| | Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Остовская А. А. доцент Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат наук государственного управления Смирнова Е. А. доцент кафедры логистики и торговой политики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье показано, что целью государственного регулирования инновационной деятельности является, прежде всего, достижение положительных сдвигов с использованием всех преимуществ рыночного механизма хозяйствования, мобилизация возможностей производственного и научно-технического потенциалов, установление соответствия развития инновационной деятельности требованиям концепции устойчивого развития. Также, в процессе исследования был проведен SWOT анализ инновационной политики Республики Крым для выявления её слабых сторон (внутренние риски), которые могут препятствовать эффективному использованию существующих инструментов и возможностей развития инноваций в регионе, выявлены принципы, направленные на совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в регионе. Отмечено, что эффективность функционирования инновационной системы в современной экономике зависит от качества взаимодействия между ее основными участниками, а также представлено институциональное обеспечение развития РИС Республики Крым | Ключевые слова: инновации, институциональное обеспечение, региональная инновационная система, регион, государственное регулирование, инновационная деятельность | ББК У9(2)–55(2Р) Стр: 142 - 145 | С момента признания инновации как ключевого движущего фактора экономического роста (исследования развития экономики США 1909–1949 гг.), инновации стали важным предметом интересов не только ученых, но и представителей бизнеса и органов публичной власти. Это внимание привело к росту числа исследований по определению места формирования инноваций и наиболее благоприятного уровня (местного, регионального, национального, международного и т.п.) для разработки и реализации инновационной политики.
С 90-х гг. ХХ в. ученые подчеркивают важность локального уровня инновационных процессов и определяют именно регион как место создания и стимулирования инноваций [1]. В частности американский ученый М. Портер утверждал, что конкурентное преимущество создается и поддерживается через высоко локализованные процессы [2].
В целом научные исследования показывают, что знания и инновации тесно сконцентрированы в отдельных регионах. Это объясняется тем, что ключевые элементы инновационного процесса имеют региональный характер, также ускоряет появление инноваций пространственная близость [3]. С другой стороны, причины этого явления усматриваются в распространении «тихих» (неявных) знаний и опыта, ведь эти ценности сосредоточены на определенной территории и не могут быть легко перемещены [4]. Наиболее эффективное использование этих ресурсов происходит, когда субъекты знаний и опыта, а также субъекты, которые передают свои знания и опыт, сконцентрированы географически, поскольку данная близость позволяет построить доверие между заинтересованными сторонами.
Еще одной из причин важной роли географической близости по инновациям является то, что неявные знания могут быть переданы быстрее и проще, так как формируются условия, когда субъекты инновационного процесса находятся близко друг к другу и могут оперативно взаимодействовать. Это способствует укреплению доверия между участниками инновационного процесса (требует регулярного прямого взаимодействия) [5].
Взаимодействие субъектов инновационных процессов усиливается под влиянием социокультурных норм и ценностей, которые сформировались в регионе. Для того чтобы делиться неявными знаниями, необходимо совместное социальное и культурное понимание, без которого отношения между субъектами значительно усложняются. Еще одна причина, по которой географическая близость влияет на инновации, является эффект агломерации, в частности он ускоряет формирование инфраструктуры, необходимой для создания знаний путем концентрации университетов, научно-исследовательских центров и центров трансфера технологий [2, 6].
Существующая неоднородность развития базовых компонент региональной экономической системы вызывает необходимость использования механизмов государственного регулирования, внедрения и корректировки мероприятий по стратегическому управлению, направленного на повышение конкурентоспособности национального товаропроизводителя через реализацию инновационной модели развития, которая позволит увеличить объем наукоемкой продукции с высокой добавочной стоимостью.
Как показывает опыт, в рамках решения обозначенной проблемы развитые страны придают особое значение созданию и поддержке региональных инновационных систем (РИС), которые связывают науку и производство, что обеспечивает коммерциализацию результатов научных разработок и во многом определяют конкурентоспособность стран и регионов на мировом рынке.
Для регионов России, а в частности для Республики Крым создание и поддержка региональной инновационной системы позволит создать реальные предпосылки для формирования региональной экономики инновационного типа.
Формирование РИС зависит от конкретной экономической ситуации в отдельно взятом регионе. В этой связи считаем, что в Республике Крым необходимо учесть следующие аспекты:
— сложившуюся отраслевую структуру экономики региона;
— уровень развития регионального промышленного производства;
— наукоемкость продукции, производимой в регионе;
— степень научного обеспечения инновационных разработок и др.
Модель РИС для каждого региона является особой, поэтому планирование ее формирования на начальном этапе требует проведения комплексного анализа развития региона. С учетом факторов влияния, особенностей и свойств в каждом регионе формируется промышленный комплекс, который занимает особое место в территориальном разделении труда, использовании средств производства, природных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Все это обусловливает многообразие целей регионального инновационного развития [2, 7].
Основной целью региональной политики Республики Крым в сфере формирования РИС является создание условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в соответствии с национальными и региональными приоритетами, а также повышение уровня жизни населения, достижение экономического роста, развитие науки, социальной сферы и т.д., путем объединения усилий субъектов подсистем РИС на основе взаимовыгодного партнерства. Авторами в процессе исследования был проведен анализ инновационной политики Республики Крым для выявления её слабых сторон (внутренние риски), которые могут препятствовать эффективному использованию существующих инструментов и возможностей развития инноваций в регионе.
Таблица 1
Сравнение основных результатов SWOT-анализа инновационной системы Республики КрымСильные стороны | Слабые стороны |
---|
наличие производственной базы;
наличие организаций в области;
наличие исследований, разработок и высшего образования в Республике Крым;
повышение статуса ведущих региональных университетов до федерального;
на политическом уровне имеется поддержка инноваций | ограниченное количество глобально ориентированных компаний;
снижающееся количество студентов научно инженерных специальностей и недостаток специалистов с уже законченным образованием;
недостаток инновационной культуры среди бизнес- и исследовательского сообществ;
слабая связь между исследовательскими институтами и индустриальным сектором;
ограниченность в использовании инструментов мониторинга и оценки инновационной политики региона. | Возможности | Угрозы |
---|
тенденция роста инвестиций в регионе в пользу отраслей экономики знаний;
Развитие КФУ имени В.И. Вернадского, для вхождения в перечень российских вузов, участвующих в программе «5–100»;
развитие проектов, реализуемых университетами по заказам бизнеса, вовлечение в коммерческий оборот действующих объектов инновационной инфраструктуры;
доступ к глобальным рынкам через вступление в ВТО. Санкции на РФ осложнили доступ к внешним рынкам, хотя прямых ограничений на экспорт продукции из России и, в частности, Республики Крым нет. | управление и финансирование исследовательских институтов и университетов на федеральном уровне не следует рыночно ориентированным принципам исследований и разработок;
федеральные программы инновационной поддержки не оказывают достаточной поддержки рыночно ориентированным исследованиям и разработкам или проектам на ранней стадии инновационного цикла;
слабая конкурентная политика на национальном уровне. |
Акцентируя внимание на основных результатах SWOT-анализа инновационной системы Республики Крым, необходимо дополнительно отметить угрозы (внешние риски):
1. Общестрановые риски в связи с сохраняющимися санкциями в отношении России и Республики Крым (ограничения на заимствование технологий, закрытие рынков для экспортной продукции, ограничения на доступ к мировым финансовым рынкам и др.).
2. Технологический риск: быстрая смена технологического уклада, в результате которой ведущие предприятия и отрасли региона (машиностроительные комплексы) могут быстро стать неконкурентоспособными, в то время как новые отрасли (ИТ, нано-, био-, робототехника, новые материалы и др.) не успеют набрать оборотов для сохранения устойчивости в развитии региональной экономики.
3. Фискальный (ресурсный) риск исчерпания ресурсов федерального бюджета и федеральных институтов развития, дальнейшее сокращение и/или ухудшение структуры федеральных межбюджетных трансфертов, что может увеличить налоговую нагрузку на предприятия региона со снижением их возможностей по инвестированию в инновации.
4. Риск нехватки в Республике Крым квалифицированных кадров мирового уровня для обеспечения конкуренции с мировыми лидерами [8].
В то же время, сдерживающее влияние на развитие инновационной системы оказывают такие характеристики региональной модели, как излишняя централизация системы управления, закрытость структуры собственности на ключевые региональные активы, ограниченные возможности для социального лифта, отставание с проведением реформ в системе высшего образования.
Преодоление данных сдерживающих факторов требует активного и целенаправленного взаимодействия основных участников инновационного процесса региона: субъектов секторов науки, образования, бизнеса, органов публичной власти и общественности. Поэтому для достижения положительных результатов в формировании региональной инновационной системы Республики Крым должны быть сформированы эффективные механизмы взаимодействия органов публичной власти, субъектов хозяйствования сферы науки и бизнеса, общественности, которые должны лечь в основу разработки программных документов на региональном уровне.
Основными из таких механизмов являются:
1) стратегия развития региона — инструмент стратегического планирования, целью которого среди прочего является стимулирование экономической активности, повышение конкурентоспособности и инновационности экономики региона. Этот документ является основополагающим для других стратегий и программ в регионе. Ее реализация предполагает процесс принятия решений, обеспечивая общий план действий (например, определить приоритеты и распределить ограниченные ресурсы) с целью достижения согласованных целей;
2) план мероприятий по реализации региональной стратегии, т.е. документы, которые предусматривают пошаговую реализацию региональной стратегии;
3) региональная стратегия инновационного развития является документом, который предусматривает систематические, целенаправленные мероприятия, проводимые региональными партнерствами с целью определения или просмотра региональной инновационной политики [2, 9].
Также, по нашему мнению, целесообразно в современных условиях хозяйствования выделить принципиальные положения совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне, направленные на институциональную модернизацию (табл. 2).
Модернизация современной институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности в Республике Крым должна способствовать максимальному использованию накопленного ранее инновационного потенциала территории. В связи с этим считаем, что основной целью функционирования институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности на региональном уровне должно стать повышение темпов роста экономической активности субъектов хозяйствования в регионе в стратегическом ракурсе. Такое определение целевого ориентира обусловлено тем, что, по нашему мнению, важнейшей функцией государства является создание благоприятных условий социально-экономического развития страны, увеличение денежных доходов граждан и, соответственно, повышение уровня качества жизни населения.
Эффективность функционирования инновационной системы в современной экономике зависит от качества взаимодействия между ее основными участниками. Это взаимодействие обусловливает формирование и оборот интеллектуального капитала в системе производства и потребления экономических и других благ [12].
На региональном уровне взаимодействие осуществляется в следующих направлениях:
— между крупными и средними предприятиями региона (обычно в рамках производственной и научно-технической кооперации). Как правило, это взаимодействие принимает форму создания кластера, где, кроме собственно малых инновационных предприятий, активность проявляют региональные центры создания знаний (университеты) и элементы инновационной инфраструктуры вокруг них (бизнес-инкубаторы, региональные центры трансфера технологий и т.д.);
— между крупными и малыми предприятиями (на разных стадиях инновационного цикла, в рамках модели открытых инноваций, в различных формах, например, участие малых инновационных предприятий в государственных контрактах и др.);
— между предприятиями и университетами, научными центрами, а также между самими университетами;
— между всеми участниками инновационного процесса и органами власти региона.
Основу институционального обеспечения составляют субъекты с технопарковыми видами деятельности, типичные институциональные компоненты технологической платформы в структуре региональной инновационной подсистемы (табл. 3).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, к основным инструментам инновационной политики, рекомендуемых к использованию в Республике Крым, можно отнести:
– отлаженные механизмы согласования действий властей всех уровней в продвижении инновационных инициатив;
– эффективную мобилизацию федерального финансирования для реализации региональных инновационных программ, а также активное участие в существующих федеральных программах;
– поощрение стратегического сотрудничества между региональными предприятиями, включая сектор НИОКР;
– поддержание интенсивного диалога между государственными структурами и бизнесом;
– кластерный подход к поддержке инновационного развития;
– долгосрочное территориальное планирование и программы комплексного развития территорий;
– развитие ОЭЗ на инвестиционных площадках;
– жесткий административный контроль за реализацией принятых решений;
– активное участие в межрегиональных и международных структурах, ориентированных на поддержку инновационных процессов.
Таблица 2
Принципы, направленные на совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Крым [2, 9, 10]№ | Принцип | Характеристика |
---|
1 | Целевая ориентация на решение стратегических задач | предусматривает, что процесс формирования системы государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне должен осуществляться на основе долгосрочного планирования; обеспечивает комплексное решение имеющихся проблем инновационного развития региона; достижение совокупности целевых ориентиров инновационной деятельности, высокий уровень результативности управляющих воздействий. | 2 | Рациональное взаимодействие государства и инвесторов | в соответствии с принципом рационального взаимодействия государства и инвесторов, усилия органов государственной власти на всех уровнях управления в процессе модернизации институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности должны быть сосредоточены на привлечении средств институциональных и не институциональных инвесторов для решения текущих и перспективных задач инновационного развития страны. | 3 | Адекватная реакция на изменения во внешней среде | требует достижения высокой адаптивности институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности, своевременной разработки и реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное реагирование на трансформационные процессы, которые обусловливают результативность перспективных управляющих воздействий в инновационной сфере. | 4 | Ресурсное обеспечение принятых решений | в процессе формирования совокупности мероприятий, направленных на повышение инновационного потенциала Республики Крым, необходимо определить основные направления привлечения материальных, человеческих, финансовых и информационных ресурсов, что позволит системно решать существующие проблемы инновационного развития. Действующая финансовая инфраструктура не позволяет эффективно решать задачи инвестирования бюджетных средств с целью активизации инновационного процесса в национальной экономике. Таким образом, к началу осуществления перспективных инновационных проектов необходимо создать инфраструктуру, которая обеспечит решение, как текущих, так и перспективных задач ускоренного инновационного развития региона.
Перспективным направлением ресурсного обеспечения инновационных проектов является создание условий для частно-государственного партнерства, что позволит использовать преимущества бюджетных и внебюджетных источников финансирования инновационно активных предприятий. Представляется, что инициаторами реализации инновационных проектов с привлечением механизма частно-государственного партнерства должны выступать местные администрации и органы местного самоуправления, которые обладают всей необходимой информацией об особенностях инновационного развития региона. | 5 | Учет особенностей территориального развития | принцип требует предварительного анализа инновационных возможностей Республики Крым, чтобы обеспечить максимально эффективное использование её материальных, человеческих, финансовых и информационных ресурсов в процессе формирования профильной институциональной системы. В процессе анализа необходимо установить:
— общие закономерности развития социально-экономической системы региона, основные факторы, влияющие на результативность хозяйственной деятельности;
— комплекс отраслей и сфер деятельности, которые в краткосрочной, долгосрочной и стратегической перспективе могут выступать точками роста экономики региона, что позволит определить перспективы его инновационного развития;
— основные направления повышения эффективности функционирования экономики региона за счет комплексного использования его инновационного потенциала. | 6 | Непрерывный мониторинг инновационного процесса | необходимое условие эффективного использования ограниченных ресурсов национальной экономики в процессе решения, как текущих, так и перспективных задач рационализации инновационной деятельности. Создание системы мониторинга позволит определить:
— количество инновационных проектов, в том числе финансируемых за счет средств государственного бюджета;
— объем средств государственного и местных бюджетов, которые используются для реализации инновационных проектов;
— объем внебюджетного финансирования инновационных проектов, в том числе в отраслевом и региональных разрезах;
— перечень субъектов хозяйствования всех форм собственности, которые выступают как наиболее активные участники процесса производства и внедрение инноваций;
— объем финансовых ресурсов, необходимых отдельным субъектам хозяйствования различных отраслей экономики с целью реализации перспективных инновационных проектов.
Мониторинг инновационной деятельности позволит также получить оперативную информацию о проблемах, которые возникают в процессе реализации инновационных программ, что будет способствовать повышению адаптивности системы управления инновационной деятельностью, адекватной реакции механизма государственной поддержки инноваций на изменения, происходящие во внешней среде. |
Таблица 3
Институциональное обеспечение развития региональной инновационной системы Республики Крым Виды деятельности и области взаимодействия | Институциональная принадлежность |
---|
Региональная | Рыночная | Научная |
---|
Исследования и разработки (НИОКР) | Органы регионального управления, формирующие и реализующие региональную инновационную политику | Предприятия, их исследовательские, проектно конструкторские, технологические подразделения, малые научно-технические предприятия | Лаборатории и научные центры в составе КФУ им. В.И. Вернадского | Инфраструктура | Региональные программы, технико-внедренческие (ОЭЗ, региональный технопарк | Венчурные фонды, центры подготовки научных кадров, инновационно технологические центры, технопарк | Университетский бизнес инкубатор, центры инновационного предпринимательства, базовые кафедры и лаборатории, центры коллективного пользования оборудованием | Предпринимательская активность | Органы регионального управления, формирующие и реализующие региональную экономическую политику | Крупные и средние предприятия, осуществляющие инновационную деятельность.
Малые инновационные предприятия, кластеры | Малые инновационные предприятия при КФУ.
Центры трансфера технологий и центры коммерциализации в университете | Коммерциализация знания и передача технологий | Органы регионального управления, выступающие заказчиками | Инновационные предприятия, осуществляющие передачу и внедрение новых технологий | Научные организации и университеты, осуществляющие распространение новых знаний и технологический трансфер | Источник: составлено авторами на основе [12] |
| |
|
|