Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ремизова Т. С.
ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики
Научно-исследовательского финансового института (г. Москва),
кандидат экономических наук

Кошелев Д. Б.
начальник департамента коммерческого учета,
АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (г. Москва)


Организационные и технологические сложности при переходе на интеллектуальные системы учета в электроэнергетике России
В статье представлены основные направления цифровой трансформации электроэнергетической отрасли. Выделены организационные и технологические сложности при переходе на интеллектуальные системы учета на розничном и оптовом рынках электрической энергии с учетом отсутствия в России созданных систем, но принятым федеральным законом, регламентирующим их создание. Представлены возможные варианты решения рассматриваемых проблем
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, электроэнергетика, интеллектуальные системы учета
УДК 338.4; ББК 65.2/4   Стр: 35 - 38

Цифровая трансформация отраслей экономики является актуальной современной тенденцией развития экономики в мире [1]. В России цифровая трансформация находит поддержку в программе «Цифровая экономика», она призвана повысить эффективность работы отраслей, одной из которых является электроэнергетика. Внедрение цифровых решений в данной отрасли планируется осуществлять в соответствии с проектом «Цифровая энергетика», что, по оценкам McKinsey, позволит уменьшить издержки от 10 до 25%1, повысить наблюдаемость и надежность энергетической инфраструктуры.
При этом необходимо отметить, что идеи перехода к цифровым технологиям в отрасли возникают из года в год. Так, в отрасли существует государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», разработана концепция проекта «Интеллектуальная энергетическая система России», ведется проект «Энергоэффективная подстанция» (ПАО «ФСК»), утверждена дорожная карта национальной технологической инициативы «Энерджинет», являющейся одним из наиболее значимых направлений в развитии современных цифровых тенденций в энергетике, но все они реализовывались фрагментарно.
Развитием цифровых технологий в настоящее время в отрасли занимаются такие крупные компании как Госкорпорация «Росатом», ПАО «Россети», ПАО «ФСК», которые выделяют в своих организациях целые отдельные направления, такие, например, как «цифровая энергетика» в Госкорпорации «Росатом», и имеющие цели полного перехода на новые производственные и бизнес-процессы, обусловленные цифровым будущим отрасли [2].
Цифровая трансформация в энергетической отрасли в России предполагается по следующим основным направлениям:
— развитие распределенной генерации;
— создание систем хранения электрической энергии;
— управление спросом;
— повышение энергоэффективности;
— массовое развитие электромобилей и инфраструктуры для них;
— создание интеллектуальных систем учета (далее — ИСУ).
Следует отметить, что по данным направлениям развитие идет не только России. Франция, например, в своих целях заявляет подобные направления в переходе на цифровую энергетику, в них значатся и развитие возобновляемых источников энергии, и управление спросом через прямое взаимодействие с потребителями. Но если интеллектуальные приборы учета (SmartGrid) уже получили свое массовое развитие в странах Европы, США, Китае [3], [4] то в России это — перспективное направление, реализация которого только планируется [5], но при этом оно уже закреплено законодательно.
Рассмотрим направление создания ИСУв России, которое обусловлено принятым в конце 2018 года ФЗ № 522 от 27.12.2018. Реализация данного ФЗ предусматривает создание ИСУ на розничном рынке электрической энергии, начиная с 2021 года, когда по всем вводимым в эксплуатацию после строительства многоквартирным домам необходимо будет устанавливать приборы учета (далее — ПУ) с возможностью присоединения к ИСУ.
Для осуществления основных функций учета электрической энергии (учета результатов измерений, параметров электрической энергии, возможности ограничения потребления) в ИСУ включаются только ПУ, соответствующие предъявляемым к ним требованиям [6].
На данный момент созданных ИСУ в нашей стране еще нет. По мнению авторов, их создание и внедрение в России в ближайшее время столкнется как с технологическими, так и с организационными сложностями. К последним относятся:
— обеспечение масштабного отечественного производства ПУ, соответствующих предъявляемым к ним требованиям, заложенным в ПП РФ, отвечающим за обеспечение минимального функционала ИСУ (данный проект ПП РФ находится на стадии общественного обсуждения). ПУ и программное обеспечение должны быть российского производства, однако, на данный момент достоверно невозможно сказать, что существуют ПУ, которые соответствовали бы предъявляемым в проекте ПП РФ требованиям;
— решение вопросов применения существующих ПУ, включая те, которые входят в состав АИИС КУЭ, применяемых субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности (далее — ОРЭМ) в России [7];
— создание гарантий защищенного доступа к результатам измерений и показаниям ПУ. Доступ к ПУ должен быть защищен от внешних и внутренних угроз. Компании — поставщики услуг должны быть лишены возможности искажения результатов измерений с целью завышения счетов;
— повышение квалификации персонала и создание условий для их эффективной работы;
— сокращение времени прохождения процедур для пресечения бездоговорного и безучётного потребления электрической энергии;
— обеспечение повышения платежной дисциплины;
— разработка судебных процедур для решения спорных вопросов по учету потребления электрической энергии на основании уже существующей практики2;
— разработка мер ответственности за преднамеренное повреждение приборов учета, каналообразующей аппаратуры и иных элементов, обеспечивающих работоспособность ИСУ, в случае размещение этих элементов на стороне потребителя.
Необходимо отметить, что технологические санкции, применяемые по отношению к России, влияют на создание и развитие технологий, применяемых в отрасли и обуславливают необходимость разработки решений силами российских компаний.
Проанализируем существующий рынок ПУ, применяемых в рамках ОРЭМ, так как требования к ПУ на ОРЭМ близки к требованиям, к ПУ, включаемым в ИСУ. Анализ обусловлен предположением, что производители ПУ, используемых на ОРЭМ, перестроят свое производство в пользу создания новых ПУ, соответствующих измененным требованиям к ним.
В данный момент рынок ПУ — это в основном российский рынок, где более 75% всего объема производителей — отечественные. Проанализировав производителей ПУ, сгруппировав их по типам (модификациям) ПУ, используемых на ОРЭМ, можно увидеть заметное преобладание российского производства, которое составляет более 90%, что представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Доля российских и зарубежных производителей ПУ на ОРЭМ3
Из российских производителей выделим основных, на которых приходится наибольший объем типов (модификаций) ПУ, используемых на ОРЭМ:
— ООО «Эльстер-метроника», г. Москва;
— АО «Нижегородское НПО им. Фрунзе, г. Нижний Новгород;
— ООО «НПК «Инкотекс», г. Москва;
— АО «Концерн Энергомера», г. Ставрополь.
Распределение между этими компаниями приведено на рисунке 2.
Рис. 2. Основные производители ПУ на ОРЭМ4
При этом лидер ООО «Эльстер-метроника» является российским подразделением зарубежной корпорации Elster, а такая компания как АО «Нижегородское НПО им. Фрунзе в своем производстве использует элементную базу американской компании Analog Device5, поэтому проблема импортозамещения в производстве ПУ, в зависимости от применяемых санкций к компаниям отрасли, является одним из вопросов, связанных с технологическими ограничениями при внедрении ИСУ.
Использование отечественных технологий должно базироваться на мировом опыте в использовании и реализации существующих технологий (такой мировой опыт может быть заимствован у компаний, входящих в Prime Alliance, куда включены крупнейшие мировые компании-производители ПУ, компании-производители электронных компонентов, сетевые и сбытовые компании). Мировой опыт компаний, входящих в Prime Alliance, насчитывает более 20 млн ПУ, установленных в странах Европы, Бразилии, Австралии, в которых ПУ и программное обеспечение гарантируют функциональность интеллектуального учета.
Необходимо отметить, что при масштабном внедрении ИСУ в России пока не производилась оценка уже вложенных инвестиций в создание инфраструктуры коммерческого учета (включая Автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета (АИИС КУЭ) электроэнергии на оптовом рынке), не разработан план перехода от АИИС КУЭ к ИСУ, что может привести к созданию практически дублирующих систем учета электрической энергии.
Открытыми остаются и следующие вопросы:
— возможность использования существующих ПУ, применяемых на ОРЭМ и не соответствующих требованиям к ИСУ с учетом того, что оснащенность такими ПУ на ОРЭМ составляет более 90%;
— возможность применения и использования произведённых ПУ, не соответствующих требованиям к ИСУ, и не введенных в эксплуатацию до окончания 2022 года;
— анализ и структура затрат на создание центров сбора и обработки данных, создания и поддержания каналов связи;
— наличие прототипов центров сбора и обработки данных, удовлетворяющих требованиям к ИСУ и обладающих необходимой функциональностью, закладываемой в ИСУ.
Также требует решения вопрос кибербезопасности. Проблемы с некорректными показаниями ПУ, влияющими на размер платежей потребителей, являются достаточно острыми в таких странах как Нидерланды, США, а также в странах Европы. Считается, что в случае получения несанкционированного доступа к показаниям ПУ возможно изменение структуры и объема потребления, что подтверждается существующими прецедентами и судебными решениями, подтверждающими завышение сумм компаниями — поставщиками. Также возможные кибератаки могут привести к изменению, потере данных от ПУ, повышению вероятностей ошибок в данных [8, 9]. Под кибербезопасностью мы (авторы) понимаем обеспечение целостности и конфиденциальности информации, защиту от получения информации из неавторизованного источника и/или искажение информации вследствие воздействия на канал связи, риски несанкционированного отключения потребителей от электроснабжения.
Но не только киберугрозы и внешнее воздействие могут привести к искажению показателей ПУ. В Нидерландах был проведен эксперимент с подключением ПУ к различным устройствам, потребляющим электрическую энергию в домохозяйствах. По результатам эксперимента было выявлено, что некоторые модели счетчиков способны искажать информацию до увеличения показателей погрешности до 582% от допустимых6. Это может быть связано как с воздействием дополнительных факторов, так и с бытовыми устройствами с функциями энергосбережения. Таким образом, вопросы предотвращения возможного искажения информации, как преднамеренного, так и непреднамеренного, являются одними из тех технологических сложностей и ограничений при внедрении и использовании ИСУ, которые могут быть сняты только путем проведения исследований и экспериментальных работ в приближенных к фактическим условиям, опираясь на зарубежный опыт. На данный момент качество и результаты проведения подобных работ в связи с коротким сроком начала внедрения ИСУ и отсутствием таковых на отечественном рынке вызывает сомнение. При этом спорные случаи, возникающие при учете или недоучете потребленной электрической энергии должны быть рассмотрены в судебном порядке.
И в настоящее время существуют споры судебного характера о взыскании задолженности за неучтенное потребление электрической энергии, установление факта хищения электрической энергии и перераспределения объемов неучтенного потребления между организациями. Такие примеры приведены ниже (см. табл. 1):
С появлением ИСУ контроль за потреблением электриче­ской энергии должен повыситься, объемы потребления стать более прозрачными, объем неучтенного потребления уменьшится. Это не исключает возникновения споров судебного характера и наработку судебной практики, но должно способствовать принятию верного решения при наличии наиболее достоверных данных. Это, в свою очередь, должно повлиять на повышение платежной дисциплины, так как платежеспособность гарантирующего поставщика, как одного из возможных собственников ИСУ, напрямую зависит от поступления денежных средств от конечных потребителей.
На данный момент сохраняется тенденция роста дебиторской задолженности, в том числе и просроченной у гарантирующих поставщиков. Растет задолженность как физических, так и юридических лиц. Установленные ПУ позволят управлять ограничениями в потреблении конечных потребителей, что обеспечит адресную, целенаправленную работу с индивидуальными (конечными) пользователями. При этом должно соблюдаться равенство между обеспечением возможности ограничений в потреблении и их фактическим выполнением. Не исключено, что введение ограничений на потребление потребует длительного времени и значительных усилий энергетических организаций, направленных на согласование и выполнение необходимых действий по вводу таких адресных органичений для физических лиц. Чем сложнее будет процедура по введению ограничений, тем менее вероятно, что она будет применяться электроэнергетическими организациями. Соответственно, необходимо предусмотреть разработку такой процедуры, которая позволит, с учетом социальной значимости обеспечения возможности потребления электрической энергии, повысить платежную дисциплину физических и юридических лиц путем введения ограничений на объемы потребления электрической энергии для конечных потребителей, а в случае неплатежей — за фактически поставленную электрическую энергию.
К опасениям при внедрении ИСУ относится и вопрос финансирования создания ИСУ с учетом возможностей применения тарифных источников [10]. Пилотным регионом для оснащения потребителей интеллектуальными ПУ является Калининградская область, где процесс оснащения был начат в 2016 году и доля ПУ, которые являются прообразами ПУ для ИСУ, составляет 80%. Планируется, что уже к окончанию 2019 года эта доля оснащения достигнет 100%. Пример этого региона показывает, что установка ПУ не привела к повышению тарифов, что не говорит о том, что внедрение ПУ в масштабах страны и создание самих ИСУ не будут служить источником дополнительного повышения тарифа до тех пор, пока компании, устанавливающие их, не выйдут на период окупаемости по подобным проектам. С учетом того, что финансирование допускается в том числе и из тарифных источников, риск повышения тарифов является одной из видимых сложностей при повсеместном внедрении ИСУ в России. Поэтому контроль за возможным ростом тарифов является важной задачей, решение которой необходимо на всем периоде создания ИСУ до 2030 года включительно.
Создание ИСУ в России также должно сопровождаться развитием дополнительных квалификаций у сотрудников, обслуживающих электроэнергетические объекты. Например, в части регионов существует тенденция к расселению жителей отдельных удаленных сел в тех случаях, когда встает вопрос об изменении структуры потребления и производства электрической энергии, в том числе с требуемым повышением квалификации обслуживающего персонала. А также при необходимости дополнительного обеспечения выездных бригад для обслуживания электроэнергетических объектов. Таким образом, повышение квалификации, необходимое при использовании цифровых технологий, должно идти постепенно и повсеместно, не доставляя значительной дополнительной нагрузки на уже имеющийся персонал при эксплуатации нового оборудования.
Рассмотренные проблемы и пути их решения можно сгруппировать по следующим видам сложности (см.табл.2):
Таким образом, за принятием ФЗ должны следовать новые действия и шаги в развитии нормативно-правовой и технологической базы ИСУ, обеспечивающие плавный, и, что наиболее важно, безопасный переход к использованию ИСУ, с учетом описанных организационных и технологических сложностей, которые необходимо решать при создании ИСУ в России.

Таблица 1
Примеры решения споров судебного характера о взыскании задолженности за неучтенное потребление электроэнергии
№ п/пПредмет спораМесто рассмотренияРешение
1.Взыскание задолженности за неучтенное потребление электрической энергииАрбитражный суд (дело № А41–77658/16)Не удовлетворен, электротехническая экспертиза опровергла факт неучтенного потребления
2.Включение объема неучтенного потребления в потери электрической энергииАрбитражный суд (№ А41–21229/16)Не удовлетворен, обоснован отсутствием необходимости включения объема неучтенного потребления в потери электрической энергии
3.Изменение объемов полезного отпуска, потерь электрической энергииАрбитражный суд (№ А41–9183/17)Скорректирован объем услуг по передаче электрической энергии в сторону уменьшения, в связи с оспоренным фактом завышения объемов потребленной электрической энергии
Источник: По данным решений арбитражных судов. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/GWALXAuBgY6s/

Таблица 2
Сложности внедрения ИСУ в России и варианты их решения
Вид сложностейСложностьВарианты решения
ТехнологическиеОбеспечение возможностей российского производства ПУСтимулирование российского производства путем дополнительных кредитных линий, субсидий со стороны государства, предоставления новых площадок для проведения испытаний оборудования.
Обеспечение кибербезопасностиРазвитие информационных отечественных технологий, контроль за их развитием, недопущение монополизации рынка и обеспечение конкуренции среди компаний, обеспечивающих кибербезопасность.
Обеспечение приемлемости ПУ, включенных в АИИС КУЭ, для ИСУОбновление требования к ПУ на ОРЭМ, технологическое дополнительное оснащение существующих ПУ на ОРЭМ, проработка механизмов контроля.
ОрганизационныеУчет и пресечение бездоговорного, безучетного потребленияРазвитие судебной практики, разработка «типовых» процедур выявления, наказания, контроля за нарушениями, выявленными при учете потребления.
Контролируемость роста тарифов при создании ИСУОбеспечение регулятором контроля за влиянием процессов создания ИСУ на тариф, а также контроля за непосредственно созданием ИСУ.
Повышение квалификационных требований к персоналуРазвитие дополнительных курсов повышения квалификации, обучение персонала на рабочих места, создание обучающих курсов, с возможностью их прохождения дистанционно.
Составлено авторами.


Литература
1. Гретченко А.А. Сущность цифровой экономики, генезис понятия «цифровая экономика» и предпосылки ее формирования в России // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2018. — №3(31). — С. 23–37.
2. Воровьев С. Переход российской электроэнергетики к модели «цифрового» развития — технологические и инвестиционные аспекты // HumanProgress. — 2018. — №2(47). — С. 44–53.
3. Bayindir R., Colak I., Fulli G., Demirtas K. Smart grid technologies and application // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016. Т. 66. С. 499–516.
4. Матюшок В.М., Серджио Б., Балашова С.А., Гомонов К.Г. Влияние SmartGrid и возобновляемых источников энергии на энергоэффективность: зарубежный опыт. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2017. — Т.25. №4. — С. 583–598.
5. Фомин И.О., Кочергин А.В., Булатов Р.В. Технология Smartgrid в России // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — №2–2. — С.109–113.
6. Кузнецов Д., Лаптев Р. Проблемы модернизации системы коммерческого учета электроэнергии России // Аллея науки. — 2018. — Т.6. — №5(21). — С 361–364.
7. Шевченко К.Н., Волков С.М., Липский Р.Н. Тенденции развития систем АИИС КУЭ как основополагающей части интеллектуальной электрической сети SMART GRID // НаукаПарк — 2018 — №7(68). — С. 68–71.
8. Колосок И.Н., Гурина Л.А. Повышение кибербезопасности интеллектуальных энергетических систем методами оценивания состояния // Вопросы кибербезопасности. — 2018. — №3(27). — С. 63–69.
9. Зегжда Д.П., Васильев Ю.С., Полтавцева М.А., Кефели И.Ф., Боровков А.И. Кибербезопасность прогрессивных производственных технологий в эпоху цифровой трансформации //Вопросы кибербезопасности. — 2018. — №2(26). — С. 2–15.
10. Куделич М.И. Инвестиционные бюджетные расходы и отраслевые меры государственной поддержки: проблемы правового регулирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2017. — № 5 (39). — С. 9–19.

Сноски 
1 «Россети» оцифруют Минэнерго. URL:https://www.kommersant.ru/doc/3867730
2 Проблемы законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и пути их решения. URL: //https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/
problems_of_the_draft_law_on_amendments_to_certain_legislative_acts_of_the_russian_federation_in_con/
3 По данным АО «АТС». URL: http://www.atsenergo.ru/spravochnik-priborov-ucheta-elektricheskoy-energii.
4 По данным АО «АТС». URL: http://www.atsenergo.ru/spravochnik-priborov-ucheta-elektricheskoy-energii
5 Американская компания Analog Device расширяет свое сотрудничество. URL:http://www.
vremyan.ru/news/3F6842C3_0B49_B26B_7D12_FCB3E995DBD3
6 «Умные» электросчетчики могут почти в 6 раз завышать показатели. URL: https://nag.ru/news/newsline/31294/-umnyie-elektrosch-tchiki-mogut-pochti-v-shest-raz-zavyishat-energopotreblenie.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия