| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Глухов В. В. руководитель административного аппарата ректора,
профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат физико-математических наук, доктор экономических наук Васецкая Н. О. докторант Высшей инженерно-экономической школы
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат физико-математических наук
| |
| | В статье обосновано, что основным условием формирования экономики знаний в современном мире становится производство, распространение и использование новых знаний. Выявлены специфические черты «экономики знаний», отличающие ее от предшествующих социально-экономических моделей, такие как развитые сферы образования, науки и технологий, процессы их интеграции и коммерциализации, интеллектуализация труда, развитие сетевых структур и информационно-коммуникационных технологий. Затронуты вопросы глобализации и интернализации как всепроникающие явления современной экономики. Доказано, что динамичное прогрессивное развитие экономики знаний может гарантировать быстрый переход к шестому технологическому укладу, для которого характерным является развитие био- и нанотехнологий, когнитивные технологии, альтернативная энергетика и др | Ключевые слова: экономика знаний, информационная экономика, образование, наука, инновации, глобализация, сетевые структуры | УДК 338.012; ББК 65.050 Стр: 22 - 25 | Введение. В условиях усиливающейся международной конкуренции и глобализации мирового хозяйства происходит формирование новых направлений экономического роста и прогрессивное их развитие, напрямую зависящее от использования информации, знаний и инноваций, которые становятся фундаментом развития общества и цивилизаций.
По прогнозам многих российских и международных экспертов перспективы развития нашего общества будут связаны с человеком, а именно с знаниями, которые он производит, распределяет и использует, интеллектуальным капиталом и растущей компетенцией кадров. Знания в современной экономике становятся нематериальным активом, позволяющим повысить эффективность производства и обеспечить рост экономики. Переход к экономике знаний является актуальнейшей проблемой для всего мирового сообщества и важнейшей целью на пути к шестому технологическому укладу, базовые направления которого представлены такими технологиями как: альтернативная энергетика; нанотехнологии; глобальные телекоммуникационные-информационные сети; биотехнологии; когнитивные технологии; системы искусственного интеллекта и др.
В российских реалиях в связи с отсутствием эффективной системы взаимодействий между экономикой, наукой и государством, при которых получаемые фундаментальные знания превращаются в технологические нововведения и обеспечивают новый уровень развития экономики и общества, признание определяющей роли знаний и переход к экономике знаний являются первостепенными задачами [1].
Высокий темп изменения экономики в последние десятилетия приводит к тому, что в период перехода от одного социально-экономического уклада к другому скорость изменения экономики выше, чем скорость ее изучения, что является одной из причин возникновения понятийно-терминологической путаницы в экономической науке при определении не только феномена «экономика знаний», но и базовых понятий экономической теории [2–4].
Отсутствие разработок, объясняющих методические аспекты изучения феномена «экономика знаний», приводит к использованию широкого круга терминов, обозначающих данный феномен. В частности, отдельные исследователи в своих работах выделяют такие терминологические обозначения экономических понятий указанного типа, как «знаниевая экономика», «знаниеемкая экономика», «постиндустриальная экономика», «информационная экономика», «экономика, основанная на знаниях», «инновационная экономика», «новая экономика» [5–10] и другие.
В связи с этим становятся необходимыми анализ существующих подходов к определению понятия «экономика знаний», сравнение экономики знаний с экономическими моделями в системе постиндустриального развития общества, выявление специфических черт экономики знаний. Комплексное рассмотрение указанных задач является главной целью настоящей статьи.
Подходы к определению термина «экономика знаний». Исторически концепция экономики знаний и общества, основанного на знаниях, пришли на смену концепции информационного общества, которая сформировалась как этап развития постиндустриального общества. С развитием информационного общества стало понятно, что выступать фактором экономического роста может только та информация, которая связана с приращением нового знания. Это послужило причиной появления нового концептуального направления в исследовании постиндустриального общества, в условиях которого знания могут бесконечно генерироваться и накапливаться, а с использованием современных информационно-коммуникационных технологий мгновенно распространяются между всеми участниками процесса. Таким образом, знания становятся стратегическим ресурсом развития экономики и источником благосостояния общества, что и определяет правомерность использования термина «экономика знаний».
Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот австро-американским экономистом и ученым Ф. Махлупом в 1962 году как «один из секторов народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями» [11]. В 1990-х годах понятие экономики знаний было рассмотрено в качестве основного элемента государственной политики и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и определялось как «экономика, которая рекомендует своим организациям и людям приобретать, создавать, распространять и использовать кодифицированные и неявные знания с целью более эффективного ускорения экономического и социального развития» [12].
Возникшие трансформации в современной экономике привели к росту интереса к происходящим процессам и породили многообразие неоднозначных трактовок данного термина. Проанализировав имеющиеся трактовки термина «экономика знаний» авторы статьи выделили основные подходы к его определению и систематизировали трактовки данного термина в соответствии с определяющим его подходом. Результаты анализа различных терминов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ категориального аппарата для идентификации «экономики знаний»Подход
к определению | Авторы | Определение понятия «экономика знаний» |
---|
Информационно-знаниевый подход | Клейнер Г.Б. [3] | экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства | Гохберг Л.М. [13] | экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний | Хаутон Д. [14] | экономика, в которой возрастает роль знаний в качестве фактора производства, которые оказывают существенное влияние на квалификацию, обучение, организацию и инновации | Макаров В.Л. [15] | тип экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста | Андросюк К.В.[16] | отрасль с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала | Глобализационный подход | Нестеров А.В.[17] | текущие процессы глобализации и мировой интеграции, которые, с одной стороны, меняют условия функционирования каждой национальной экономики, а с другой — требуют новых подходов к выбору национальной экономической политики и координации политики между странами | Базылев Н.И. [18] | мир, в котором коммуникационные технологии образуют глобальную конкуренцию | Интеграционный подход | Кудрявцева С.С. [19] | качественно новый технологический уровень всего народного хозяйства, включая действующие производительные силу общества | Фролов Д.П., Шелестова Д.А. [20] | актуально формирующийся продукт эволюции системы общественного разделения труда | Черкашина Т.Ю. [21] | экономика, в которой происходит не только увеличение численности работников умственного труда, но также интеллектуализация множества видов профессиональной деятельности | Сетевой подход | Мясникова Л.А. [22] | сетевая экономика, в которой взаимосвязи приобретают системообразующую роль | Инновационный подход | Дрянных Н.В., Резико Е.Н. [23] | это ядро инновационного этапа развития общества, так как его сформировали одни и те же факторы | Гордеева М.А., Медушевский Н.А.,
Пичугина О. А. [24] | экономика, постоянно генерирующая инновации, то есть обеспечивая непрерывный процесс превращения знания в новые товары и услуги | [25] | экономика, в которой знания и инновации играют доминирующую роль в экономическом развитии | Московин В.М. [26] | это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики | Ермоленко В.В., Ланская Д.В. [27] | это концентрированное научное знание, проявляющееся в пятом и более высших технологических укладах и производстве духовных благ, как более высокая доля знаний по сравнению с другими видами капитала, участвующими в воспроизводственном процессе |
– Информационно-знаниевый подход. Самый распространенный подход, при котором основой экономики признаются информация и знания, а вклад человеческого, интеллектуального капитала по сравнению с материальным является преобладающим. Знание становится главным фактором производства и получения экономической выгоды.
– Глобализационный подход. Слияние информационной и коммуникационной технологий является ключевым аспектом глобализации в экономике знаний. В результате цифровой революции возникает совершенно новая обусловленная глобализацией экономическая система.
– Интеграционный подход. Экономика знаний рассматривается как качественно новая экономика, функционирующая не по правилам классической макроэкономической теории.
– Сетевой подход. Ключевым моментом при сетевом подходе является распространение знаний, например, посредством сети Интернет или иных сегментов телекоммуникационного сектора, что на служит хорошим инструментом получения прибыли.
– Инновационный подход. При данном подходе экономика знаний отождествляется с инновационной экономикой, развивающаяся на паритетном использовании новых знаний и инновационных продуктов, готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.
Сравнение экономики знаний с экономическими моделями в системе постиндустриального развития общества. Анализ приведённого перечня трактовок термина «экономика знаний» позволяет установить их когнитивную совместимость, взаимодополнение и взаимозависимость благодаря тому, что такие базовые категории как информация, знание и инновации рассматриваются как стратегический ресурс развития экономической системы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономику знаний необходимо рассматривать системно и комплексно. Она может характеризоваться как:
– сервисная экономика, так как в ней наблюдается тенденция увеличения доходов от сферы услуг в общем объеме национального производства и их доминирование в процентном отношении над сферой производства;
– информационная экономика, так как информация играет превалирующую роль как фактор производства, а развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет создать новую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков (появление сети Интернет);
– инновационная экономика, поскольку источником создания богатства являются инновации, которые генерируются в результате получения, распространения и использования знаний.
Анализ основных критериев при сравнении рассмотренных экономических моделей, представленных в таблице 2, позволяет сделать заключение о неполной тождественности данных экономических моделей. Общим у них является признание приоритетности развития и эффективности использования человеческого капитала, но в качестве основного фактора производства используются разные его составляющие (услуги, инновации, информация, знания).
Таблица 2
Критерии сравнения экономических моделей в системе постиндустриального развития обществаКритерии/экономическая модель | Фактор производства | Фактор развития | Основоположник |
---|
Сервисная экономика | услуги | рост доли сферы услуг;
рост численности занятых в сфере услуг | Белл Д., Тоффлер Э. | Инновационная экономика | инновации | внедрение инноваций;
появление новых товаров и услуг;
рост расходов на НИОКР | Шумпетер Й. | Информационная экономика | информация | развитие ИКТ;
развитие сети Интернет;
увеличение скорости передачи и обмена информацией | Порат М. | Экономика знаний | знания | знания и интеллектуальный капитал выступают ведущим фактором производства | Махлуп Ф. | Составлено авторами
Понятия «информация» и «знание» при всей их схожести имеют, однако, существенные различия. Несмотря на наличие связи между ними, именно знания, для которых информация является способом передачи от одного объекта другому, используются в ходе управления экономическими процессами.
Знание — это продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира [28]. Знания разделяют на кодифицированные (или формализованные), материализованные (в виде продуктов и услуг) и личные (или неотделимое от человека) [29]. Кодифицированные знания легко воспроизводимы, сохраняются и передаются в виде таблиц, схем, рисунков с помощью носителей и используются для производства новых знаний и их материализации в новый продукт и услуги. Они могут быть представлены на рынках научной, технической, патентной и прочей информации, а также являются неотъемлемой составляющей образовательных услуг. Производство кодифицированных знаний носит коллективный характер.
Личные знания образуются в результате формирования творческой личности, создания человеческого капитала и, если и передаются, то от носителя знания к ученику. Они создаются в процессе формальных и неформальных сетевых взаимодействий, кроме того, практически лишены способности материализоваться.
Бурный прогресс информационно-коммуникационных технологий и активное построение сетевых взаимоотношений сделали возможным использование и быстрое распространение кодифицированных знаний в виде новейших научных разработок и технологий на любые расстояния при минимальных затратах, в связи с чем знания становятся доступны обществу в целом, независимо от уровня социально-экономического развития.
Инновации в условиях экономики знаний основываются на потоках знаний и информации, полученных в результате целенаправленного развития науки и технологий и выступают неким замыкающим контуром, который приводит, в конечном счете, к экономическому росту и улучшению качества жизни. То есть, формируется технологическая цепочка производства, распространения и использования знаний, когда информация превращается в знания, которые затем трансформируются в новые научные результаты, формирующие инновационные технологии.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце 20 века привело к взаимной диффузии экономических моделей, сращиванию их отдельных элементов. Самостоятельное развитие инноваций, информации и знаний в настоящее время не представляется возможным.
Специфическими чертами экономики знаний являются следующие.
1. Развитие сферы образования как фундамента развития экономики знаний и платформы, способствующей формированию компетентных интеллектуальных специалистов. По мере формирования и становления экономики знаний существенно повышаются требования к системе образования в целом, институт образования превращается в ключевой момент экономического и социального развития общества. Те знания, которые человек получает в системе образования являются теперь основой, требующей постоянной доработки, обновления и совершенствования. То есть возникает необходимость постоянного и непрерывного повышения квалификации, дополнительного образования, развития профессиональных компетенций.
2. Развитие науки и технологий, которые являются центральными стержнями в экономике знаний. Форсированное обновление технологий и сокращение длительности научно-производственного цикла вызывают необходимость в высококачественных научных исследованиях и разработках и коммерциализации результатов, полученных в результате исследований. В качестве главного поставщика новых знаний выступает прежде всего фундаментальная наука, результаты которой носят общественный характер и открыты для всех заинтересованных пользователей. Знания, получаемые при проведении фундаментальных исследований, широко используются учеными разных областей науки, то есть носят междисциплинарный характер. Благодаря развитию информационных технологий знания распространяются стремительно и всепроникающе.
3. Интеграция науки, образования и предпринимательства как элемент национальной инновационной системы, в результате которой в структуре образовательных учреждений создаются инновационно-интегрированные структуры в виде научно-исследовательских лабораторий, базовых кафедр, объединенных лабораторий, инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий, целью деятельности которых будет являться коммерциализация научных достижений и их практическое внедрение [30]. Создание инновационных структур позволяет реализовать междисциплинарное взаимодействие в образовательном процессе. Базовое образование реализуется в рамках вузовских программ, где оно приобретает фундаментальность посредством взаимодействия с академической общественностью в учреждениях РАН, а в дальнейшем заполняются пробелы в смежных дисциплинах, обнаруженные при интеграции с предприятиями бизнеса, промышленности или реального сектора экономики.
4. Глобализация и интернационализация как всепроникающие явления современной экономики. Получение и использование новых научных знаний является ключевым элементом интернационализации и глобализации исследований и разработок. Усвоение новых знаний стимулируется внедрением на передовые мировые рынки высоких технологий и установлением тесных связей с наиболее передовыми потребителями высокотехнологичной продукции.
5. Развитие сетевых структур как важный проводник распространения и внедрения новых научных знаний и развития стратегических ноу-хау и профессиональной компетенции. Происходит смена организационных горизонтальные структур с иерархических вертикальных на адаптивные сетевые, способные хорошо приспосабливаться к оперативному реагированию на изменения внешних условий. К таким структурам можно отнести, например, кластеры, предпринимательские сети, сетевые университеты и др. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет участникам одной группы работать над решением научно-технических задач, находясь в разных локациях без привязки к временным рамкам.
6. Прогресс в информационно-коммуникационной сфере, благодаря которому процесс распространения информации и передачи кодированных знаний вне пространственных ограничений при минимальных затратах времени и труда значительно упрощается. Информационные технологии существенно меняют условия получения новых данных — процесс обучения не ограничен наличием определенного образовательного учреждения, а поток обучающих знаний распространяется не только в пределах одного университета, но и на межуниверситетском уровне. Так, наряду с традиционным образовательным процессом, содержащим легионные и практические аудиторные занятия, появляется возможность посредством локальных и глобальных университетских сетей организовывать онлайн-семинары и телеконференции.
7. Интеллектуализация труда, которая отражается в росте занятости в интеллектуальных отраслях экономики. В обществе возрастает ценность изобретательных, творческих и высокоинтеллектуальных специалистов. Она обусловлена появлением в трудовой деятельности большого количества задач с «размытой» структурой, требующих нестандартных инновационных подходов и решений в различных аспектах профессиональной деятельности.
Заключение. Таким образом, вышеперечисленные специфические черты экономики знаний неразрывно связаны с формированием новой модели экономического развития, для которой характерны многоукладность и замещение базисных отраслей при переходе к шестому технологическому укладу, которому присуще доминирование интеллектуальных производств, инновационный прогресс и требования непрерывного повышения компетентности кадров в большинстве профессий. Конкурентоспособность экономики знаний зависит не только от создания и распространения знаний, но и от их применения, а именно, от коммерциализации научно-технических разработок, которая невозможна без интеграции образования, науки и предпринимательства.
Особое место в становлении экономики знаний занимает теория сетей, благодаря которым создается непосредственный контакт между субъектами и постоянный обмен информацией и знаниями. Наиболее ярко тенденции сетевой экономики должны проявляться в становлении университетов, в которых обеспечивается интеграция образовательной составляющей (как база подготовки высококвалифицированных компетентных кадров), академической науки (как ресурс новых знаний) и производства (как основа новых промышленных технологий и технологических решений). Построение такого взаимодействия будет являться основой высокой интегрированности, меж- и мультидисциплинарности. |
| |
|
|