Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Удовенко С. П.
заведующий кафедрой экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук, профессор


Механизм подготовки предложений по мерам таможенно-тарифного регулирования для ЕАЭС: проблемы, пути решения (на примере России)
Показано, что установленный в нашей стране порядок подготовки предложений по мерам таможенно-тарифного регулирования для ЕАЭС с его характерными чертами (отсутствие доступа значительной части научного, предпринимательского сообщества к материалам, служащим основой для выработки решений; решения принимает узкий круг федеральных чиновников) создает возможности для лоббирования и реализации интересов отдельных бизнес-групп, компаний в ущерб интересам более высокого уровня. В связи с этим сформулировано предложение о необходимости размещения информации о всех этапах подготовки предложений в данной сфере в форме открытых данных в сети Интернет на специализированном сайте, разработку и ведение которого целесообразно закрепить за Минэкономразвития России
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Россия, таможенно-тарифное регулирование, лоббирование интересов
УДК 339.543; ББК 65.239.723   Стр: 22 - 25

Как известно, в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) применение мер таможенно-тарифного регулирования осуществляется на основе решений соответ­ствующих органов ЕАЭС. Следует отметить, что процессы подготовки и принятия решений в этой сфере, представляющие собой в определенном смысле заключительный этап, трансформирующий теоретические наработки в области таможенно-тарифного регулирования в практическую плоскость, не вошли пока в круг вопросов, активно обсуждаемых в научной литературе [1, c. 18].
В соответствии со ст. 45 Договора о ЕАЭС к полномочиям Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) по вопросам таможенно-тарифного регулирования отнесены: осуществление ведения единой ТН ВЭД ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС; установление ставок ввозных таможенных пошлин, включая сезонные; установление случаев и условий предоставления тарифных льгот; определение порядка применения тарифных льгот; определение условий и порядка применения единой системы тарифных преференций; установление тарифных квот [2]. При этом процесс принятия решений в этой сфере осуществляется в два этапа. На первом уполномоченные органы государств-членов ЕАЭС разрабатывают предложения по введению, изменению мер таможенно-тарифного регулирования и представляют их в ЕЭК [3]. На втором этапе ЕЭК на основе предварительного рассмотрения предложений государств-членов ЕАЭС в Консультативном комитете по торговле при ЕЭК принимает решения, обязательные к исполнению в странах-членах ЕАЭС.
В нашей стране, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации [4], координацию организационного обеспечения участия Российской Федерации (далее — РФ) в мероприятиях, проводимых по линии ЕЭК, осуществляет Министерство экономического развития РФ (далее — Минэкономразвития России). Далее, координацию деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с представителями научных и общественных организаций, предпринимательского сообщества по выработке, в частности, позиции РФ по вопросам таможенно-тарифной политики, отнесенным к компетенции ЕЭК, осуществляет Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции (далее — Комиссия), Положение о которой утверждено Правительством РФ [5]. В этом Положении определены основные задачи Комиссии, одной из которых, в части таможенно-тарифного регулирования, является выработка позиции РФ (далее — позиция Российской Стороны) по вопросам таможенно-тарифной политики, отнесенным к компетенции ЕЭК, для рассмотрения на заседании Коллегии ЕЭК, Совета ЕЭК.
Подготовку проекта позиции Российской Стороны по вопросам таможенно-тарифной политики организует созданная, в соответствии с вышеуказанным Положением, подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее — Подкомиссия). В соответствии с ее Регламентом, утвержденным Председателем Комиссии 20.04.2010 г., к компетенции Подкомиссии, в части таможенно-тарифного регулирования, отнесена выработка проекта позиции Российской Стороны по вопросам таможенно-тарифной политики, отнесенным к компетенции ЕЭК, касающимся: установления и изменения ставок ввозных таможенных пошлин; внесения изменений в товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности; решения иных вопросов таможенно-тарифной политики, отнесенных к компетенции ЕЭК.
Как организована работа Подкомиссии?
Во-первых, состав Подкомиссии утверждается Правительством РФ (для справки: по состоянию на 26.12.2018 г. членами Подкомиссии являются только представители федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ). Председатель подкомиссии — министр экономического развития РФ М.С. Орешкин). Во-вторых, заседания Подкомиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются простым большинством голосов членов Подкомиссии. В-третьих, материалы к заседанию Подкомиссии, в части таможенно-тарифного регулирования, представляет Минэкономразвития России. В-четвертых, вопросы, предлагаемые в повестку дня заседания Подкомиссии, предварительно рассматриваются на заседаниях рабочих групп в соответствии со сферами ведения (таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, защитные меры по внешней торговле). В-пятых, Подкомиссия имеет право: образовывать рабочие группы в составе представителей заинтересованных ФОИВ, научных организаций, независимых экспертов, отраслевых ассоциаций и союзов; организовывать совещание экспертов, привлекая к их работе специалистов и консультантов по отдельным отраслям экономики, представителей научных организаций для углубленной проработки вопросов, выносимых на рассмотрение Подкомиссии. В-шестых, перечень рабочих групп, их состав утверждает руководитель Подкомиссии.
В целом в процессе подготовки позиции Российской Стороны по вопросам таможенно-тарифной политики, отнесенным к компетенции ЕЭК, можно выделить следующие этапы.
1. Заявитель (предприятие и/или бизнес-объединение) направляет в Минэкономразвития России (ответственный секретарь Подкомиссии — директор профильного департамента Минэкономразвития России) информационно-аналитические материалы (по установленной форме) с обоснованием необходимости введения, изменения каких-либо мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Минэкономразвития России направляет материалы заявителей в ФОИВ для подготовки официальных заключений в отношении предлагаемых мер таможенно-тарифного регулирования.
3. Заинтересованные ФОИВ готовят официальные заключения и направляют их в Минэкономразвития России.
4. Минэкономразвития России подготавливает справку, представляющую собой единый справочный документ, содержащий мнения заинтересованных ФОИВ о предлагаемых мерах таможенно-тарифного регулирования, и вместе с материалами заявителей направляет их в Подкомиссию.
5. Ответственный секретарь Подкомиссии передает руководителю рабочей группы по таможенно-тарифному регулированию все представленные материалы.
6 На заседаниях рабочей группы рассматриваются представленные материалы с привлечением, при необходимости, представителей заявителей, заинтересованных ФОИВ, научных организаций, бизнес-объединений. Могут быть организованы и совещания экспертов.
7. По итогам обсуждения всех имеющихся материалов рабочая группа выносит решение (в форме рекомендаций) по рассмотренному вопросу, оформляемое протоколом, и представляет его ответственному секретарю Подкомиссии.
8. На заседании Подкомиссии обсуждаются представленные материалы с привлечением, при необходимости, представителей заявителей, ФОИВ, научного, предпринимательского, экспертного сообщества. По итогам обсуждения принимается (путем голосования, в котором принимают участие только члены Подкомиссии) проект позиции Российской Стороны по конкретным мерам таможенно-тарифного регулирования с оформлением протокола заседания. Протокол направляется для утверждения Председателю Комиссии.
9. В случае одобрения проекта Председатель Комиссии утверждает текст согласованной позиции Российской Стороны, который передается в Минэкономразвития России для его последующего направления в ЕЭК.
Учитывая, что решения ЕЭК об изменении параметров действующих мер таможенно-тарифного регулирования, а, тем более, о введении новых мер, принимаемые на основе предложений стран-членов ЕАЭС, непосредственно затрагивают интересы многих отечественных предприятий (организаций) и опосредованно, при определенных условиях, интересы предприятий смежных отраслей, а также во многих случаях и интересы российских граждан как потребителей, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о степени информационной открытости процессов подготовки предложений Российской Стороны по мерам таможенно-тарифного регулирования.
В настоящее время на официальном сайте Минэкономразвития России (раздел «Внешнеэкономическая деятельность», подраздел «Таможенно-тарифное регулирование») указаны семь видов информации, из которых: 4 вида информации есть в открытом доступе (Положение о Комиссии, Регламент работы Подкомиссии, состав Подкомиссии, образец представления заявителями информационно-аналитических материалов); 3 вида информации отсутствуют в открытом доступе (процедура принятия решений по корректировке ставок пошлин, информация об обращениях организаций в Подкомиссию, анонсы о предстоящих заседаниях Подкомиссии и рабочей группы Подкомиссии).
Кроме того, отсутствует в форме открытых данных следующая информация: информационно-аналитические материалы заявителей; протоколы заседаний Подкомиссии; материалы обсуждений на заседаниях Подкомиссии; состав рабочей группы по таможенно-тарифному регулированию, регламент ее работы, протоколы заседаний; материалы обсуждений на заседаниях рабочей группы; информационно-аналитические материалы, направляемые Минэкономразвития России в Подкомиссию; процедуры включения в состав рабочей группы представителей ФОИВ, научных организаций, предпринимательского сообщества, экспертов; процедуры организации совещаний экспертов, привлечения к их работе специалистов, консультантов (далее — актуальная информация).
В то же время следует отметить, что на сайте ЕЭК представлена информация [6], из которой следует, что, к примеру, за период с 01.01.2019 г. по 15.07.2019 г. Российская Федерация внесла в ЕЭК 13 инициативных предложений об изменении, в основном, размера ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе и в Россию. Данный факт свидетельствует, по-видимому, о том, что работа Подкомиссии, ФОИВ, рабочей группы Подкомиссии, представителей научных организаций, предпринимательского сообщества, экспертов идет, как говорится, полным ходом.
Естественно, возникает вопрос — в силу каких обстоятельств актуальная информация отсутствует в сети Интернет в форме открытых данных?
Вначале рассмотрим правовой аспект поставленного вопроса. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 [7] утверждены Правила отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами в сети Интернет в форме открытых данных, из которых приведем три пункта: отнесение информации к общедоступной информации, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных, осуществляется с учетом законодательства РФ о гостайне, об информации, информационных технологиях и о защите информации, о персональных данных; к общедоступной информации, размещаемой государственными органами в сети Интернет в форме открытых данных, не может быть отнесена информация о деятельности государственных органов, если в установленном законом порядке указанная информация отнесена к информации ограниченного доступа; решение о возможности отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных, принимается государственным органом, в результате деятельности которого создается либо к которому поступает соответствующая информация. Далее, Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187 утвержден перечень общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных (далее — Перечень) [8]. В этом Перечне вышеуказанная актуальная информация отсутствует. Вместе с тем, здесь есть пункт (п. 8) о том, что в форме открытых данных в сети Интернет может быть размещена иная общедоступная информация о деятельности ФОИВ.
Применительно к области нашего исследования федеральным органом исполнительной власти, в результате деятельности которого создается либо к которому поступает соответствующая информация (имеем в виду актуальную информацию), и который принимает решение о возможности отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных, является Минэкономразвития России.
Проведенный нами анализ соответствующих приказов данного министерства [9] показал, что в перечнях информации, размещаемой на его официальном сайте в сети Интернет в форме открытых данных, интересующая нас актуальная информация отсутствует. Между тем, в Регламенте министерства установлено, что оно обеспечивает в соответствии с законодательством РФ доступ граждан и организаций к информации о деятельности министерства (за исключением информации ограниченного доступа [10].
Приведенное автором сопоставление видов информации ограниченного доступа, установленных законодательством РФ, с перечнем видов вышеуказанной актуальной информации, отсутствующих в настоящее время в форме открытых данных на официальном сайте и других сайтах Минэкономразвития России, не дает, на наш взгляд, оснований для отнесения последних к информации ограниченного доступа.
Констатируя факт отсутствия актуальной информации в сети Интернет в форме открытых данных, необходимо в то же время отметить, что эта информация доступна, причем в различной степени, для узкого круга лиц: членов Подкомиссии; членов рабочей группы Подкомиссии; представителей ФОИВ, составляющих официальные заключения на материалы заявителей и/или приглашаемых на заседания рабочей группы, Подкомиссии; приглашаемых на заседания рабочей группы, Подкомиссии представителей заявителей, научных, экспертных организаций; экспертов, консультантов, участвующих в обсуждении представленных материалов.
В условиях недоступности актуальной информации для представителей научного, экспертного, предпринимательского сообщества, не вошедших в вышеуказанный круг лиц, остается «тайной за семью печатями», как на самом деле осуществляется подготовка предложений по мерам таможенно-тарифного регулирования, а именно: представители каких научных, экспертных и иных учреждений, какие консультанты, эксперты, представители каких ФОИВ готовили аналитические записки (или участвовали в их подготовке); были ли дискуссии и если да, то какие доводы, аргументы, предложения получали поддержку и почему, а какие позиции и по каким аспектам в расчет не принимались с изложением соответствующего обоснования; каковы были по достоверности, достаточности, глубине анализа, тщательности проработки исходные материалы, документы, аналитические выкладки и т.п., которые послужили основой для подготовки, обсуждения и выработки решений по конкретным мерам таможенно-тарифного регулирования; правильно ли выстраивается соотношение интересов разного уровня на этапах подготовки управленческих решений.
Учитывая то, что решения о предложениях Российской Стороны по мерам таможенно-тарифного регулирования принимаются в условиях фактической монополии отдельных групп и/или лиц, да еще при отсутствии доступа к актуальной информации, нельзя исключить, на наш взгляд, что при таком порядке принятия решений создаются возможности для лоббирования интересов отдельных бизнес-групп, компаний, узковедомственных интересов, не совпадающих с интересами более высокого уровня. Кроме того, в таких условиях на подготовку и принятие решений по мерам таможенно-тарифного регулирования могут оказывать влияние (возможно, и решающее) теоретические представления (позиции, предпочтения) лиц (из числа членов Подкомиссии, привлекаемых ученых, экспертов и др.) о роли государственного регулирования во внешней торговле и, в част­ности, тарифных мер в отношении импорта товаров.
При этом важно отметить, что действующий порядок подготовки предложений по мерам таможенно-тарифного регулирования с его характерными чертами (отсутствие доступа к актуальной информации, решения принимает узкий круг лиц — только федеральные чиновники) похож, почти «как две капли воды», на тот, что функционировал в нашей стране в 1990-е и 2000-е годы [11, с. 153–161].
В связи с этим представляется необходимым проведение оценки влияния принимаемых мер в области таможенно-тарифного регулирования на развитие национальной экономики, ее отдельных отраслей, секторов, выходящее за рамки данной статьи.
Стоит отметить, что в последние годы в научном сообществе ширится число специалистов, считающих, что в практике государственного управления при принятии решений не учитывается реальная конфигурация интересов, не проводится полноценный анализ групп интересов [12, с. 25, 26]. Справедливо говорится и о том, что целесообразно шире раскрывать информацию о ходе разработки и исполнении стратегий, программ, проектов, организовать оперативную обратную связь с заинтересованными лицами, используя в том числе возможности Интернета [13, с. 19].
В связи с вышеизложенным в целях вовлечения в процессы подготовки и обсуждения проектов предложений Россий­ской Стороны по мерам таможенно-тарифного регулирования представителей научного, экспертного, предпринимательского сообщества, непосредственно не участвующих в этих процессах, устранения возможностей для лоббирования интересов отдельных бизнес-групп в ущерб интересам более высокого уровня считаем целесообразным создание в сети Интернет специализированного сайта (под эгидой Минэкономразвития России) с размещением актуальной информации, примерный перечень которой приведен в данной статье.


Литература
1. Удовенко С.П., Кривощекова М.В. О фрагментарности и «белых пятнах» в исследовании проблематики таможенно-тарифного регулирования в условиях Евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики. — 2018. — №  4 (68). — С. 17–19.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 16.03.2018 г.). — Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 г. № 45 «Об утверждении Порядка внесения в Евразийскую экономическую комиссию предложений государств-членов Евразийского экономического союза об установлении ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные), тарифных квот, случаев и условий предоставления тарифных льгот и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза». — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
4. Постановление Правительства РФ от 21.10.2015 г. № 1126 «Об утверждении Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией». — Режим доступа: http://government.ru/.
5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1166 (ред. от 29.11.2018 г.) «О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции»). — Режим доступа: http://government.ru/.
6. Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, раздел «Информация о предложениях государств-членов Евразийского экономического союза по мерам таможенно-тарифного регулирования». — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
7. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных». — Режим доступа: http://government.ru/.
8. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 1187-р (с изм. на 24.03.2018 г.) «О перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных». — Режим доступа: http://government.ru/.
9. Приказ Минэкономразвития России от 11.03.2016 г. № 119 (ред. от 02.03.2019 г.) «Об официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации» (вместе с «Положением об официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет», «Регламентом информационного наполнения официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет»); приказ Минэкономразвития России от 25.12.2018 г. № 734 «Об организации работы по публикации и актуализации общедоступной информации Минэкономразвития России в 2019–2020 годах». — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.
10. Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2016 г. № 282 «Об утверждении Регламента Министерства экономического развития Российской Федерации». — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.
11. Удовенко С.П. Таможенный тариф современной России (1993 — 2005 г.г.). — СПб.: ООО «Архей», 2006. — 402 с.
12. «Наука и практика государственного управления: проблемы и перспективы взаимодействия», Круглый стол: НИУ ВШЭ, 29 ноября 2018 г. // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2019 г. — № 1. — С. 7 — 34.
13. Госуправление: приоритетные шаги в целях устойчивого развития [текст]: докл. к XIX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10 — 13 апр. 2018 г. / Н.Е. Дмитриева, А.Б. Жулин, А.В. Клименко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. дом «Высшая школа экономики», 2018. — 34 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия