Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Брянцева Т. А.
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук

Шевченко М. В.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова


Инновационное лидерство региона: вопросы оценки и факторы укрепления (на примере Белгородской области)
В статье проанализированы факторы достижения инновационного лидерства регионов как основы эффективной реализации инновационных проектов, изучена система количественных и качественных показателей инновационного развития, рекомендованы мероприятия, направленные на укрепление инновационного лидерства
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационная политика, лидерство, Белгородская область
УДК 338.23; ББК 65.050   Стр: 128 - 130

В условиях усиления процессов глобализации инновационная деятельность становится одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности стран и регионов. Поэтому проблематика инноваций, методика оценки показателей уровня инновационного развития и инновационного лидерства продолжает оставаться актуальной для российских регионов и страны в целом.
Инновационное лидерство — понятие, которое недостаточно изучено в контексте с устойчивым развитием региона. В экономической литературе термин «инновационное лидерство» отождествляется с понятием «инновационный менеджер», в качестве которого выступает руководитель любого уровня управления, способный совершенствовать функционирование своего подразделения на основе инновационных методов управления. Однако инновационное лидерство региона определяется не только наличием эффективных управленцев, но и уровнем его экономического развития и наличием инвестиционного потенциала. Формирование инновационных преимуществ региона и стремление к инновационному лидерству благоприятно влияет на индустриальное развитие региона. Для регионов сырьевой направленности формирование инновационных преимуществ становятся первостепенной задачей [8].
Для оценки инновационных преимуществ региона возникает необходимость определить показатели его характеризующие, изучить факторы и содержание нового подхода к управлению на основе лидерской позиции региона как методологической основы управления инновационной деятельностью, сформулировать роль интеллектуального капитала в обеспечении инновационного развития региональных социально-экономических систем. Результаты исследования преимуществ региона помогают составить основу новой модели инновационного развития с целью достижения лидирующей инновационной позиции региона. Проблемой в данном вопросе является определение критериев оценки инновационных преимуществ, так как для отдельно взятого региона присущи свой природный капитал, территориальное местоположение и уровень экономического развития [7, 2].
Основополагающим условием осуществления эффективной инновационной деятельности является сочетание внешних и внутренних факторов, которые в совокупности определяют инновационную среду. Основным назначением инновационной среды является обеспечение участия государственных органов управления, предпринимательского сектора экономики и научно-исследовательских организаций в ускоренном развитии региона при использовании достижений науки и технологий в целях осуществления стратегических национальных приоритетов страны.
Факторы внешней среды можно объединить в две группы:
— факторы непосредственного воздействия на работу предприятия (состояние нормативно-правовой базы; уровень договорных отношений с контрагентами и др.);
— факторы косвенного воздействия на работу предприятия (общий уровень экономического развития как отдельного региона, так и страны в целом; политическая конъюнктура; демографическая ситуацияи др.).
Факторы внешней среды характеризуются следующими аспектами:
— большое количество факторов, неподдающихся корректировке управленческими решениями;
— постоянные изменения внешней среды;
— ограниченность информации о конкретных факторах внешней среды;
— высокий уровень взаимосвязи между факторами.
Факторы внутренней среды, оказывающие влияние на инновационное развитие хозяйствующего субъекта, представлены: наукоемкостью и энергоемкостью производства; особенностями технологического процесса; длительностью производственного цикла; уровнем технической вооруженности труда; степенью изношенности оборудования; степенью экологической опасности; уровнем квалификации сотрудников; качеством продукции и спросом на нее; диверсификацией производства в отрасли; рентабельностью деятельности и деловой активностью.
Изучение и учет внутренних и внешних факторов инновационной среды обеспечивает эффективное функционирование всех звеньев инновационного процесса.
Кроме того, важным моментом для создания эффективной инновационной среды является осуществление процесса коммерциализации научных разработок, создание благоприятных внешних условий, что в свою очередь связано с трансформацией действующих и созданием новых институциональных структур, изменением их функций. В условиях конкуренции инновационные продукты должны в полной мере отвечать запросам потребителей, поэтому благоприятная инновационная среда — это важное условие в укреплении позиций по отдельным показателям устойчивого развития региона.
При изучении вопросов устойчивого развития отдельно взятого региона, можно проследить, что на формирование инновационной среды оказывают влияние такие особенности региона как: приоритетные направления научно-технологического развития; инновационные ориентиры; достигнутый уровень и полнота использования технологического потенциала региона; расположенность промышленных предприятий к необходимости интенсификации процессов обновления производства и т.д.
Таким образом, инновационная среда отдельно взятого региона является определенной подсистемой, его составной частью, выделенной на основе особенностей инновационных процессов в регионе.
Создание и развитие инновационной среды является основой роста инновационного потенциала региона. В целях достижения приоритетных для региона инновационных результатов предусматривается процесс генерирования новых знаний, новых процессов и новых продуктов. Благоприятная инновационная среда способствует созданию новых технологий, внедрение которых обеспечивает инновационное развитие региона и повышает его конкурентоспособность, определяет взаимосвязь между субъектами инновационной деятельности. Немаловажным значением для устойчивого развития региона является то, что регионом определяется потребность в инновациях, способных внести вклад в решение вопросов его социально-экономического развития.
Проанализируем состояние инновационной среды региона на примере Белгородской области.
Целью реализуемой инновационной политики области является достижение устойчивого экономического роста и улучшение жизни населения посредством создания новых рабочих мест, увеличения доходной части бюджета за счет налоговых поступлений от реализации наукоемкой продукции, повышения квалификации персонала предприятий области, внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий.
Органы законодательной и исполнительной власти региона активно вовлечены в обеспечение условий его инновационного развития. Мерами государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности являются:
«— предоставление государственных гарантий Белгородской области при реализации инновационных программ и проектов;
— предоставление в аренду на льготных условиях помещений, находящихся в собственности Белгородской области;
— предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;
— создание специализированных фондов поддержки инновационной деятельности;
— предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
— выделение грантов субъектам инновационной деятельности;
— оказание помощи инициаторам инновационных проектов в поиске инвесторов;
— представление интересов субъектов инновационной деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
— развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
— организация и создание инфраструктуры инновационной деятельности;
— предоставление возможности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
— оказание содействия в оформлении документов на получение патентов и авторских свидетельств, а также в изготовлении опытных образцов и рекламе нового продукта» [5].
В области созданы Советы по модернизации и инновационному развитию экономики, выступающие экспертными и координационными центрами для максимальной концентрации административных, управленческих ресурсов и увеличения отдачи от использования бюджетных средств.
Эффективность реализации инновационной деятельности обусловлена высоким уровнем научно-производственного потенциала региона и его инвестиционной привлекательностью. Говоря о Белгородской области, можно констатировать, что регион обладает комплексом необходимых элементов для активизации и развития инновационной деятельности и достижения конкурентных преимуществ на рынке высокотехнологичной продукции: выгодное географическое расположение территории, развитая транспортная сеть, высокий образовательный уровень населения, функционирование инновационных площадок на базе опорных вузов, наличие современных производственных мощностей, высокая концентрация научно-производственных организаций.
Важным механизмом государственной поддержки инновационного развития регионов является разработка комплекса нормативно-правового регулирования данной сферы. При этом важно проанализировать действующую систему нормативного регулирования с целью ее дальнейшего совершенствования, разработки целевых инновационных программ.
В Белгородской области принят ряд нормативных актов, регулирующих развитие инновационной сферы, основным среди которых является закон от 01.07.2014 № 284 «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области»[1], определяющий правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, основы формирования и реализации областной инновационной политики [4].
Система количественных и качественных показателей инновационного развития субъектов Российской Федерации разработана в 2007 году Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, и включает в себя 37 показателей, сгруппированных в четыре тематических блока: социально-экономические условия инновационной деятельности; научно-технический потенциал; инновационная деятельность; качество инновационной политики [3].
Первый блок включает в себя следующие показатели:
— основные макроэкономические показатели (валовой региональный продукт в расчете на одного занятого в экономике региона, коэффициент обновления основных средств, удельный вес занятых в высоко и среднетехнологичных отраслях производства в общей численности занятых в экономике региона, удельный вес занятых в наукоемких отраслях сферы услуг);
— образовательный потенциал населения (удельный вес населения в возрасте 25–64 лет, имеющего высшее образование, в общей численности населения соответствующей возрастной группы);
— уровень развития информационного общества (удельный вес организаций, имеющих доступ к интернету с максимальной скоростью передачи данных не менее 256 Кбит/с, в общем числе организаций);
Второй блок представлен следующими показателями:
— финансирование научных исследований и разработок (внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП и в расчете на одного исследователя);
— кадры науки (удельный вес занятых исследованиями и разработками в среднегодовой численности занятых в экономике региона);
— результативность научных исследований и разработок (число статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 10 исследователей).
Следующий блок включает показатели:
— инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства);
— малый инновационный бизнес (удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий);
— затраты на технологические инновации (интенсивность затрат на технологические инновации);
— результативность инновационной деятельности (удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг).
Последний блок характеризуется следующими позициями:
— нормативная правовая база инновационной политики (наличие стратегии инновационного развития);
— организационное обеспечение инновационной политики (наличие специализированных координационных органов по инновационной политике при высшем должностном лице или высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации);
— бюджетные затраты на науку и инновации (удельный вес ассигнований на гражданскую науку из средств консолидированного бюджета субъекта РФ в расходах консолидированного бюджета ее субъекта).
На основе указанных показателей проводится ранжирование субъектов РФ, при этом рейтинг региона рассчитывается как среднее арифметическое всех нормализованных показателей.
Белгородская область обладает развитой инфраструктурой, способствующей реализации инновационной деятельности:
— большое количество учреждений высшего образования разной отраслевой направленности (Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Белгородский государственный университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Старооскольский технологический институт «Национальный исследовательский университет «МИСиС», Школа менеджмента «Бирюч» и т.д.);
— предприятия и организации производственно-технологического назначения (технопарки БелГУ и БелГСХА; инновационный бизнес-инкубатор при БГТУ им. В.Г.Шухова; инновационно-технологический центр «Трансфер»; промышленный парк «Северный»; научно-инновационный образовательный центр в области наносистем в строительном материаловедении);
— «информационно-консалтинговые службы (Региональный центр интеллектуальной собственности при БелГУ, ОГУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», Автономная некоммерческая организация «Белгородский инновационно-технологический центр «ТРАНСФЕР», ОГУ «Инновационно-консультационный центр АПК», Центр инновационного консалтинга БелГУ);
— финансовые институты (НКО «Фонд развития Белгородской интеллектуально-инновационной системы», НКО «Фонд содействия развитию инвестиций в субъектах малого и среднего предпринимательства в Белгородской области», Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства)» [5, 6].
Таким образом, инфраструктуру Белгородской области можно признать достаточной для реализации инновационных проектов.
Инновационное развитие региона требует государственной и региональной поддержки, как никакое другое направление. И в этом заключается основа достижения инновационного лидерства. Установлено, что инновационный путь развития региона зависит не только от заинтересованности хозяйствующих субъектов, но и от органов власти. Инновационная деятельность является успешной при условии создания определенного благоприятного климата, который характеризуется следующим:
— эффективная инновационная среда;
— наличие и активное функционирование объектов инновационной инфраструктуры;
— мотивационные инструменты активизации инновационных процессов;
— качественное информационное обеспечение инновационной деятельности;
— защита интеллектуальной собственности.
Для обеспечения инновационного развития регион самостоятельно определяет инструменты, наиболее адекватные по региональной ситуации и определенным приоритетам.
По нашему мнению инновационного лидерства регион может достичь при выполнении следующих условий:
— заинтересованности региональных органов власти в принятии решений и создании структур, которые оказывали бы поддержку инновационной деятельности в регионе при недостаточности или отсутствии средств собственного бюджета;
— применения механизмов стимулирования инновационных субъектов к сотрудничеству и кооперации. Через совершенствование и развитие таких отношений можно существенно ускорить необходимые изменения в инновационной сфере. Именно на этих принципах функционируют инновационные промышленные кластеры. В последнее время кластерный подход является наиболее популярным в обеспечении инновационного развития региона;
— технологизации достижения целей, определения конкретных задач и приоритетов инновационного развития;
— подготовки специалистов высокой квалификации, которые умели бы разрабатывать эффективные технологии инновационного развития с учетом региональных особенностей.
Характеризуя общеэкономическое развитие Белгородской области, можно отметить положительную тенденцию: наблюдается рост промышленного и сельскохозяйственного производства; объемов строительства; уровня занятости населения. Объем валового регионального продукта области за 2018 год составил порядка 780 млрд руб. с ростом 104% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время Белгородская область находится на 18 месте среди всех регионов России по индексу инновационного развития.
Для достижения лидирующих позиций в инновационной сфере можно порекомендовать активизировать работу по следующим направлениям:
1) увеличение источников финансирования инновационной деятельности за счет привлечения институтов рынка ценных бумаг и частных инвесторов;
2) повышение уровня квалификации работников инновационной сферы;
3) создание координационного центра для обеспечения эффективного взаимодействия всех элементов инновационной системы.
Указанные мероприятия будут способствовать инновационным преобразованиям и станут предпосылкой для благополучной реализации инновационных проектов.


Литература
1.Закон Белгородской области «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области» от 1 июля 2014 года № 284 (с изменениями на 2 ноября 2017 года) (в ред. закона Белгородской области от 02.11.2017 № 188) // СПС «Консультант Плюс».
2. Брянцева Т.А., Шевченко М.В. Налоговое стимулирование как фактор активизации инновационной деятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. — 2017. — № 4. — С. 188–192.
3. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып.5 / Г.И. Абдрахманова, П.Д. Бахтин, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 260 с.
4. Роль инноваций в тренде российской экономики: монография / Под ред. С.В. Куприянова. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. — 314 с.
5. Селиверстов Ю.И. Некоторые аспекты стратегического развития экономического субъекта (на примере Белгородской области) // Экономика. Общество. Человек: межвузовский сборник научных трудов. Вып. XXХII. Белгород: Изд-во БГТУ, 2017. — С. 318–329.
6. Статистический ежегодник. Белгородская область — 2018. — Белгород: Белгородстат, 2018. — 580 с.
7. Усатова Л.В., Шаповалова Т.А. Факторы развития инновационной деятельности в регионе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Экономика. Информатика. — 2009. -№ 9(64). — С. 11–16.
8. Шевченко М.В., Мирошниченко А.С, Сердюкова А.К. Управление инвестиционной привлекательностью региона // Белгородский экономический вестник. — 2018. — № 2. — С. 14–18.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия