Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Якшибаева Г. В.
доцент кафедры управления проектами и маркетинга
Башкирского государственного университета (г. Уфа),
кандидат экономических наук


О некоторых механизмах регулирования трудовой миграции как факторе социально-экономического развития государств ЕАЭС
В статье рассматривается современное положение, особенности, тенденции трудовой миграции государств-участников Евразийского экономического союза. Предлагаются некоторые механизмы регулирования трудовой миграции, которые позволят разработать единый миграционный режим, обеспечивающий выполнение участниками союза всех норм и требований по отношению к трудовым мигрантам, с целью достижения баланса интересов, как мигрантов, так и государств-участников ЕАЭС
Ключевые слова: трудовая миграция, Евразийский экономический союз, социально-экономическое развитие
УДК 331.556; ББК 65.013   Стр: 17 - 21

В изучении природы трудовой миграции как фактора социально-экономического развития территории, как правило, выделяют различные подходы, основными из которых считают экономические, демографические и социологические. Экономисты-исследователи в настоящее время уделяют пристальное внимание экономической трудовой миграции.
Значительное место в теоретическом исследовании трудовой миграции занимает классическая школа (А.Смит, Д.Рикардо и др.), рассматривающая международную и внутреннюю трудовую миграцию вкупе с капиталом, их взаимодействием и взаимовлиянием. Смит выступал за беспрепятственное движение капитала, товаров и рабочей силы между странами, при этом особое внимание уделял рыночным механизмам, которые способствовали достижению максимального роста экономического развития и сокращения бедности.
Существенным является вклад Т. Мальтуса в исследовании трудовой миграции, его знаменитая теория народонаселения, утверждающая, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а средства потребления в арифметической и по сегодняшний день она остается актуальной. Активное увеличение населения, особенно в развивающихся странах, обусловленное увеличением разрыва в уровне экономического развития и обострением экологической обстановки неизбежно ведут к активизации миграционных процессов. Потоки мигрантов в поисках лучшей жизни направляются в другие, более развитые экономические страны.
В марксизме проблемам трудовой миграции также посвящены ряд научных работ, идеи и умозаключения которых значимы и по сей день. Суть их трудов состоит в том, что развитие мирового капиталистического производства порождает взаимозависимость иммиграции и эмиграции рабочей силы, направления потоков которых зависят от уровня заработной платы, условий труда, степени его эксплуатации, что и составляет реальную основу трудовой миграции.
Большое внимание трудовой миграции уделял в своих работах Дж.М. Кейнс, отрицая саморегулирование рыночной системы и рассматривая мировое хозяйство как совокупность регулируемых государств, которые ратуют за обеспечение полной занятости. Кейнс признает, что мировой рынок труда с учетом международной трудовой миграции, является ареной столкновения противоречивых интересов национальных государств. Государство, обладая мощными рычагами управления, может урегулировать и стабилизировать миграционную ситуацию, направляя и контролируя потоки в необходимые отрасли и территории.
Б.Томас, связывает трудовую миграцию с теорией обратной связи экономических циклов на макроуровне, ее направления из страны в страну обусловлены обратными чередованиями циклических фаз экономического развития.
Демографические подходы включают труды таких исследователей, как: А. Сови, В. Зелинский, Л. Таба, Р.Эпплеярд, Л. Бувье, Д. Постон. Среди социологов, такие ученые, как: Дж. Холлифилд, К. Бреттел, Т. Заславская.
Среди современных исследователей трудовой миграции необходимо отметить таких ученых, как О.Д. Воробьева, И.В. Ивахнюк, В.А. Ионцев, Е.В. Красинец, Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев и др.
Следует отметить, что многие известные теоретические подходы не дают ожидаемого и желаемого ответа. Имеющиеся и накопленные научные базы в полной мере не позволяют утвердительно говорить о разработанности теории, описывающей специфическое развитие экономических систем с учетом воздействия миграционных процессов и определением их преимуществ и недостатков. Положение обостряется еще и тем, что Россия в начале XXI века, как и другие страны мира, сталкивается с совершенно новыми, сложными социально-экономическими проблемами, в том числе и в связи с возникшими миграционными и демографическими трудностями.
Сегодня данная проблема является исключительно актуальной и имеет для России принципиально важное значение, которую можно разрешить только путем продуманной разработки механизмов регулирования трудовой миграции с учетом приоритетов и эффективных путей достижения стабильного поступательного экономического развития и обеспечения национальной геополитической безопасности.
Несмотря на достаточно большое количество научных трудов, посвященных исследованию проблем регулирования трудовой миграции, практически отсутствуют исследования, касающиеся изучения трудовой миграции государств-членов Евразийского экономического союза, не изучены ее особенности, черты, формы, количественные и качественные характеристики, новые специфичные тенденции, закономерности, обусловленные образованием данного Союза. Не разработаны ключевые составляющие системы совершенствования и политики регулирования трудовой миграции для стран-участниц ЕАЭС.
Сложившиеся миграционные потоки играют важную роль в социально-экономическом развитии каждого государства ЕАЭС, через механизм международной трудовой миграции происходит взаимное восполнение дефицита факторов производства. Россия и Казахстан, являясь трудодефицитными государствами-реципиентами, получают необходимую рабочую силу, труд, а страны-доноры, экспортирующие трудовые ресурсы, взамен получают денежные переводы, то есть капитал, стимулирующий экономическое развитие республик. Следовательно, трудовая миграция для участников Союза выступает как специфический, особый ресурс, фактор необходимый для устойчивого социально-экономического развития, как для принимающих стран, так и для стран доноров.
Договор о Евразийском экономическом союзе вывел на более совершенный уровень сотрудничества сферу трудовой миграции, включающей целый ряд положений, обеспечивающих свободное передвижение трудовых мигрантов внутри Евразийского пространства, трудоустройство их и членов семей (см. табл.1).

Таблица 1
Свобода передвижения рабочей силы
Трудовые мигранты СНГ,
прибывшие в РФ
Трудовые мигранты государств-членов ЕАЭС
(Договор 2014 года)
Необходимо:
– пройти медосмотр;
– приобрести медицинскую страховку;
– оформить патент на право осуществления трудовой деятельности
– сдать экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства
Без учета ограничений по защите национального рынка труда.
Реализация трудовой деятельности происходит на основании гражданско-правового договора.
Трудовым мигрантам не требуется разрешение на осуществление трудовой деятельности
Срок пребывания трудовых мигрантов зависит от срока дейст­вия патентаВремя пребывания работника зависит от срока действия гражданско-правового или трудового договора
На территории России без регистрации трудовые мигранты могут находиться на основании положений двусторонних договоровТрудовые мигранты на территории другого государства-члена ЕАЭС могут находиться без регистрации до 30 дней
Трудовые мигранты самостоятельно приобретают патент (авансом оплачивают подоходный налог)Доходы трудовых мигрантов облагаются налогом наравне с работниками государства трудоустройства
Трудовые мигранты за свой счет приобретают медицинскую страховкуВ сфере социального обеспечения соблюдается национальный режим (ОМС, социальное страхование и др.)
Дипломы об образовании и квалификации признаются в соответствии с законодательством того государства, где мигранты трудоустраиваютсяПрямое признание дипломов всех уровней
Пенсионные взносы не уплачиваются, не осуществляется экспорт пенсийВ настоящее время разрабатывается Договор об уплате пенсионных взносов и экспорте пенсий
Составлено автором

Из таблицы 1 видно, если трудовые мигранты СНГ, прибывшие на территорию России, имеют определенные препятствия и ограничения, то права трудовых мигрантов из государств-членов ЕАЭС практически приравнены к правам граждан Российской Федерации.
Если дать характеристику экономического состояния государств-членов ЕАЭС, то можно ясно представить два крайних полюса, с одной стороны, относительно благоприятное социально-экономическое положение в России и Казахстане, что, безусловно, привлекает трудовых мигрантов и характеризует их как страны-реципиенты, куда массово приезжают трудовые мигранты из близлежащих государств СНГ, с другой Кыргызстан и Армения, характеризующиеся как республики-доноры, с хронической стагнационной экономикой, откуда большие потоки трудоспособного населения выезжают в другие государства трудоустроиться и заработать на жизнь. Белоруссия в данной пятерке занимает промежуточное положение между данными полюсами, является как страной назначения, так и страной происхождения трудовых мигрантов.
Выделим следующие общие направления, объединяющие пять государств-членов ЕАЭС в сфере трудовой миграции:
1. Создание общего рынка труда, обеспечение свободного перемещения рабочей силы в рамках Союза;
2. Стремление к совершенствованию, гармонизации и унификации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере трудовой миграции;
3. Разработка и стремление организованного (планового) набора трудящихся для осуществления трудовой деятельности в государствах-членах ЕАЭС;
4. Согласование предложений и принятие мер по осуществлению противодействия нелегальной трудовой миграции;
5. Разработка новых предложений в сфере пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, с целью обеспечения равных прав в области пенсионного обеспечения;
6. Решение общих проблем в сферах образования, социального страхования, оказания медицинской помощи трудовым мигрантам.
Очевидно, создание ЕАЭС, позволяя гражданам пяти участников свободно осуществлять трудовую деятельность, реализовывать свое право на труд в любом из пяти государств-членов без всяких ограничений и условий, без сомнений представляет собой значимый шаг в будущее, от результата которого будет зависеть стратегическое развитие, национальная экономическая безопасность как Российской Федерации, так и других государств — участников Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, чрезвычайно важно определить каким будет общий эффект от интеграции, обеспечения свободного перемещения трудовых мигрантов и какие последствия ожидает каждое государство ЕАЭС. Будет ли целесообразным и эффективным его дальнейшее расширение за счет вступления в Союз других государств?
Необходимо стремиться разработать Единый миграционный режим, предполагающий беспрекословное выполнение участниками Союза всех принятых норм и методов регулирования трудовой миграции. Единый миграционный режим должен основываться на Консенсусе количественных и качественных параметров желаемых миграционных потоков, исходя из составленных Соглашений между государствами-членами ЕАЭС, где четко прописываются последовательные действия участников по отношению к трудовым мигрантам.
Перспективно ориентированная миграционная концепция, составленная посредством заключения многосторонних соглашений государств-членов ЕАЭС в области трудовой миграции, должна состоять из последовательных конкретных действий с целью достижения совпадения баланса интересов, как самих граждан, так и принимающего общества, государства.
В настоящее время перспективными направлениями в сфере регулирования трудовой миграции государств-членов ЕАЭС являются:
1. Освобождение граждан при пересечении границ государств-членов Евразийского экономического союза от обязанности заполнять миграционную карту;
2.Придание приоритетного характера пересечению гражданами границ государств-членов ЕАЭС, с помощью выделения специальных пунктов паспортного контроля на границе, в аэропортах, железнодорожных вокзалах, автовокзалах с информационными вывесками «Для граждан ЕАЭС»;
3. Увеличение продолжительности пребывания граждан на территориях государств- членов ЕАЭС без регистрации до 90 суток;
4. Расширение перечня документов, по которым можно будет въезжать, выезжать, передвигаться и следовать транзитом через территории государств-членов ЕАЭС.
Современная трудовая (экономическая) миграция считается сложным, многогранным социально-экономическим явлением, оказывающим неоднозначное влияние на все стороны жизнедеятельности общества (хозяйственную, демографическую, политическую, культурную, этническую и др.) направляющих и принимающих государств. Поэтому необходимо учитывать и то, что многочисленные потоки, направления, интенсивность перемещения имеют свойство постоянно меняться в каждый конкретный период времени и поэтому разработка механизмов регулирования различных миграционных ситуаций является крайне сложной задачей, которая должна учитывать не только особенности и характерные черты потоков трудовых мигрантов, но и исследовать причины и последствия внутренних и внешних факторов их перемещений.
В настоящее время трудовая миграция в государствах-членах ЕАЭС регулируется преимущественно изолированно, каждый участник союза преследует сугубо свои региональные интересы. Недостаточным в общих действиях и принятых решениях стран-участников по регулированию трудовой (экономической) миграции является синхронность, взаимосвязанность, взаимовыполняемость и последовательность совместных договоренностей, что отрицательно отражается на развитии экономического пространства в рамках созданного Союза.
В условиях стремительного развития глобализационных и интеграционных процессов, мирохозяйственных связей, информатизации, цифровизации, развития науки и техники, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры практически все страны мира сегодня озадачены вопросами обеспечения своей экономики высококвалифицированной рабочей силой и в той или иной степени активно управляют потоками трудовой миграции, экспортом и импортом рабочей силы[1]. Мировой опыт регулирования трудовой миграции показывает, что разработка миграционной политики и имплементация мер осуществляется на основе решения двух важнейших задач:
1. Во многих странах имеет место безработица и, следовательно, привлечение дополнительной рабочей силы извне рассматривается как эскалация обострения ситуации на рынке труда, связанная с занятостью, а также с возникновением других крайне нежелательныхпроблем этнического, национального, политического характера (криминал, экстремизм). В данных условиях страны проводят жестко ограничительную политику приема трудовых мигрантов, обеспечивая защиту рынка труда от неконтролируемой миграции и сохраняя стабильность в стране.
2. Каждое государство стремится рационально использовать свои имеющиеся ресурсы и создать условия для повышения конкурентоспособности, экономического роста и обеспечения национальной безопасности. Часто при этом экономическое развитие территорий, отраслей, различных видов экономической деятельности, секторов происходит неравномерно, что приводит к потребности в рабочей силе извне, которые заполняют свободные рабочие места, формируя так называемые «мигрантские ниши» на рынке труда. Многие европейские государства импортируют рабочую силу с целью смягчения воздействия депопуляционных тенденций и уменьшения нагрузки на трудоспособное население.
Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию потоков трудовых мигрантов, целью которой является обеспечение экономики страны оптимальным количественно-качественным составом прибывших трудовых мигрантов. В связи с этим различают государственную иммиграционную (импорт рабочей силы) и государственную эмиграционную политику (экспорт рабочей силы).
Если до 90-х гг. миграционная политика большинства развитых государств мира характеризовалась как либеральная, то современное регулирование трудовой миграции в основном сочетает рестрективно-запретительный метод с селективным применением сложных систем государственных, рыночных, организационно-правовых и экономических мер.
Протекционистские и селективные инструменты принимающих мигрантов развитых экономических стран распространяются, как правило, на отдельные категории:
а) специалисты высокой квалификации, представители творческих профессий (незаурядные ученые, уникальные инженеры, спортсмены, аналитики, высококвалифицированные медики и др.)
б) предприниматели, инвестирующие свой капитал в принимающую страну, организовывают свое дело, тем самым создают рабочие места.
в) узкие специалисты в области информатизации и цифровизации.
г) работники низкой квалификации, без образования, готовые работать в низкооплачиваемых отраслях с тяжелыми и вредными условиями труда (сельское хозяйство, строительство, домработники, сезонные работы, мастерские и др.).
д) работники, обладающие редкой профессией.
С целью укрепления своих социально-экономических позиций в глобализирующемся мировом сообществе, большинство развитых стран мира продолжают активно привлекать трудовых мигрантов, несмотря на возникающие при этом проблемы различного характера, и в прогнозируемом будущем продолжают рассчитывать на импорт рабочей силы. Например, в Германии депопуляция населения наблюдается более 30 лет, однако благодаря иммиграции численность населения за последние 20 лет стабильно растет [2], то есть в условиях глобализации и интеграции зависимость развитых государств от импорта рабочей силы будет только возрастать.
Необходимо отметить и тот факт, что создание и функционирование Евразийского экономического союза пришлось на достаточно тяжелое время экономического спада и финансового кризиса, обусловленного падением цен на энергоносители и проведением санкций ряда западных стран по отношению к Российской Федерации. Несмотря на спад, во многих отраслях экономики России вовлечение трудовых мигрантов в экономическую деятельность демонстрировало устойчивый рост, см. табл.2.

Таблица 2
Численность мигрантов государств-членов ЕАЭС, въехавших в Российскую Федерацию, для осуществления трудовой деятельности, человек
Страна
гражданской принадлежности
Численность трудящихся государств-членов
20142015201620172018
Российская
Федерация
(государство
въезда)
Армения194684264135209887232247207945
Беларусь862348646397743124633134690
Казахстан58744700737160088202111464
Киргизия371656512432361875376863351959
Источник: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/Pages/statistical_data.aspx

Из таблицы 2 видно, за период с 2014 по 2018 гг. практически из всех республик-членов ЕАЭС наблюдается устойчивый рост численности работников вовлеченных в экономику России. Именно благодаря трудовой миграции, республики ЕАЭС смягчили последствия от экономического спада, потери доходов которых были компенсированы денежными переводами мигрантов. Об этом свидетельствует статистика Центрального банка Российской Федерации и международных платежных систем по итогам 2016 г., согласно которой объем денежных переводов из России в Узбекистан и Таджикистан незначительно сократился, однако в Кыргызстан и Казахстан, наоборот, существенно возрос. Лидером по росту стал Казахстан — 43% , на втором месте Кыргызстан — 37,8% , затем следует Таджикистан — 33,7% [3].
По некоторым оценкам экспертов, масштабы трудовой миграции из республик Союза в краткосрочном периоде будут увеличиваться, однако в долгосрочном — ожидается его замедление, так как демографические возможности данных государств ограничены. Вместе с тем, значительные объемы трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Украины и Молдовы в Россию сохранятся.
В результате свободного движения трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС и анализа современного положения дел в сфере рынка труда к положительным эффектам для России следует отнести:
1. Положительное сальдо миграции. Прирост за счет трудовых мигрантов наблюдается в России и Беларуси, в условиях депопуляции населения данный показатель компенсирует отрицательную естественную убыль населения. В остальных республиках (Казахстане, Кыргызстане, Армении) сальдо отрицательное, выбывают работников больше, нежели прибывают, что свидетельствуют с одной стороны, о быстро растущем населении, в частности, трудоспособной его части, с другой — о наблюдающейся экономической стагнации, и неблагополучной социально-экономической обстановке в данных странах, что приводит к активному оттоку рабочей силы.
2. Если рассматривать мигрантов въехавших в страны ЕАЭС в 2018 году для осуществления трудовой деятельности, очевидным лидером среди участников Союза по приему работников является Россия, лидером-донором — Кыргызстан, его доля в общем потоке трудовых мигрантов пяти государств-членов ЕАЭС составила (46%), за ней следуют Армения (28%), Беларусь (15%), Казахстан (11%) [4].
Обусловлено это прежде всего тем, что в России политическая и экономическая ситуация характеризуется как стабильная, по сравнению с другими республиками, наличием разнообразных рабочих мест и относительно высокой заработной платой. Что касается стран-происхождения трудовых мигрантов, положительным для них являются заработанные денежные переводы, которые направляются ими в места постоянного жительства, своим семьям. Например, по данным Всемирного банка денежные переводы Кыргызстана составляют 30% ВВП республики.
3. Осуществление структурных сдвигов в экономике России привело к дефициту трудовых ресурсов в трудоемких и низкооплачиваемых отраслях, формированию своеобразных иммигрантских ниш (строительство, торговля, включая ремонт, обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и др.), где сегодня трудовая миграция решает проблемы дефицита рабочей силы.
4. Импорт работников, прибывших в Россию из государств-членов ЕАЭС с целью работать приводит к экономии затрат, связанных с получением профессионального образования разного уровня.
5. Трудовые мигранты из республик ЕАЭС, вовлеченные в экономическую деятельность, как правило, зарабатывают ниже, что выгодно для российских работодателей тем, что уменьшают издержки производства и в определенной степени способствуют повышению конкурентоспособности российских товаров.
6. Государственный бюджет пополняется за счет налогов трудовых мигрантов государств-членов ЕАЭС.
7. Трудовые мигранты, проживая, осуществляя трудовую деятельность и получая доход в России, выполняют роль потребителя, приобретая необходимые товары и услуги, они стимулируют развитие отечественной экономики.
8. Мигранты, обладающие высокой квалификацией, навыками, творческими способностями, специальными знаниями, как катализаторы могут ускорять конкурентоспособность отечественного производства.
9. Мигранты, обладающие своим капиталом, предпринимательскими, деловыми качествами, открывая свое производственное дело (услуги), с одной стороны, создают дополнительные рабочие места и доходы для трудоспособного населения, с другой, способствуют пополнению бюджета государства.
10. По оценкам экспертов, в России мигранты производят не менее 8–11% ВВП [5] страны и в условиях усиления экономической интеграции вклад труда мигрантов соответственно будет только увеличиваться.
Вместе с тем, негативным проявлением трудовой миграции ЕАЭС и серьезным вызовом была и остается увеличивающаяся с каждым годом численность нелегальных мигрантов и нерегистрируемая занятость в ЕАЭС, оценки которых разнятся от 1,5–3 млн человек. В настоящее время, вследствие ряда объективных и субъективных факторов, получение обоснованных, достоверных статистических данных о нелегальных трудовых мигрантах и все, что связано с их трудовой деятельностью, крайне затруднено.
Необходимо отметить, что нелегальная миграция в ЕАЭС имеет свои специфичные черты и связана, прежде всего: 1) с несовершенством миграционного законодательства (сложные бюрократические процедуры трудоустройства и получения разрешения на работу), которые выталкивают граждан из правового поля непоследовательной миграционной политикой государств-членов ЕАЭС, прежде всего Российской Федерации; 2) с безвизовым режимом пересечения границ для большинства стран постсоветского пространства; 3)недостаточным эффективным межгосударственным сотрудничеством и взаимодействием в области трудовой миграции, что в результате и привело к неорганизованному и нелегальному характеру миграционных потоков.
К существенным недостаткам трудовой миграции в экономическом пространстве ЕАЭС относятся следующие:
1. В результате отсутствия планомерного распределения и жесткого контроля потоков трудовых мигрантов, прибывших из стран ЕАЭС в Россию, массовый, нерегулируемый миграционный приток приводит к обострению ситуации на российском рынке труда и провоцирует национальные и этнические конфликты между местным коренным населением и иммигрантами.
2. Экономика России нуждается в трудовых ресурсах. При этом нерешенными проблемами остаются аспекты, связанные с качественным составом трудовых мигрантов (образованием, состоянием здоровья, созданием условий для адаптации работников и др.)
3. Экономические потери ВВП от использования нелегального труда мигрантов к 2020 году могут возрасти до 5,9 млрд долл. [6];
4. Денежные переводы от заработанных доходов нелегальных мигрантов к 2020 году могут увеличиться до 18 млрд долл.;
5. Размеры потерь российского бюджета из-за неуплаты налогов нелегальными трудовыми мигрантами к 2020 году могут составить 932,3 млн руб. [7].
Если рассматривать результат вхождения других государств в Евразийский экономический союз, то достижение экономической выгоды от притока из них рабочей силы для экономики Российской Федерации в виде увеличения ВВП, повышения роста занятости и роста доходов федерального бюджета за счет налогов можно достичь путем:
а) совершенствования процедуры устройства на работу, обеспечения действенных условий для оперативной адаптации мигрантов, что позволит легализовать труд и уменьшит масштаб предложения нелегального труда;
б) сокращения количества нелегальных мигрантов и теневой занятости, что существенно сможет сократить финансовые средства по борьбе с их последствиями (криминал, продажа оружия, наркотики, содержание пограничных постов, торговля людьми и др.).
Таким образом, ЕАЭС, формируя единое экономическое пространство, стремится гармонизировать все стороны экономической жизни (производственных, торговых, инвестиционных, транспортных, информационных, телекоммуникационных и др.), при этом особое внимание уделяется качественному улучшению миграционной ситуации и созданию единого рынка труда. Российской Федерации принадлежит ключевая роль в функционировании Союза, которая со всеми участниками имела и продолжает иметь тесные экономические связи.
Анализ миграционной ситуации и обобщение мирового опыта регулирования трудовой миграции в развитых государствах показывает, что базой для формирования миграционной политики служит определение конкретных масштабов потребностей в рабочей силе с целью достижения высоких уровней социально-экономического развития и сохранения геополитических интересов в увязке с перспективами стратегического экономического развития государства [8].
Следовательно, система регулирования трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе должна стремиться, прежде всего, обеспечить баланс трудовых ресурсов с помощью планомерного распределения потоков трудовой миграции с учетом потребностей национальных экономик, при соблюдении приоритетного права трудоустройства местного трудоспособного населения и создания необходимых условий для легализации прибывшей рабочей силы.
На наш взгляд, основными составляющими системы регулирования трудовой миграции для достижения устойчивого социально-экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза должны быть следующие аспекты.
1. Создание единой, гармоничной системы миграционного законодательства государств-членов ЕАЭС на базе унификации нормативно-правовых актов, с учетом стратегии социально-экономического развития стран-участниц Союза.
2. Разработка межгосударственных соглашений ЕАЭС о создании условий и возможностей для эффективного использования трудового потенциала государств-членов Союза путем организованно-планового перемещения и распределения рабочей силы в трудодефицитные территории и регионы единого экономического пространства. Чрезвычайно важным является принятие мер по недопущению «утечки» умов из Союза в другие, третьи страны.
3. Обеспечениеконтроля за соблюдением работодателями выполнения норм трудового законодательства, в случае нарушения привлекать к строгой судебной и административной ответственности, вплоть до уголовного наказания.
4. Создание равных условий оплаты труда мигрантов, что позволит достичь значительного сокращения нелегальной занятости трудовых мигрантов и будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты государств Союза, а также устранить негативные последствия, связанные с теневой экономикой.
5. Разработка Соглашения между участниками Союза о провозглашении единого подхода к пенсионному и социальному обеспечению трудовых мигрантов и обеспечению контроля за выполнением пунктов Соглашения, который позволит не прерывать трудовой стаж работникам и предоставит им равные гражданские права.
6. Разработка Договора между государствами-членами ЕАЭС о занятости, обучении, переобучении, повышении профессионально-образовательного, квалификационного уровня с целью эффективного использования интеллектуального потенциала трудовых мигрантов в экономическом пространстве Евразийского региона.
7. Совершенствование системы развития миграционной инфраструктуры (банки данных о вакансиях, условиях, правах, рекрутинговые агентства, миграционные биржи, сети доступных пунктов для денежного перевода и др.).
От того, каким образом будет осуществляться регулирование трудовой миграции в Евразийском пространстве, будет зависеть не только эффективность функционирования и использования ресурсов труда, но и будущее социально-экономическое развитие, процветание государств-членов Союза. Следовательно, в условиях активизации развития межгосударственного взаимодействия, взаимозависимости и взаимообусловленности, актуальность и значимость миграционного регулирования в ЕАЭС будет возрастать.


Литература
1. Bodvarsson B., Van den Berg H. The Economics of Immigration: Theory and Policy. Second Edition // NewYork. 2013. P. 474.
2. Метелев С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. — Старый Оскол: ТНТ, 2016. — 416 с.
3. Отчет Центрального банка РФ.https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7796/ar_2017.pdfДата обращения 10 марта 2019 г.
4. Евразийская экономическая комиссия. Департамент трудовой миграции и социальной защиты. Сведения о численности трудящихся.http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/SiteAssets/Pages/statistical_data/Сведения%20о%20численности%20граждан.pdf Дата обращения 25 марта 2019г.
5. http://rybakovsky.ru/migracia1g.html Дата обращения 5 марта 2019г.
6. Управление процессами экономической трудовой миграции в странах ЕАЭС и СНГ / Под ред. С.Б. Алиева; КарГТУ. — Караганда, 2016. — 216 с. С.38.
7. Рязанцев С. Роль трудовой миграции в развитии экономики Российской Федерации. Серия «Управление процессами миграции в Северной и Центральной Азии» / ESCAP UN, 2016. — 98 c.
8. Беглова Е.И., Якшибаева Г.В. Состав и структура рабочей силы и ее мобильность // Экономика и управление: научно-практический журнал — 2018. — №5. — С.137.
9. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза / Евразийская экономическая комиссия. — М., 2018. — 420 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия