Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Пилипенко И. В.
директор Института конкурентоспособности и интеграции (г. Москва),
кандидат географических наук, магистр государственного администрирования (MPA)


Влияние евразийского экономического союза на институциональную структуру правительств его государств — членов
В данной работе с использованием авторской методики анализируется институциональная структура органов исполнительной власти государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассматриваются направления и интенсивность взаимодействия министерств и ведомств пяти республик с Евразийской экономической комиссией. Выделяются основные тенденции в изменении институциональной структуры центральных органов исполнительной власти стран-участниц ЕАЭС
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, институты, институциональная структура, Евразийская экономическая комиссия, Российская Федерация, государства-члены ЕАЭС, консультативный комитет
УДК 339.923:339.972:330.8; ББК 65.5   Стр: 14 - 22

Введение. Формирование Белоруссией, Казахстаном и Россией в 2012 г. Единого экономического пространства с новым наднациональным органом — Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), и образование в 2014 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), который начал функционировать в 2015 г. в составе пяти государств (2 января к Союзу присоединилась Армения, а 12 августа — Киргизия), предусматривало передачу части полномочий от национальных правительств к ЕЭК1. В российской научной литературе, посвященной проблематике евразийской интеграции, внимание часто уделяется либо вопросам функционирования ЕАЭС в целом, либо развитию интеграционных процессов в отдельных отраслях или сферах компетенции ЕЭК. В то же время влияние создания наднационального органа (ЕЭК) на центральные органы исполнительной власти стран-участниц ЕАЭС, в первую очередь их функционал и институциональную структуру, до настоящего времени в научной литературе не освещалось.
Вместе с тем, наличие или отсутствие специализированных органов или структурных подразделений министерств и ведомств, занимающихся вопросами интеграции, может в т.ч. свидетельствовать о приоритетах в проведении государственной политики. Например, специальные министерства по европейской интеграции были характерны для стран Центрально-Восточной Европы и Прибалтики до их вступления в Европейский союз (ЕС) — такие министерства существовали, например, в Литве, Латвии, Хорватии. Сейчас тематика европейской интеграции присутствует в названиях профильных министерств таких государств-членов ЕС как, например, Австрия, Франция, Румыния и Хорватия. Кроме того, специализированные министер­ства по европейской интеграции входят в состав правительств ряда стран, не являющихся членами Евросоюза — Албании и Сербии, которые имеют статус стран-кандидатов на вступление, а также в Молдавии. С 2004 г. по 2017 г. аналогичное министерство существовало в Грузии. А на Украине за вопросы европейской и евроатлантической интеграции в текущем (по состоянию на сентябрь 2019 г.) кабинете министров отвечает заместитель премьер-министра страны.
Вопрос о взаимодействии национальных правительств стран ЕАЭС и ЕЭК можно также рассматривать в рамках теорий неофункционализма и межгосударственности, которые объясняли интеграционные процессы применительно к Евросоюзу. Так, согласно парадигме неофункционализма, основной движущей силой интеграции являются наднациональные структуры, которые заинтересованы в углублении сотрудничест­ва между странами, и аппарат таких органов прилагает необходимые усилия для движения интеграционного объединения в этом направлении [36]. Напротив, согласно теории межгосударственности, главными действующими лицами в процессе интеграции являются государства-участники союза/сообщест­ва, от которых зависит скорость и направление интеграционного процесса [38].
Институциональный подход и структура исследования. Институциональные аспекты и условия развития ЕАЭС рассматривались в русскоязычной научной литературе большей частью в отношении отраслевых вопросов, в частности при рассмотрении финансовой системы [7, 12], внешнеэкономической деятельности и транспорта [33], а также в отношении общих вопросов развития и позиционирования ЕАЭС и его стран-участников в мире [9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 26]. В западных странах проблематика ЕАЭС рассматривается в основном с точки зрения геополитики [35, 41, 45], реже выходят публикации, использующие институциональный подход к освещению проблем и перспектив развития Союза [37, 40, 43]. Особенности развития внешнеэкономической деятельности стран-членов ЕАЭС анализируются в работах западных специалистов еще реже [42, 44]. В то же время в этом направлении стали работать исследователи из Китая [39].
На основе опыта использования институционального подхода при рассмотрении проблемы повышения конкурентоспособности страны и региона в мировой экономике [24] и практической работы в российском бизнес-объединении («Деловая Россия») и международных организациях (Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития) нами была разработана и апробирована методика оценки институциональной структуры экономики страны [21, 22, 23, 25], включающая в т.ч. подходы к анализу институциональной структуры федеральных органов исполнительной власти, которые изначально использовались применительно к России [22]. В настоящей работе указанная методика развивается и масштабируется на все страны-члены ЕАЭС.
Для целей данного исследования мы используем наше определение термина «институты» [21, 22]: это система органов государственной власти страны, включая органы исполнительной, законодательной и судебной власти, юридические лица-коммерческие организации, юридические лица-некоммерческие организации (включая университеты, научно-исследовательские институты, иностранные неправительственные организации и т.д.), осуществляющие деятельность в рамках своих полномочий или в соответствии со своим уставом, объединяющиеся в национальные, отраслевые или профессиональные ассоциации, взаимодействующие с физическими лицами, проживающими в данной стране и за рубежом, в т.ч. путем предоставления/продажи товаров и услуг, влияющие друг на друга и устанавливающие неформальные взаимоотношения в процессе обмена информацией, товарами и услугами.
В соответствии с указанным определением термина «институты» мы сначала кратко рассмотрим институциональную структуру органов исполнительной власти государств-членов ЕАЭС. Затем мы выявим, на функционал каких министерств и ведомств повлияло создание Союза и в какой степени центральные органы исполнительной власти вовлечены в процесс консультаций с ЕЭК. В заключение мы проанализируем влияние процесса евразийской интеграции на институциональную структуру министерств и ведомств стран-участниц Союза.
Институциональная структура органов исполнительной власти государств-членов ЕАЭС. Примечательно, что в настоящее время пятью странами-участницами Союза представлены все основные существующие в мире виды республик как формы государственного правления (см. табл. 1). После конституционного референдума 6 декабря 2015 г. в Республике Армения (РА) система правления в стране была изменена со смешанной на парламентскую республику, в рамках которой Президент назначает Премьер-министром кандидата, поддержанного парламентским большинством, а Правительство является высшим органом исполнительной власти [2]. В Республике Беларусь (РБ) и Республике Казахстан (РК) Президент страны обладает расширенными полномочиями, в т.ч. предлагает и назначает Премьер-министра с согласия Парламента, снимает с должности Премьер-министра и членов Правительства. Правительство в своей работе подотчетно Президенту страны [3] (в Казахстане — также и Парламенту [4]). В Кыргызской Республике (КР) после конституционного референдума 11 декабря 2016 г. были расширены полномочия Премьер-министра и Парламента страны; форма правления изменилась с президентско-парламентской на парламент­ско-президентскую республику. Теперь Правительство страны подотчетно Парламенту (кроме министерств силового блока, назначаемых Президентом), а Премьер-министр выдвигается парламентским большинством [5]. В России форма государст­венного правления — президентско-парламентская, при которой Председатель Правительства назначается Президентом страны с согласия Государственной Думы [6]. При этом из состава Правительства министерства и ведомства силового и внешнеполитического блока подчиняются Президенту страны (5 из 22-х министерств и 9 из 16-ти ведомств), а остальные федеральные органы исполнительной власти (социально-экономический блок) подчиняются Правительству.
Среди государств-членов ЕАЭС наименьшее количество министерств и ведомств имеется в структуре Совета Министров Республики Беларусь (24 министерства и 7 комитетов), что, с одной стороны объясняется наличием крупных государст­венных предприятий в большинстве отраслей хозяйства2. С другой стороны, вместо создания отдельных служб и агентств в структуре республиканских органов госуправления, где были созданы департаменты в рамках министерств — например, Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия или Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Наиболее многоступенчатой является система органов исполнительной власти Российской Федерации (РФ). В ходе административной реформы 2004 г. функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию были возложены на федеральные министерства (в настоящее время — 22 министерства),функции контроля и надзора — на федеральные службы (29 ед.), а функции по оказанию государственных услуг и управлению государст­венным имуществом — на федеральные агентства (21 ед. в настоящее время). Структура усложняется еще и тем, что часть служб и агентств социально-экономического блока находится в подчинении министерств (например, Росздравнадзор подведомственен Минздраву, а Росприроднадзор — Минприроды), а часть — подчинена напрямую Правительству РФ (например, Роспотребнадзор, Рособрнадзор или Ростехнадзор).
Почти столько же в сумме министерств (16) и ведомств (54) имеется в Казахстане, однако структура управления является более вертикальной. Так, 47 комитетов подведомственны профильным министерствам (например, Министерству индустрии и инфраструктурного развития подчинены 7 комитетов, а Министерству финансов — 6 профильных комитетов), в то время как такие ведомства как Агентство РК по делам государственной службы и Агентство РК по противодействию коррупции находятся в ведении Президента страны и в состав Правительства не входят.
Наиболее горизонтальная структура управления сформировалась в Киргизии, где помимо министерств социально-экономического блока почти все ведомства (4 комитета, 9 агентств, 11 служб и 6 фондов и инспекций) находятся в подчинении Правительства страны. В Армении в ходе административной реформы 2018 г. число министерств сократилось с 17 до 12, функции надзоры были сведены в шести инспекционных органах, а функции контроля — в пяти комитетах, подведомственных Правительству. Напрямую Премьер-министру до 2019 г. подчинялись Служба национальной безопасности, Полиция и Служба государственного надзора.
Также необходимо отметить, что в трех из пяти государст­вах-членах ЕАЭС (в Армении, Казахстане и России) центральные банки получили функции мегарегуляторов, т.е. объединили в себе функции регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора и инфраструктурными организациями финансового рынка, в то время как в Белоруссии регулированием небанковского финансового сектора занимается Министерство финансов, а в Киргизии — Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком. В рамках пенсионной реформы, реформ системы здравоохранения и системы социальных гарантий в четырех государствах из пяти (в Армении, Казахстане, Киргизии и России) были сформированы внебюджетные фонды.
Взаимодействие органов исполнительной власти стран Союза с ЕЭК. Чтобы определить, на функционал каких министерств и ведомств повлияло создание Союза, мы проанализировали состав представителей органов исполнительной власти государств-членов в 22-х консультативных комитетах ЕЭК3. В Российской Федерации в процессе консультаций с органами ЕАЭС задействовано в общей сложности 17 из 22 федеральных министерств (77%), Банк России, 14 из 29 федеральных служб (55%), 3 из 21 федерального агентства (16%) и все 3 государственных внебюджетных фонда, т.е. 39 органов исполнительной власти или 53% всех федеральных министерств и ведомств (табл. 2). Лидером по представительству в комитетах ЕЭК является Министерство экономического развития РФ (18 комитетов), выполняющее функции координирующего органа по тематике ЕАЭС среди министерств и ведомств; также в комитетах представлены три службы, подчиненные министерству. Далее по числу представителей в комитетах идут Федеральная антимонопольная служба (10 комитетов), подчиняющаяся Правительству РФ напрямую, Министерство финансов РФ (7 комитетов), причем подведомственная министерству Федеральная таможенная служба представлена в 8-ми комитетах, а также Министерство промышленности и торговли РФ (7 комитетов).
В Белоруссии сфера компетенции ЕАЭС пересекается с функционалом 15-ти из 24-х министерств (63%), Национального банка и пяти из семи комитетов (71%), т.е. 62% всех министерств и ведомств, входящих в Совет Министров страны. При этом следует отметить значительно меньшее пересечение функций министерств и ведомств, так как наиболее загруженное вопросами ЕАЭС Министерство экономики РБ представлено в 10-ти комитетах ЕЭК. За Минэкономики следуют Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ (6 комитетов), Министерство финансов РБ и Государственный таможенный комитет (представительство в 5 комитетах ЕЭК).
В состав комитетов ЕЭК входят представители 8 из 12 министерств Армении, 8 из 19 ведомств, подчиненных Премьер-министру и Правительству, 2 агентства из 14 ведомств, подчиненных министерствам, и Центральный банк, т.е. 35% всех министерств и ведомств, но с учетом большего веса министерств и ведомств в подчинении Правительства можно говорить о вовлечении в консультации с ЕЭК примерно половины органов исполнительной власти Армении. Сферы компетенций министерств и ведомств Армении выглядят еще более сфокусированными: Министерство экономики РА участвует в работе 9-ти комитетов, Министерство финансов РА — 6-ти комитетов, Министерство территориального управления и инфраструктур — 5-ти комитетов, а Комитет государственных доходов РА и Инспекционный орган продовольственной безопасности представлены в 4-х комитетах.
В Казахстане в работу комитетов ЕЭК включена ровно половина из всех министерств и ведомств — 13 из 16 министерств, Национальный банк, 17 из 47 комитетов (36%) и все три внебюджетных фонда. При этом, как видно, если выделить министерства как органы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, то функционал ЕЭК пересекается с полномочиями 82% министерств страны. По количеству представительств в комитетах на первом месте находится Министерство национальной экономики РК (19 комитетов), однако, вероятно, ситуация поменяется в связи с созданием в июне 2019 г. специализированного Министерства торговли и интеграции РК. Далее идут Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК — 10 комитетов, Министерство финансов — 8 комитетов (также еще в пяти комитетах ЕЭК представлен подведомственный Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей), Национальный банк РК и Министерство энергетики РК (по 4 комитета).
От министерств и ведомств Киргизии в состав комитетов ЕЭК входят представители 9-ти из 12-ти министерств, Национального банка и 23-х из 30-ти ведомств, т.е. 74% органов исполнительной власти страны. Наиболее часто в комитетах представлены Министерство экономики КР (в 15-ти комитетах), Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР (в 7-ми комитетах), Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР и Министерство транспорта и дорог КР (по 6 комитетов), Министерство здравоохранения КР и Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве КР (по 5 комитетов).
Влияние ЕАЭС на институциональную структуру министерств и ведомств государств-членов Союза. Исходя из нашего анализа институциональной структуры министерств и ведомств, находящихся в прямом подчинении правительств стран-участниц ЕАЭС (табл. 3), наиболее активно специализированные структурные подразделения по тематике евразийской интеграции создавались в Казахстане, России и Киргизии. Но если по оценке самого Правительства РФ тема евразийской интеграции фактически занимает примерно 0,5% его внимания (является одной из 9-ти функций его деятельности по направлению «Россия и мир», которое, в свою очередь, является одним из 22-х основных направлений работы Правительства РФ [22]), то в Казахстане ситуация несколько иная. Так, в настоящее время Казахстан является единственной страной, где функционирует специализированные министерство — Министерство торговли и интеграции РК. Помимо МИД РК профильные департаменты с функционалом по ЕАЭС были созданы в Министерстве труда и социальной защиты населения РК, Министерстве юстиции РК и Министерстве энергетики РК.
В России, помимо МИД РФ с четырьмя профильными департаментами стран СНГ, два департамента со специализацией по евразийской интеграции были сформированы в Министерстве экономического развития РФ. Отдел с функционалом по вопросам евразийской интеграции был создан в Министерстве промышленности и торговли РФ, в то время как в других шести министерствах и двух федеральных службах тематикой ЕАЭС занимается один из отделов департамента/управления по международным связям, который чаще всего также курирует сотрудничество со странами СНГ. В целом из-за значительного пересечения сфер ответственности министерств и ведомств, что видно по их представительству в разных комитетах ЕЭК, весьма желательным было бы создание единого центра координации по вопросам ЕАЭС в рамках каждого органа государственной власти, функционал которого пересекается со сферой компетенции Союза.
В Киргизии структурные подразделения по тематике евразийской интеграции были созданы в пяти министерствах, помимо МИД КР — это Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР, Министерство экономики КР и Министерство юстиции КР. В Министерстве финансов КР функционирует блок из структурных подразделений по координации внешней помощи и обслуживанию долга. Кроме того, специализированные управления и отделы были сформированы в четырех ведомствах, занимающихся вопросами антимонопольного регулирования, информационных технологий и связи, сбором налогов, регулированием промышленности, энергетики и недропользования и в Государственной регистрационной службе при Правительстве КР.
Исходя из данных официальных сайтов органов исполнительной власти РА, можно сделать вывод, что Армения является единственной страной, где в последние годы проявилась тенденция на расформирование органов со специализацией по ЕАЭС. Так, в 2018 г. было упразднено Министерство экономической интеграции и реформ РА, созданное в 2014 г.4 В Аппарате Премьер-министра Республики Армения ранее существовал Департамент международной экономической интеграции, однако в текущей организационной структуре Аппарата Премьер-министра страны подразделение с таким названием не значится [8]. Кроме МИД РА, единственным Министерством, где существует структурное подразделение со специализацией по ЕАЭС является Министерство экономики РА5.
Отсутствие профильных структурных подразделений по тематике ЕАЭС, кроме МИД РБ и Министерства экономики РБ, объясняется скорее всего, во-первых, стабильностью всей структуры Совета Министров РБ по сравнению с регулярно происходящими изменениями в институциональной структуре правительств других государств-членов Союза. Это также отражается и на более четком разграничении полномочий между министерствами и ведомствами, выраженном в их менее частом представительстве в различных консультативных комитетах ЕЭК. Во-вторых, Белоруссия с 1997 г. находится в Союзном государстве с Россией, и, соответственно, интеграционная тематика была аппаратом глубоко проработана еще с конца 1990-х гг.6
Краткие выводы. 1. Создание ЕАЭС напрямую затронуло функционал большинства министерств государств-членов ЕАЭС (77%федеральных министерств в России, двух третей министерств — в Армении, 63% — в Белоруссии, 82% — в Казахстане, и 75% министерств — в Киргизии).
2. Интенсивность взаимодействия с ЕЭК, выраженная в количестве представительств министерства или ведомства в 22-х консультативных комитетах ЕЭК, зависит от распределения функций между органами исполнительной власти внутри правительств стран-участниц Союза, которое, в свою очередь, во многом зависит от формы государственного правления и баланса интересов национальных элит. Для всех пяти республик лидером по числу представительств в комитетах является профильное министерство экономики (в Казахстане в 2019 г. было создано специализированное Министерство торговли и интеграции), которое по факту выполняет роль координатора по вопросам ЕАЭС.
3. Наиболее четко разделенным является функционал министерств и ведомств в Армении и Белоруссии, тогда как в России сферы компетенции федеральных органов государственной власти в значительной степени пересекаются. Так, шесть федеральных министерств и ведомств имеют представительство в 5-ти комитетах и более, тогда как в Киргизии таких органов государственной власти — 5, в Казахстане и Белоруссии — 4, а в Армении — 3.
4. На настоящий момент Казахстан является единственным государством, где действует профильное министерство по вопросам интеграции. Армения является единственной страной-участницей Союза, где за последние годы органы госвласти со специализацией на интеграционных вопросах были расформированы: Министерство экономической интеграции и реформ РА было упразднено в 2018 г., а в новой структуре Аппарата Премьер-министра Республики не оказалось Департамента международной экономической интеграции.
5. Во всех странах, кроме Казахстана, где имеется специализированное министерство, в министерствах экономики существуют профильные департаменты по вопросам евразийской интеграции. В Белоруссии отсутствие профильных структурных подразделений по тематике ЕАЭС (кроме МИД РБ и Министерства экономики РБ) объясняется скорее всего стабильностью всей структуры Совета Министров РБ и ведением аппаратом интеграционной повестки в рамках Союзного Государства России и Белоруссии еще с конца 1990-х гг. Наоборот, в отношении России и Киргизии наблюдается значительная корреляция между наличием структурных подразделений с функционалом по ЕАЭС и интенсивностью взаимодействия министерств и ведомств с ЕЭК. Однако, для Российской Федерации было бы желательным более активно задействовать потенциал единого центра координации по вопросам ЕАЭС в рамках органов государственной власти, функционал которых пересекается со сферой компетенции Союза.

Таблица 1
Структура и количественный состав органов исполнительной власти государств-членов Евразийского экономического союза
 АрменияБелоруссияКазахстанКиргизияРоссия
Форма правленияпарламентская республикапрезидентская республикапрезидентская республикапарламентско-президентская республикапрезидентско-парламентская республика
Глава государстваПрезидент А.В. Саркисян (с 09.04.2018)Президент
А.Г. Лукашенко
(с 20.07.1994)
Президент
К.-Ж.К. Токаев
(с 20.03.2019)
Президент
С.Ш. Жээнбеков
(с 24.11.2017)
Президент В.В. Путин (с 31.12.1999 по 07.05.2008 и с 07.05.2012)
Срок полномочий главы государства7 лет5 лет5 лет6 лет6 лет
Следующие выборы президента20252020202420232024
Председатель Правительства /Премьер-министрН.В. Пашинян
(с 08.05.2018 г.,
и.о. с 16.10.2018
по 14.01.2019)
С.Н. Румас
(с 18.08.2018)
А.У. Мамин
(с 25.02.2019)
М.Д. Абылгазиев
(с 20.04.2018)
Д.А. Медведев
(с 08.05.2012)
Следующие парламентские выборы20232019202120202021
Количество министерств (их подчинение)12
(Правительству)
24
(Совет министров подотчетен Президенту)
16
(Правительству, которое ответственно перед Президентом и Парламентом)
12
(Правительству (кроме силового блока, назначаемого Президентом) которое подотчетно Парламенту)
22
(5 — Президенту,
17 — Правительству)
Количество ведомств, подчиненных президенту79
Количество ведомств, подчиненных премьер-министру3
Количество ведомств, подчиненных правительству117
(входят в Совет министров)
307
Количество ведомств, подчиненных министерствам19**247134
Автономные ведомства*/ социальные фонды5 / 11 / 00 / 30 / 3
Функция мегарегулятора у центробанкаДа
(с 2008 г.)
НетДа
(с 2011 г.)
НетДа
(с 2013 г.)
* не включая центральную избирательную комиссию и прокуратуру.
** информация на русском языке по Министерству образования, науки, культуры и спорта, Министерству труда и социальных вопросов РА на официальных сайтах указанных министерств отсутствует.
Источник: составлено автором по: [2, 3, 4, 5, 6, 15, 19, 20, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34], а также по официальным сайтам 31-го министерства и ведомства Армении, 32-х министерств и ведомств Белоруссии, 19-ти министерств и ведомств Казахстана, 42-х министерств и ведомств Киргизии, 38-ми министерств и ведомств Российской Федерации.

Таблица 2
Количество комитетов Евразийской экономической комиссии, в состав которых входят представители министерств и ведомств государств-членов Евразийского экономического союза*
АрменияМин-во экономики — 9;
→ Агентство интеллектуальной собственности — 1;
Мин-во финансов — 6;
Мин-во территориального управления и инфраструктур — 5**;
Комитет государственных доходов — 4;
Инспекционный орган продовольственной безопасности — 4**;
Центральный банк — 3;
Мин-во здравоохранения — 3;
Комиссия по регулированию общественных услуг — 3;
Мин-во высокотехнологичной промышленности — 2**;
Мин-во образования, науки, культуры и спорта — 2**;
Служба национальной безопасности — 2;
Государственная комиссия по защите экономической конкуренции — 2;
Мин-во труда и социальных вопросов — 1;
→ Государственное агентство занятости — 1;
Мин-во иностранных дел — 1
Полиция — 1
Инспекционный орган здравоохранения и труда — 1
Государственный совет по статистике — 1.
Также:
— Аппарат Премьер-министра — 5;
— Аппарат Правительства — 1.
Бело-
руссия
Мин-во экономики –10;
Мин-во антимонопольного регулирования и торговли — 6;
Мин-во финансов — 5;
Государственный таможенный комитет — 5;
Мин-во иностранных дел — 4;
Мин-во промышленности — 4;
Мин-во сельского хозяйства и продовольствия — 4;
→ Госучреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Республики Беларусь» Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 2;
→ Госучреждение «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте» Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 1;
Мин-во транспорта и коммуникаций — 4;
→ Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций — 1;
Национальный банк — 3;
Мин-во энергетики –3;
Государственный комитет по стандартизации — 3;
Мин-во внутренних дел — 2;
Мин-во здравоохранения — 2;
Мин-во труда и социальной защиты — 2;
→ Фонд социальной защиты населения Мин-ва труда и социальной защиты — 1;
Мин-во связи и информатизации — 2;
Государственный пограничный комитет — 2;
Мин-во архитектуры и строительства — 1;
Мин-во образования — 1;
Мин-во по налогам и сборам — 1;
Государственный комитет по науке и технологиям — 1;
Национальный статистический комитет — 1.
КазахстанМин-во национальной экономики — 19;
→ Комитет по статистике — 2;
Мин-во индустрии и инфра-структурного развития — 10***;
→ Комитет гражданской авиации — 2;
→ Комитет транспорта — 2;
→ Комитет технического регулирования и метрологии — 1
Мин-во финансов — 8;
→ Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей — 5;
→ Комитет государственных доходов — 2;
Национальный банк — 4;
Мин-во энергетики — 4;
Мин-во сельского хозяйства — 3;
→ Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе — 2;
→ Комитет ветеринарного контроля и надзора — 2;
→ Комитет ветеринарного надзора и контроля — 1;
Мин-во труда и социальной защиты населения — 3;
→ Комитет труда, социальной защиты и миграции — 1;
Мин-во образования и науки — 2;
→ Комитет по контролю в сфере образования и науки — 1;
Мин-во юстиции — 2;
Мин-во здравоохранения — 1;
→ Комитет охраны общественного здоровья — 2;
→ Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг — 1;
→ Комитет фармации — 1;
Мин-во внутренних дел — 1;
→ Комитет миграционной службы — 1;
Мин-во иностранных дел — 1;
Мин-во обороны — 1;
Мин-во цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности — 1****;
Фонд социального медицинского страхования — 1;
Единый накопительный пенсионный фонд — 1
Государственный фонд социального страхования — 1
→ Пограничная служба Комитета национальной безопасно­сти — 1;
→ Комитет по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта — 1.
Также:
— Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК — 1
— Казахстанский институт стандартизации и сертификации — 1;
— Казахстанский институт метрологии — 1.
КиргизияМин-во экономики — 15;
Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования — 7;
Мин-во сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации– 6;
Мин-во транспорта и дорог — 6;
→ Государственное агентство автомобильного и водного транспорта — 2;
→ Агентство гражданской авиации — 2;
Мин-во здравоохранения — 5;
Госагентство антимонопольного регулирования при Прав-ве КР — 5;
Мин-во финансов — 4;
Гос.таможенная служба при Прав-ве КР — 4;
Национальный банк — 3;
Мин-во труда и социального развития — 3;
Государственная служба миграции при Прав-ве КР — 3;
Мин-во иностранных дел — 2;
Социальный фонд КР — 2;
Госкомитет информа-ционных технологий и связи при Прав-ве КР — 2;
Госагентство по регулированию топливно-энергетического комплекса при Прав-ве КР — 2;
Гос. пограничная служба при Прав-ве КР — 2;
Гос. регистрационная служба при Прав-ве КР — 2;
Гос. служба по борьбе с экономическими преступлениями при Прав-ве КР — 2;
Гос. служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Прав-ве КР — 2;
Госинспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Прав-ве КР — 2;
Госинспекция по экологической и технической безопасности при Прав-ве КР — 2;
Мин-во внутренних дел — 1;
Мин-во образования — 1;
Мин-во чрезвычайных ситуаций — 1;
Фонд обязательного мед. страхования при Прав-ве КР — 1;
Госкомитет национальной безопасности — 1;
Национальный статистический комитет — 1;
Госагентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства — 1;
Гос. налоговая служба при Прав-ве КР — 1;
Гос. служба интеллектуаль-ной собственности и инно-ваций при Прав-ве КР — 1;
Гос. служба финансовой разведки при Прав-ве КР — 1;
Госинспекция по ветеринар-ной и фитосанитарной безопасности при Прав-ве КР– 1.
Также:
Центр по стандартизации и метрологии и Кыргызский центр аккредитации при Мин-ве экономики — по 1.
РоссияМин-во экономического развития — 18;
→ Фед. служба по аккредитации — 2;
→ Фед. служба по интеллектуальной собственности — 2;
→ Фед. служба государственной статистики– 1;
Фед. антимонопольная служба — 10;
Мин-во финансов — 7;
→ Фед. таможеная служба — 8;
→ Фед. казначейство — 1;
→ Фед. служба по регулированию алкогольного рынка — 1
→ Фед. налоговая служба — 1;
Мин-во промышленности и торговли — 6;
→ Фед. агентство по техническому регулированию и метрологии — 2;
Мин-во сельского хозяйства — 5;
→ Фед. служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — 4;
Мин-во здравоохранения — 4;
→ Фед. служба по надзору в сфере здравоохранения — 1;
Мин-во энергетики — 4;
Мин-во транспорта — 3;
→ Фед. служба по надзору в сфере транспорта — 1;
→ Фед. дорожное агентство — 2;
→ Фед. агентство железнодорожного транспорта — 1;
Центральный банк — 3;
Мин-во внутренних дел — 3;
Мин-во иностранных дел — 3;
Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — 3;
Мин-во цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — 2;
Мин-во строительства и жилищно-коммунального хозяйства — 2;
Министерство труда и социальной защиты — 2;
Пограничная служба Фед. службы безопасности — 2;
Мин-во обороны — 1;
→ Фед. служба по техническому и экспортному контролю России — 2;
Мин-во культуры — 1;
Мин-во науки и высшего образования — 1;
Мин-во РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — 1;
Мин-во юстиции — 1;
Фед. служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — 1;
Пенсионный фонд — 1;
Фед. фонд обязательного медицинского страхования — 1;
Фонд социального страхования — 1.
* курсивом выделены агентства и службы, подведомственные министерствам (количество комитетов, в которых представлены указанные ведомства не включено в число комитетов, в которых представлены министерства).
** данные включают представительство реорганизованных/упраздненных министерств и ведомств: по Министерству территориального управления и инфраструктур РА –бывшего Министерства территориального управления и развития РА — 2 комитета, Министерства транспорта, связи и информационных технологий РА — 1 комитет, Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов РА — 2 комитета; по Инспекционному органу продовольственной безопасности РА –бывшей Государственной службы безопасности пищевых продуктов — 1 комитет и Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов — 3 комитета; по Министерству высокотехнологичной промышленности РА –бывшего Министерства транспорта, связи и информационных технологий РА — 2 комитета; по Министерству образования, науки, культуры и спорта РА –бывшего Министерства образования и науки — 2 комитета.
*** данные включают представительство реорганизованных/упраздненных министерств и ведомств: по Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК — бывшего Министерства по инвестициям и развитию — 5 комитетов; по Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК — бывшего Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию — 1 комитет.
Источник: составлено автором на основе данных [16].

Таблица 3
Наличие министерств и структурных подразделений по делам ЕАЭС в структуре министерств и ведомств государств-членов Союза (по состоянию на сентябрь 2019 г.)*
 Наличие Министерства по делам ЕАЭС/интеграцииНаличие специализированного структурного подразделения по делам ЕАЭС в министерствахНаличие структурного подразделения по делам ЕАЭС в ведомствах, подчиненных правительству страны
Армения*Нет— МИД РА — Деп-т Евразийского региона, Отдел ЕАЭС;
— Мин-во экономики РА– Деп-т ЕАЭС и внешней торговли,
Бело-
руссия
Нет— МИД РБ — Упр-е России и Союзного государства; Упр-е регионов России; Упр-е СНГ и Евразийского экономического сообщества; Упр-е двусторонних отношений со странами СНГ;
— Мин-во финансов РБ — Гл. упр-е международных финансовых отношений;
— Мин-во экономики РБ — Гл. упр-е экономической интеграции.
— Гос. комитет по науке и технологиям РБ– Сектор научно-технической и инновационной политики со странами СНГ.
КазахстанЕсть — Мин-во торговли и интеграции РК— МИД РК — Деп-т СНГ; Деп-т евразийской интеграции; управление ШОС;
— Мин-во труда и социальной защиты населения РК — Деп-т международного сотрудничества и интеграции;
— Мин-во энергетики РК — Деп-т международного сотрудничества и экономических интеграционных процессов;
— Мин-во юстиции РК — Деп-т экспертизы проектов по международной экономической интеграции.
КиргизияНет— МИД КР — Деп-т интеграционных объединений;
— Мин-во сельского хозяйства, пищевой промышленно­сти и мелиорации КР — Отдел по работе с ЕАЭС;
— Мин-во финансов КР –Блок по координации внешней помощи и обслуживанию долга;
— Мин-во экономики КР — Упр-е координации ЕАЭС;
— Мин-во юстиции КР — сектор по работе с ЕАЭС в Упр-нии международного сотрудничества;
— Гос. агентство антимонопольного регулирования при Прав-ве КР — Отдел анализа конкурентной среды и взаимодействия с ЕЭК;
— Гос. комитет информационных технологий и связи КР — Упр-е по реализации проектов ИКТ и по вопросам ЕАЭС;
— Гос. комитет промышленности, энергетики и недропользования КР — Сектор по работе с ЕАЭС Упр-я машиностроения, металлургии и стройматериалов;
— Гос. налоговая служба при Прав-ве КР–Отдел взаимодействия сЕАЭС Управления контроля закосвенныминалогами;
— Гос. регистрационная служба при Прав-ве КР — Сектор стратегического развития и интеграционных процессов.
Россия**Нет— МИД РФ — Первый, Второй, Третий и Четвертый департаменты стран СНГ;
— Мин-во культуры РФ — Отдел СНГ и работы с соотечественниками Деп-та регионального развития и приоритетных проектов;
— Мин-во промышленности и торговли РФ — Отдел евразийской интеграции Департамента стран Европы, Северной Америки, СНГ и многостороннего экономического сотрудничества;
— Мин-во сельского хозяйства РФ– Отдел СНГ и ЕАЭС Деп-та международного сотрудничества;
— Мин-во транспорта РФ– Отдел международных организаций, транспортной политики и регионального сотрудничества и Отдел межправительственных комиссий и стран СНГ Деп-та международного сотрудничества;
— Мин-во финансов РФ — Отдел в Деп-те международных финансовых отношений;
— Мин-во экономического развития РФ — Деп-т евразийской интеграции и стран СНГ и Департамент развития интеграционных проектов;
— Мин-во энергетики РФ — Отдел стран СНГ деп-та международного сотрудничества
— Фед. антимонопольная служба– Отдел экономической интеграции со странами СНГ Управления международного экономического сотрудничества;
— Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека–Отдел международной интеграции и взаимодействия с ВТО и ОЭСР Управления научного обеспечения и международной деятельности.
* по Министерству образования, науки, культуры и спорта РА и по Статистическому комитету РА — нет данных; у официального сайта Министерства труда и социальных вопросов РА, Инспекционного органа градостроительства, технической и пожарной безопасности РА, Инспекционного органа образования РА, Инспекционного органа по надзору за рынком РА, Инспекционного органа по охране природы и недрам РА, Комитета кадастра РА, Комитета по градостроительству РА, Комитета ядерной безопасности РА отсутствует версия сайта на русском языке; у Инспекционного органа здравоохранения и труда РА отсутствует сайт.
** информация о структуре Министерства природных ресурсов и экологии РФ на официальном сайте отсутствует.
Источник: составлено автором по данным официальных сайтов 26 министерств и ведомств Армении, 31 министерства и ведомства Белоруссии, 16 министерств Казахстана, 42 министерств и ведомств Киргизии, 29 министерств и ведомств Российской Федерации.


Литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).
2. Конституция Республики Армения (с изменениями, в т.ч. принятыми 06.12.2015). URL: http://www.parliament.am/law_docs5/06122015.pdf (дата обращения: 05.11.2018).
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 06.11.2018).
4. Конституция Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 05.11.2018).
5. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года) (с изменениями от 28.12.2016 г.). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30778565 (дата обращения: 06.11.2018).
6. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 05.11.2018).
7. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Институциональные механизмы снижения мультифакторных рисков для валютно-финансовой системы России и ЕАЭС в условиях нелинейной экономической динамики. — М.: Институт экономических стратегий, 2017. — 104 с.
8. Аппарат Премьер-министра Республики Армения / Правительство Республики Армении. URL: https://www.gov.am/ru/staff-structure/ (дата обращения: 12.09.2019).
9. Базарбаева Р.Ш. Проблема институционального обеспечения в условиях неравномерности экономического развития стран ЕАЭС // Экономика / Институт экономики им. академика Дж. Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики. — 2016. — № 1(26). — С. 8–14.
10. Байльдинов Е.Т. Особенности современного евразийского интеграционного правопорядка // Евразийский юридический журнал. — 2012. — № 10(53). С. 18–23.
11. Буторина О.В., Захаров А.В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая интеграция. — 2015. — № 2. — С. 52–68.
12. Воронова Н.С., Львова Н.А., Покровская Н.В. Детерминанты финансового развития в условиях евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 1(65). — С. 6–11.
13. Глазьев С.Ю. Формирование новой институциональной системы в условиях смены доминирующих технологических укладов // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2015. — Т.190. — № 1. — С. 37–45.
14. Евразийский экономический союз / Е.Ю. Винокуров, Д.А. Коршунов, В.С. Перебоев, Т.В. Цукарев; Под ред. Е.Ю. Винокурова — Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 296 с.
15. Информация о Национальном Банке Республики Казахстан // Национальный банк Казахстана — официальный Интернет-ресурс. URL: https://www.nationalbank.kz/?docid=311&switch=russian (дата обращения: 25.07.2019).
16. Консультативные органы / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/consultative.aspx (дата обращения: 20.07.2019).
17. Кошанов А. Евразийский экономический союз: возможности и ограничения // Общество и экономика. — 2017. — № 9. — С. 40–57.
18. Лученок А.И., Моторина О.И. Реформирование институтов в рамках интеграционного объединения: теория и практика для Беларуси // Экономическая наука сегодня. — 2018. — № 8. — С. 155–165.
19. Министерства и ведомства // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 24.07.2019).
20. Общие сведения // Национальный банк Республики Беларусь. URL: https://www.nbrb.by/today/about/general (дата обращения: 24.07.2019).
21. Переход к рыночной экономике и структурные реформы в государствах-членах Евразийского экономического союза / Под ред. И.В. Пилипенко. — СПб: Наукоемкие технологии, 2019. — 976 с.
22. Пилипенко И.В. Влияние Евразийской интеграции на институциональную структуру экономики России // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 2. Т.11(86). — C. 3–45.
23. Пилипенко И.В. Евразийский экономический союз: quo vadis? // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 1. Т.4(85). — C. 4–44.
24. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Москва-Смоленск: Ойкумена, 2005. — 496 с.
25. Пилипенко И.В. Сравнительный анализ особенностей социально-экономического и институционального развития государств-членов Евразийского экономического союза // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — № 11. Т.4(83). — С. 43–76.
26. Пискунов А.А., Ивасечко М.А., Шпонарский И.В. Модель и метрики пространственного развития ЕАЭС (от эффективности к состоятельности развития ЕАЭС) // Право интеллектуальной собственности. — 2018. — № 4. — С. 33–38.
27. Правительство // Правительство Кыргызской Республики. URL: http://www.gov.kg/?page_id=49&lang=ru (дата обращения: 25.07.2019).
28. Правовой статус и функции Банка России // Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/today/bankstatus/ (дата обращения: 24.07.2019).
29. Развитие финансовой системы Армении // Центральный банк Республики Армения. URL: https://www.cba.am/ru/SitePages/achfinancialbankingsystem.aspx (дата обращения: 24.07.2019).
30. Республиканские органы госуправления // Совет Министров Республики Беларусь. URL: http://www.government.by/ru/local-government-structures/ (дата обращения: 24.07.2019).
31. Состав Правительства // Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан. URL: https://www.government.kz/ru/government/composition (дата обращения: 25.07.2019).
32. Структура // Правительство Республики Армения. URL: https://www.gov.am/ru/structure/ (дата обращения: 24.07.2019).
33. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., Ионичева В.Н. Институционально-организационные проблемы таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе. Часть 1. // Экономическая наука современной России. — 2015. — № 3(70). — С. 81–95.
34. Цели, задачи и функции Национального банка // Национальный банк Кыргызской Республики. https://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=2&lang=RUS (дата обращения: 25.07.2019).
35. Eurasian Economic Integration: Law, Policy and Politics /Edited by R. Dragneva, K. Wolczuk. Edward Elgar Publishing, 2013, 256 p.
36. Haas E.B. The Uniting of Europe. Political, Social, and Economic Forces. 1950–1957. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1958, 552 p.
37. Hartwell Ch.A. Improving competitiveness in the member states of the Eurasian Economic Union: a blueprint for the next decade // Post-Communist Economies. Volume 28, Issue 1, 2016, pp. 49–71.
38. HoffmannS. Obstinate or Obsolete? The Fate of the Nation-State and the Case of Western Europe // Daedalus, Vol. 95, No. 3, Tradition and Change (Summer, 1966), pp. 862–891.
39. Hu B., Liu Q., Yan J. Promoting the Belt and Road Initiative by Strengthening “5 + 1” Cooperation // In “China’s New Sources of Economic Growth. Vol. 2. Human Capital, Innovation and Technological Change” / Edited by L. Song, R. Garnaut, C. Fang, L. Johnston, Australian National University Press, Social Sciences Academic Press (China), 2017, pp. 409–429.
40. Kaczmarski M. Non-western visions of regionalism: China’s New Silk Road and Russia’s Eurasian Economic Union International Affairs. Vol. 93, Iss. 6, 2017, pp. 1357–1376;
41. Kirkham K. The formation of the Eurasian Economic Union: How successful is the Russian regional hegemony? // Journal of Eurasian Studies, No.7, 2016, pp. 111–128.
42. Koczan Z., Plekhanov A., Zavacka V. Regional Trade Integration and Eurasian Economic Union // In “Transition Report 2012. Integration Across Borders” / Edited by J. Zettelmeyer, F. Ricka, P. Sanfey / Under gen. direction of E. Berglof. London: European Bank for Reconstruction and Development, 2012, pp. 62–79.
43. Roberts S.P., Moshes A. The Eurasian Economic Union: a case of reproductive integration? // Post-Soviet Affairs, Vol. 32, Issue 6, 2016, pp. 542–565.
44. Tarr D. The Eurasian Economic Union of Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia, and the Kyrgyz Republic: Can It Succeed Where Its Predecessor Failed? // Eastern European Economics. Volume 54, Issue 1, 2016, pp. 1–22.
45. Vieira A. A Tale of Two Unions: Russia–Belarus Integration Experience and its Lessons for the Eurasian Economic Union // Journal of Borderlands Studies. Vol. 32, No. 1, 2017, pp. 41–53.
46. Официальные сайты 31-го министерства и ведомства Армении, 32-х министерств и ведомств Белоруссии, 19-ти министерств и ведомств Казахстана, 42-х министерств и ведомств Киргизии, 38-ми министерств и ведомств Российской Федерации.

Сноски 
1 Согласно Договору о ЕАЭС в компетенции ЕЭК находятся 19 сфер государственного регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, техническое регулирование, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин, установление торговых режимов в отношении третьих сторон, статистика внешней и взаимной торговли, макроэкономическая и конкурентная политика, промышленные и сельскохозяйственные субсидии, энергетическая политика и естественные монополии, государственные и муниципальные закупки, взаимная торговля услугами и инвестициями, транспорт и перевозки, валютная политика, интеллектуальная собственность, трудовая миграция, финансовые рынки, включая банковскую сферу, сферу страхования, валютный рынок и рынок ценных бумаг [1].
2 В подчинении Совета министров находятся такие государственные организации как Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (концерн «Белгоспищепром»), Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим»), Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»), Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром»), Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкоопсоюз») и Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения [30].
3 Анализ проведен автором по данным раздела «Консультативные органы» на официальном сайте ЕЭК (составы консультативных комитетов – по состоянию на июнь 2019 г.) [16]. 22 консультативных комитета ЕЭК: (1)Консультативный комитет по макроэкономической политике; (2) по статистике; (3) по налоговой политике и администрированию; (4) по финансовым рынкам; (5) по вопросам предпринимательства; (6) по миграционной политике; (7) по интеллектуальной собственности; (8) по промышленности; (9) по агропромышленному комплексу; (10) по торговле; (11) по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; (12) по таможенному регулированию; (13) по транспорту и инфраструктуре; (14) по электроэнергетике; (15) по нефти и газу; (16) по естественным монополиям; (17) по конкурентной политике, антимонопольному регулированию и государственному ценовому регулированию; (18) по взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе Таможенного союза; (19) по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств – членов ЕАЭС; (20) по вопросам защиты прав потребителей государств – членов ЕАЭС; (21) по информатизации, информационно-коммуникационным технологиям и защите информации; (22) Консультативный комитет по функционированию внутренних рынков.
4 Следует отметить, что помимо вопросов, связанных с интеграцией Армении в ЕАЭС, указанное министерство также занималось и вопросами подготовки и реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения – ЕС, подписанном в ноябре 2017 г.
5 При этом в Министерстве экономики РА также имеется Департамент экономического сотрудничества с Европейским Союзом. Можно также отметить, что, например, в Министерстве территориального управления и инфраструктур РА, представленном в 5-ти комитетах ЕЭК нет профильного структурного подразделения по вопросам ЕАЭС, но зато есть управление кредитных и грантовых программ.
6 Тем не менее, примечательно, что в структуре Министерства экономики РБ был создан Отдел международной технической помощи, в рамках которого имеется специализация на «вопросах КНР».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия