| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Краюхин Г. А. профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Салимьянова И. Г. профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Погорельцев А. С. доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены основные тенденции цифровизации бизнеса, обоснована необходимость инновационных преобразований в моделях ведения бизнеса на основе технологических и организационных преобразований, выявлены факторы, препятствующие цифровой трансформации в отечественных компаниях, подчеркнута значимость инноваций в менеджменте, связанных с необходимостью совершенствования процессов управления компанией, развития цифровых компетенций сотрудников. Приведены актуализированные примеры успешного применения цифровых технологий в компаниях и их взаимосвязь с инновационным развитием | Ключевые слова: цифровизация, инновационное развитие, трансформация моделей бизнеса, проблемы внедрения цифровизации в компаниях, инновации в менеджменте компаний, проблемы дефицита кадров | УДК 338.4; ББК 65.2 Стр: 75 - 78 | В условиях стремительного развития электронных технологий и услуг, переход экономик на «цифровые рельсы» стал осуществляться во многих странах. Цифровизация накладывает отпечаток на все, требует новых навыков, высокого темпа работы в условиях неопределенности, частых и внезапных изменений. «Гонка за внедрением цифровых инноваций — это одновременно и спринтерский рывок и марафон» [12, с.16]. Цифровая революция разрушает привычные стереотипы ведения бизнеса, что вынуждает компании вести поиск инновационных решений и бизнес-моделей на основе использования искусственного интеллекта, робототехники, когнитивных вычислений и промышленного Интернета вещей. Инновационность в ведении бизнеса, применение интернет-инфраструктуры в производственно-экономической деятельности является безальтернативным решением крупнейших компаний США, Германии, Китая, Южной Кореи, Сингапура и др. Лидирующие позиции занимают высокотехнологичные компании Apple, Google, Microsoft, Tesla, Samsung, Amazon и др. Цифровая трансформация бизнеса на основе использования промышленного Интернета позволила автоматизировать и интегрировать все бизнес-процессы на таких предприятиях, как Siemens Mitsubishi Electric, Boeing, DuPont, Tesla и др. Однако, если предприятие не может трансформировать свои производственные процессы на основе инновационных технологий, оно не может конкурировать на рынке. Так, более 500 крупнейших корпораций мира, входивших в рейтинг Fortune в 2000 г., не сумев перестроить свои бизнес-модели, перестали функционировать.
За последнее десятилетие компании, благодаря цифровой трансформации, превзошли по суммарной капитализации крупных производственных корпораций (в т.ч. и в нефтегазовой отрасли). К примеру, капитализация компании Amazon с 2011 г. по 2018 г. выросла со 100 до 881 млрд долл., капитализация Apple преодолела отметку в 1 трлн долл. (в 2007 г. — 100 млрд), Microsoft — до 817 млрд долл. [5].
Цифровизация судостроительной промышленности Южной Кореи позволила достичь мирового лидерства, дала возможность для эффективного развития новых секторов от электроники до автомобилестроения. Компания LG Electronics начала строительство завода бытовой техники, в которой весь производственный процесс (от изготовления и закупки комплектующих до контроля качества готовой продукции) основан на «умном» управлении с помощью единой системы на базе искусственного интеллекта.
Экспертная группа Digital McKinsey, проведя анализ развития цифровой экономики, отмечает, что Россия существенно уступает лидерам «по многим показателям — уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах». Доля цифровой экономики в ВВП в 2 –3 раза ниже, чем у стран-лидеров и составляет 3,9% (для сравнения в США — 10,9% ВВП) [12]. По уровню цифровизации серьезное отставание от стран ЕС наблюдается в добывающих отраслях, обрабатывающей промышленности, транспорте.
В нашей стране в последние годы проводится определенная работа по осуществлению «масштабной системы развития цифровой экономики». В мае 2017 г. утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», в июле — программа «Цифровая экономика Российской Федерации», направленная на создание благоприятной среды, способствующей развитию «новой» экономики в которой «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности», повышению качества жизни граждан, обеспечению экономического роста и конкурентоспособности страны [6]. Кроме того, для поддержки отечественных передовых производственных технологий была принята дорожная карта «Технет». Среди пионеров в трансформации модели ведения бизнеса по-новому, следует выделить такие корпорации, как «Росатом», «Газпромнефть», «Ростехнологии», «Транзас», «Тинькофф Банк», «Сбербанк» и т.д., которые используют инновационные инструменты цифровизации, способствующие гибкости в организации производственных процессов, агрегированию разных стадий производства, оптимизация расходов на логистические цепочки и простои оборудования [3].
Согласно данным международного рейтинга конкурентоспособности в цифровой среде IMD World Digital Competitiveness Ranking (июнь 2018 г.) Россия, по сравнению с предыдущей версией списка, поднялась на две строчки и заняла 40-ю позицию из 63-х (в данные рейтинга входят такие статистические данные, как скорость широкополосного доступа в интернет и расходы на исследования и разработки и т.п.), хуже позиции нашей страны по «Технологиям» — 43-е место, по «Будущей готовности» — 51-е [16]. Острой остается проблема внедрения инновационных разработок на отечественных промышленных предприятиях, ее темпы в 4–5 раз ниже, чем в ведущих странах [4].
Аналитики McKinsey по общему уровню цифровизации стран выделяют три группы: «цифровые лидеры» (Сингапур, США, Израиль, Западная Европа), «активные последователи» (Россия, Китай, Польша, Чехия, Бразилия) «отстающие последователи» (Азиатско-Тихоокеанский регион, Казахстан, Ближний восток, Индия). Россия входит во вторую группу («активные последователи») «за счет инвестиций в расширение инфраструктуры ИКТ и внедрения цифровых технологий в государственных структурах», при этом имеется серьезное отставание по уровню цифровизации отечественных компаний [12, с.35].
Цифровая трансформация невозможна без инновационного развития предприятий. Наша страна с 2018 г. введена в отчёт рейтинга Европейского инновационного индекса EIS-2018 (European Innovation Scoreboard), где занимает лишь 25-ю позицию по уровню инновационного развития, т.е. довольно низкий (по сравнению с ЕС) уровень (modest in novators) [17].
В условиях изменчивости внешней среды ускорение инновационного развития основывается на внедрении цифровых технологий, способствующих формированию новых моделей бизнеса (табл. 1.) [10, с.85].
Таблица 1
Взаимосвязь инновационного развития предприятия и цифровизацииНаименование направления | Описание взаимосвязи |
---|
Механизмы блокчейн | Основывается на инновационных способах ускорения передачи информации и замыкания ее в определенные типы внутренних протоколов информационных систем. | Цифровой банкинг | Новые методы передачи и квитования оплат, использования мобильных приложений со специализированным цифровым кодированием. | Интернет вещей | Подключение и компьютеризация различных систем и их полная автоматизация за счет использования интернета. | Цифровизация бизнес и производственных процессов | Инновационные разработки в сфере информатизации. | Подходы в работе с BigData | Разработка инновационных аналитических инструментов различной направленности, автоматизация механизмов планирования и прогнозирования различных экономических показателей. |
Несмотря на проводимую активную политику перевода страны на «цифровые рельсы», далеко не все отечественные предприятия осуществляют трансформацию своей деятельности в данном направлении. Существует ряд факторов, препятствующих перестройке бизнеса компании с учетом требований современности (табл.2).
Таблица 2
Факторы, препятствующие цифровой трансформации в компанияхВнешние факторы | Ресурсные ограничения | Человеческий фактор |
---|
Дефицит цифровых решений, учитывающих специфику бизнеса компании
Неразвитость информационной инфраструктуры
Отсутствие стандартов по применению цифровых технологий
Неразвитость инфраструктуры цифрового доверия
Проблемы межведомственного взаимодействия
Недостаточность правового регулирования отношений, формирующихся в цифровой экономике
Идентификация определения правового статуса стейкхолдеров
Отсутствие специальных мер государственной поддержки использования цифровых технологий компаниями
Безопасность и конфиденциальность данных, защита от киберпреступности
Наличие неструктурированных, противоречивых данных | Недостаток собственных денежных средств
Недостаток инвестиционных ресурсов
Высокая стоимость проектов по применению цифровых технологий
Высокие затраты на эксплуатацию систем, использующих цифровые технологии
Низкий инновационный потенциал организации
Недостаток возможностей для кооперирования с др. предприятиями и научными организациями | Дефицит специалистов, соответствующих требованиям цифровой эпохи
Недостаток квалификации у персонала, внедряющего и обслуживающего цифровые технологии
Технологическая некомпетентность пользователей
Разный уровень в цифровых знаниях между различными поколениями.
Нежелание сотрудников менять привычные формы работы
Низкая цифровая культура |
Как отмечают исследователи, одной из серьезных проблем, наряду с неразвитостью цифровой инфраструктуры, кибербезопасностью, необходимым объемом инвестиций, является дефицит квалифицированных кадров [1], [2], [7].
Стремительный рост вычислительных мощностей и доступности огромных объемов информации, самосинтез инновационных технологий во все более передовые и эффективные требует трансформации модели ведения бизнеса на основе преобразования базовых систем с помощью инновационных приложений и сверхбыстрых вычислений в оперативной памяти, интеграции новых технологий в единую бизнес-архитектуру и отслеживание реальных показателей увеличения производительности бизнеса [15].
Инновационность моделей ведения бизнеса основывается на фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании деловых процессов. В современном мире для формирования инновационных бизнес-моделей, способствующих оптимизации режима работы и загрузки оборудования, логистической деятельности, повышению качества продукции, производительности труда и ее безопасности, сокращению сроков вывода продукции на рынок во всех отраслях стали применяться цифровые платформы. Например, применение единой платформы для управления конвейером аналитических данных (Pentaho Business Analytics Platform) позволило компаниям оперативно получать необходимые отчетные данные для принятия решений, анализировать и визуализировать информацию по различным измерениям, благодаря интеграции данных с аналитической обработкой имеется возможность грамотного прогнозирования. Так, компания Electra Link обеспечивает энергетический рынок Великобритании, трансформируя значительные объемы информации для принятия своевременных и грамотных решений.
Для создания цифровых моделей предприятий на основе IT-платформы с целью управления изменениями российская компания BFG Group, разработала:
– интеллектуальную систему BFG CMT по обнаружению «узких мест» в деятельности предприятия и принятию решений по их устранению;
– систему адаптивного управления производством BFG QRM, способствующую управлять производственными процессами на основе незамедлительной реакции (в режиме «online») на различные изменения как внешнего, так и внутреннего характера [14].
Эти системы применяются на Ковровском электромеханическом заводе, литейном заводе КамАЗа, Криогенмаше, Челябинском заводе «Турбина» и др.
Цифровые модели на основе трансформации организационных процессов, внедрения цифровых технологий в управление производством способствуют значительному улучшению основных показателей (сокращению циклов производства, повышению производительности труда, снижению сроков изготовления заказов, оптимальному использованию производственных ресурсов и т.п.). Например, в компании «Крановые технологии», благодаря цифровым инновациям производительность труда повысилась в 2 раза, производственный цикл уменьшился в 4 раза, складские запасы — в 2,5 раза, что повлияло на увеличение прибыли в 4 раза.
Цифровая трансформация моделей ведения бизнеса невозможна без преобразований в системе менеджмента компании. Инновации в менеджменте, связанные с совершенствованием процессов управления, реструктуризацией компаний, т.е. изменением организационных структур, структур управления, состава функций, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, эффективно функционирующей системой обмена большими массивами данных, способствуют повышению скорости принятия решений, увеличению вариативности процессов в условиях турбулентности [9]. Для этого, как предлагают участники прошедшего в марте 2019 г. Форума по цифровой трансформации в рамках Недели российского бизнеса необходим организатор — «директор по цифровой трансформации (CDO — Chief Digital Officer)», лидер, наделенный навыками и компетенциями как в управлении организационными преобразованиями, так и в цифровых технологиях в отрасли и смежных областях [11].
Компании, внедряющие цифровые технологии, не могут обойтись без мощных ИТ-подразделений. Изменения организационной структуры должны быть связаны с интеграцией подразделений НИОКР, информационных технологий, производства и обслуживания. То есть имеется ввиду, так называемый, «сквозной» процесс вертикальной интеграции компании: от генерации идеи, разработки, проектирования опытного образца, производства инновационной продукции, и, включающий, кроме того, финансовую, логистическую, эксплуатационную деятельность и т.п. Что касается горизонтальной интеграции — то она объединяет поставщиков, потребителей и всех бизнес-партнеров, связанных с данной продукцией. Для того, чтобы эффективно функционировать и достичь высоких результатов, необходимо формировать кросс-функциональную команду, объединять различные функции в бизнесе, создавая экосистему, с мотивационными механизмами совместного использования. Следует отметить, что межфункциональное взаимодействие дает возможность сокращать уровни управления (в связи с этим и менеджерский корпус) и оптимизировать процессы принятия решений.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин на Форуме по цифровой трансформации отметил, что одним из условий успешного перехода к цифровизации является необходимость развития цифровых компетенций сотрудников [11]. Следует учитывать то обстоятельство, что цифровизация неразрывно связана с сокращением специалистов средней квалификации.
Реалии современности настраивают нас на постоянное образование, все большую ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Это обуславливает необходимость качественно нового подхода к задаче развития системы образования с учетом не только меняющейся конъюнктуры на рынке труда, но и изменения роли и места учреждений высшего профессионального образования в отечественной экономике, призванных стать локомотивами инновационного развития общества [8]. Сегодня система образования претерпевает значительные перемены. Реорганизация образовательного процесса связана с появлением новых профессий, с новыми принципами формирования учебных программ, исходящих из конкретных информационных запросов обучающегося, подготовкой высококвалифицированных специалистов, которые способны к профессиональному росту и мобильности в условиях использования цифровых технологий.
Несмотря на то, что ведется работа по совершенствованию системы образования, соответствующей требованиям цифровой экономики, тем не менее, одной из серьезных проблем является дефицит кадров по анализу больших массивов данных и их качеству, по цифровому маркетингу, по защите данных, а также системных интеграторов, ИТ-архитекторов и др. В общей численности занятого населения России только 2% являются специалистами по цифровым технологиям. Через пять лет необходимость в населении страны, обладающем цифровыми компетенциями возрастет до 40%. Для перехода предприятий на цифровые рельсы и формирования эффективных моделей ведения бизнеса необходимо к 2024 г. подготовить 120 тысяч высококвалифицированных специалистов по направлению «Информационные технологии», кроме того, порядка 800 тысяч выпускников высших и средних учебных заведений, обладающих профессиональными «цифровыми» компетенциями.
Отечественные производители всегда обладают знаниями и навыками применения генерируемых этими инновационными технологиями данных для повышения эффективности (в среднем используется только 1% таких данных) [13]. Перед менеджментом компаний стоит задача массовой переподготовки персонала на основе организации процесса обучения, разработки и апробации новых цифровых технологий, создание в компаниях (в основном крупных) обучающих центров, где могут проходить переподготовку и сотрудники других предприятий.
Таким образом, на современном этапе цифровая трансформация бизнеса является одним из приоритетных направлений, способствующих экономическому росту и повышению конкурентоспособности предприятий и предполагает формирование инновационных моделей ведения бизнеса, связанных с технологическими и организационными преобразованиями на основе оптимизации режимов работы и загрузки оборудования, логистической деятельности, что, в свою очередь, способствует повышению качества продукции, производительности труда и ее безопасности, сокращению сроков вывода продукции на рынок, совершенствованию менеджмента компании, маркетинговой деятельности, улучшению послепродажного обслуживания. Для этого необходимо развивать «цифровые компетенции» сотрудников, перестраивать систему подготовки кадров, решить проблемы дефицита специалистов по цифровым технологиям. |
| |
|
|