| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Костин К. Б. профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Белякова Н. С. магистрант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
магистр экономики
| |
| | В статье проведен анализ состояния международного рынка туризма на основе данных о международных прибытиях и затратах на международные поездки. Рассмотрена система показателей, характеризующая эффективность деятельности туроператора и составлена рейтинговая оценка туроператоров Европы. Проведен сравнительный анализ эффективности деятельности международных туроператоров России и Европы и представлены соответствующие результаты, характеризующие положение Российской Федерации на международном туристском рынке | Ключевые слова: туризм, рынок туризма, туроператоры, международные прибытия, эффективность деятельности, рейтинговая оценка | УДК 339.9; ББК 65.5 Стр: 169 - 172 | На сегодняшний день в качестве одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики выступает сфера туризма. Прежде всего, на это влияет стирание границ между государствами, а также стремление людей путешествовать. Практически каждое государство целенаправленно занимается налаживанием взаимного сотрудничества с другими странами по различным направлениям. Сфера туризма, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию различий между культурами и народами. В конечном итоге это позволяет понять, по какой причине то или иное государство придерживается определенной позиции. Кроме того, большое количество трудоспособного населения планеты сегодня работает в крупных международных компаниях. Для таких сотрудников становится актуальным путешествовать в другие страны, изучая особенности культуры и менталитета местного населения.
Между тем, вместе с ростом спроса на туристские услуги растет и конкуренция между туроператорами, оказывающими международные туристские услуги. В последние годы особенно активно развиваются Интернет-туроператоры, у которых нет локальных офисов продаж и которые используют в качестве площадки для оказания своих услуг Интернет-пространство.
Российские туроператоры на данный момент несколько отстают в своем развитии от ведущих туроператоров, которые представлены такими странами, как США, Австралия, Великобритания. Сильны позиции на мировом рынке туризма и туроператоров Германии. В связи с обозначенными тенденциями становится актуальным изучение конкурентных преимуществ мировых лидеров в сфере туризма, а также определение места России на этом рынке. В качестве научной гипотезы выступает предположение, что российские туроператоры на фоне экономического кризиса стали менее конкурентоспособными в последние годы по сравнению с европейскими туроператорами.
Прежде чем переходить к сравнению российских и европейских туроператоров, необходимо обратить внимание на общее состояние рынка туризма. Регулированием мирового рынка туризма занимается организация UNWTO (ВТООН). Это специализированное межправительственное учреждение системы ООН, объединяющее 158 стран-участниц. Поэтому все, что касается мирового рынка туризма, публикуется на сайте данной организации. Однако большая часть публикаций и статистических сборников платные. Тем не менее, на сегодняшний день в открытом доступе есть и общедоступная информация, публикуемая другими организациями, такими как World Travel & Tourism Council или Tourism Research Center, базирующийся в Китае.
Рассмотрим некоторые ключевые показатели регионов мира в сфере туризма. На рис.1 отражена динамика международного туризма за период 1995–2017 гг. | | | Рис.1. Количество международных прибытий, 1995-2017 гг., млн. чел. [20] | За рассматриваемый период наблюдается положительная динамика, количество международных прибытий неуклонно растет. Получается, что лишь за 1995–2017 гг. их число увеличилось в 2,5 раза, а средний темп прироста каждые 5 лет составляет 22,5%.
Рассмотрим теперь структуру международных прибытий по регионам мира. На рис.2 приведены данные за 1995 и 2017 гг. | | | Рис. 2. Распределение международных прибытий по регионам, 1995 и 2017 гг., % [20] | По результатам анализа можно заключить, что абсолютным лидером по числу международных поездок является европейский регион, на который приходится более половины всех международных прибытий. Обратить внимание стоит на то, что в 2017 г. доля международных поездок сократилась лишь по двум регионам — это Европа (-7,5%) и Северная Америка (- 4,9%). Существенный рывок в сфере международного туризма совершила Азия, прибавив сразу 9% в мировой структуре туризма. Показали рост и остальные регионы, хотя их вклад в международный туризм по-прежнему невелик.
Если анализировать прибытия по странам мира, то к наиболее популярным направлениям международного туризма в 2017 г. следует отнести следующие страны:
● Франция (6,6%);
● Испания (6,2%);
● США (5,8%);
● Китай (4,6%);
● Италия (4,4)%.
При этом наиболее популярным субрегионом мира стала Южная Европа, на которую приходится 1/5 (20,2%) всего мирового туризма по количеству прибытий. За Южной Европой следуют Западная Европа (14,6%), Северная Америка (10,4%) и Центральная и Восточная Европа (10,1%). Наименее популярными направлениями для международного туризма в 2017 г. стали Центральная Америка (0,8%), Океания (1,3%) и Северная Африка (1,6%).
Далее обратим внимание на такой показатель, как затраты на международные туристские поездки. На рис.3 отражена динамика по миру за последние несколько лет, а также разделение на развитые и развивающиеся страны. | | | Рис. 3. Затраты на международные поездки в мире, 2015–2017 гг., $ млрд [20] | На основе анализа приведенных данных можно сделать выводы о том, что в последние годы наметились тенденции по увеличению не только количества поездок, но и затрат на соответствующие международные поездки. За 2015–2017 гг. общемировые затраты выросли на 9,7%, затраты развитых стран – на 8,9%, затраты развивающихся стран — на 11,1%. Таким образом, можно констатировать, чтов последнее время увеличивается интерес к международному туризму со стороны развивающихся государств. При этом увеличился также и размер среднего чека. В 2015 г. он составлял $1021,7, в 2017 г. – $1121,3, т.е. в среднем затраты на одну международную поездку увеличились на 9,7%.
Среди регионов мира лидирующие позиции занимает Европа. Однако ее преимущество по затратам не столь существенно, в отличие от показателя, характеризующего количество международных поездок. В 2017 г. 38,7% затрат на международные поездки приходится на Европу, 29,1% — на Азию, 18,8% — на Северную Америку, оставшиеся 13,3% — на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна, Африку и Ближний Восток.
Таким образом, можно отметить, что международный рынок туризма развивается достаточно динамично. Во-первых, увеличивается количество международных поездок. Во-вторых, увеличиваются траты на международный туризм, в том числе растет и размер среднего чека на одну поездку.
Прежде чем предпринимать попытки оценки эффективности деятельности международных туроператоров, следует не только понимать тенденции рынка, но и обладать соответствующим пониманием ключевых понятий. Прежде всего, следует обратить внимание на отличия туроператоров от турагентств, указанных в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1]. Согласно закону, туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. В свою очередь, турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
На первый взгляд, существенных отличий нет. Однако именно туроператоры играют ведущую роль в международном туризме, т.к. именно они формируют туристский продукт: бронируют и оплачивают отель, заказывают авиарейс, обеспечивают услуги по предоставлению транспорта, экскурсионные услуги и т.д.
Турагенты, как правило, реализуют туры туроператора. Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора [11].
Чтобы оценивать эффективность деятельности туроператоров, необходимо определить само понятие эффективности. Можно выделить несколько основных подходов к определению эффективности деятельности организаций, представленных на рис.4. | | | Рис. 4. Основные подходы к определению эффективности деятельности организаций
Составлено авторами на основе анализа источника 10 | Соответственно, для туроператора зачастую эффективность деятельности понимается как способность достигать максимальных результатов при фиксированных затратах, а также как степень удовлетворенности клиентов и заказчиков.
Если говорить о показателях эффективности деятельности туроператора, то здесь можно выделить две группы показателей — это показатели рентабельности и показатели результативности использования ресурсов. В частности, ключевыми показателями можно считать рентабельность продаж, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент финансового рычага, рентабельность активов [9].
Зарубежные источники, в свою очередь, предлагают следующие показатели для оценки эффективности деятельности туроператора:
● выручка;
● расходы на привлечение клиента (CAC);
● удержание клиентов;
● рейтинг конкурентов;
● стоимость проданных товаров (COGS);
● удовлетворенность клиентов [14].
Воспользуемся системой показателей, предлагаемой отечественными источниками, и проведем сравнительный анализ российских и европейских туроператоров. В качестве оцениваемых туроператоров рассмотрим российские Tez Tour и Coral Travel, а среди европейских — TUI Deutschland (Германия), Thomas Cook Group (Великобритания) и Kuoni Travel (Швейцария).
На основе анализа соответствующей финансовой отчетности обозначенных компаний предлагается произвести оценку 10 показателей:
1. Темп роста выручки.
2. Темп роста чистой прибыли.
3. Рентабельность продаж.
4. Рентабельность активов.
5. Рентабельность собственного капитала.
6. Коэффициент текущей ликвидности.
7. Коэффициент быстрой ликвидности.
8. Коэффициент финансовой независимости.
9. Коэффициент обеспеченности собственными средствами.
10. Коэффициент финансового рычага.
Затем предлагается присвоить баллы от 1 до 5 по каждому показателю: 5 — лучший показатель среди конкурентов, 1 — худший показатель среди конкурентов. После проведенных соответствующих расчетов в табл. 1 представлены рассчитанные показатели за 2017 г. по пяти Европейским туроператорам.
На основе рассчитанных показателей международных компаний далее присваивается соответствующая рейтинговая оценка от 1 до 5, в соответствии с ранее описанной методикой. Результаты представлены в табл. 2.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что российский туроператор Tez Tour среди отобранных компаний является наиболее эффективной. В свою очередь, наименьшую эффективность демонстрирует британский туроператор Thomas Cook Group, набрав всего 14 баллов из 50 возможных. Итоговый рейтинг компаний выглядит следующим образом:
1. Tez Tour (40 баллов).
2. Coral Travel (34 балла).
3. Kuoni Travel (33 балла).
4. TUI Deutschland (29 баллов).
5. Thomas Cook Group (14 баллов).
Таблица 1
Показатели туроператоров Европы, 2017 г.Наименование показателя | Tez Tour (Россия) | Coral Travel (Россия) | TUI Deutschland (Германия) | Thomas Cook Group (Великобритания) | Kuoni Travel (Швейцария) |
---|
Темп роста выручки, % | 65,8% | 45,0% | 105,3% | 106,4% | 100,7% | Темп роста чистой прибыли, % | 611,2% | 155,6% | 107,6% | 5,5% | 2900,0% | Рентабельность продаж | 34,0% | 4,9% | 4,2% | -1,7% | 1,7% | Рентабельность активов | 12,4% | 20,2% | 5,2% | -2,5% | 3,6% | Рентабельность собственного капитала | 46,5% | 84,7% | 18,9% | -56,0% | 10,9% | Коэффициент текущей ликвидности | 1,3628 | 1,3133 | 0,7157 | 0,5005 | 0,9566 | Коэффициент быстрой ликвидности | 1,3625 | 1,3039 | 0,5386 | 0,4901 | 0,9368 | Коэффициент финансовой независимости | 0,2663 | 0,2386 | 0,2776 | 0,0443 | 0,3254 | Коэффициент обеспеченности собственными средствами | 0,2662 | 0,2386 | -1,2881 | -1,9451 | -0,4223 | Коэффициент финансового рычага | 2,7546 | 3,1919 | 2,6026 | 21,5739 | 2,0717 | Составлено авторами на основе анализа соответствующей финансовой отчетности
Таблица 2
Рейтинговая оценка туроператоров Европы, 2017 г.Наименование показателя | Tez Tour (Россия) | Coral Travel (Россия) | TUI Deutschland (Германия) | Thomas Cook Group (Великобритания) | Kuoni Travel (Швейцария) |
---|
Темп роста выручки, % | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 | Темп роста чистой прибыли, % | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | Рентабельность продаж | 5 | 4 | 3 | 1 | 2 | Рентабельность активов | 4 | 5 | 3 | 1 | 2 | Рентабельность собственного капитала | 4 | 5 | 3 | 1 | 2 | Коэффициент текущей ликвидности | 5 | 4 | 2 | 1 | 3 | Коэффициент быстрой ликвидности | 5 | 4 | 2 | 1 | 3 | Коэффициент финансовой независимости | 3 | 2 | 4 | 1 | 5 | Коэффициент обеспеченности собственными средствами | 5 | 4 | 2 | 1 | 3 | Коэффициент финансового рычага | 3 | 2 | 4 | 1 | 5 | Сумма баллов | 40 | 34 | 29 | 14 | 33 | Составлено авторами
Исходя из построенного рейтинга, можно сделать вывод, что выдвинутая в начале статьи научная гипотеза отвергается. Российские туроператоры, несмотря на экономический кризис, осуществляют свою деятельность эффективнее, чем европейские конкуренты. При этом, в частности, российское подразделение TUI является одним из лидеров не только на немецком, но и на российском рынке.
В заключение следует отметить, что одной из причин трудностей европейских туроператоров является ухудшающееся в последнее время финансовое положение граждан. Усиливаются также проблемы политического характера. Такие события, как Brexit, конфликты Германии с США из-за проекта «Северный поток-2», проблема миграции во Франции, рост внешнего долга Испании и Италии, негативно сказываются на стремлении европейцев путешествовать.
Россияне же, несмотря на снижение платежеспособности, продолжают находить способы путешествовать как внутри страны, так и за границу. Безусловно, длительность отдыха и его качество преимущественно снизились. Однако посещение стран Южной и Восточной Европы, а также Юго-Восточной Азии по-прежнему является популярным в России. Благодаря этому российский рынок туроператоров достаточно конкурентный, к лидерам можно отнести порядка 8-10 компаний. Туроператоры Tez Tour и Coral Travel входят в их число и, как показало проведенное исследование, их деятельность в 2017 г. действительно можно считать эффективной.
Таким образом, можно заключить, что российские туроператоры составляют серьезную конкуренцию на европейском рынке туризма, продолжая поддерживать свои финансовые показатели на приемлемом уровне и стремясь ежегодно максимизировать прибыль. В свою очередь, европейские туроператоры испытывают трудности по ряду причин, описанных в статье ранее. В связи с этим эффективность их деятельности в 2017 г. была достаточно низкой, а компания Thomas Cook Group и вовсе столкнулась с убытками по итогам года. |
| |
|
|