| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005 | | ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС | | | |
| | При формировании единой таможенной территории и единого экономического пространства в СНГ особое значение имеет развитие транспортно-логистических систем, поскольку глобализация экономики сопровождается ростом транспортной составляющей в общих затратах на производство и реализацию продукции.
Снижение транспортной составляющей в себестоимости продукции является одной из важнейших задач и Транспортной стратегии Российской Федерации в период до 2015 г., для решения которой необходимо использовать современные достижения информационной индустрии при планировании и управлении транспортными процессами.
Эффективность управления этими процессами тесно связана с организационной структурой управляемого объекта. Оптимальные управляющие воздействия невозможны без соответствующей организационной поддержки.
Соотношение между разными стадиями совершенствования управления транспортно-логистической системой (ТЛС) и развитием ее организационной структуры представлено в табл. 1. | | Таблица 1
Стадии развития организационной структуры ТЛС | | На начальных стадиях управление логистической деятельностью осуществляется посредством агрегирования функций. Развитие структуры идет в направлении узкой специализации, что выражается в разделении сложных функций на более простые. Это затрудняет координацию деятельности ТЛС, т. к. требует сложной процедуры согласования работы слишком большого числа подразделений, которые на этой стадии, как правило, входят в различные ветви иерархической структуры управления.
Для совершенствования процессов управления требуется интеграция отдельных функций в рамках всей цепочки доставки грузов. Только такая интеграция позволяет объективно учесть все взаимосвязи и взаимозависимости в логистической системе, прогнозировать и учитывать прямые и косвенные следствия принимаемых решений.
На стадии функционального агрегирования добиться некоторого улучшения управления можно за счет укрупнения функций, выполняемых отдельными подразделениями. Впоследствии в управленческой структуре выделяются специальные подразделения, в которых сосредоточено выполнение логистических функций. Это приводит к тому, что задачи логистики оказываются оторванными от решения других, связанных с ними задач. Типичной проблемой оказывается несогласованность служб маркетинга и планирования производства или осуществления перевозок.
Поэтому задачей совершенствования управленческой структуры и становится построение вертикально интегрированных структур, выполняющих взаимосвязанные функции.
Из практики управления ТЛС для преодоления недостатков функциональной структуры известны предложения о создании горизонтальных управленческих структур. Однако в этом случае практически создается матричная структура управления со своими организационными проблемами. Главная из них заключается в двойном подчинении сотрудников: с одной стороны, руководителю подразделения, с другой - руководителю проекта (процесса). Руководитель подразделения предоставляет ресурсы, а руководитель проекта определяет график выполнения работ. В теории эта схема выглядит привлекательно, но на практике ее реализация затруднительна, т. к. требуется постоянное согласование и корректирование интересов проекта и подразделения.
Эффективное управление обязательно должно основываться на интеграции процессов ТЛС в рамках управляющих структур. Первоначально интегрируются функциональные процессы. Для этого в организационной структуре выделяются подразделения, способные самостоятельно обеспечивать отдельные процессы в ТЛС. В итоге интеграция информационных процессов делает возможным организацию единого информационного пространства, позволяющего перевести процессы управления в режим реального времени с использованием единых для всей ТЛС критериев эффективности.
Кардинальным решением проблемы повышения эффективности управления ТЛС является именно информационная интеграция процессов управления.
С учетом приоритета автоматизации бизнес-процессов можно обосновать классификацию информационных систем.
Такая классификация на примере управления автотранспортом представлена ниже. | | Рис.1. Классификация информационных систем на автотранспорте | | На основе классификации должны создаваться автоматизированные рабочие места сотрудников субъекта ТЛС, предусматривающие внешнюю и внутреннюю информационную интеграцию.
Каждое автоматизированное рабочее место сотрудника (АРМ) должно быть подключено к внешнему и внутреннему информационному пространству. Внутреннее информационное пространство позволяет получить доступ к необходимым данным предприятия через оперативную базу данных (БД), содержащую сведения, необходимые для текущей деятельности предприятия. Доступность остальных данных достигается путем получения сведений из корпоративной базе данных, содержащей всю статистическую информацию о деятельности предприятия, нормативы, законы и т. д. Доступ к внешнему информационному пространству позволяет сотрудникам координировать свои действия с другими субъектами ТЛС. | | Рис.2. Схема построения структуры субъекта ТЛС при внешней и внутренней информационной интеграции | | Для транспортного предприятия с его высоким документооборотом особую роль играют современные системы автоматизации документооборота. | | Таблица 2
Эффективность автоматизации документооборота в ТЛС | | Поскольку ТЛС связана, как правило, со смешанными перевозками, то для эффективного управления ею недостаточно выполнить технико-экономические расчеты, необходимы и подробный план, учитывающий возможности использования доступных ресурсов (в том числе, емкость складов, мощность перегрузочных устройств и т. п.), и оперативный контроль за процессом перевозки, и соблюдение ограничений по затратам.
Решать данные проблемы позволяют программы управления проектами, учитывающие:
- качество графиков, определяемое степенью оптимизации распределения ресурсов по различным работам;
- допустимый размер проекта (количестве работ, ресурсов, связей и т. д.);
- возможности использования в проектах нормативных баз;
- полноту функций стоимостного анализа и формирования отчетных документов;
- возможности групповой работы и средств обмена данными через Internet;
- возможности использования в расчетах формул пользователя;
- возможности получения данных из других приложений и баз данных.
Схема управления с использованием программного обеспечения CRM (Customer Relationship Management) может иметь следующий вид. | | Рис.4. Схема бизнес-процессов, реализуемых с программным обеспечением CRM | | В управляющих информационных системах термином CRM обозначают обычно не только информационные системы и функции управления взаимоотношениями с клиентами, но и стратегию, ориентирующую на клиента, которая предполагает объединение разных источников информации о клиентах, продажах, откликах на маркетинговые мероприятия, рыночных тенденциях для организации наиболее эффективных отношений с клиентами.
CRM-система предусматривает:
- единое хранилище данных о всех случаях взаимодействия с данным клиентом;
- синхронизацию управления множеством каналов взаимодействия для получения исчерпывающей информации о клиенте;
- постоянный анализ информации о клиентах для определения индивидуального подхода к ним в соответствии с их вкладом в доход организации и их потребностями и запросами.
Когда на предприятии автоматизируются не производственные, а только бухгалтерские (учетные) функции, должного эффекта от использования информационных систем не достигается. Поэтому необходимо, чтобы информационная система была ориентирована на автоматизацию основных бизнес-процессов. Такие системы получили название ERP (Enterprise Requirements Planning - планирование потребностей предприятия).
Информационные системы, построенные на принципах ERP, в сфере транспортных услуг требуют:
- планирования продаж услуг и оценки возможностей их предоставления;
- планирования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для оказания услуг;
- поддержки CRM-функций;
- контроля и корректировки процесса доставки на всех его этапах;
- моделирования производственной деятельности для поиска путей ее оптимизации;
- анализа эффективности деятельности - по направлениям работы, исполнителям, клиентам и партнерам.
Для эффективного управления доставкой грузов наибольшее значение имеют информационные системы класса SCM (Supply Chain Management). Эти системы при тесном их взаимодействии с CRM-системами помогают планировать и управлять процессом доставки. Но успешного использования SCM-систем необходимо контролировать все этапы процесса доставки в режиме реального времени.
Информационные системы класса SCM обеспечивают автоматизацию выполнения бизнес-процессов в ТЛС и управление информационных потоков в едином информационном пространстве.
SCM-система является надстройкой над информационными системами субъектов ТЛС (каждая из которых должна быть системой класса ERP), генерирует систему автоматических предупреждений каждого субъекта об отклонениях от нормативных уровней запасов и соблюдения графиков доставки, позволяет установить критические объекты и таким образом гарантировать выполнение плана функционирования ТЛС. Реализация каждой новой цепочки доставки груза начинается с ее моделирования, поиска путей оптимизации по тем или иным критериям. Полученный маршрут движения груза и график выполнения грузовых операций постоянно контролируется и при необходимости вносятся изменения в план доставки. |
| |
|
|