Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Степанова С. А.
профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Николаев А. В.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат исторических наук


Подходы к организации практик обучающихся по направлению подготовки «Гостиничное дело»
В статье рассмотрен опыт организации практик по направлению подготовки «Гостиничное дело» в ВУЗе в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения и ориентацией на профессиональные стандарты
Ключевые слова: практика, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, гостиничное предприятие
УДК 338.24; ББК 65.9 (4/8)   Стр: 215 - 218

Междисциплинарный подход в современном высшем образовании невозможен без эффективной организации различного вида практик. Проблемы, с которыми сталкивается учебное заведение при организации практического обучения бакалавров и магистров, достаточно подробно описаны в научной литературе [1; 2]. В ходе анализа литературы были выделены следующие проблемы подготовки и организации практик:
– сложность создания условий для системного освоения практических навыков на протяжении всего времени обучения;
– ­стохастичность взаимодействия с работодателями, предприятиями-партнёрами;
– ­отсутствие чётко сформулированных задач перед обучающимися в начале практики, где достаточно много говорится об индивидуальных траекториях прохождения практики и «дорожных картах» обучающегося, но все рекомендации носят общий характер;
– ­соотнесение требований образовательного и профессионального стандартов в ходе организации и проведения практик в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Гостиничное дело» (ФГОС ВО 3++).
Как справедливо отмечает в своей статье И.В. Бушуева, «имеющийся опыт попыток получения серьезных профессиональных навыков студентами, обучающимися по образовательным программам направления «Туризм», во время прохождения учебной и производственной практики в традиционной форме — на действующих предприятиях, зачастую не дает желаемого эффекта» [2, с.196]. Выход из создавшегося положения автор видит в использовании опыта Российского государственного университета туризма и сервиса — создание «имитационной среды» обучения, а именно создание мультимедийных и мультитренинговых лабораторий. В свою очередь, отметим, что идея бесспорно интересная и заслуживающая внимания, а также без значительной затраты средств, если использовать для подобных организационных форм базы предприятий партнёров.
Авторы коллективной статьи И.Ю. Ваганова, Л.А. Рапопорт, А.Е. Терентьев, Е.В. Харитонова справедливо указывают на то, что развитие туристской отрасли во многом зависит от уровня подготовки выпускников направления «Гостиничное дело». Изменения требований со стороны работодателей к персоналу гостиничной индустрии, связаны с вызовами рынка, а это, в свою очередь, влияет на организацию образовательной деятельности по данному направлению [3, с. 99].
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» (далее ФГОС ВО 3++) от 8.06.2017 года № 515, предусмотрены следующие виды учебной практики: ознакомительная и исследовательская. Соответственно, как это было отражено в предыдущем варианте ФГОС 3+, в качестве способов проведения допускаются выездная и стационарная практики, в зависимости от определённой цели и задач учебной практики. Вариант формулировки цели учебной практики как приобретение «первичного профессионального опыта» и определение, на основе сформулированной цели, задач, предусматривавших в различных вариациях знакомство с деятельностью гостиничного предприятия, выглядит неконкретным и неубедительным. Логично предположить, что в соответствии со стандартом нового поколения ФГОС 3++, цели и задачи учебной практики должны коррелироваться с профессиональными стандартами: Профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2015 г. № 282н; Профессиональный стандарт «Руководитель предприятия питания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2015 г. № 281н. [4]
Например, для реализации трудовой функции «Управление текущей деятельностью сотрудников службы приема и размещения», бакалавр должен не только знать стандарты и функции сотрудников службы, но и уметь организовать их работу, что невозможно сделать, не имея опыта работы в службе приёма и размещения.
Таким образом, учебная практика, рассматриваемая в варианте ознакомления с гостиничным предприятием, проводится с использованием интерактивных методов: мастер-класс, ролевая игра, проектная лаборатория. Оптимальный вариант, когда есть возможность задействовать материально-технические ресурсы предприятий-партнёров.
В таком случае учебная практика как «ознакомительная» делится на два этапа:
1) подготовительный этап, когда бакалавры занимаются изучением стандартов, правовых и нормативных документов деятельности гостиниц;
2) основной этап, собственно практика, во время которой выполняют разработанные кафедрой или работодателем технические задания. Вот здесь важно, чтобы техническое задание не повторяло задания теоретического блока дисциплин. Отработать практические навыки — значит стать участником технологического процесса. Результаты практики могут быть представлены различными способами: отчёт о проделанных операциях, аналитический отчёт о существующих в службах гостиничного предприятия проблемах.
Такой способ организации учебной практики как выездная экскурсия всё же отличается эпизодичностью и некоторым ограничением самостоятельности обучающегося, поэтому разумнее организовывать стажировки на базе предприятий партнёров. Здесь уместно сослаться на зарубежный и отечественный опыт организации стажировок.[3; 5]
В статье Ж.Ф. Таннинг рассмотрен полезный опыт организации стажировок для студентов в зарубежных университетах. Так, автор указывает, что во Франции студент во время своего университетского курса, независимо на каком он курсе находится, проходит несколько стажировок. Весь необходимый пакет документов для прохождения стажировки готовится службами университета, включая планирование и назначение ответственного. Немаловажный факт — «сумма компенсации стажеру» оговаривается заранее с работодателем и составляет сумму не менее прожиточного минимума. В голландских университетах также практикуется прохождение нескольких стажировок. Курс обучения изначально ориентирован на практику, допускаются изменения учебного плана в соответствии с прохождением стажировки.
В основе германской модели стажировки заложена идея «ученичества», то, что когда-то применялось в российской практике и сегодня возрождается — идея наставничества. Приоритет в организации стажировки отдаётся работодателю, который определяет сроки стажировки и характер обучения. «Организация стажировки — мировой опыт интеграции молодых людей в профессиональную жизнь» [6, c. 24–25].
Несколько иная ситуация в отечественной практике организации стажировок. Большинство работодателей готовы брать студентов на стажировку, но на безвозмездной основе. В российских ВУЗах предпочтение отдаётся зарубежным стажировкам, поэтому их организация на местах оставляет желать лучшего [4, с. 23].
Нам представляется, что более эффективный вариант — проведение стажировки до начала учебной практики, тогда обучающийся знакомится с гостиничным предприятием до выхода на учебную практику. В итоге учебная практика приобретает «стационарный» вариант на том гостиничном предприятии, на котором студент проходил стажировку. Подобный опыт применяется на кафедре гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
В соответствии с подписанным Соглашением о сотрудничестве между руководством университета и руководством отеля «Кемпински Мойка 22» организуется и проводится стажировка для студентов второго курса бакалавров направления подготовки «Гостиничное дело», причём стажировку обучающиеся проходят до выхода на учебную практику. Цель стажировки: приобретение первичных практических навыков работы в различных службах гостиничного предприятия. Задачи стажировки: изучение регламентов и должностных инструкций, отработка практических навыков по технологии гостиничной деятельности, апробация полученных результатов. Студенты посещают отель во внеучебное время. Стажировка состоит из двух этапов:
1 этап: по договорённости с руководством отеля «Кемпински Мойка 22», руководитель отдела персонала гостиничного предприятия — закрепляет каждого обучающегося за наставником в службе приёма и размещения, в хозяйственной службе и в ресторанной службе. В течение семестра студенты осваивают одну из должностей, работая в одной из перечисленных служб;
2 этап: подведение итогов стажировки. Презентация результатов — выступление на совместном совещании в формате «круглого стола» в отеле «Кемпински Мойка 22», с участием руководителей служб и представителей топ-менеджмента. Участие в студенческой конференции — выступление с докладами, публикация статей. Составление аналитической справки с перечнем освоенных операций и выполненных работ.
Подобный вариант стажировки используется кафедрой и в сотрудничестве с отелем «Амбассадор». Отличие заключается в том, что стажировка в «Кемпински» преимущественно осуществляется по индивидуальной траектории, а в «Амбассадоре» используется технология работы группой (командой), когда «малая группа» бакалавров стажируется в одной службе, осваивая различные должностные обязанности. Необходимо отдать должное предприятиям-партнерам, подготовившим документационное обеспечение стажировки — чек-лист, профессиональные стандарты, должностные инструкции.
Рассмотрим несколько замечаний по проблемам организации производственной практики для бакалавров направления 43.03.03 «Гостиничное дело». В соответствии с ФГОС ВО 3++ предусмотрена следующая типология производственной практики: проектно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная, исследовательская работа и преддипломная практика.
Часто цель производственной практики определяется на основе направления подготовки и формируемых компетенций, что в обобщённом варианте выглядит следующим образом: закрепление в ходе практической деятельности знаний и умений, полученных в процессе обучения, адаптация студента к профессиональной среде и выявление уровня подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Но, если допустить, что, как мы это показали выше, перечисленные навыки были реализованы во время учебной практики, то возникает вопрос: чем доложен заниматься бакалавр в ходе производственной практики? Считаем вполне справедливым, что в стандарте нового поколения ФГОС 3++, в отличие от предыдущего, не выделена в отдельный тип преддипломная практика.
В ФГОС 3++ определена типология профессиональных задач, к решению которых должен быть подготовлен бакалавр. Другой документ — «Профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», также определён образовательным стандартом. Таким образом, оба документа необходимо учитывать при разработке производственной практики. Условно требования стандартов можно свести к нескольким ключевым моментам — концептам, которые не противоречат компетентностному подходу: проект, технология, качество.
Так, условно обозначенный концепт «проект», предполагает включение в программу практики сразу несколько компетенций, относящихся к категориям — разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, самоорганизация и саморазвитие и т.д. Концепту «технология» соответствуют категории компетенций — безопасность обслуживания, технологии, управление и другие. Концепту «качество» — управление, качество, экономика, право и т.д. Из профессионального стандарта рассмотрим, для примера, должность — «Руководитель (управляющий, менеджер) отдела (службы) гостиничного комплекса (предприятия) (пансионатов, гостиниц, санаториев и других средств размещения)». В профессиональном стандарте необходимый набор умений и знаний, которыми должен обладать кандидат на занимаемую должность. Главная проблема — это соотнесение требований образовательного и профессионального стандартов.
Прежде чем приступить к рассмотрению возможных путей решения данной проблемы, необходимо определиться — какого специалиста мы готовим, каким должен быть наш выпускник: модератор, новатор, коммуникатор или всесторонне развитая личность? «Любая образовательная программа туристского/гостиничного профиля в обязательном порядке должна включать в себя общесистемные компетенции, овладение которыми обеспечивает подготовку психологически и профессионально гибкого «коммуникатора» потребителя и поставщика туристской услуги, такие как способность к организации коммуникационного процесса с потребителем услуг, готовность к инновациям в профессиональной сфере, владение технологиями продаж и др.» [2, с. 195].
Думаю, что здесь разумно обратиться к руководителям предприятий-партнёров и провести анкетирование на предмет тех профессиональных качеств, которыми должен обладать выпускник, поступающий к ним на определённую должность. Как показывает опыт, работодатели в основном выделяют следующие качества, необходимые для работы в коллективе гостиничного предприятия: умение работать в команде, способность к самообучению, самоорганизованность, корпоративная лояльность.
Таким образом, расхождения в понимании социального профиля выпускника не значительны, так как указанные выше качества в основном соответствуют универсальным компетенциям, определённым стандартом ФГОС 3++. Учитывая, что вопросам коммуникации и умению работать в команде отдаётся предпочтение и исследователями, и работодателями, кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета предлагается использование при организации производственной практики технологии тимбилдинг (teambuilding). В данном случае, это не только технология создания команды, а в широком смысле — технология организации производственного процесса с помощью рабочих групп.
Формат организации производственной практики в таком случае включает работу на гостиничном предприятии группы студентов, перед которыми ставится конкретная задача в соответствии с формируемыми компетенциями. Думаем, вполне разумным будет использовать виды профессиональной деятельности и, соответствующие им, профессиональные задачи, которые определены стандартом третьего поколения, но адаптированы и применимы для стандарта ФГОС 3++ (см. табл.1).
Таким образом, как следует из таблицы 1, на учебную практику в основном приходятся профессиональные задачи сервисного типа, частично могут быть применены задачи проектно-технологического и исследовательского типа. Большая часть профессиональных задач решается в период производственной практики. Поэтому важно отработать механизм решения подобных задач. Использование технологии тимбилдинга вполне позволяет это сделать.
Для перехода к формату тимбилдинга необходимо выполнить предварительные шаги в организации производственной практики. Первый шаг связан с определением предприятия-партнёра, которое согласится принять на практику ни одного-двух обучающихся, а группу (команду) бакалавров, причём мотивированных для решения конкретных производственных задач, закреплённых техническим заданием. Второй шаг — создание самой команды бакалавров, где кроме психологической совместимости, нужно обратить особое внимание на специализацию решаемых группой задач — проектные, технологические, связанные с качеством услуг и т.д. Отсюда название команд — проектная группа, технологическая, аналитическая и т.д.
Шаг третий — проведение мастер-классов по тимбилдингу и постановке и решению проблемных задач. Разумно проводить мастер-классы на базе предприятия-партнёра, так как именно там бакалаврам придётся решать поставленные задачи.
В качестве примера приведём возможный вариант организации производственной практики подобного формата. В соответствии с Профессиональным стандартом 33.007, выделим трудовую функцию «Управление текущей деятельностью сотрудников службы приема и размещения» и с указанными в стандарте необходимыми умениями и знаниями определим техническое задание для «команды» бакалавров приходящих на практику, например:

Таблица 1
Типология профессиональных задач, типов и способов проведения практики в соответствии со стандартом ФГОС 3++ для направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»
№ п/пПрофессиональные задачиТипы и способы проведения практики
1.Организационно-управленческие:
1.1Организация производственно-технологической деятельности гостиниц и других средств размещения, распределение обязанностей и определение объемов работ исполнителейПроизводственная/преддипломная
Стационарная
1.2Планирование производственно-технологической деятельности гостиниц и других средств размещенияПроизводственная
Стационарная
1.3Определение плановых заданий и технико-экономических норм, ресурсов, необходимых для обеспечения гостиничной деятельностиПроизводственная
Стационарная
1.4Координация деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещенияПроизводственная
Стационарная
1.5Оценка эффективности производственно-технологической деятельности гостиниц и других средств размещенияПроизводственная
Стационарная
1.6Контроль деятельности гостиниц и других средств размещения.Производственная/преддипломная
Стационарная
2.Проектно-технологические:
2.1Постановка целей и задач проектирования гостиничного продукта;Учебная
Стационарная
2.2Проектирование функциональных технологических процессов гостиниц и других средств размещенияПроизводственная/технологическая
Стационарная
2.3Проектирование инновационного гостиничного продуктаПроизводственная/технологическая
Стационарная
2.4Разработка и применение профессиональных стандартов и технологий гостиничной деятельностиПроизводственная/технологическая
Стационарная
2.5Формирование системы функциональных процессов гостиниц и других средств размещенияУчебная
Стационарная
2.6Разработка алгоритма технологических, информационных и трудовых процессов функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения в соответствии с требованиями потребителяПроизводственная/преддипломная
Стационарная
2.7Оценка качества технологических процессов гостиниц и других средств размещенияПроизводственная/преддипломная
Стационарная
2.8Использование современных информационных и коммуникационных технологий в гостиничной деятельности, в том числе по безопасности жизнедеятельностиПроизводственная/технологическая
Стационарная
3.Сервисные:
3.1Обеспечение качества предоставления гостиничного продукта различным категориям и группам потребителейПроизводственная/преддипломная
Стационарная
3.2Соблюдение стандартов, других правовых и нормативных документов деятельности гостиниц и других средств размещенияУчебная
Стационарная
3.3Выбор оптимальных технологических процессов гостиничной деятельности, соответствующих запросам потребителейУчебная
Стационарная
3.4Соблюдение кодекса профессиональной этики, формирование клиентурных отношенийУчебная
Стационарная
4.Исследовательские:
4.1Сбор, анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта гостиничной деятельностиУчебная
Стационарная
4.2Мониторинг гостиниц и других средств размещени;Производственная/преддипломная
Стационарная
4.3Адаптация инновационных технологий к деятельности гостиниц и других средств размещенияПроизводственная/преддипломная
Стационарная

1. Сделать анализ деятельности службы приема и размещения и потребности в персонале.
2. Разработать рекомендации по созданию условий для эффективной работы персонала службы приёма и размещения.
3. Освоить использование информационных технологий для ведения делопроизводства и выполнения регламентов службы приема и размещения гостиничного предприятия (указывается конкретная гостиница).
4. Разработать методику и провести вводный и текущий инструктаж подчиненных службы приёма и размещения.
5. Осуществить контроль за применением подчиненными требований охраны труда на рабочем месте, при работе с инвентарем, стационарным оборудованием, сейфами, хранилищами и другим оборудованием.
Кто и каким образом, будет выполнять поставленные задачи, определяют члены самой команды.
Шаг четвёртый — подведение итогов прохождения производственной практики. Отчёт по практике будет подготовить легче и он будет более значимым по содержанию, если предварительно будет составлен «Банк заданий» на практику в зависимости от избираемого студентами гостиничного предприятия. Вот здесь существенную помощь должны оказать работодатели.
Обобщая опыт организации практик Российского государственного университета туризма и сервиса, Томского политехнического университета и других отечественных ВУЗов, необходимо отметить, что проблема организации практик носит двухсторонний характер. Для решения проблемы необходимо тесное взаимодействие в ходе организации и проведения практики между руководителями университета и руководителями гостиничного предприятия. Результатом подобного взаимодействия должны стать разработанные для обучающегося индивидуальные траектории прохождения практики.


Литература
1. Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного простран­ства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием / Под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. — Часть I. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 411 с.
2. Бушуева И.В. К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (54). — С. 192–262.
3. Ваганова И.Ю., Рапопорт Л.А., Терентьев А.Е., Харитонова Е.В. Роль туристической отрасли для развития профессиональных компетенций у будущих специалистов Гостиничного дела //Педагогическое образование в России. — 2017. — № 12. — С. 95–100.
4. Журавлёва Н.Е., Таннинг Ж.Ф. Психологические аспекты прохождения стажировки в зоне конфликта между ожиданиями работодателя и возможностями практиканта / Материалы первой международной научно-практической конференции «Организация производственных практик в вузе: проблемы и перспективы», г. Владимир. 26–27 октября 2010 г. / Отв. ред. В.Г. Прокошев. — Изд. Владимирский государственный университет, 2010. — 279 с.
5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/93 (Дата обращения: 06.05.2019)
6. Таннинг Ж.Ф. Соприкосновение и расхождение принципов организации практики: мировой опыт: Материалы первой международной научно-практической конференции «Организация производственных практик в вузе: проблемы и перспективы», г. Владимир. 26–27 октября 2010 г. / Отв. ред. В.Г. Прокошев. — Изд. Владимирский государственный университет, 2010. — 279 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия