигнутые значения, расширять рыночные сегменты.
Функциональное назначение модели прогнозного развития региона проявляется в экстраполяции и расчетном обосновании наиболее вероятного достижения оптимальных результатов и эффективности процессов производства промышленной продукции, общественных благ и оказания услуг.
Выполненная в синтезе элементов информационных потоков и баз данных, формируемая стратегия устойчивого развития, при соблюдении критериев, предъявляемых к реализации её организационных, технических, технологических, инфраструктурных и иных составляющих, позволит достичь расчетных оптимумов экономической, финансовой, социальной результативности в среднесрочном и долгосрочном периодах планирования.
Процедура разработки стратегии включает в себя дополнительный комплекс мер, направленных на соблюдение принципов контроля и мониторинга изменений состояния социально-экономической региональной системы, обеспечение перманентной готовности субъекта планирования оперативно реагировать на изменение состояний внешней и внутренней сред, определять факторное влияние на социально-экономическое, инвестиционно-финансовое и инновационно-научное развитие.
Предлагаемая система стратегического планирования, на взгляд автора, при всей ее неоднозначности, позволяет возобновлять и постоянно поддерживать цикл предпринимаемых действий и мер по достижению среднерыночных и превышающих рыночные экономические результаты, проводить адекватную оценку общего и частного уровней использования ресурсов.
Большое количество сложных взаимосвязей между элементами региональной экономической системы определяет многоцелевой характер ее функционирования. Формирование модели экономического развития региона предполагает необходимость четкого целеполагания в экономическом развитии.
В настоящее время отсутствует однозначное или общепринятое понимание целей развития. Различные источники [3, 7, 8, 10] относят к таковым рост объемов производства, структурную модернизацию экономики, повышение уровня жизни населения и другие.
Произошедшие за последние годы институциональные изменения в национальной экономике привели к необходимости знания перспектив развития не только страны в целом, но и отдельных ее регионов, потребности перспективы и направления их развития в зависимости от текущей ситуации, от качества функционирования их региональных экономических систем, а также обосновывать величину запрашиваемых у федерального центра дотаций, создавая, таким образом, условия для поступательного развития и повышения уровня экономической самостоятельности регионов.
Экономическая или бюджетная самостоятельность региона определяется соотношением между потребностями в бюджетных ресурсах и налоговым потенциалом, то есть ростом сумм налогов и сборов от роста объемов производства.
Представляется целесообразным, для целей дальнейшего исследования, разделить регионы Российской Федерации по нахождению на той или иной стадии развития, на 3 группы (рис. 3).
Рис. 3. Стадии социально-экономического развития региона

1. Факторная стадия развития (англ., factor-driven economy).
Характеризуется наличием исторически сложившихся базисных факторов производства, в основном природных ресурсов и рабочей силы низкой квалификации. Региональная промышленность сосредоточена на производстве товаров и продуктов с низкой добавленной стоимостью, используются, в основном, широкодоступные технологии. Наличие природных ресурсов может обеспечивать относительно высокий доход на душу населения (в основном из-за низкой плотности населения) в течение длительного периода времени, но факторная экономика имеет слабую базу для развития. Необходимы существенные вливания из федерального бюджета на поддержку системообразующих секторов экономики региона, на развитие инфраструктуры, модернизацию технологий.
2. Технологическая стадия развития (англ., efficiency-driven economy).
Существенно зависит от инвестиционной активности, прежде всего, частного капитала, способного эффективно использовать и совершенствовать заимствованные технологии. Увеличение объема инвестиций ведет к возникновению более передовых факторов и созданию современной инфраструктуры. Довольно успешно реализуются инфраструктурные проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства, с длительным сроком окупаемости. На этой стадии зарубежные технологии не только применяются, в них вносятся улучшения. Отличие от факторной стадии заключается в наличии в регионе более развитой инфраструктуры, прежде всего, транспортной и социальной, наличием рынка квалифицированной рабочей силы.
Технологическая стадия характеризуется ростом производства в определенных секторах экономики, там, где присутствует экономия от масштабирования, требуются значительные инвестиции, однако доля заработной платы в себестоимости продукции значительна, производится продукция широкого потребления, технологии общеизвестны и имеются множественные источники ее улучшения. Наблюдается быстрый рост занятости, заработной платы и факторных издержек. Высока роль государства, реализуемая в таких областях, как софинансирование инфраструктурных проектов, введение налоговых послаблений, страхование рисков невозврата инвестиций, осуществление временного протекционизма в целях поощрения становления государственных корпораций, строительство инфраструктуры. Модель развития на технологической стадии требует определенных компромиссов, когда приоритет делается на инвестиции, приводящие в перспективе к долгосрочному экономическому росту, в ущерб текущему потреблению и доступности общественных благ.
3. Инновационная стадия развития (англ., innovation economy).
Характеризуется наличием широко развитых связей, как горизонтальных, так и вертикальных между секторами экономики. Результат проявляется во внедрении технологий, находящихся на стыке различных отраслей, происходит диверсификация деятельности крупных компаний, прежде специализирующихся на узких сегментах рынка. Возрастает качество производимых товаров и услуг, происходит рост личных доходов, и, соответственно потребление.
Серьезным образом ускоряются инфраструктурные и инновационные процессы, движущей силой которых является возможность сбора, накопления, анализа и обмена актуальной и достоверной информацией, формализованной в структурированном виде, облегчающим усвоение и использование данных. При этом, по большей части, происходит совершенствование структуры и комбинаций ресурсов на основе знаний об их свойствах, и, в меньшей степени, происходит вовлечение дополнительных ресурсов в производственный процесс, тем самым достигается повышение производительности труда и снижение себестоимости производства. Таким образом, меняется парадигма экономического роста.
Экономические возможности субъектов коммерческой деятельности существенно расширяются при применении информационных технологий и телекоммуникационных возможностей цифровой экономики, поскольку в полной мере реализуется поиск наиболее оптимальных форм хозяйствования, с последующим осознанным внедрением инноваций. Здесь проявляется один из ключевых аспектов новой парадигмы экономической деятельности в условиях цифровой экономики — поисковая деловая активность, то есть в реальности воплощается возможность коммерциализации поисковой активности, реализуемая через субъективное поведение отдельных индивидуумов/хозяйствующих субъектов, имеющих желание улучшить свой уровень жизни/повысить эффективность бизнеса. Качественно изменить характеристики и свойства, предполагаемых к изменению субъектов/объектов, возможно при реализации осознанного выбора оптимального варианта/алгоритма действий, приводящего к желаемой цели. Последнее невозможно без наличия доступа к базам данных и знаний, без применения искусственного интеллекта. Результатом стимуляции поисковой деловой активности является появление дополнительных эффектов на всех уровнях экономической и административной деятельности. На микроуровне происходит стимулирование использования инноваций, при этом особое внимание уделяется сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), конкурентоспособность которого постепенно приближается к уровню крупных компаний, что, в свою очередь, приводит к ускорению экономического роста.
Роль государства в экономике на этой стадии заметно снижена по отношению к первым двум стадиям. Мотивация, в основном, исходит от частного сектора. Экономика начинает расти и усилия государства направляются на косвенное регулирование и стимулирование.
Региональная экономическая система, равно как и любой другой сложный объект, состоит из определенного множества взаимодействующих друг с другом элементов (управляемых экономических процессов, агрегатов, отраслей, секторов и пр.).
Каждый из экономических процессов региональной системы может быть рассмотрен как «черный ящик» (F), на вход которого поступают факторы (ресурсы) (X), выходом (Y) является результат функционирования процесса — изменение плотности автомобильных дорог, увеличение количества абонентов широкополосного доступа к сети интернет, рост числа мест в высших учебных заведениях, финансируемых из бюджета и т.д. (рис. 4).
Рис. 4. Процесс региональной экономической системы

В указанном случае результат функционирования процесса (Y) однозначно определяется объемом затраченных ресурсов, фактором (X).
На региональном уровне экономическую систему можно рассматривать как совокупность процессов — «структурную модель региональной экономической системы» (рис. 5), которая представлена входом X, выходом Y и преобразовательным блоком F.
Рис. 5. Структурная модель региональной экономической системы

На мезоэкономическом уровне такая система представляется в виде совокупности процессов (подсистем), каждый из которых может быть представлен входом xi, выходом yi и преобразовательным звеном fi.
При таком подходе совокупный результат функционирования региональной экономической системы Y зависит не только от количества и качества затраченных ресурсов X, но и от внешних и внутренних воздействий, присущих той или иной стадии социально-экономического развития региона (рис. 3).
В современной экономической науке при моделировании подобных систем чаще всего применяется метод репрезентативного агента, согласно которому функции F(X) и f(x) должны иметь одинаковый вид.
Как было отмечено выше, для определения наилучшей из возможных траекторий развития экономики региона и оценки последствий принимаемых решений необходимо использовать гибридную модель, синтезирующую оптимальный и статистический подходы в моделировании.
Выполнение рассмотренных выше принципов построения модели регионального экономического развития способствует ее «гибкости», а синтез моделей с заранее заданными свойствами — повышению адекватности гибридной модели реальным процессам, протекающим в экономике региона.
Параметрический анализ статистически достоверных зависимостей X и Y позволит сформировать матрицу оптимальных значений приоритетных параметров состояния системообразующих процессов (категорий или столпов) экономической системы региона.
В условиях чрезвычайной разветвленности и сложности экономических связей внутри региональной экономической системы целесообразно описать в формализованном виде влияние структурных сдвигов (изменения в численности работающих, производственных мощностях, сырьевой базе, технологии производства) в промышленно-экономическом комплексе региона на развитие экономики региона, в частности, на доходы регионального бюджета.
Поставленная задача экономического развития региона требует применения такой модели для ее решения, которая бы отражала специфику функционирования региональной экономической системы.
Объединяющим элементом и связующим звеном гибридной модели являются информационные технологии [9], позволяющие эффективно накапливать, систематизировать и визуализировать данные, необходимые для оценки текущего состояния, расчета прогнозных параметров модели и оценки соответствия их реально достигнутым.
Для наглядности изложенного, на рис. 6 приведена система стратегического планирования и управления развитием региона, неотъемлемой частью которой является информационно-аналитическая система, генерирующая модельный ряд экономических процессов.
Блок управления получает информацию о текущем состоянии экономической системы (данные статистики и управленческого учёта) не непосредственно, а через информационно-аналитическую систему, дающую объективную картину текущей ситуации и являющуюся отражением текущего состояния объекта.
В ходе своей деятельности объект управления (региональная экономическая система) потребляет, создает и накапливает ресурсы. Стратегическое управление заключается в постановке глобальных целей и перераспределении ресурсов для их достижения, оперативное — в прямом воздействии на объект.
Данные об объекте (статистика и управленческий учёт) понимаются как система сбора и обработки численных параметров (характеристик) региональной экономической системы, направляются в информационно-аналитическую систему.
Информационно-аналитическая система также обеспечивает решение задачи прогнозирования по алгоритму «что, если...» в рамках сгенерированного модельного ряда.
В конечном итоге, целевую модель можно определить, как совокупность способов организации управления планированием и прогнозированием, условий осуществления деятельности, лежащих в основе стратегии регионального развития, а также критериев выбора и определения управляемых факторов и индикаторов.
Развитие инструментария, эконометрических методов информационных технологий достигло такого уровня, который позволяет с высокой степенью эффективности формализовать систему управления региональным развитием на предлагаемых принципах в виде прикладного программного обеспечения, поддерживающего выполнение следующих задач:
– сбор, верификация, хранение и анализ необходимых данных;
– интерпретация и визуализация данных — доведение результатов моделирования до лиц, принимающих решения в терминах, позволяющих однозначно идентифицировать события;
– управление изменениями — реализация возможности санкционированного вмешательства авторизованными пользователями, в соответствии с уровнем доступа;
– организация информационного обмена с внешними и внутренними пользователями на основании алгоритмизируемых регламентов.
Управление моделью с использованием современных информационных технологий и инновационных принципов обработки данных имеет ряд несомненных достоинств:
– формализованы процессы описания и кодификации результатов анализа и оценки показателей эффективности;
– процедуры документирования, подготовки отчетности и распространения накопленной информации полностью подконтрольны;
– реализуется возможность оперативного составления и анализа определенного множества альтернативных вариантов достижения заданных целей и задач как реакции на изменение внешних и внутренних условий функционирования;
– оценка рентабельности деятельности в контексте модели, обеспечение готовности к логическому анализу и созданию обратной связи, необходимой для внесения соответствующих корректировок;
– возможность для квалифицированного пользователя влиять на изменения за счет непосредственного участия в управлении моделью.
Рис. 6. Система стратегического планирования и управления развитием региона с учетом включенности информационно-аналитической системы


Литература
1. Волков С.К., Морозова И.А. Проактивная модель социально-экономического развития российских территорий: монография. — Волгоград: ВолгГТУ, 2017. — 94 с.
2. Иванов П.М. Устойчивое развитие региона: концепция, модель управления, стратегия: монография. — М.: ООО «ЭКЦ «Профессор», 2016. — 254 с.
3. Липец, Ю.Г. Цикл работ по исследованию региональных систем: обзор [Текст] / Ю.Г. Липец // Региональные системы. 1983. — № 3. — С. 98–102.
4. Муромцев Ю.Л. Концептуальное моделирование в задачах экономической эффективности, конкурентоспособности и устойчивого развития: монография. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2008. — 174 с.
5. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 527 с.
6. Соломатин А.Н. Математическое моделирование в стратегическом управлении регионом. — М.: Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Российской акад. наук, 2007. — 59 с.
7. Терехин Д.В. Стратегия социально-экономического развития регионов. — М.: Изд-во МАИ, 2005. — 215 с.
8. Управление развитием. Методология регионального стратегирования: монография / В.И. Сарченко, Л.А. Оборин, Ю.Г. Машуков и др. — Красноярск: СФУ, 2018. — 599 с.
9. Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2006. — №2(48). — С. 230–237.
10. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
11. Юшкова Н.Г. Планирование региональных хозяйственных систем на основе адаптационно-пространственного моделирования // Известия Сарат. гос. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2014. — Т. 14, вып. 2(1). — С. 314–319.
12. Ялунер Е.В. Формирование системы стратегического планирования социально-экономического развития предприятий сферы услуг: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05. — Санкт-Петербург, 2009. — 305 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия