Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Щербаков В. В.
зав.кафедрой логистики и управления цепями поставок,
директор научно-образовательного центра «Логистика»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор


Логистическое обеспечение транзитного потенциала России на основе позиционного лидерства холдинга «РЖД»
В статье рассматривается проблема реализации транзитного потенциала России в поддержку трансконтинентальных интеграционных инициатив — Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». Предлагаются инновационные решения по использованию региональной сети терминально-логистических центров и подводящей железнодорожной инфраструктуры холдинга «РЖД», прорабатываемые в рамках Соглашения о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РЖД» и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом
Ключевые слова: транзитный потенциал, мультимодальные грузоперевозки, глобальные логистические цепочки, транспортно-логистическая компания, перевозочный и логистический бизнес, транспортно-логистические услуги
УДК 656.022(075.8); ББК У37(2)я72   Стр: 78 - 80

Россия в своем макроэкономическом развитии по ряду ключевых показателей — объем ВВП, производство основных видов промышленной продукции, объем экспортно-импортных операций и др. — уступает ведущим странам мира. В то же время, обращает на себя внимание явная недооценка конкурентного преимущества России в использовании ее территории. С учетом размерных и географических характеристик территории России одним из наиболее актуальных, c точки зрения конкурентного позиционирования национальной экономики, становится ее транзитный потенциал.
Транзитный потенциал включает в себя транспортную инфраструктуру и возможности ее использования для движения грузов и пассажиров в данных организационно-экономических и правовых условиях. Понятие «транзитный потенциал» означает совокупность внутренних средств и способностей по обслуживанию международных потоков грузов и пассажиров, следующих по территории страны при условии нахождения пунктов отправления и назначения за пределами национальной границы. Соответственно, главной функцией транзитного потенциала является обслуживание транзитных перевозок, т.е. предоставление различного рода транспортно-логистических услуг [2, c. 93].
Состояние российского транзитного потенциала не отвечает имеющимся условиям. Чтобы воспользоваться ими в полной мере необходим системный подход, предусматривающий улучшение транспортно-логистической инфраструктуры, совершенствование таможенных процедур, привлечение масштабных инвестиций и взаимодействие с приграничными государствами.
Одним из стимулов для развития инфраструктуры может послужить сочетание двух трансконтинентальных интеграционных инициатив — Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». При ограниченных инвестиционных поступлениях наиболее результативным решением может стать использование региональной сети терминально-логистических центров и подводящей железнодорожной инфраструктуры с последующим их преобразованием в транспортно-логистические мультимодальные хабы, действующие с применением информационных технологий логистической координации.
Реализация транзитного потенциала осуществляется деятельным участием транспортно-логистических компаний, способных обеспечить в сфере грузоперевозок функционирование глобальных цепей поставок. Практика показывает, что наиболее сложные (и эффективные с точки зрения создания потребительской ценности) решения имеют место при организации мультимодальных грузоперевозок и построении транспортных цепочек. С учетом инфраструктурных особенностей транзитного потенциала экономики России, построение мультимодальных транспортных цепочек обеспечивается транспортно-логистической деятельностью холдинга «РЖД» как естественного монополиста-собственника железнодорожной инфраструктуры и его головной компании ОАО «РЖД».
Известно, что ОАО «РЖД» выполняет 44,5% грузооборота и 30,6% пассажирооборота всей транспортной системы страны, обеспечивает формирование 1,7% ВВП России.
ОАО «РЖД» входит в ТОП-5 крупнейших компаний России, занимает лидирующие позиции среди мировых акционерных компаний в сфере транспорта:
— 2 место в мире и 1 место в Европе по протяженности инфраструктуры в собственности, протяженности электрифицированных линий;
— 2 место в мире и 1 место в Европе по грузообороту;
— входит в 10 крупнейших в мире и 3 крупнейших в Европе транспортных компаний по пассажирообороту;
— относится к наиболее эффективным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности: интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива, себестоимости перевозок, удельным затратам топливно-энергетических ресурсов на перевозки.
В настоящее время ОАО «РЖД» является уникальной компанией, занимающей стратегические позиции в железнодорожном комплексе Российской Федерации и транспортном комплексе в целом, воплощающем стратегическую миссию холдинга в «эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования» [4].
Стратегическая цель развития ОАО «РЖД» — создание передовой инновационно активной компании как одного из лидеров мирового рынка транспортно-логистичских услуг. В рамках пятиблочной целевой бизнес-модели холдинга эта цель затрагивает перевозочный и логистический бизнес-блок (табл.). Стратегическим приоритетом развития данного бизнес-блока является формирование диверсифицированной продуктовой корзины холдинга «РЖД» с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению грузовладельцам комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL- до 3PL-, 4PL-услуг, формированию глобальных логистических цепочек — суть цепей создания потребительской ценности.

Таблица
Целевая бизнес-модель ОАО «РЖД»
Бизнес-блокиСтратегические приоритеты
1. Перевозочный и логистический бизнес-блокФормирование диверсифицированной продуктовой корзины холдинга «РЖД» с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению грузовладельцам комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL до 3PL, 4PL услуг, формированию глобальных логистических цепочек
2. Пассажирские перевозки и сервисРасширение предложения потребителям современных транспортных услуг, предусматривающих ускорение и увеличение мультимодальности перевозок, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих перевозке сферах
3. ИнфраструктураСнижение издержек инфраструктуры, повышение возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов (скорость, надежность оказания услуг инфраструктуры, повышение провозных способностей), модернизация сети и строительство окупаемых дополнительных главных путей под возрастающие объемы перевозок
4. Международный инжиниринг и транспортное строительствоУкрепление и расширение присутствия холдинга на рынке международного железнодорожного инжиниринга и инфраструктурного транспортного строительства, создание заделов для расширения других видов бизнеса холдинга на рынках присутствия в качестве подрядчика при сооружении инфраструктурных объектов
5. Социальный блокОбъективная оценка добавленной стоимости, создаваемой за счет социальной поддержки коллектива и эффективного использования активов этого блока для оказания рыночных услуг
Составлено и систематизировано автором

В соответствии с этим задачами развития перевозочного и логистического бизнеса холдинга «РЖД» определены:
— повышение конкурентоспособности холдинга на рынке грузовых перевозок;
— увеличение доли высокомаржинальных грузов при удовлетворении растущего спроса на перевозки массовых грузов;
— выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями;
повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах при эффективном предоставлении на публичной основе услуг в естественно-монопольном сегменте;
— развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в т.ч. в глобальных транспортных цепочках;
— увеличение транзитных перевозок грузов в 2–3 раза к 2030 году;
— развитие новых продуктов и услуг в сфере железнодорожных перевозок;
— укрепление отношений с ключевыми партнерами на транспортном рынке;
— обеспечение устойчивого роста денежного потока для развития перевозочного и логистического бизнеса и инфраструктуры;
— снижение рисков, связанных с высокой волатильностью сырьевых рынков и нестабильностью экспортных грузопотоков.
Для достижения стратегической цели и решения задач перевозочного и логистического бизнеса необходимо провести реинжиниринг ключевых бизнес-процессов холдинга и обеспечить дальнейшее развитие, модернизацию бизнес-модели с опорой на инновационные подвижки в области цифровой экономики в целом и цифровой логистики, в том числе [3].
Модернизированная бизнес-модель должна учитывать уже имеющийся опыт передовых транспортно-логистических компаний мира. Опыт подсказывает, что актуальная бизнес-модель должна создавать потребительскую ценность за счет того, чтобы предлагать клиентам синергичную комбинацию набора потребительских выгод в формате пакета решений. Следует понимать, что ни один взятый в отдельности элемент бизнес-модели не может формировать устойчивого конкурентного преимущества. Только синергичная комбинация, например, информационных услуг, логистики во всем ее многообразии (складские услуги, услуги по транспортировке, маршрутизация, скоростные грузоперевозки, решения по первой и последней миле и др.), маркетинга, смарт-контрактов, инновационных технологических процессов, стратегических партнерств и др., создаст уникальную потребительскую ценность и конкурентное преимущество ОАО «РЖД».
Ключевые решения в области развития транспортно-логистических услуг представляются рядом стратегических инициатив, выдвинутых Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом в порядке реализации Cоглашения о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РЖД» и университетом (от 21 ноября 2016 г. № 133) (рис.).
Каждая из стратегических инициатив требует соответствующих обоснований — НИР и организационных изменений по типу таких, которые уже происходят, например, открытие Центра инновационного развития ОАО «РЖД» и его территориальных подразделений, Центров продажи услуг и др.
Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД» служит организации инновационной деятельности и созданию инновационной системы в ОАО «РЖД». Его основная задача — формирование единой корпоративной политики в области инновационной деятельности с целью управления инновациями на всех этапах их жизненного цикла. Интересы реализации корпоративной политики на местах и тотализации инновационной деятельности обеспечиваются организацией сетевой структуры Центра. К настоящему времени создаются 5 территориальных подразделений в городах Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск. В перспективе планируется открытие аналогичных центров на всей сети железных дорог ОАО «РЖД».
Идеи взаимодействия бизнеса, науки и образования находят воплощение в проработке вопроса о создании корпоративного акселератора, предназначенного для взращивания инновационных бизнес-идей в поддержку стартапов.
Центры продажи услуг создаются как комплекс технологических, организационных, процессных и функциональных решений, направленных на реализацию услуг холдинга «РЖД», оказываемых на полигоне железной дороги по принципу «одного окна». Основная задача Центров продажи услуг состоит в организации продвижения и продажи транспортно-логистических и терминально-складских услуг холдинга «РЖД» на основе взаимодействия подразделений ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ с целью получения синергетического эффекта от деятельности бизнес-единиц для обеспечения высокого качества обслуживания и создания условий для привлечения дополнительных клиентов и доходов на железнодорожный транспорт.
Функции центров продаж: оформление грузов, моделирование маршрутов, расчет стоимости перевозок и их сроков, заказ логистических услуг по упаковке, погрузке, разгрузке, хранению грузов и др. — подлежат трансформации в бизнес-процессы, инновационный характер которых обеспечивается за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Свидетельством тому является тот факт, что большинство договоров с клиентами осуществляется через мобильные онлайн-приложения (iSales). Оказание этих и других услуг Центрами продаж позволяет на практике реализовывать идею клиентоориентированности — «чем меньше усилий клиент потратит на оформление грузов, тем больше времени он будет заниматься основным делом — развивать свой бизнес».
Актуальная линия сотрудничества между ОАО «РЖД» и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом выстраивается, исходя из акцентов Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р [1]. Среди ключевых направлений деятельности (раздел III Программы) в составе направления «Транспортно-логистические услуги» указывается на «развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в том числе в глобальных транспортных цепочках...». Кроме того, Программой предусмотрена реализация проекта «Формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров».
Представляется, что выполнение этих программных решений потребует проектной проработки следующих во­просов:
— изучение грузопотоков (актуальных и перспективных) и выработка сценариев развития транспортно-логистической системы;
— выявление «узких» мест в организации и управлении транспортно-логистической инфраструктурой;
— анализ и адаптация мирового опыта формирования транспортно-логистических хабов в сетевых структурах операторов железнодорожного транспорта;
— параметрическое проектирование и разработка комплекса разноуровневых моделей управления транспортно-логистическими мультимодальными хабами.
Рис. Концептуальная модель обеспечения позиционного лидерства транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД»
Составлено автором


Литература
1. Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года. URL: http://static.government.ru/media/files/zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf (дата обращения 07.05.2019).
2. Кудряшов Н.Г., Нечай А.А. Транзитный потенциал: сущность, факторы реализации, подход к оценке // Журнал международного права и международных отношений. — 2012. — № 3. — С. 92–99.
2. Силкина Г.Ю., Щербаков В.В. Современные тренды цифровизации логистики. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. — 237 c.
3. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения) URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D704%26layer_id%3D5104%26id%3D6396 (дата обращения 13.05.2019).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия