Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Колечкина И. П.
доцент кафедры экономической безопасности и менеджмента
филиала Кузбасского государственного университета им. Т.Ф. Горбачева в г. Белово,
кандидат экономических наук

Наплёкова Т. К.
старший преподаватель кафедры экономики и управления
Новокузнецкого филиала (института)
Кемеровского государственного университета


Внутренний контроль в предупреждении и противодействии коррупции в организации
В статье рассмотрены особенности использования внутреннего аудита и внутреннего контроля в целях предупреждения и противодействия коррупции в организации. Коррупция как социально-экономическое явление распространена во всем мире, в том числе в России. Снижение уровня коррупции является важнейшим аспектом повышения экономической безопасности страны, роста благосостояния нации. Цель работы — изучить некоторые особенности использования внутреннего контроля в организациях с высоким уровнем коррупционного риска. Определены особенности модели системы внутреннего контроля с учетом работы с коррупционными рисками. Представлено содержание элементов системы внутреннего контроля с учетом особенностей антикоррупционной деятельности, выявления коррупционных рисков в организации
Ключевые слова: коррупция, риски, внутренний контроль, внутренний аудит
УДК 336.64 657.631 351 343; ББК 65.052.8 65.050 67.4   Стр: 65 - 67

Социально-экономическое явление коррупции имеет место во всем мире, в различных странах, на протяжении длительного периода времени. Современный уровень коррупции в мире определяется как «транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран» [1]
Не вызывает сомнений необходимость активного противодействия коррупции и предупреждения коррупционных проявлений, поскольку в результате успешной работы в этом направлении граждане страны получают возможность расходовать государственные ресурсы по их прямому назначению, что ведет к росту благосостояния нации, повышению экономической безопасности страны. Это подтверждается современной практикой. Страны, имеющие минимальный уровень коррупции — лидеры рейтинга индекса восприятия коррупции Transparency International [8] — стабильно занимают также и высокие места в рейтинге по интегральным индексам: индексу человеческого развития ООН [5], всемирному индексу счастья [9] (Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Сингапур, Норвегия, Канада).
В Российской федерации в течение нескольких десятков лет формируется законодательная база борьбы с коррупцией, ведется исследовательская работа в этом направлении.
Изучению различных сторон антикоррупционной деятельности посвящены многочисленные работы, в том числе и отечественных исследователей. Ряд авторов подходит к изучению коррупции на основе изучения специфики деятельности в той или иной сфере: в государственном и муниципальном управлении, в сфере образования, на транспорте, в отдельных регионах и т.д.
Ряд авторов подходит к изучению коррупции через исследование правовых аспектов повышения эффективности противокоррупционной деятельности. Коррупция изучается во взаимосвязи социальных и экономических ее проявлений. Рассматриваются вопросы использования аудита и внутреннего контроля в антикоррупционном менеджменте. Представляется целесообразным исследование коррупционного риска как одного из важнейших видов риска в системе управления организацией, на основе использования механизмов внутреннего аудита.
Внутренний аудит — неотъемлемая часть современной системы управления организацией, задачей которой является оценка эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.
Сущность внутреннего аудита определена международным Институтом внутренних аудиторов как «систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» [6].
Внутренний аудит позволяет оценить эффективность процессов функционирования организации, как в целом, так и ее отдельных структурных подразделений, отдельных направлений и бизнесов. Внутренний аудит, рассматривающий бизнес-процессы организации через призму оценки различных рисков, является действенным и эффективным инструментом в системе управления организацией. Его роль в организационном управлении заключается в оценке адекватности и повышении эффективности процессов управления рисками и контроля в организации.
Основное предназначение внутреннего аудита — способ­ствовать совершенствованию бизнес-процессов организации — осуществляется на основе оценки:
— системы внутреннего контроля и финансового контроля в организации;
— соответствия деятельности организации действующему законодательству и своей внутренней политики и процедурам;
— рисков операционной деятельности, что позволяет идентифицировать наиболее значимые риски для организации [3].
Инструментами внутреннего аудита являются: изучение финансовой информации, преимущественно оперативного характера, проведение специальных расследований (например, в случае выявления фактов мошенничества), другие методы аналитического и контрольного характера.
Наличие системы внутреннего контроля — обязательное условие осуществления деятельности любого экономиче­ского субъекта, в соответствии с действующим ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» [2, ст. 19]. Из перечня субъектов экономиче­ской деятельности, представленного в названном законе, в наибольшей степени подвержены коррупционным рискам органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, в том числе подразделения на местах, корпоративные юридические лица, другие организации.
Общая модель внутреннего контроля COSO [7], опубликованная в 2013 году, широко признана и используется в методике формирования системы внутреннего контроля организаций. Смысл модели внутреннего контроля — обеспечить понимание, оценку рисков и возможность управления ими для достижения целей организации.
Модель внутреннего контроля COSO включает пять составных элементов:
1) контрольная среда;
2) оценка риска;
3) контроль деятельности;
4) информация и коммуникации;
5) мониторинг.
При этом не следует рассматривать внутренний контроль как абсолютную гарантию обеспечения достижения организацией своих поставленных целей. Система внутреннего контроля дает руководству достаточный уровень уверенности в отношении направления достижения поставленных целей организации.
Говоря о внутреннем контроле, следует помнить, что его возможности имеют свои пределы. Внутренний контроль позволяет:
— помочь организации достичь тех целей, которые она поставила, и при этом избежать провалов на пути к достижению успеха;
— помочь организации достичь заданных показателей деятельности и требуемого уровня прибыли, избегая при этом потери ресурсов;
— помочь организации добиться соблюдения соответствующих законов и нормативных актов.
Необходимо отметить, что коррупционный риск — один из видов риска, которому подвержены организации. Рассматриваемые аспекты — лишь часть работы системы внутреннего контроля организации.
С учетом наличия высокого уровня коррупционного риска, элементы системы внутреннего контроля организации будут иметь следующие особенности, представленные в таблице 1.

Таблица 1
Составляющие элементы системы внутреннего контроля в организации с высоким уровнем коррупционного риска
ЭлементОписаниеОсновные компоненты
Контрольная средаОтношение руководства к системе внутреннего контроля, понимание его значенияКультура неприятия коррупции, нетерпимости к любым ее проявлениям
Оценка рискаРиск — возможность неблагоприятного влияния определённых событий на компанию. Его оценка осуществляется относительно установленного уровня допуска риска для компании, с учетом возможных изменений внешней средыУстановление целей и уровней допустимого риска. Определение «узких мест» возникновения коррупционных рисков
Контроль деятельностиУстановление политики и процедур, позволяющих руководству понимать уровень достижения целей и управлять минимизацией рисковСанкционирование действий, проверка соответствия антикоррупционным регламентам
Информация и коммуникацииУровень взаимодействия внутри организации, обеспечивающий функционирование внутреннего контроля и возможность достижения поставленных целейИнформирование о гарантиях безопасной антикоррупционной деятельности, создание соответствующей коммуникационной среды
МониторингОпределение эффективности элементов внутреннего контроляПостоянный и периодический мониторинг системы внутреннего контроля
Составлена по [7],

Рассмотрим подробнее ключевые особенности содержания основных компонентов модели внутреннего контроля, ориентированного на антикоррупционную деятельность.
Контрольная среда. Формирование культуры неприятия коррупции осуществляется по различным направлениям. Основные из них: обеспечение неотвратимости наказания за коррупционные действия; гарантии неприменения каких-либо мер к сотруднику, сообщившему о фактах коррупционных действий или неэффективности контрольных процедур, отказавшегося от дачи (получения) взятки, в том числе, если в результате такого отказа у организации «возникли убытки, упущенная выгода или не были получены коммерческие и/или конкурентные преимущества» [4].
Оценка риска. Для предотвращения или минимизации коррупционных рисков, следует обеспечить выполнение последовательных действий для предотвращения или минимизации потенциального ущерба от коррупции, в том числе:
— выявление «узких мест», имеющих наибольшую вероятность возникновения коррупционных рисков;
— выявление, анализ и оценка коррупционных рисков;
— определение границ приемлемости коррупционных рисков;
— раскрытие информации о выявленных коррупционных рисках;
— принятие решений о способах управления риском.
Среди «узких мест», наиболее подверженных коррупционным рискам в зависимости от специфики деятельности организации, можно выделить следующие направления деятельности / бизнес-процессы:
— приобретение активов (слияния, переход имущественных прав, закупки);
— представительские мероприятия (прием делегаций, обмен знаками делового гостеприимства);
— осуществление маркетинговых и общественных акций (PR-мероприятия, спонсорство, благотворительность);
— проверка информации о сотрудниках / контрагентах и последующее принятие решений о приеме на работу, повышении в должности, заключении контрактов;
— предоставление скидок и бонусов, списание дебитор­ской задолженности;
— осуществление платежей с высоким уровнем коррупционного риска (соблюдение порядка согласования платежей);
— контроль ученых данных, достоверности первичных документов бухгалтерского учета;
— другое.
Коррупционные риски признаются критичными для организации. Выработка реакции на риск может быть: избегание риска, минимизация риска. Недопустимо в отношении коррупционного риска принятие и передача риска.
Контроль деятельности. По наиболее актуальным для организации высокорисковым направлениям деятельности разрабатывается соответствующая политика и процедуры, по которым осуществляется деятельность организации, проводится контроль соответствия ее деятельности нормам, установленным регламентами, а также степени достижения по­ставленных целей.
Информация и коммуникации. Работа в этом направлении предполагает всестороннее информирование и обучение работников по вопросам противодействия и профилактики коррупции, ее цель — создание коммуникационной среды, позволяющей обеспечить эффективное функционирование внутреннего контроля и возможность достижения поставленных целей.
Мониторинг касается действенности внутреннего контроля. Он осуществляется постоянно, с периодической оценкой системы эффективности внутреннего контроля по направлениям:
— эффективность ведения деятельности организации, сохранность ресурсов и активов;
— правильность осуществления платежей, в том числе обязательных;
— достоверность отчетности;
— соблюдение требований законодательства РФ, в том числе по сделкам и иным фактам хозяйственной деятельности организации;
— оценка эффективности осуществляемых контрольных процедур.
В соответствии с действующим российским законодательством, во всех организациях независимо от форм собст­венности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и других обстоятельств, необходимо предусматривать меры, направленные на профилактику и противодействие коррупционным правонарушениям в деятельности организации.
Организации должны разрабатывать и утверждать комплекс антикоррупционных документов, которые являются основой для организации антикоррупционной деятельности и обеспечения действенной системы внутреннего контроля в этом направлении.
Система внутреннего контроля, сформированная в организации, в том числе для противодействия коррупции, должна включать оценку рисков вероятности их возникновения, причины их возникновения, выявляя тем самым «узкие места» в организации, принятие решений о мерах по снижению таких рисков и дальнейшему их предупреждению. Система внутреннего контроля в организациях, подверженных коррупционному риску, может дать возможность управлять коррупционным риском, снижать его уровень и избегать его.


Литература
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ (дата обращения 28.09.2019)
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/77f9b18f9bb66d5b1f255b2624622b229930993a/ (дата обращения 28.09.2019)
3. Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7–15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 № 48424) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279362/ (дата обращения 28.09.2019)
4. Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253639/ (дата обращения 28.09.2019)
5. Индексы и индикаторы человеческого развития. Обновленные статистические данные 2018. [Электронный ресурс] — URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf (дата обращения 28.09.2019)
6. Институт внутренних аудиторов URL: https://www.iia-ru.ru/inner_auditor/professional/ (дата обращения 28.09.2019)
7. Internal control — Integrated framework — https://www.coso.org/Documents/990025P-Executive-Summary-final-may20.pdf
8. Transparency International — URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения 28.09.2019)
9. World Happiness Report 2019 URL: https://worldhappiness.report/ed/2019/#read (дата обращения 28.09.2019)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия