Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Григорьев В. Ю.
заместитель генерального директора ООО «Селена-монтаж» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Анализ отечественного и зарубежного опыта поддержки предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса
В современных условиях малый и средний бизнес играют ключевую роль в формировании бюджета большинства развитых стран, служит основой функционирования их национальных экономик. В статье приведён международный опыт поддержки предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса и тенденции её развития
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, региональный бизнес, отраслевые предприятия
УДК 3.33.338.242 : [(3.33).334.722 + 012.6]; ББК 65.290   Стр: 74 - 76

Анализ отечественного и зарубежного опыта поддержки предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса является актуальным поскольку, во-первых, во многих странах малый и средний бизнес имеет большое значение для их социально-экономического развития и служит основой функционирования национальной экономики, производит 50–70% ВВП и обеспечивает занятость большинства населения; во-вторых, российский региональный бизнес в основном состоит из малого и среднего бизнеса и, прежде всего, с ним необходимо консолидировать свои экономические интересы отечественным отраслевым корпорациям, выстраивая стратегию своего развития. В этой связи зарубежный опыт поддержки предпринимательства будет полезным для консолидации экономических интересов отечественных отраслевых корпораций и регионального бизнеса, то есть в основном малого и среднего бизнеса.
Развитие малого и среднего бизнеса в странах развитой экономики происходит достаточно активно благодаря большой роли государства в его обеспечении посредством оказания поддержки.
Так, например, в США к малому и среднему бизнесу относятся следующе группы предприятий с численностью работающих до 500 чел.: средние предприятия (от 100 до 499 чел.); малые предприятия (от 20 до 100 чел.), микропредприятия (до 20 чел), предприятия без использования наемного труда.
Экономический инструментарий поддержки малого и среднего бизнеса в США был разработан и стал реализовываться с 1953 г. посредством формирования Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). Данная организация формирует благоприятные экономические условия для развития малого и среднего бизнеса во всех регионах страны, а именно.
— создает и поддерживает конкурентную среду;
— содействует при получении кредита и других видов негосударственного финансирования деятельности;
— осуществляет государственное финансирование деятельности;
— оказывает техническую и информационную поддержку предпринимательства.
— осуществляет разработку и реализацию программ приоритетных отраслей экономики и направлений деятельности и привлечение к участию в них субъектов малого и среднего бизнеса.
Раскроем четыре программных функции АМБ.
Первая программная функция: финансирование в различных объемах начиная от небольших займов до значительных объемов инвестирования.
Вторая программная функция: развитие малого и среднего бизнеса посредством оказания информационно-консультационных услуг, технической помощи.
Третья программная функция: поддержка развития малого и среднего бизнеса посредством организации взаимодействия с государством. Так, США выступает крупным контрагентом для участников малого и среднего бизнеса, и ежегодная величина закупки продукции составляет более 200 млрд долл. Администрация по делам малого бизнеса и другие государственные органы в соответствии с законом способствуют росту доходов малого и среднего бизнеса в размере около 23% от бюджета государственных закупок. Таким образом, в США ведется активная работа по развитию малого и среднего бизнеса в интересах страны.
Четвертая программная функция: защита интересов малого бизнеса посредством создания в рамках АМБ подразделения защиты интересов малого бизнеса. Данное подразделение осуществляет рассмотрение принимаемых законов, оценку влияния нормативно-правовых актов на функционирование малого бизнеса, проводит научные исследования [1].
Также в США реализуется программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, выполняемых представителями малого бизнеса, программа финансового содействия малому бизнесу в результате наступления чрезвычайных событий (террористических актов, стихийных бедствий, социальных беспорядков). Положительное воздействие на развитие малого бизнеса в стране оказывает предоставление налоговых льгот, что приводит к увеличению числа малых предприятий и, соответственно, новых рабочих мест.
Во всех штатах региональные представительства АМБ взаимодействуют с Центрами развития предпринимательства (ЦРП), которые создаются совместно с университетами или с администрацией штата. Средства федерального бюджета обеспечивают половину финансирования ЦРП, а другая половина обеспечивается за счет бюджета штата, собственных средств университета, спонсорства.
Целью функционирования ЦРП является не получение прибыли, а увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса и создание новых рабочих мест. Основные усилия данные центры направляют на обучение ведению бизнеса, нахождение финансовых средств и предоставление информационно-консультационных услуг.
Основными направлениями деятельности ЦРП являются:
— сопровождение участия представителей малого бизнеса в программах правительства;
— обучение и консультация в области организации и ведения малого бизнеса;
— предоставление информации о состоянии рынка в соответствующей отрасли экономики;
— помощь в подготовке документов для прохождения сертификации, аккредитации при реализации государственных заказов;
— содействие в поиске источников финансирования и подготовке соответствующей документации;
— информационное сопровождение малого бизнеса: проведение семинаров, консультаций.
В Германии Рекомендацией Европейской комиссии 2003/361/EG с начала 2005 г. установлены критерии отношения компаний к сектору малого и среднего бизнеса, а именно:
— компании в которых трудятся менее 10 чел., а ее годовой оборот или стоимость активов на конец года составляет не более 2 млн евро называются микрокомпаниями;
— компании с численностью работающих от 10 до 49 чел. и годовым оборотом или активами не более 10 млн евро — это малые компании;
— средние компании — это бизнес-единицы с числом занятых от 50 до 249 чел. и годовым оборотом не более 50 млн евро, активами не более 43 млн евро. В уставном капитале компаний, не удовлетворяющих указанным выше критериям, должна иметься доля владельцев не более чем 25%, Они также должны владеть не более чем 25% доли участия в уставных капиталах других подобных компаний;
— крупные — это компании с персоналом от 250 чел., годовым оборотом более 50 млн евро и активами более 43 млн евро.
В настоящее время в Германии на 1 тыс. чел. населения приходится около 25 малых и средних компаний. Их число составляет 99,6% от общего числа компаний, в которых учатся 83,2% учащихся в системе производственного обучения (на их долю приходится 60,0% занятых, 51,8% валовой добавленной стоимости, 37,8% оборота). Доля малых и средних компаний в Германии, осуществивших инновационную деятельность, составляет около 60%, а их расходы на научные исследования и разработки составляют около 15% всех расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Министерство экономики и технологий Германии поддерживает деятельность малых и средних компаний с помощью двух основных программ:
1. Инновационные субсидии на сумму до 350 тыс. евро, предоставляемые по центральной инновационной программе для малого и среднего бизнеса (ZIM), вне зависимости от конкретных технологий и отраслей деятельности компаний. К условиям предоставления субсидий относятся:
— численность занятых в компании менее 500 чел.;
— реализация одного из трех типов инвестиционных проектов: кооперационного (участие нескольких компаний или компаний и научных учреждений, самостоятельного (участие отдельной компании), сетевого (участие шести и более компаний).
2. Инвестиционные субсидии, согласованные с программами стимулирования Евросоюза по программе инвестиционных субсидий в регионах со слабой экономической структурой (GRW) в рамках закона «Об общегосударственной задаче «Совершенствование региональной экономической структуры». В сферу действия закона включены восточные федеральные земли, в частности Берлин, Бранденбург, Саксония, Тюрингия и некоторые западные федеральные земли. Региональные экономические ведомства указанных земель определяют приоритетные отраслевые и инфраструктурные направления деятельности компаний для субсидирования.
Инвестиционная дотация с помощью налоговых льгот производится с целью поддержки новых инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, сфере производственных услуг, гостиничном бизнесе в восточных землях Германии. Она исчисляется в процентах от стоимости приобретения или производства новых основных средств (за исключением воздушного транспорта и легковых автомобилей). Приобретенные или произведенные основные средства должны использоваться не менее пяти лет на установленной сторонами территории и в конкретной отрасли (в личных целях не более чем на 10%). Так, с 2010 г. снижены налоговые ставки для малых и средних компаний до 5%. Налоговую нагрузку также можно снизить следующим способом: создать инвестиционные резервы в размере до 200 тыс. евро за счет отчислений из налогооблагаемой прибыли. Право на формирование инвестиционных резервов имеют компании со стоимостью основных производственных средств до 235 тыс. евро или прибылью до 100 тыс. евро (в сельском и лесном хозяйстве — со стоимостью до 125 тыс. евро).
Закон «О противодействии ограничению конкуренции» гласит, что при размещении государственных заказов в первую очередь должны быть учтены интересы малых и средних компаний исходя из их отраслевой принадлежности и технологических возможностей.
Наряду с вышеперечисленными возможностями для развития малых и средних компаний ведется подготовка и повышение квалификации персонала для ведения деятельности в сфере малого бизнеса, проводятся консультации и переобучение, преподаются основы предпринимательских ноу-хау. Бизнес-инкубаторы для «выращивания» малых и средних фирм не используются, но активно применяются инструменты поддержки учредительства в таких компаниях с помощью приобретения долей участия в уставном капитале по программе «Учреждение высокотехнологического бизнеса» с участием специализированного банка «ГЛС Гемайншафтсбанк». Участниками программы поддержки учредительства могут быть микрокомпании и малые компании, осуществляющие свою деятельность по разработанному бизнес-плану, Кредит по программе может составить до 20 тыс. евро сроком до трех лет.
Кроме этого, существуют следующие меры поддержки малого и среднего бизнеса в Германии, а именно предоставление:
— субсидий банка развития «КфВ» в случае трудного финансового положения компаний;
— субсидий из средств Евросоюзного социального фонда (8 тыс. евро);
— инвестиционных ссуд банком развития «КфВ» для реализации проектов социальной инфраструктуры.
В современном Китае создаются благоприятные условия для развития малого бизнеса, в результате чего малые и средние предприятия активно внедряют инновационные разработки и создают большое количество рабочих мест. До 80% продукции Китая производится на малых предприятиях, а доля малого бизнеса в общем объёме экспорта национальной продукции составляет более 60%. Малый бизнес осуществляет свою деятельность на основе Закона 2002 г. «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства», который предоставляет предприятиям малого бизнеса равные возможности в инвестировании, получении кредитов, модернизации производства, реализации научных достижений в национальной экономике. Недостатком развития китайского предпринимательства является несовершенная система прав интеллектуальной собственности.
В Китае функционирует комиссия для содействия развитию и реформированию страны (NDRC), одной из главных целей ее работы является создание условий для развития малого бизнеса. Информированием по вопросам малого и среднего предпринимательства занимается негосударственная информационная служба (CSMEO) на основе поддержки Департамента развития малого и среднего предпринимательства в NDRC.
Для поддержки малого и среднего бизнеса функционируют государственные фонды, деятельность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами малых предприятий при получении банковских кредитов. Для этой цели реализуется положение о формировании Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства за счет средств государства. Данный фонд осуществляет защиту интересов малого бизнеса, предоставляет налоговые льготы и дополнительное финансирование, например получение кредитов под низкие проценты и субсидий на их погашение в размере до 2 млн юаней.
Также в поддержке малого и среднего бизнеса в Китае участвуют:
— три банка развития: банк развития, экспортно-импортный банк, банк сельскохозяйственного развития Китая, стимулирующие развитие отдельных отраслей и объектов экономики;
— центр по координации и кооперации бизнеса, формирующий благоприятные условия для сотрудничества китайских и зарубежных организаций в области развития малого бизнеса;
— иностранные финансовые организации. Например, Ситибанком создан отдел, предоставляющий малым и средним предприятиям финансовые, информационные услуги и кредиты, в Шанхае и Шэнчьжэнь Standard Charter Bank производит микрокредитование.
Таким образом, анализ поддержки малого и среднего бизнеса в развитых (например, США, Великобритания, Германия, Франция) и развивающихся странах (Белоруссия, Бразилия, Казахстан, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция) [2] позволяет наблюдать следующие тенденции;
а) в развитых странах:
— осуществляется правовое регулирование поддержки малого и среднего бизнеса, закрепленное на законодательном уровне;
— формируется инфраструктура поддержки как одного из направлений экономической политики государства, в том числе с помощью государственных программ с финансовыми вложениями;
— производится снижение административных барьеров для развития малого и среднего бизнеса;
— обеспечиваются благоприятные условия для участников малого и среднего бизнеса на рынке;
— предоставляется финансовая поддержка, оказываются консалтинговые, информационные, образовательные услуги;
— реализуется принцип консолидации экономических интересов крупных компаний и малого и среднего бизнеса в области инновационных наукоемких производств;
— увеличивается число представителей малого и среднего бизнеса, происходит рост их инновационной активности, повышается конкурентоспособность продукции, развитие отдельных регионов и отраслей, образование новых рабочих мест.
б) в развивающихся странах:
— формируется представление о малом и среднем бизнесе как основе экономической политики государства;
— внедряются в практику экономической деятельности инструменты инфраструктурной и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
— осуществляется стимулирование бизнеса с помощью их привлечения к участию в инновационных и крупных производственных проектах;
— упрощение системы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, облегчение регистрации новых предприятий;
— оказание поддержки национальным меньшинствам, репатриантам и беженцам при открытии собственного бизнеса;
— оказание информационной и финансовой поддержки экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям;
— распространение бизнес-инкубаторов, технопарков и свободных экономических зон, в которых можно получить льготы и поддержку при ведении и развитии бизнеса.
Российская Федерация за последние пять лет улучшила условия ведения бизнеса и по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности вошла в первые 50 стран. В России самое высокое значение имеет критерий обеспечения исполнения контрактных обязательств, отражающий эффективность мер принуждения для их выполнения. По данному показателю Россия занимает 10 место в мире. Так, в России рассмотрение коммерческих споров в суде происходит значительно быстрее, чем во многих развитых странах, при этом количество необходимых процедур и стоимость судебных издержек существенно ниже среднемировых показателей.
Корректное сопоставление секторов отечественного и зарубежного малого и среднего предпринимательства провести невозможно из-за различий в статистической практике.
В настоящее время в России принадлежность фирм к малому и среднему предпринимательству определяется значениями двух основных показателей: численностью работников и величиной дохода. Отечественная статистика, по выше указанным показателям, выделяет четыре типа предприятий [3]:
— микропредприятия — юридические лица с численностью работников до 15 чел. и годовым доходом, не превышающим 120 млн руб.;
— малые предприятия — юридические лица с численностью работников от 16 до 100 чел. и годовым доходом, не превышающим 800 млн руб.;
— средние предприятия — юридические лица с численностью работников от 101 до 250 чел. и годовым доходом, не превышающим 2 млрд руб.;
— крупные предприятия– юридические лица с численностью работников свыше 250 чел. (без учёта критерий дохода).
При рассмотрении принадлежности фирм к малому и среднему предпринимательству только из численности работников статистика международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) позволяет достаточно точно выделить сектор малого и среднего предпринимательства, сопоставимый с отечественным. Однако, выделить в нём типы предприятий в интересах сопоставления с отечественными, представляет собой определённую трудность.
Характеристика доли сектора в национальной экономике по удельным показателям свидетельствует об отставании нашей страны от зарубежных стран. Так, Россия уступает зарубежным странам, кроме США, по показателю численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 100 человек населения, а именно Чехии в 4,7 раза, Швеции в 3,4 раза, Испании в 2,7 раза, Польше — 2,1 раз.
Одной из важных причин такого положения является постоянное сокращение Минэкономразвития России системных и эффективных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе проектов по созданию инновационной инфраструктуры. Так, общий объем поддержки 85 субъектов России за период 2015–2018 гг. сократился на 11,88 млрд руб. и составил в 2018 г. лишь 5,02 млрд руб.


Литература
1. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 04.02.2019).
2. Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области. URL: http://www.biznesdep.tomsk.gov.ru (дата обращения: 27.02.2019).
3. ОЭСР, Росстат, ФНС России (Россия — I кв. 2018 г).
4. Авраменко С. Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством (опыт Швейцарии) // Экономист. — 2001. — №  10.
5. Богачев В.Ф. Поддержка малого бизнеса фондами и консультационными агентствами // Малый бизнес в России: Мат. междунар. конф. — СПб: СПбГИЭА, 1994.
6. Буров М.П. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации: роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур. — М.: Экономика, 2006.
7. Григорьев В.Ю. Интеграция интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса: управленческий аспект // European Social Science Journal. — 2012. — № 7.
8. Марголин А., Хутыз З. О мерах государственной поддержки регионального развития // Экономист. — 2004. — № 12.
9. Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: gosprogrammy.gov.ru (дата обращения: 27.01.2014).
10. Ракша А.Д. Разработка иерархической модели региональной корпорации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства: автореф. дис...канд. экон. наук. — М., 2012. — 21 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия