| | Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период октября и ноября 2000 года | Ключевые слова: управление, агропромышленный комплекс, Государственная служба защиты растений, погашение задолженности перед федеральным бюджетом, Совет по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации, ФГУП «Росспиртпром», Минсельхоз России | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 207 - 213 | Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2000 г. № 756 «Об утверждении Положения о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» [38] в целях усиления государственного контроля в области защиты растений и безопасного обращения со средствами защиты растений было утверждено Положение о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Данным Положением было определено, что Государственная служба защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ (далее — Государственная служба защиты растений) образована в целях осуществления государственного контроля и надзора за выполнением нормативных правовых актов и проведением мероприятий по защите растений и сельскохозяйственной продукции от болезней, вредителей и сорняков, безопасным обращением со средствами защиты растений и организацией проведения фитосанитарного мониторинга и научно обоснованных методов выявления и устранения зараженности посевов, почвы, складских помещений и сельскохозяйственной продукции болезнями и вредителями, засоренности почвы сорными растениями.
Положением было установлено, что Государственная служба защиты растений состоит из структурного подразделения центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющего функции по обеспечению государственного контроля и надзора за выполнением нормативных правовых актов и проведением мероприятий по защите растений и безопасным обращением со средствами защиты растений, федеральных государственных учреждений: Российской станции защиты растений, Российской лаборатории диагностики и прогнозов появления и развития вредителей, болезней сельскохозяйственных растений и сорняков, Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ, центров биологической защиты растений, федеральных государственных территориальных станций (центров) защиты растений в субъектах Российской Федерации, их лабораторий и пунктов (контрольно-токсикологических, биологических методов борьбы с вредными организмами, диагностики и прогнозов появления и развития вредных организмов), а также федеральных государственных унитарных предприятий — резервных баз средств защиты растений.
Государственная служба защиты растений в своей деятельности была призвана руководствоваться законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, другими нормативными правовыми актами и утвержденным Положением.
Государственная служба защиты растений была призвана осуществлять свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями и организациями.
Основными задачами Государственной службы защиты растений явились:
1) разработка предложений по формированию государственной политики в области защиты растений, семенного и посадочного материала, сельскохозяйственной продукции от болезней, вредителей и сорняков и обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) разработка эффективных методов защиты растений от вредителей, болезней и сорняков для различных зон страны в целях предотвращения потерь урожая и снижения почвенного плодородия;
3) государственный контроль и надзор за своевременным проведением землепользователями рекомендуемых мероприятий по борьбе с болезнями, вредителями и сорняками, соблюдением установленных правил обращения со средствами защиты растений;
4) контроль за качеством средств защиты растений и их биологической эффективностью в различных почвенно-климатических условиях, количеством токсических остатков средств защиты растений в сельскохозяйственной продукции, почве, воде и других объектах окружающей среды;
5) организация наблюдения за фитосанитарным состоянием посевов, насаждений, сельскохозяйственных угодий, почвы, семенного и посадочного материала и мест его хранения и осуществление фитосанитарных мероприятий;
6) разработка прогнозов и своевременное оповещение землепользователей о появлении и развитии болезней и вредителей растений;
7) контроль и надзор за качеством работ по борьбе с болезнями, вредителями и сорняками, выполняемых землепользователями независимо от формы собственности;
8) участие в лицензионной деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области оптовой, розничной торговли и безопасного обращения со средствами защиты растений, агрохимического обслуживания (в части фитосанитарной деятельности и обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции средствами защиты растений);
9) организация своевременного проведения мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных болезнями и вредителями, а также по борьбе с массовым распространением сорных растений;
10) утверждение методов исследований (испытаний), применяемых Государственной службой защиты растений, и координация фитосанитарной деятельности;
11) участие в разработке нормативных актов, устанавливающих требования в области защиты растений и безопасного обращения со средствами защиты растений;
12) согласование стандартов и технических условий на средства защиты растений, машины и аппаратуру для их применения, организация и проведение обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации и государственной фитосанитарной экспертизой;
13) опытно-экспериментальное производство биологических средств защиты растений;
14) подготовка предложений об использовании резерва средств защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных особо опасными вредителями;
15) разработка и проведение мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки кадров Государственной службы защиты растений.
Положением также были определены: перечень прав Государственной службы защиты растений; а также статус, правовое положение, порядок работы, права, обязанности и ответственность руководителя структурного подразделения центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющего функции по обеспечению государственного контроля и надзора за выполнением нормативных правовых актов и проведением мероприятий по защите растений и безопасным обращением со средствами защиты растений, — главного государственного инспектора по защите растений Российской Федерации и его заместителей, руководителей федеральных государственных станций (центров) защиты растений субъектов Российской Федерации — главных государственных инспекторов по защите растений соответствующих субъектов Российской Федерации и их заместителей, руководителей городских, районных (межрайонных) государственных станций (центров) защиты растений — государственных инспекторов по защите растений соответствующих городов и районов, а также иных должностных лиц и специалистов Государственной службы защиты растений.
Кроме того, данным Положением был определен порядок финансирования Государственной службы защиты растений (за счет средств федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации), порядок использования доходов от платных услуг (последние используются в соответствии с законодательством РФ на содержание и развитие организаций Государственной службы защиты растений, на выполнение мероприятий по защите растений), а также юридический статус ее организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2000 г. № 795 «О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации» [21] с последующими изменениями [17; 53; 34; 57], в частности, Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр сельского хозяйства РФ был утвержден председателем:
● Правительственной комиссии по вопросам погашения задолженности перед федеральным бюджетом ликвидируемой Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (образованной постановлением Правительства от 23 июня 1999 г. № 678 «О Правительственной комиссии по вопросам погашения задолженности перед федеральным бюджетом ликвидируемой Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [25; 26; 17; 53; 57]. — М.Б.) (позднее, в связи с ликвидацией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2000 г. № 940 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса» [17; 53; 57] Правительственной комиссии по вопросам погашения задолженности перед федеральным бюджетом ликвидируемой Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, данное положение постановления утратило силу. — М.Б.);
● Совета по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации (образованного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июня 1993 г. № 641 «О Совете по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [31; 45; 47; 42; 43; 20; 48; 44; 7; 30; 52]. — М.Б.).
Также данным постановлением Комиссия Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка (образованная постановлением Правительства РФ от 12 октября 1998 г. № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» [23; 49; 24; 39; 19; 22; 33; 13; 19; 18; 54; 56]. — М.Б.) была преобразована в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам потребительского рынка.
Председателем Комиссии Правительства РФ по вопросам потребительского рынка был утвержден Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр сельского хозяйства РФ.
Председателям координационных и совещательных органов, утвержденных данным постановлением, поручалось внести при необходимости в Правительство РФ проекты решений по уточнению положений об этих органах и их составов.
Также данным постановлением был утвержден перечень упраздняемых координационных и совещательных органов.
Министерству юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручалось в 2-х месячный срок внести в Правительство РФ предложения по приведению решений Правительства в соответствие с данным постановлением.
В перечень упраздняемых координационных и совещательных органов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 октября 2000 г. № 795 «О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации» [21; 17; 53; 34; 57], в частности, вошли:
● Правительственная комиссия по природопользованию и охране окружающей природной среды (образованная постановлением Правительства от 17 февраля 2000 г. № 138 «О Правительственной комиссии по природопользованию и охране окружающей природной среды» [27]. — М.Б.);
● временная рабочая комиссия по разработке мер по реструктуризации задолженности предприятий агропромышленного комплекса и связанных с ним отраслей по налогам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а также иных мер финансового оздоровления указанных предприятий (образованная распоряжением Правительства РФ от 3 мая 1999 г. № 680-р [50]. — М.Б.).
Распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2000 г. № 1471-р [51] был утвержден (с последующими изменениями и дополнениями [55]. — М.Б.) устав федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром» (учрежденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2000 г. № 390 «Об учреждении федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром»« [46] с последующим изменением [9]. — М.Б.).
Данным распоряжением Министерству имущественных отношений Российской Федерации поручалось:
● передать в оперативное управление федеральному государственному унитарному предприятию «Росспиртпром» здание, расположенное в г. Москве, Кутузовский пр., д. 34, кор. 21А;
● в установленном порядке внести федеральное государственное унитарное предприятие «Росспиртпром» в реестр федерального имущества.
Кроме того, данным распоряжением было установлено, что федеральное государственное унитарное предприятие «Росспиртпром» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В свете изменений в трактовке структурных элементов системы федеральных органов исполнительной власти в целом [32; 6; 1; 11; 12; 28; 35; 4; 37 (см. также [5]. — М.Б.); 15; 3; 14; 10] и относительно агропромышленного комплекса — в частности [2; 29; 16 (см. также [8]. — М.Б.)] постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 901 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» [41; 36] было утверждено новое Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. В связи с этим было признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1090 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [40].
Согласно данному Положению Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) явилось федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в своей деятельности было призвано руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и утвержденным Положением.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации было призвано осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы явились специально уполномоченными государственными органами в области:
● мелиорации земель;
● охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также охраны окружающей природной среды в этой сфере деятельности.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации явилось специально уполномоченным государственным органом в области:
● племенного животноводства;
● семеноводства сельскохозяйственных растений;
● обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
● безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов;
● обеспечения соблюдения карантина растений;
● использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.
Положением также был определен круг следующих основных задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
1) разработка и реализация в соответствии с законодательством Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции мер по государственному регулированию производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, продовольственного рынка, обеспечению агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами, обеспечению безопасности пищевых продуктов и качества сельскохозяйственной продукции, а также по развитию инвестиционной деятельности, производственной, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечению социальной защиты работников и охраны труда в агропромышленном комплексе;
2) содействие формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений, развитию предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
3) участие в разработке и реализации мер по государственному регулированию экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечению совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
4) проведение аграрных преобразований и участие в осуществлении земельной реформы в сельской местности;
5) проведение государственной политики и осуществление государственного управления и контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также в пределах компетенции Министерства — в области охраны окружающей природной среды в агропромышленном комплексе;
6) проведение государственной политики в области ветеринарной службы и обеспечения безопасности продукции животноводства, а также обеспечения соблюдения карантина растений;
7) проведение государственной политики и осуществление государственного управления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, реабилитации радиоактивно загрязненных сельскохозяйственных угодий, химизации и мелиорации земель, карантина растений и семеноводства сельскохозяйственных культур, защиты сельскохозяйственных растений от вредных организмов, организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, племенного животноводства, использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование, а также в пределах своей компетенции — в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в агропромышленном комплексе;
8) проведение во взаимодействии с Министерством здравоохранения Российской Федерации единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, препаратами ветеринарного назначения;
9) формирование и обеспечение реализации во взаимодействии с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации единой научно-технической и инновационной политики, содействие развитию науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в агропромышленном комплексе, интеграции науки и образования, организации подготовки кадров;
10) содействие развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей с зарубежными странами по вопросам агропромышленного комплекса;
11) проведение государственной политики в области развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами должно было выполнять функции, определенные утвержденным Положением.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации для осуществления своих функций было предоставлено право:
1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций информацию, необходимую Министерству;
2) принимать в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении Министерства государственных учреждений;
3) утверждать уставы (положения) федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) создавать, реорганизовывать, ликвидировать в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований территориальные органы Министерства;
5) предлагать в установленном порядке кандидатуры представителей государства в органах управления хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности;
6) разрабатывать и вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, издавать по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства, нормативные правовые акты, с последующей государственной регистрацией их в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, а также методические и инструктивно-технические документы.
Положением было определено, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению Председателя Правительства. При этом Заместители Министра должны были назначаться на должность и освобождаться от должности Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Положением был определен следующий круг вопросов, отнесенных непосредственно к компетенции Министра сельского хозяйства Российской Федерации:
1) осуществление руководства деятельностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, несение персональной ответственности за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, распределение обязанностей между заместителями Министра и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства;
2) утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Министерства, численности и фонда оплаты труда работников его территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда, а также сметы расходов на их содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год ассигнований на государственное управление;
3) утверждение положений о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органах;
4) назначение на должность и освобождение от должности работников центрального аппарата Министерства и его территориальных органов;
5) представление в установленном порядке особо отличившихся работников агропромышленного комплекса к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и применение мер материального и морального поощрения;
6) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросов, связанных с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
7) издание приказов и распоряжений и обеспечение контроля за их исполнением.
В Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Положением было предусмотрено образование коллегии в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра, входивших в нее по должности, а также руководящих работников и специалистов Министерства. При этом в состав коллегии могли включаться руководящие работники агропромышленного комплекса и ученые.
Члены коллегии, кроме лиц, входивших в нее по должности, должны были утверждаться Правительством Российской Федерации. Решения коллегии должны были оформляться протоколами и реализовываться при необходимости приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принималось Министром, докладывавшим о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии, имевшие особое мнение по принятому решению, также могли сообщить о нем в Правительство Российской Федерации.
В Министерстве сельского хозяйства РФ Положением было предусмотрено создание научно-технического, экспертного и других советов, временных рабочих комиссий и групп. Составы указанных советов и положения о них в соответствии с Положением должны были утверждаться Министром. Организационно-техническое обеспечение деятельности этих советов должно было осуществляться центральным аппаратом Министерства.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с Положением должно было осуществляться за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 625 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год»« [36] действие данного положения — пункта 13 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 901 [41], — в части финансирования территориальных органов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации было наряду с рядом других актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации приостановлено в 2003 году. — М.Б.).
Также Положением было установлено, что Министерство сельского хозяйства РФ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
| |
|
|