| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Подсошкин П. Г. аспирант кафедры бухгалтерского учета и статистики
Красноярского государственного аграрного университета
| |
| | В статье, на основании рейтингов «Индекс экономической свободы» и «Ведение бизнеса» (Doing Business), предпринята попытка выявить основные направления создания в России благоприятной среды предпринимательской деятельности. Анализируя данные рейтингов и сравнивая показатели стран-лидеров и России, выявлены «слабые звенья» в государственном управлении предпринимательской деятельностью в РФ и методы сокращения их влияния | Ключевые слова: фактор роста, предпринимательская деятельность, налоговая нагрузка, инвестиционная привлекательность, экономическая свобода | УДК 336; ББК 65.050 Стр: 97 - 101 | Переход России к рыночным отношениям, вступление ее на «поле» мировой конкуренции с позиции равноправного участника и поведение других участников этих отношений, повысили научный интерес к предпринимательской деятельности. Если в 90-е годы исследователи отмечали присутствие криминального оттенка в характеристике, как предпринимателя, так и предпринимательской деятельности, то в настоящее время предпринимательство имеет статус фактора производства, а предприниматель — производитель товаров и услуг, который сам выбирает «что, как и для кого» производить.
Однако предприниматель не может осуществлять свою деятельность вне экономических и социальных отношений, он действует в среде, которая уже сформирована и его успешность зависит от того, насколько эта среда благоприятна для предпринимательства.
Сейчас уже прочно вошли в научный оборот понятия «предпринимательская деятельность», «предпринимательский климат» и другие, касающиеся нового для постсоветского пространства явления. Хотя для России предпринимательство не новость, но для восстановления утраченного надо время, чтобы сформировалось новое поколение предпринимателей — Демидовых, Морозовых и др.
В XVII–XVIII вв. с возникновением меркантилизма зарождается первая концепция предпринимательства, в основе которой был предпринимательский риск. Р. Кантильон в работе «Эссе о природе торговли в общем плане» писал, что «предприниматель...обещает заплатить владельцу земли или фермы определенную фиксированную сумму денег... без уверенности в извлечении прибыли от этого предприятия....он управляет хозяйством в состоянии неопределенности», из-за того, что неизвестна рыночная цена производимого продукта1.
Классическая политическая экономия, в лице Ж.Б. Сэя, характеризует предпринимательство как особый вид творческой деятельности, а предпринимателя, как человека «... известного своим умом, благоразумием, любовью к порядку, честностью»2.
К.Маркс первый предложил рассматривать индустриальную экономику как исторически саморазвивающуюся систему, движение которой определяется взаимодействием производительных сил и производственных отношений.
Сторонники маржиналистской школы — А. Маршалл, Л. Вальрас, Й. Шумпетер и другие, считали предпринимательскую деятельность особым фактором производства или инноватора, деятельность которого — разрушение равновесия в экономике.
Ф. Найт, Ф.А. фон Хайек и другие представители неоклассической школы рассматривали влияние институциональных и культурных факторов на предпринимательское поведение.
Для рыночных отношений, во все времена, характерна недобросовестная конкуренция в разных формах: явная и скрытая, ценовая и неценовая, применение санкций, торговые и демпинговые войны, и все это без вмешательства государства ведет к разрушению рыночной системы. Степень зрелости государственного механизма состоит в выборе модели поведения, сочетающей протекционизм и фритредерство, в скорости реакции на изменяющиеся условия, в выборе методов противодействия недобросовестной конкуренции и защиты собственных производителей. Государство должно создавать такую среду предпринимательства, которая благоприятна различным по собственности, размерам, организационным формам и отраслевой принадлежности, товаропроизводителям и обеспечивает им достаточный уровень экономической свободы.
Государственные усилия по поддержке малых форм хозяйствования в РФ пока не обеспечили благоприятной среды для них — жалобы малого бизнеса на давление со стороны государства в 2018 году увеличились в 1,5 раза. Но при этом выросло на 13% число индивидуальных предпринимателей, открытых лицензий на 22% больше, чем закрытых и 10 тысяч предпринимателей зарегистрировались с начала 2019 года как самозанятые. Число индивидуальных товаропроизводителей в РФ составило 3,864 млн человек, в планах вовлечь в малый и средний бизнес до 25 млн человек3.
А. Кудрин в ходе открытой дискуссии «Национальные цели развития: стратегия России 2018–2024» на Гайдаровском форуме напомнил участникам, что несколько лет назад Россия уже была пятой экономикой мира, но сейчас вывести темпы роста на 3–3,5% — сверхтяжелая задача, которую только национальными проектами не решить. По его мнению, в серьезном реформировании нуждается система государственного управления, необходимо увеличить полномочия регионов, снизить административную нагрузку на бизнес4.
В 50–60 годы ХХ века в научных публикациях активно обсуждались пути преодоления застойных явлений в социалистической экономике. Большую роль в формировании прогрессивных взглядов на экономические отношения сыграли работы Я. Корнаи («Путь к свободной экономике»), О. Шика («Экономика, интересы, политика»), Н.А. Цаголова, Е. Либермана, Г. Лисичкина и других. В итоге сформировалось два направления: «товарники» и «нетоварники». «Товарники» считали, что при социализме сохраняется товарное производство и действует закон стоимости, но не признавали обособленности товаропроизводителей и свободную конкуренцию. «Нетоварники» считали, что социализм несовместим с товарным производством, и можно говорить лишь об использовании товарно-денежных форм в процессе планомерного развития экономики5.
Общим в этих двух направлениях было утверждение, что никакой обособленности производителя, господствующей роли рынка, экономической свободы как мотивации трудовой деятельности, делающей человека активным, инициативным и предприимчивым при социализме быть не может, так как это противоречит господствующей марксистской идеологии.
Попытки изменить систему государственного управления, ослабить давление на бизнес, но не допустить стихии, предпринимались несколько раз. Так, в 1965 году в СССР была предпринята неудачная попытка осуществления хозяйственной реформы, в основе которой лежало расширение самостоятельности предприятий в области экономики через введение новой системы планирования и экономического стимулирования производства.
Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» — еще одна попытка провести в жизнь идеи рынка, но и она не имела успеха, так как тоже не затрагивала коренных основ существующей системы, не давала экономической свободы.
Экономическая свобода — это свобода выбора хозяйствующим субъектом вида деятельности, формы собственности, самостоятельное распоряжение средствами производства и финансовыми ресурсами. В малых формах хозяйствования, чаще всего, собственник сам принимает участие в процессе производства и в этом случае границы экономической свободы расширяются. Споры о роли и степени участия государства в рыночной системе периодически вновь выходят на первый план, поиск оптимального соотношения экономической свободы и государственного регулирования продолжается.
В основе экономического поведения индивида заложено рациональное начало. Это касается потребителя, но в большей степени, проявляется в действиях производителя: он все или почти все делает ради прибыли.
В мировой истории понятие «экономическая свобода» сформировалось между двух крайностей: полная личная свобода и большой хозяйственный риск, с одной стороны, и зависимость человека от внешних факторов и приоритет безопасности экономики, с другой. Сейчас экономическая свобода является балансированием между жестким контролем рынка со стороны государства и «анархией» в сфере предпринимательства. Главный принцип регулирования хозяйственных отношений заключается в том, чтобы поддерживать этот баланс, избегая ущемления прав человека, и при этом осуществлять четкую регламентацию этих прав с помощью закона6.
В качестве информационной основы в данной статье использованы опубликованные отчеты двух иностранных рейтинговых агентств:
— Индекс экономической свободы;
— Ведение бизнеса.
Прежде, чем углубиться дальше в тему статьи, считаем необходимым отметить, что рейтинговые агентства — коммерческие организации и выполняют заказы стран и компаний. Оценки и рейтинги, которые они выставляют, не являются 100% гарантией. Государство — инициатор создания рейтингового агентства, чтобы сделать его работу независимой, так распределяет контроль за его деятельностью между участниками, чтобы ни у одного из них не было решающего голоса7.
В течение двадцати пяти лет измеряется и публикуется The Heritage Foundation Индекс экономической свободы, который призван помочь отслеживать прогресс в области обеспечения экономической свободы.
Для сравнительного анализа нами выбрано несколько стран:
— Россия;
— Гонконг и Сингапур — страны — лидеры, которые в течение ряда лет занимают первые места в мировых рейтингах;
— Эстония, которая одна из бывших республик СССР вошла в топ-20 мирового рейтинга «Индекс экономической свободы 2019» — 15 место;
— Китай, демонстрирующий высокий экономический рост и по объему ВВП, занявший первое место в мировой экономике;
— США — по традиции.
В первой группе оценивается верховенство закона при помощи таких составляющих: права собственности, целостность правительства, судебная эффективность;
Вторая группа — участие правительства: государственные расходы, налоговая нагрузка, бюджетное здравоохранение;
Третья группа — эффективность регулирования: свобода бизнеса, свобода труда, денежная свобода;
Четвертая группа — открытые рынки: свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода.
Каждая из двенадцати экономических свобод в этих категориях оценивается по шкале от 0 до 100. Общая оценка страны определяется путем усреднения этих двенадцати экономических свобод с равным весом для каждой из них.
Каждый компонент одинаково важен и страны, рассматривающие направления реформирования национальной экономики, видят показатели, имеющие самую низкую оценку — эти факторы могут сдерживать экономический рост и процветание.
Экономическая свобода измеряется на основе 12 количественных и качественных факторов, создающих четыре группы (табл.1).
Таблица 1
Оценка экономической свободы и ее составляющихПоказатели | Страны |
---|
Гонконг | Сингапур | США | Эстония | Россия | Китай |
---|
Мировой рейтинг | 1 | 2 | 12 | 15 | 98 | 100 |
---|
Региональный рейтинг | 1 | 2 | 2 | 7 | 41 | 20 |
---|
Общая оценка | 90,2 | 89,4 | 76,8 | 76,6 | 58,9 | 58,4 |
---|
Права собственности | 93,3 | 97,4 | 79,3 | 81,5 | 52,4 | 49,9 |
---|
Целостность правительства | 83,8 | 97,4 | 77,4 | 76,0 | 36,6 | 49,1 |
---|
Судебная эффективность | 75,3 | 92,4 | 78,6 | 73,1 | 45,1 | 75,2 |
---|
Государственные расходы | 93,1 | 90,7 | 57,1 | 79,9 | 89,4 | 70,1 |
---|
Налоговая нагрузка | 90,3 | 90,4 | 75,1 | 51,1 | 62,3 | 70,4 |
---|
Фискальное здоровье | 100 | 80,0 | 53,1 | 99,8 | 86,6 | 76,0 |
---|
Свобода бизнеса | 96,4 | 90,8 | 83,8 | 75,3 | 78,4 | 56,2 |
---|
Трудовая свобода | 89,2 | 91,0 | 89,4 | 57,2 | 52,5 | 64.2 |
---|
Денежная свобода | 86,4 | 85,3 | 76,6 | 79,6 | 65,1 | 71,9 |
---|
Свобода торговли | 95,0 | 94,8 | 86,6 | 86,0 | 77,8 | 73,0 |
---|
Инвестиционная свобода | 90,0 | 85,0 | 85,0 | 90.0 | 30 | 25,0 |
---|
Финансовая свобода | 90,0 | 80,0 | 80,0 | 70,0 | 30 | 20,0 |
---|
Составлено автором.
Высокие показатели по элементам «права собственности» и «инвестиционная свобода» объясняют интерес иностранных инвесторов к отдельным странам. Места в мировом рейтинге по прямым иностранным инвестициям распределились следующим образом: США — 3; Гонконг — 5; Китай — 6; Сингапур — 10; Россия — 19; Эстония — 758.
Таблица 2
Основные макроэкономические показателиОсновные
макроэкономические
показатели | СТРАНЫ |
---|
Гонконг | Сингапур | США | Эстония | Россия | Китай |
---|
Мировой рейтинг | 1 | 2 | 12 | 15 | 98 | 100 |
---|
Региональный рейтинг | 1 | 2 | 2 | 7 | 41 | 20 |
---|
Общая оценка | 90,2 | 89,4 | 76,8 | 76,6 | 58,9 | 58,4 |
---|
Тарифная ставка, % | 0 | 0,1 | 11,7 | 2,0 | 3,6 | 3,5 |
---|
Ставка налога на прибыль, % | 15,0 | 22,0 | 37,0 | 20,0 | 13,0 | 45,0 |
---|
Ставка корпоративного налога, % | 16,5 | 17,0 | 21,0 | 20,0 | 20,0 | 25,0 |
---|
Население, млн человек | 7,4 | 5,6 | 325,9 | 1,3 | 144,0 | 1,4 млрд |
---|
ВВП, млрд $ США | 454,9 | 427,0 | 19,4 трлн | 41,6 | 4,0 трлн | 23,2 трлн |
---|
Рост, % | 3,8 | 3,6 | 2,3 | 4,9 | 1,5 | 6,9 |
---|
ВВП на душу населения, $ США | 61 393 | 93 906 | 59 501 | 31 750 | 27 834 | 16 660 |
---|
Безработица, % | 3,1 | 2,0 | 4,4 | 5,8 | 5.2 | 4,7 |
---|
Инфляция (ИПЦ), % | 1,5 | 0,6 | 2,1 | 3,7 | 3,7 | 1,6 |
---|
Приток (ПИИ), $ США, млрд | 104,3 | 62,0 | 275,4 | 784,4 млн | 25,3 | 136,3 |
---|
Налоговая нагрузка в % ВВП | 14,0 | 13,7 | 26,0 | 34,7 | 22.2 | 17,5 |
---|
Правительственные расходы в % ВВП | 17,9 | 17,6 | 37,8 | 40,4 | 35,4 | 31,6 |
---|
Составлено автором
Взаимосвязь показателей экономической свободы и макроэкономических показателей хорошо прослеживается: инвестиционная свобода привлекает инвесторов, это позволяет не наращивать государственные расходы, создавать рабочие места, удерживая безработицу на уровне 2–3% и сдерживать инфляцию.
По уровню налоговой нагрузки и государственным расходам видно, что страны, занимающие первые строчки в рейтинге, обеспечивают рост ВВП в целом и на душу населения высокой производительностью труда, не являются «иждивенцами» у налогоплательщиков и госбюджета, и это тоже имеет значение в реализации экономической свободы.
Объективным доказательством удачно выбранной модели организации национальной экономики могут служить такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, инвестиционная привлекательность страны, уровень безработицы и инфляции.
Ситуация в России существенно не меняется (табл.3).
«Слабые звенья» для российского предпринимательства:
— низкая инвестиционная привлекательность, которая, без сомнения, связана с санкциями и «подогревается» политическими настроениями, но имеет содержание конкурентной борьбы;
— несовершенство механизма государственной поддержки предпринимательства состоит из несоответствия нормативно-правовой базы, нерационального использования средств государственной поддержки;
— высокий уровень инфляции;
— высокий уровень безработицы;
— низкий доход на душу населения.
Таблица 3
Динамика индекса экономической свободы и его составляющих по России за период 2017–2019 гг. [6]год | Общая оценка | права собственности | целостность правительства | судебная эффективность | налоговое бремя | государственные расходы | фискальное здоровье | свобода бизнеса | трудовая свобода | денежная свобода | торговая свобода | инвестиционная свобода | Финансовая независимость |
---|
2019 | 58,9 | 52,4* | 36,6 | 45,1 | 89,4 | 62,3** | 86,6 | 78,4* | 52,5** | 65,1 | 77,8 | 30,0 | 30,0 | 2018 | 58,2 | 48,7 | 38,1 | 46,9 | 85,8 | 62,5 | 87,7 | 77,0 | 52,0 | 60,8 | 79,4 | 30,0 | 30,0 | 2017 | 57,1 | 47,6 | 38,2 | 44,5 | 81,8 | 61,5 | 93,4 | 74,8 | 50,8 | 57,3 | 75,2 | 30,0 | 30,0 | .... | | | | | | | | | | | | | | 2010 | 50,3 | 25,0 | 21,0 | N / A | 82,3 | 66,5 | N / A | 52,2 | 59,6 | 62,6 | 68,4 | 25,0 | 40,0 | *- значительно улучшился показатель с 2010 года;
** — снизился показатель с 2010 года.
По данным: «2019 index of economic Freedom, 25 th anniversary edition».
За период с 2010 по 2019 гг. общая оценка индекса экономической свободы по России возросла незначительно: с 50,3 до 58,9, снизился индекс «государственных расходов» и индекс «трудовой свободы», на неизменно низком уровне остаются индексы «инвестиционной свободы» и «финансовой независимости».
Всемирный банк, в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), ежегодно публикует отчет, в котором приводится рейтинг 190 государств мира по оценке условий ведения бизнеса.
За двадцать два года существования проекта, изменялось число индикаторов, уточнялась их формулировка, совершенствовалась методика, но сущность исследования оставалась неизменной — степень «благоприятности ведения бизнеса» и выявление «слабых звеньев» в организации бизнеса страны, региона и мира.
Разницу в подходе государства к созданию среды для отечественных сельхозпроизводителей видно по ассортименту и производителям плодовоовощной продукции: на российском «колхозном» рынке основная продукция произведена в странах дальнего зарубежья, на рынке в любой европейской стране, и не только европейской, — продукция собственных фермеров.
Оценка условий ведения бизнеса проводится по десяти индикаторам и позволяет выявить наиболее успешные направления и те области, которые нуждаются в реформировании9.
В докладе «Мировое экономическое положение и перспективы, 2019 год», подчеркивается, что «в сегодняшней глубоко интегрированной мировой экономике согласованные на международном уровне правила, и институты играют жизненно важную роль для обеспечения четкого функционирования рынков, урегулирования разногласий и предоставлении гарантий стабильности»10.
Каждый из индикаторов оценивается с нескольких позиций: сложность и количество процедур регулирования, затраты времени и денежных средств.
В 2018 году Российская Федерация заняла в мировом рейтинге «Ведение бизнеса» 35 место (из 190), провела 3 реформы (2017 — 5 реформ) и довела показатель легкости ведения бизнеса (шкала 0–100) до 76,76, увеличив на 2,07 показатель предыдущего года. По данным исследования «Ведение бизнеса 2019» Россия, проведя 4 реформы, поднялась в мировом рейтинге до 31 места, с показателем легкости ведения бизнеса — 77,37: была внедрена электронная система таможенного оформления, сокращены сроки автоматического завершения процедур, что упростило процедуру международной торговли.
Экономика региона Европа и Центральная Азия имеет хорошие показатели по направлениям «Защита инвесторов» (рейтинг 47) и «Регистрация собственности» (рейтинг 47). За 15 лет в регионе было проведено 673 реформы, том в числе: 120 в направлении «Регистрация предприятия», 108 — «Налогообложение» и 87 — «Кредитование».
За период с 2015 по 2019 гг. Россия существенно улучшила ситуацию по индикатору «Подключение к системе электроснабжения» с 143 места в мировом рейтинге до 12, сохранила позицию по направлению «Регистрация собственности» (табл. 4)11.
Уже в 2020 году предполагается снизить срок получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию с нынешних 7-ми до 5-ти дней. При этом за 6 лет вдвое (с 45 до 22 дней) будет уменьшена продолжительность экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. «Планом трансформации» намечено подняться к 2024 году по показателю «Налогообложение» с 53-го до 30-го места в рейтинге Всемирного банка Doing Business, в 2,5 раза до 5 трлн рублей увеличить объем государственных закупок у малого и среднего бизнеса, существенно улучшить таможенное администрирование.
По позиции «Международная торговля» РФ в рейтинге условий ведения бизнеса занимает 99-е место среди 190 стран проекта: к 2024 году намечено сократить затраты времени импортеров на оформление сделок с 30 часов до 24 внешнеэкономической деятельности на соответствующие процедуры по одному контракту часов, экспортеров — с 66 часов тоже до 24 часов. Финансовые затраты участников должны быть снижены более чем вдвое — до $250. Достичь такого результата предполагается переходом на электронный документооборот во всех пунктах пропуска, наделением бизнеса правом предоставлять в Федеральную таможенную службу лицензии в электронном виде, расширением применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров по договорам лизинга и экспорте ИКТ, а также реформированием валютного контроля13.
По оценке Счетной палаты, на счетах предприятий и их депозитах в настоящее время лежит свободный объем ресурсов равный годовому объему вложений в основной капитал в РФ. Не менее примечательно и то, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику сократился в 14 (!) раз, составив всего лишь $1,9 млрд
Необходимо провести масштабный анализ действующих нормативно-правовых актов. В наиболее зарегулированных секторах, таких как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор их около 9 тысяч. В них устаревшие и/или избыточные требования и к 1 февраля 2020 года должны быть разработаны современные нормы, которые будут понятными как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.
По мнению А. Кудрина, национальных проектов недостаточно для того, чтобы вывести экономику на соответствующие темпы роста, нужны дополнительные политические меры, которые будут способствовать развитию. Председатель Счетной Палаты перечислил три главных фактора для ускорения экономики — это трудовые ресурсы, инвестиции и производительность труда. «Нам необходимо принять меры для увеличения инвестиционной привлекательности, чтобы у нас инвесторы не только захотели инвестировать, а инвестировали в передовые технологии, хотели приезжать и работать и на российском, и на мировом рынке», — подчеркнул Алексей Кудрин14.
Таблица 4
Рейтинг и показатели легкости ведения бизнеса в РоссииИндикаторы | Рейтинг | Показатели
легкости
ведения бизнеса |
---|
DB2015 | DB2016 | DB2017 | DB2018 | DB2019 | DB2018 | DB2019 |
---|
Регистрация предприятий | 31 | 41 | 26 | 28 | 32 | 93,03 | 93,04 | Получение разрешения на строительство | 156 | 119 | 115 | 115 | 48 | 71.92 | 74,61 | Подключение к системе электроснабжения | 143 | 29 | 30 | 10 | 12 | 92,81 | 94,00 | Регистрация собственности | 12 | 8 | 9 | 12 | 12 | 88,71 | 88,74 | Кредитование | 61 | 42 | 44 | 29 | 22 | 80,00 | 80,00 | Защита инвесторов | 100 | 66 | 53 | 51 | 57 | 61,67 | 61,67 | Налогообложение | 19 | 47 | 45 | 52 | 53 | 79,29 | 79,71 | Международная торговля | 155 | 170 | 140 | 100 | 99 | 70,20 | 71,06 | Обеспечение исполнения контрактов | 14 | 5 | 12 | 18 | 18 | 72,18 | 72,18 | Ликвидация предприятия | 65 | 51 | 51 | 54 | 55 | 57,83 | 98,61 | Общий | | 76,76 | 77,37 | Источник: Исследование Всемирного банка: ведение бизнеса12. |
| |
|
|