Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Аверьянова О. В.
доцент кафедры финансового права
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Благих И. А.
профессор кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


Влияние цифровой экономики на формирование социальных изменений в обществе
В статье рассматриваются изменения в социальной и коммуникационной сфере жизнедеятельности людей под воздействием информационных и коммуникационных технологий. Обосновывается, что по мере развития цифровой экономики растет интеллектуальная составляющая в коммуникативной сфере человеческого общения, углубляются социальные различия между людьми. Авторы считают, что блага, представленные в цифровой форме, не имеют однозначной характеристики и в отличие от многих определений информации как чисто духовной сферы, они имеют материальную природу, могут быть учтены, представлены в статистике, и, соответственно, в экономико-математической архитектуре. Указывается, что непрерывный технологический прогресс ставит индивидов перед необходимостью учиться на протяжении всей жизни
Ключевые слова: цифровая экономика, человеческий капитал, информационное общество, информационные технологии

Цифровизация экономики подразумевает, прежде всего, замену физических объектов цифровыми, трансформацию реальных операций электронными, то есть внедрение в экономику электронных технологий, базирующихся на цифровой электронно-вычислительной технике. Что же касается самих цифровых технологий, то, несмотря на существующую трактовку данного определения, что это «система, основанная на методах кодировки и передачи информации, для осуществления разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени», сам перечень данных технологий является предметом дискуссий ученых разных стран уже не первый год.
Появление новых информационных и коммуникационных технологий и их «сращивание» с образовательными технологиями привело к радикальным переменам в сфере коммуникации:
Во-первых, в образовании стали применяться новые цифровые инструменты с привлечением информационных технологий (ИТ): Blackboard, онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, онлайн-миры и др.
Во-вторых, информационные технологии сделали коммуникативное взаимодействие индивидуализированным, когда содержание и сам процесс общения подстроен под индивидуальные особенности (предпочтение формы общения и обучения, и др.).
В-третьих, стали активно внедряться игровые формы общения и обучения, которые позволяют более эффективно и всесторонне осваивать информационное пространство.
В-четвертых, само образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, стало более предметным и практико-ориентированным, чем было ранее; в центр образования стали ставиться реальные проекты обучаемых, такие как стартапы, бизнес-проекты, бизнес-планы и т.д.[1]
Вследствие данных обстоятельств, обучение перестало быть детским и юношеским этапом. Оно превратилось в непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. По мере развития информационной экономики всё больше исследователей склоняется к тому, что только та информация, которая несёт за собой приращение нового знания воплощается в технологии.
В настоящее время в России разработаны программы технологического развития, такие как «Индустрия 4.0» или «Национальная технологическая инициатива». Они направлены на то, чтобы определить, как будут развиваться образовательные технологии и каким образом они будут влиять на происходящие в обществе и государстве процессы. На их основе предполагается повысить конкурентоспособность национальных экономик путем стратегического партнерства бизнеса и образования на основе высоких технологий. Государство создало несколько «инкубаторов», в которых образовательные учреждения и бизнес-структуры участвуют в создании высокотехнологичных продуктов. При этом отмечается, что новая экономика предъявляет к образованию требования в сфере компетенций и образовательных стандартов нового типа.
Для подготовки необходимых специалистов возможностей текущей системы образования не хватит. Формируется запрос на использование новых методов и технологий в обучении, которые должны лечь в основу национальной модели образования. Важно понять то, как с течением времени развиваются обучающие институты и как они влияют на подготовку высокопрофессиональных кадров, способных быстро перестраиваться в соответствии с требованиями нового витка НТР [2].
Технологические революции всегда сопровождались развитием смежных отраслей, в особенности сферы образования. Параллельно с развитием промышленности развиваются и образовательные технологии и содержательная часть процесса обучения. При этом можно четко проследить зависимость форм и методов в обучении от этапа, на котором находилась промышленность [3].
Развитие информационного общества инициировало появление различных инициатив в области научных исследований, которые основаны на широком применении информационно-коммуникационных технологий.
К основным из этих инициатив относятся «Открытые архивы» и «Открытый доступ». Они соответствуют парадигме «Открытая наука» и играют важную роль в решении задач по распространению и популяризации научного знания, рекомендуя:
— научно-исследовательским организациям взять на себя обязательство самоархивирования статей и материалов с результатами исследований; требовать от своих научных сотрудников выкладывать в онлайновые архивы с открытым доступом электронные копии всех их опубликованных статей;
— поощрять сотрудников этих организаций публиковать статьи в журналах с открытым доступом к материалам при наличии таковых (и обеспечивать сотрудникам поддержку в данных действиях).
В рамках этих инициатив получили развитие научные журналы открытого доступа, которые представляют собой сайты в сети Интернет, на которых публикуются выпуски с научными статьями, представленными в цифровой версии. При этом, информация становится доступной неограниченной аудитории пользователей сети Интернет сразу же в момент публикации выпуска, тем самым максимально актуализируя результаты научных исследований. Абстрактно-логическая примерная схема прохождения информации до ее интеграции в глобальную информационную сеть представлена на рис. 1.
Существуют и другие виды сетевых информационных систем, направленных на решение задач аккумуляции информации. Например, в качестве компонента информационного пространства поддержки междисциплинарной обучающей системы использование программной платформы Open Journal Systems (OJS). В пользу этого можно привести следующие аргументы:
— по своей структуре «Интернет и современное общество» не отличаются от выпусков периодических изданий (журналов);
— OJS поддерживает автоматизированный обмен метаданными с внешними информационными системами по протоколу OAI-PMH;
— в системе есть модули экспорта/импорта метаданных как в общий формат XML, так и для представления в популярные агрегаторы, не поддерживающие автоматизацию[4].
Рис. 1. Логическая схема прохождения информации до ее интеграции в глобальную информационную сеть
Составлено авторами
В качестве примера можно также рассмотреть сайты госуслуг. В рамках развития электронного правительства в Санкт-Петербурге реализована Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — МАИС ЭГУ, система).
С 2007 года идет проектирование автоматизированной системы и ее информационного наполнения: составление перечня услуг Санкт-Петербурга, документов, используемых при предоставлении услуг, справочника ИОГВ и других организаций, занятых в процессе предоставления услуг, формирование базы данных законодательства, регламентирующего порядок оказания услуг.
Результатами работ по созданию и внедрению МАИС МФЦ стала реализация 1 очереди системы в составе АРМ сотрудника МФЦ, позволяющего обеспечить прием заявлений по 35 услугам в 5-ти районных МФЦ. У каждого пользователя, зарегистрированного в ЕСИА, есть Личный кабинет на Портале, где он может отслеживать статус поданных онлайн и через центры «Мои документы» заявлений.
Функционирование МАИС ЭГУ направлено на формирование доступной и безопасной ИТ-среды взаимодействия граждан, бизнеса и государства, обеспечение прозрачности деятельности городских органов власти, создание комфортных условий для взаимодействия жителей города с органами власти и для осуществления своей деятельности должностными лицами, сокращение бюджетных затрат, благодаря отсутствию двойной разработки.
Ключевыми задачами МАИС ЭГУ являются:
— повышение доступности и прозрачности получения услуг на территории Санкт-Петербурга;
— контроль качества и соблюдения порядка оказания государством услуг и повышение уровня удовлетворенности заявителей качеством услуг, предоставляемых в Санкт-Петербурге;
— предоставление государственных услуг преимущественно в электронной форме;
— открытый доступ к исчерпывающей информации о государственных услугах и органах власти, их предоставляющих, а также обо всех процессах на всех стадиях в рамках указанного взаимодействия;
— получение обратной связи от граждан в процессе предоставления государственных услуг;
— сокращение времени получения услуг для заявителя;
— совершенствование технологий предоставления услуг в электронном виде;
— оптимизация деятельности должностных лиц органов власти и организаций при предоставлении услуг;
— сокращение количества визитов граждан в органы власти за предоставлением государственных услуг.
— снижение бюджетных расходов на развитие и сопровождение компонентов инфраструктуры электронного правительства;
— повышение качества технологий предоставления услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ)[9].
По состоянию на 2018 год зафиксировано более 95 млн посещений ресурсов Портала. Через Портал и другие городские ресурсы было принято более 39 млн заявлений на предоставление государственных услуг. Доля электронных обращений от общего числа, поданных гражданами заявлений, составила 81,36% (целевое значение показателя — 70%)[6].
Доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, составляет 95,80%. Также в 2018 году запущен процесс развития сети МФЦ для бизнеса. Центры «Мой бизнес» — это новый подход к предоставлению госуслуг по принципу «одного окна». Центры создаются в рамках реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На сегодняшний день сеть МФЦ, предоставляющая более 350 услуг, включает в себя 57 стационарных МФЦ, 6 центров «Мой бизнес» и 4 мобильных МФЦ [7].
Существуют информационные системы, например, рассмотренные выше госуслуги, не поддерживающие автоматический обмен метаданными. Необходима подготовка метаданных в определённых форматах и последующая ручная загрузка их в соответствующие информационные системы. К основным системам в рассматриваемом случае относятся репозиторий и электронная библиотека. Для оптимизации подготовки метаданных и уменьшению доли ручной работы необходимо разработать шаблон для рукописей и других обучающих материалов. Шаблон должен включать в себя таблицу с метаданными, которые частично заполняются из шаблонов обучающих систем. Такой подход позволяет избежать ошибок, возникающих при многократном вводе одной и той же информации, а также сократить время, затрачиваемое на ручной ввод информации.
На следующем этапе развития информационного пространства следует разработать приложение, которое позволит обрабатывать в пакетном режиме шаблоны с метаданными статей и формировать файлы в форматах, используемых для импорта этих метаданных во внешние разнородные информационные системы, не поддерживающие автоматический обмен метаданными. Вместе с тем, основная масса горожан все еще достаточно редко обращается за получением подобного рода благ.
Мы полагаем, что в рамках цифровой экономики формируются следующие свойства благ, которые, при взаимодействии с человеческим капиталом, усиливают социальное расхождение по уровню образования:
● комплементарность благ — покупаемое благо можно использовать только совместно с другими благами. Это предполагает необходимость совместимости благ и соответствия их некому единому стандарту;
● экономия на масштабах производства — при изготовлении первого экземпляра издержки крайне велики по сравнению с издержками на выпуск последующих. Таким образом, делается вывод о том, что сетевые блага не подчиняются закону убывающей доходности или подчиняются не в полной мере;
● присутствие сетевых внешних эффектов — каждый дополнительный пользователь блага увеличивает его полезность для других пользователей, чем масштабнее сеть — тем ценнее она и каждое сетевое благо, входящее в неё [8].
Большой вклад в исследование цифровой экономики был сделан К. Келли. В 2012 г. им были сформулированы законы (автор употребляет именно эту категорию), описывающие цифровую экономику:
● закон полноты — чем выше количество узлов в сети, тем ценнее она становится, «эффект факса» — первая созданная факс-машина в единственном экземпляре была бесполезна;
● закон экспоненциального роста — даже при малом увеличении числа узлов наблюдается быстрый рост связей в сети;
● закон переломных точек — после достижения сетью определённого масштаба её рост становится самоподдерживающимся;
● закон увеличения отдачи — новые участники увеличивают размер сети, а он, увеличиваясь, привлекает новых участников;
● закон обратного отношения цен — «...лучшие товары дешевеют с каждым годом. Этот простой парадокс является основной движущей силой новой экономики»;
● закон щедрости — этот закон является следствием из законов полноты и обратного отношения цен: блага, представляющие наибольшую ценность, должны быть бесплатными. Подарить первичный продукт, например, антивирусную программу, — значит увеличить количество единиц этого товара в сетевой структуре, а значит сделать каждую из них более ценной и востребованной. Получение компанией прибыли происходит за счёт продажи «продвинутых» опций и дополнительного обслуживания, «то, что бесплатно сегодня, в будущем может стать основой успешной компании»;
● закон преданности — процветание компании невозможно без вложения ею усилий в развитие сети;
● закон временного спуска — переход на новый уровень развития может потребовать от компании коренных изменений и сопровождается высоким риском потерять всё; «сегодня ты можешь быть «королём горы», а завтра гора может исчезнуть»;
● закон замещения — в дальнейшем все процессы будут подчиняться сетевой логике; «сеть победит»;
● закон маслобойки — этот закон перекликается с понятием «созидательное разрушение», введённым Й. Шумпетером. Инновации всегда следуют за разрушениями, следовательно, для непрерывных инноваций сетевая экономика должна постоянно балансировать на грани хаоса, Келли называет это состояние «сбалансированное неравновесие»;
● закон неэффективности — производительность и эффективность труда перестают быть целью, поскольку в новой экономике ценность представляет оригинальность и изобретательность, которые невозможно измерить. «Не решайте проблемы, ищите новые возможности».
● закон связи — связи между узлами сети, «мы соединяем всё со всем» [10].
Для IT-сферы и корпоративных финансов разработаны специальные аналитические программы. Существуют технологии беспилотных транспортных средств, электронный контроль за передвижением грузов. Все это служит сокращению издержек от 7% в сфере человеческих ресурсов, и до 40–50% в сфере бухгалтерского учета и корпоративных финансов.
Технология «Интернет вещей» (IoT) появилась с распространением сотовых сетей третьего поколения (3G) в начале 2000 годов, благодаря чему электронные устройства получили возможность контактировать друг с другом за счет машинной телеметрии. Было выделено новое направление, связанное с общением по принципу «машина-машина» (М2М). Позже, с появлением новых технологий связи и видов техники эта модель расширилась и получила название «Интернет вещей».
По расчетам аналитиков, к 2020 году количество устройств в сети «Интернет вещей» составит от 20 до 50 млрд единиц. Данная технология уже используется в таких отраслях экономики как: энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др. В некоторых зарубежных странах, таких как Южная Корея, Китай, ряд стран Западной Европы на ее базе созданы технологии «умного» города, позволяющие экономить энергию и разгрузить транспортную сеть. В Великобритании и США внедрены технологии «умных» счетчиков, позволяющих экономить электроэнергию. Бизнесу данная технология позволяет снизить издержки и развить новые источники дохода. Так, например, около 25% покупателей жилой недвижимости в США выбирают устройства с технологией «умного» дома. В России данная технология мало распространена из-за низких доходов населения, медленной реакции строительных компаний на инновационные продукты и др. Тем не менее, внедрив технологию «Интернет вещей», в России также можно значительно повысить производительность труда и сократить издержки в этой сфере экономики [10].
Технологии Big Data также становятся все более востребованным в мире, так как производится все больше данных (данные, произведенные с 2013 г. по сегодняшний день, превысили все произведенные в мире до этого). Для того, чтобы эффективно хранить и работать с данной информацией, нужны новые цифровые технологии и специалисты. Сегодня в крупных компаниях, банках, органах государственной власти этим занимаются не внутренние отделы, а специалисты вне данных структур [11].
К концу десятилетия инвестиции в эту сферу превысят 70 млрд долларов: речь идет об инвестициях в технологии обработки запросов пользователей, в технологии управления хранилищами. Так как технологии «Big Data» связаны с датчиками, камерами, устройствами контроля на предприятиях, то она сопряжена с IoT. Симбиоз данных цифровых технологий позволит, например, оптимизировать трафик, отельный бизнес, логистический бизнес, сельскохозяйственную отрасль, более эффективно управлять энергетическими сетями. На втором месте рейтинга находятся технологии искусственного интеллекта. Искусственный интеллект — это применение цифровых технологий для воссоздания человеческого мышления у машин. Машины больше не работают по конкретному алгоритму, теперь они принимают собственные решения, анализируя огромный массив заложенных данных или самообучение. Машины уже научились узнавать людей и образы объектов, узнавать их речь и сами принимать решения. На основе этих технологий в XXI веке были созданы такие машины как:
● помощники Интернет-поисковики, распознающие речь (Siri, Cortana, Echo и отечественная Алиса);
● роботизированные и самообучающиеся системы, которые, основываясь на внешние параметры (погода, окружающая среда), могут менять алгоритм работы (беспилотный транспорт) или и вовсе сами мыслить, выполнять задания (Watson от IBM). К этой же группе относятся также роботы, способные играть в настольные игры лучше, чем люди (шахматный робот Chesska).
Машины, созданные с применением данных цифровых технологий, уже способны помочь человеку экономить ресурсы, рассчитать рентабельность и выбрать лучший бизнес-проект, контролировать процессы, идущие в компании [12]. Объем инвестиций в технологии искусственного интеллекта растет все сильнее, особенно со стороны таких гигантов как Google, Apple, IBM, Microsoft и другие. В России технологии машинного обучения пока развиты хуже, чем в Европе, США, Китае и Японии. Это объясняется как недостатком инвестиций, так и сложностью внедрения новых технологий и регламентов в деятельность коммерческих компаний, в существующую законодательную среду.
За последнюю четверть века наблюдается тенденция высоких темпов экономического роста при снижающейся безработице. Эта ситуация породила гипотезу о том, что экономический рост вызван, главным образом, распространением информационно-коммуникационных технологий, что знаменует собой новый этап развития экономики, в котором «старые» экономические законы теряют свою силу. Определение новой экономики стало формулироваться следующим образом: «это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведёт к изменению отдельных макроэкономических параметров» [13]. Однако оно не отвечало на вопрос: какие именно параметры подвергаются изменению, и насколько эти изменения глубоки?
Мы полагаем, что в рыночной экономике под влиянием информационных технологий происходят следующие изменения:
● неподчинение некоторых информационных продуктов закону убывающей доходности;
● благодаря распространению информационных технологий потребитель имеет возможность получить более полное представление о ценах на аналогичный товар у различных продавцов, что снижает монополизм и диктат сетевой торговли.
Онлайн-торговля предоставляет возможность приобрести товар без географических ограничений. В таких условиях привычная модель поведения монополий (снижение объёма производства при увеличении цены) становится для них крайне невыгодной. Кроме того, происходит появление интеллектуального имиджа у товаров, появляются товары, «насыщенные знанием» в большей степени, чем требуется функционально. Эта тенденция является следствием предыдущей, поскольку в условиях усиливающейся конкуренции компании вынуждены предлагать уникальный продукт, выделяющийся из ряда аналогичных ему.
Во-вторых, происходят изменения временного характера: уменьшение срока жизни продукта из-за быстрого распространения информации о нём. Особенно ярко эта тенденция проявляется в высокотехнологичных товарах. Под влиянием усиления роли неощутимых активов меняется природа собственности, «фирма вообще может не располагать активами в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными, а текущие активы — информацией» [10].
Оценивая гипотезу о новой экономике, обычно приводят «парадокс Солоу» в качестве аргумента, опровергающего её существование. Согласно этому парадоксу, очевидные и наблюдаемые повсюду преимущества компьютеризации не наблюдаются в статистике производительности. Другие опровергают этот тезис, опираясь на т.н. «гипотезу отсрочки Дэвида», согласно которой результаты от внедрения высоких технологий дают о себе знать не сразу.
Несомненно, что так называемый «парадокс Солоу» был справедлив в теориях 1990-х годов, обосновывающих, что рост производительности труда в американской экономике наблюдался не только в информационном секторе, но и в других отраслях что, в свою очередь, могло быть объяснено «эффектом перелива». Этот вывод даёт основание утверждать, что экономический рост 1990-х годов не был связан исключительно с «информационным сектором», а носил общеэкономический характер. Однако справедливо и то, что новая экономика не отменила действие «экономических законов», сформулированных экономистами ранее [12].
Таким образом, можно подвести итог вышесказанному и подчеркнуть, что концепция новой экономики возникла как попытка описать изменения в современной экономике и обществе, вызванные появлением и широким распространением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Возникновение и развитие новой экономики было бы неосуществимо без адекватной технологической базы, делающей возможным распространение кодифицированных знаний вне пространственных ограничений при минимальных затратах времени и труда [13].
ИКТ играют важную роль в процессе инвестирования в человека, предоставляя большое количество возможностей для этого как внутри, так и вне традиционной системы образования. Федеральные университеты стали участниками инновационных территориальных кластеров (ИТК), объединяющих предприятия и организации научно-производственной сферы регионов с целью координации и кооперации их деятельности для получения синергетического эффекта в развитии производств мирового уровня.
Влияние федеральных университетов на развитие инновационной инфраструктуры территорий осуществляется как через развитие собственного инновационного пояса, так и в результате активного взаимодействия с отраслевой и академической наукой, участия в инновационном развитии предприятий, организацию сетевого взаимодействия участников инновационного процесса в регионах.
Современные технологии могут не только отвечать уже сформировавшимся потребностям человека, но и порождать новые. Примером могут служить картографические сервисы, такие как «Яндекс Карты» или «Google Maps», потребность в которых 15–20 лет назад в повседневной жизни человека не существовала. Сегодня многие пользователи рассматривают данные технологии как необходимые, при этом альтернативные пути ориентирования на местности многим уже представляются затруднительными [14].
Также следует отметить, что непрерывный технологический прогресс, характерный для новой экономики, ставит людей перед необходимостью развивать свой потенциал и строить карьеру на протяжении всей жизни. В экономике, основанной на знаниях, получение диплома о профессиональном образовании не завершает обучение человека, а лишь свидетельствует об усвоении им определенного набора необходимых знаний. Для полной социализации и самореализации человек поставлен в условия необходимости непрерывного образования [15]. Вследствие этого, человеческий капитал невозможно ограничить уровнем образования, полученным к моменту выхода на рынок труда. Он должен непрерывно пополняться новыми знаниями и навыками в процессе обучения индивида.


Литература
1. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? — М.: Когито-Центр, 2014. — [Электронный документ] — режим доступа: http://iph.ras.ru/page46589323.htm.
2. Kelly K. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World / K. Kelly. Washington: Office of Telecommunications, 2014. — р.180.
3. Благих И.А., Сальников Д.Ю.Управление производственным циклом предприятия (организации) // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 97–100.
4. Bell D. Welcome to the Post-Industrial Society // Physics Today. — 1976. — Feb. — Pр. 46–49.
5. Гаркавенко И.А., Булах Е.А., Благих И.А.О взаимосвязи экономического анализа с историей и эволюцией //Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2(50). — С. 356–359.
6. Dengov V. Experimental verification of correspondence between adverse selection models and reality.// Ekonomicko-Manažérske Spektrum. — N.-Y. — 2011. — 254 р.
7. Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. — 1992. — № 2. — С. 50–57.
8. Kelly K. New rules for the New Economy // Wired. 1997. Sept. — [Электронный документ] — режим доступа: http://archive.wired.com/wired/archive/5.09/newrules.html?pg=1&topic.
9. Благих И.А. Неоиндустриализация: следует ли ожидать перехода от теоретических дебатов к практическому действию? // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2(50). — С. 392–393.
10. Благих И.А., Ващук А.Э., Громов И.А., Титов В.О. Методологические проблемы развития государственных услуг в цифровой экономике // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 3(67). — С. 232–237.
11. Porat M., Rubin M. The Information Economy: User’s Guide to the Complete Database (on Magnetic Tape). — URL: https://gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info Washington: Office of Telecommunications 1977. — р.63. (дата обращения 02.02.2019)
12. The European Social Survey The Legatum Institute: The Legatum Prosperity Index. //URL: http://www.europeansocialsurvey.org/ (Дата обращения 14.01.2019).
13. Благих И.А. Неоиндустриализация: следует ли ожидать перехода от теоретических дебатов к практическому действию? // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2(50). — С. 392–393.
14. Bankier, J.G. and Gleason, K. Institutional Repository Software Comparison. 2014. URL: http://works.bepress.com/jean_gabriel_bankier/22/ (дата обращения: 25.04.2018).
15. Burgelman, J.C., Luber, S., Von Schomberg, R., Lusoli, W. Open Science: Public consultation on «Science 2.0: Science in transition». Key results, insights and possible follow up. 2015. URL: http://www.science20-conference.eu/wp-content/uploads/2018–04/01_Jean-Claude_Burgelman_-_Open_Science__outcome_of_the_public_consultation_on__Science-20_science_in_transition.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия