Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Алексеева Д. А.
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


О влиянии экономических санкций на процессы национальной и глобальной нестабильности
В статье показаны цели и формы экономических санкций. Дана характеристика финансового рынка России, сформировавшегося под воздействием экономических санкций. Описаны сценарии развития состояния финансового сектора России в условиях глобальной нестабильности
Ключевые слова: глобальная нестабильность, финансово-экономический кризис, экономические санкции, мировой финансовый рынок
УДК 336.7; ББК 65.5   Стр: 253 - 255

На современном этапе экономические санкции играют одну из ключевых ролей в проведении внешнеэкономической политики и формирования дипломатии в международных отношениях. В основе экономических санкций лежат ограничения в сфере торговых отношений, финансовых потоках, обмене информацией, а также перемещениях экономических и политических агентов между странами. Экономические санкции ограничены по времени введения, но, как правило, оказывают негативное влияние на экономику страны продолжительный срок. Последствия от введения санкций часто проявляются по истечению довольно длительного периода. Уровень безработицы, темп прироста ВВП, уровень инфляции и другие макроэкономические показатели, иллюстрирующие уровень развития национальной экономики, реагируют на негативное влияние внешних шоков с временным лагом.
В настоящий момент, согласно теории международных отношений, экономические санкции отвечают следующим целям.
1. Экономические санкции направлены на «недопустимое поведение» страны путем давления на политику его правительства.
2. Экономические санкции являются «наказанием» государству, путем нанесения ему материального ущерба.
3. Экономические санкции выступают «предостережением» другим государствам-участникам международных отношений, демонстрируя «внешний эффект», тем самым предупреждая другие страны от «нежелательного поведения».
Экономические санкции сегодня являются одним из наиболее доступных и распространенных средств принуждения в международных отношениях, что объясняется тем, что при их введении часто не требуются ни дополнительные расходы государственного бюджета, ни трудоемкий анализ общественного мнения, но при этом такие ограничения показывают решительность намерений и жесткость позиции страны, инициирующей санкции [3].
Участники научного сообщества продолжают вести дебаты по поводу отсутствия высокой эффективности подобных экономических и политических ограничений, но в настоящее время экономические санкции продолжают сохранять свою роль в качестве средства давления и решения конфликтов, как в деятельности крупных компаний на международной арене, так и в национальной политике.
Санкции принимают различные формы, но, как правило, они направлены против государства в целом, поскольку нарушают внешнеэкономические связи, прежде всего финансового сектора.
Подобные запреты и ограничения в сфере торговли и экономических взаимоотношений довольно популярны в мировой практике. Россия сталкивалась с санкциями на протяжении всего XX в., а самые первые санкции против СССР были введены в 1925 г. и получили название «Золотая блокада» [2].
Последние санкции против России были введены в 2018 г. США, как продолжение санкций 2014 г., введенных странами Евросоюза, США и другими государствами в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины. Причина введения санкций носит политический характер, однако цели состоят в попытке ослабления российской экономики и курса рубля, а также в изменении позиции России в международной политике, лишение ее самостоятельной, суверенной позиции.
Многие эксперты считают, что текущий финансовый кризис в российской экономике вызван введением санкций. Однако стоит отметить, что мировой экономический кризис, начавшийся в 2008–2009 гг. имел затянувшийся характер в России. К 2014 г. экономика России еще полностью не вышла на докризисный уровень 2007 г., а санкции лишь ухудшили ситуацию и обострили финансовый кризис. Это и является одной из особенностей современного финансового кризиса в России.
Европейский союз в составе 28 стран-членов, в соответствии с «Общей внешней политикой и политикой безопасности», ввел экономические санкции против России в качестве ограничительных «невоенных» мер. Первоначально их введение было принято ЕС 17 марта 2014 г. в ответ на добровольное присоединение Крыма к России.
Ограничительные меры, введенные в отношении России, включают:
– эмбарго на поставки оружия — запрет на торговлю оружием и другими военными материалами, в том числе экспорт;
– запрет на товары двойного назначения для военных целей или конечных потребителей в России, запрет на техническую помощь. Эти меры относятся и к ранее подписанным контрактам (например, к делу «Мистраль»).
– «дорожные ограничения»: запрет на въезд на территорию ЕС 152 физическим и 37 юридическим лицам, которые, по выражению инициаторов санкций, «подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины».
Также Евросоюз наложил пакет «экономических санкций», ориентированных на конкретные отрасли российской экономики. Несмотря на довольно распространенный миф о разрушительном воздействии европейских экономических санкций на российскую экономику, их список относительно невелик и в основном касается отказа в доступе 11 крупнейшим российским государственным компаниям, банкам и их филиалам к ресурсам на европейских финансовых рынках, а также запрета на экспорт технологий для разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.
К введенным ЕС экономическим санкциям также относятся:
– запрет национальным и международным компаниям-эмитентам на приобретение новых облигаций, акций или финансовых инструментов со сроком погашения более 30 дней, выпущенных ТОП-5 государственными российскими банками, тремя крупными российскими энергетическими компаниями, тремя крупными российскими оборонными компаниями и дочерними предприятиями вышеуказанных юридических лиц за пределами ЕС, то есть которые действуют от их имени или по их указанию;
– запрет гражданам и компаниям ЕС предоставлять кредиты со сроком погашения более 30 дней лицам вышеуказанных российских компаний;
– банковский экспорт определенных видов энергии, оборудования и технологий в Россию является предметом предварительного разрешения компетентных органов государств-членов ЕС. В лицензиях на экспорт будет отказано, если продукты предназначены для разведки и добычи нефти в водах глубже 150 метров или в прибрежной зоне к северу от полярного круга, а также в проектах, которые потенциально могут добывать нефть из ресурсов, расположенных в сланцевых пластах с помощью гидравлики.
В связи с добровольным присоединением Крыма и Севастополя, ЕС принял следующие специальные ограничительные меры:
а) запрет на ввоз товаров из Крыма и Севастополя, а также ограничения на торговлю и инвестиции, связанные с определенными секторами экономики и инфраструктурными проектами;
б) запрет на предоставление туристических услуг в Крыму, в т.ч. швартовки (кроме аварийных ситуаций);
в) запрет экспорта товаров и технологий в Крым и Севастополь для телекоммуникаций и энергетики, поиска, разведки и добычи нефти, газа и полезных ископаемых.
В ответ на введенные экономические ограничения последовал ряд контрмер Российской Федерации.
Россия сократила государственные расходы на закупку машин и некоторых товаров легкой промышленности, а также ввела запрет на импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции из стран, которые ввели или присоединились к санкциям против России. С 7 августа 2014 г. и по настоящее время действует запрет на ввоз говядины, свинины и мяса птицы, мясных продуктов, на импорт рыбы, ракообразных, моллюсков, молока и молочных продуктов, фруктов и овощей, экстракта солода и продуктов питания.
В связи с частичной зависимостью России от импорта продовольственных товаров, экономическими санкциями был вызван рост цен, что в сочетании с падением цен на нефть и ослаблением рубля отрицательно сказалось на уровне инфляции.
Негативное влияние экономических санкций на национальную экономику выражается в следующих фактах. Происходит активный отток капитала: инвесторы уходят из страны либо потому, что они переоценивают свои риски, либо потому, что они вынуждены это делать, чтобы соблюдать санкционные ограничения. Справедливости ради следует отметить, что отток капитала из России начался значительно раньше — из-за негативных тенденций в российской экономике, ее зависимостью от экспорта нефти, колебаниями цен на нефть, с чем связано, отчасти, и ее текущее состояние.
Население страны оценивает состояние экономики России в основном через покупательную способность и величину располагаемых доходов и не рассматривают негативное влияние экономических санкций, политику управления обменным курсом страны и привязку последнего к ценам на нефть, а также зависимость России от импорта во многих отраслях экономики, за исключением сырьевых.
Текущая экономическая нестабильность значительно повлияла на состояние финансового рынка. Достаточно велико оказалось воздействие внешних и внутренних факторов. В табл. 1 представлена динамика российской экономики в 2008–2018 гг.
Наиболее существенное влияние на финансовый рынок России в последние годы оказывают внешнеэкономические факторы. Во-первых, постоянное колебание цен на нефть [9], что ведет к ухудшению финансовых возможностей ведущих российских энергосырьевых компаний, ориентированных на экспорт.
Во-вторых, наблюдаются некоторые ухудшения в экономической области Китайской Народной Республики, где фондовый рынок показал снижение почти на 25%. В этой связи властями КНР пересматриваются перспективы экономического развития страны.
В-третьих, страны Западной Европы и Российская Федерация продлили и расширили санкции в отношении друг друга. Влияние экономических санкций на состояние финансового рынка России происходило в три этапа. На первом этапе существенное воздей­ствие на финансовые рынки оказывала неопределенность, основу которой определяет политическая составляющая. Финансовый рынок может среагировать резким падением при растущем напряжении. Политическое событие или вступившее в силу политическое решение приводит к оттоку капитала из страны, что служит главным сигналом для возникновения беспокойства на рынках. Второй этап характеризует падение индекса ММВБ и снижение курса национальной валюты. На третьем этапе возможно оживление рынка, так как возникают позитивные ожидания в связи с возвращением части участников в поисках новых ресурсов [1].

Таблица 1
Макроэкономические показатели Российской Федерации в 2008–2018 гг.
(темпы прироста физического объема, % к предыдущему году).
 20082009201020112012201320142015201620172018
ВВП5,2-7,84,54,33,71,80,7-2,8-0,21,52,3
Промышленность0,6-10,77,35,03,40,41,7-3,41,31,0
Сельское хозяйство10,81,4-11,323,0-4,85,83,52,64,82,4-0,6
Строительство12,8-13,25,05,12,50,1-2,3-3,9-2,2-1,44,7
Оптовая торговля5,42,03,04,43,60,73,9-5,52,65,9
Розничная торговля13,7-5,16,57,16,33,92,7-10,0-4,61,22,6
Конечное потребление домашних хозяйств10,6-5,15,516,87,9:,22,0-9,4-2,83,42,2
Инвестиции в основной капитал9,5-13,56,310,86,80,8-1,5-10,1-0,24,44,1
Составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики

К признакам кризиса относят и такие явления, как значительное сокращение объемов кредитования, увеличение доли санируемых банков и небанковских финансовых институтов, повышение процентных ставок, банкротства ряда связанных экономическими отношениями компаний, резкий рост проблемной задолженности.
Во время экономической нестабильности происходит рост внешнего долга страны, девальвация национальной валюты, а золотовалютные резервы, наоборот, сокращаются, поскольку направляются на нейтрализацию негативных последствий в экономике. Все это, в конечном итоге, отрицательно отражается на финансовом рынке.
Под воздействием нестабильности на финансовом рынке, вызванной финансовыми кризисами или санкциями падает капитализация компаний. Капитализация ТОП-100 российских компаний за 2018 г. снизилась на 8,3% или на 54 млрд долл. до 592 млрд долл. на 31.12.2018 г. [7].
Ряд экспертов подчеркивает, что снижение капитализации российских компаний в период экономической нестабильности чаще всего происходит более быстрыми темпами и в больших масштабах по сравнению с ведущими иностранными компаниями. Хотя часть предприятий (например, ГМК «Норильский никель», ПАО «Полюс золото»), тем не менее, повысили свою капитализацию в последние несколько лет, что связано с поддержкой государства некоторых отраслей при курсе на импортозамещение [6].
В условиях нестабильности, вызванной санкциями, существует три возможных сценария развития состояния финансового сектора и экономики РФ в целом.
При позитивном сценарии и «снижении напряженности» российские компании получают доступ к различным международным кредитам, а также постепенно возобновляются прямые иностранные инвестиции в российские компании.
Реалистичный сценарий или «увязание» предполагает усугубление кризиса в банковском секторе в связи с нехваткой внешних кредитов и продолжение оттока иностранного капитала вместе с давлением на российский рубль.
В случае с негативным сценарием или «взрывом» будут происходить резкое увеличение оттока капитала, дестабилизация российской финансовой системы, банкротство банков и введение ЦБ РФ ограничений на конвертируемость рубля.
Для реализации первого сценария необходимо улаживание дипломатических разногласий и решение спорных вопросов в международной политике России, стран Евросоюза и Соединенных Штатов. При втором сценарии на международном поле сохранится текущая ситуация. Третий сценарий нежелателен в принципе, т.к. усилит общее противостояние и глобальную нестабильность.
Таким образом, почти всегда результатами введения санкций являются стагнация экономического роста и спад развития национального финансового рынка. Россия успешно применяет антисанк­ционные инструменты, делает шаги к созданию открытой экономики и повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, держит курс на модернизацию многих производственных отраслей, но при этом сталкивается с множеством трудностей [5]. Экономические санкции нанесли немалый урон экономике России, однако это не отменяет положительные тенденции на внутреннем рынке страны и возможность повышения поставок российских товаров, в том числе на западные рынки. Симптоматично, что нарушения в торговых отношениях России и стран Евросоюза послужили серьезным стимулом для развития несырьевого промышленного сектора, разработок в сфере IT и инновационных технологий, и особенно сельского хозяйства России.


Литература
1. Вейнбендер Т.Л. Введение ограничений в отношении России: негативные и позитивные последствия // Российский внешнеэкономический вестник. — 2016. — № 4. — С. 73–82.
2. Ильина Е.В. Влияние санкций на экономику России // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 4. — С. 34–38.
3. Мешкова А.П., Вострикова Е.О., Верховец О.А. Международные экономические санкции: вопросы эффективности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2017. — № 2 (58). — С. 54–62.
4. Русакова Ю.И. Экономические кризисы и их влияние на финансовый рынок России // Материалы II Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, проводимой в рамках III Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». — 2016. — С. 367–369.
5. Сергеева О.Ю., Каримова А.А. Экономические последствия санкций для российской экономики // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1. — С. 134–137.
6. Тарасов А.В., Панукалин А.В., Русакова Ю.И. Влияние санкций на эффективность классических методов стоимостной оценки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. — 2017. — № 1 (5). — С. 32–42.
7. Официальный сайт информационного агентства «РИА Рейтинг». Режим доступа: http://www.riarating.ru/infografika/20190129/630115992.html (дата обращения: 12.04.2019 г.).
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.04.2019 г.).
9. Справочный портал «Калькулятор». Режим доступа: https://www.calc.ru/dinamika-Brent.html?date=2016 (дата обращения: 13.04.2019 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия