Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Смирнова Т. А.
доцент кафедры социально-экономического планирования
Института экономики, управления и природопользования
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук


Состояние и перспективы развития дополнительного образования для детей в городе Красноярске
В статье рассмотрены теоретические аспекты системы дополнительного образования детей. Исследованы работы ученых, которые в разные периоды доказывали необходимость и важность для развития личности и общества в целом сферы дополнительного образования. Оценено состояние развития услуг дополнительного образования в городе Красноярске. Выявлены основные его недостатки, предложен комплексный подход к решению существующей проблемы
Ключевые слова: Красноярск, образовательная система, дополнительное образование, образовательные объекты, услуги дополнительного образования, кампус
УДК 338.49; ББК 65.495   Стр: 203 - 206

Образование должно рассматриваться как фактор устойчивого экономического развития России, государственная политика в этой сфере должна заключаться в активизации человеческого капитала, как основного условия инновационного развития экономики. В обратном же случае, регрессивный характер развития образования, способен составить угрозу не только интеллектуальному и ценностному состоянию общества, но и национальной и экономической безопасности страны. Так, например, в американской практике, ряд законов федерального значения напрямую указывает на значимость образования для целей укрепления экономической безопасности страны [1].
Развитие образования для детей во внеучебное время — одно из приоритетных направлений образовательной сферы. Дополнительное образование помогает развить способности ребенка, его самодисциплину и самоконтроль, приобрести уверенность в себе и своих возможностях, социализироваться в обществе, а также помочь при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно организовать свободное время ребенка, сделать дополнительное образование более привлекательным, удобным, комфортным, доступным и максимально удовлетворяющим потребности и интересы детей и родителей.
Свою ценность в обеспечении занятости детей и подростков дополнительное образование не раз демонстрировало, как в отечественной, так и в зарубежной практике. Но в нынешних условиях учреждения данного типа должны носить более инновационный, повсеместный характер, при этом должна быть обеспечена интеграция с основными элементами образовательной системы. Процесс обучения должен состоять из следующих составляющих: удовлетворение стремления развивающегося человечка к самопознанию и изучению окружающего мира; активизацию творческого потенциала детей и подростков; формирование и развитие пространства для детского и подросткового благополучия [2].
Автор многочисленных исследований по педагогическим техникам в воспитании детей Дейч Б.А. отмечает, что дополнительное образование — это взаимодействие детей и педагогов, отличающееся профессиональной организованностью, во внешкольное время, особенностью которого является свободный выбор ребенка в определении вида деятельности. Целью данного взаимодействия является удовлетворение познавательных интересов детей и их социализация с участием в разновозрастных коллективах [3].
Свое развитие дополнительное образование получило в 1730-х годах, когда будущий поэт и драматург Александр Сумароков вместе со своими друзьями в свободное от учебы время собирались вместе и читали свои пробные литературные проекты. К 1760 году у ребят уже был свой печатный орган. В Царскосельском лицее начали объединяться учение и досуг лицеистов. Популярными были умственные забавы, упражнения на воображение, коллективные творческие дела: рукописные журналы, философские трактаты и диссертации, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания. Далее развитие лицейской внешкольной деятельности дал Николай Иванович Пирогов, который ввел в учебных заведениях литературные беседы, чтобы привить детям навыки самостоятельной работы [4].
Важнейшим приоритетом социально-экономического развития современной России должно стать повышение качества образовательных услуг, потому что человеческий капитал становится ценным ресурсом, необходимым для развития страны во всех сферах: экономической, социальной, культурной, политической [5]. Для накопления человеческого капитала необходимо создать в субъектах РФ развитую и эффективную систему объектов образовательной инфраструктуры, которая, прежде всего, должна обеспечить:
● Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования [6];
● Социализацию ребенка в обществе посредством раннего включения его в процесс обучения [7];
● Формирование у молодого поколения жизненных установок, ценностных ориентаций и идеалов.
Общеизвестно, что обеспечение населения объектами образовательной инфраструктуры играет важную роль в становлении и развитии человека как личности [8].
В настоящее время одним из основных документов, непосредственно направленных на развитие дополнительного образования, является межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Её важность подчеркивают поручения Президента России В.В. Путина увеличить охват детского населения от 5 до 18 лет до 70–75%, призванным учиться по дополнительным образовательным программам. Причем, половина будет получать подобные услуги за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета (указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки») [9].
Согласно муниципальной программе «Развитие образования в городе Красноярске», ее целью является предоставление общедоступного и качественного дополнительного образования вне зависимости от места проживания, уровня достатка и состояния здоровья обучающихся. Однако оценка доступности услуг дополнительного образования для детей, а также анализ финансирования этой сферы дает неутешительные прогнозы на ближайшую перспективу. Так, с каждым годом объемы финансирования программы снижаются: в 2014 г. выделялось 405 049 тыс. руб., в 2015 — 377 667 тыс. руб., 2016 г. — 373 305 тыс. руб., в 2017 г. эта цифра снизилась до 356 547 тыс. руб. На 2019 и 2020 гг. запланировано выделение 353 186 тыс. руб.
В Красноярске дополнительное образование представлено домами и дворцами культуры, музыкальными и художественными школами, школами искусств, детскими творческими центрами, спортивными школами. В рамках этих образовательных учреждений реализуются программы следующих направленностей:
– технической (лего, авиамоделирование, ракетостроение, прикладная электроника, автодело);
– естественнонаучной (химия, физика, математика, биология, экология, география);
– физкультурно-спортивной (единоборства, футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика);
– художественной (хореография, изобразительное искусство, музыка, пение, декоративно-прикладное искусство);
– туристическо-краеведческой (спортивный и познавательный туризм всех видов; краеведение, историческое моделирование, археология);
– социально-педагогической (искусствоведение, проектирование, журналистика, социология, психология, управление, менеджмент, общественная деятельность, гуманитарные практики).
В Красноярске вместе с ростом численности населения, в том числе в возрасте 5–18 лет, увеличивается и потребность в местах в учреждениях дополнительного образования. Однако в последние годы наблюдается тенденция к сокращению удельного веса услуг дополнительного образования на 1000 детей. Число таких учреждений остается неизменным, а некоторые из них, например, детско-юношеские спортивные школы, закрываются. Количество детей на 1 место в детско-юношеских спортивных школах, ежегодно возрастает. Это объясняется тем, что с 2011 г. было закрыто 6 школ, при этом численность обучающихся увеличилась на 2000 чел. (рис. 1). Существующая ситуация связана, как правило, с высоким износом зданий, в которых оказываются услуги дополнительного образования, и материально-технического оборудования, а также отсутствием необходимого финансирования на капитальный ремонт.
Рис. 1. Количество детей на 1 место в детско-юношеских спортивных школах г. Красноярска [11]

Аналогичная ситуация наблюдается относительно детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств. Их число остается неизменным на протяжении 10 лет — в Красноярске их 17. При этом численность обучающихся в школах ежегодно растет, вследствие чего и потребность в получении услуг дополнительного образования увеличивается.
Автором проведена оценка обеспеченности услугами дополнительного образования по районам г. Красноярска. Наибольшее количество учреждений находится в Ленинском районе — 5 организаций дополнительного образования (табл. 1). К ним относятся МБУ дополнительного образования «Детская школа искусств № 6», «Детская школа искусств № 9», «Детская музыкальная школа № 2», МАУ «Правобережный городской дворец культуры» и «Дворец культуры имени 1 Мая».
Проведенный автором анализ образовательной инфраструктуры в главном городе Красноярского края позволяет выявить проблему высокой степени дифференциации в показателях обеспеченности услугами дополнительного образования детей по районам и микрорайонам города.

Таблица 1
Муниципальные учреждения дополнительного образования детей по районам города Красноярска
РайонЧисленность населения школьного возраста, всего чел.Количество учреждений, ед.Максимальная пешеходная доступность от дома, км
Октябрьский15 29045
Железнодорожный8 50331
Центральный9 58031
Советский33 50441,5
Свердловский13 50021,5
Ленинский14 80051,2
Кировский12 48032
Источник: данные сайта Администрации Красноярска.

За развитие муниципальной системы образования и реализацию приоритетных направлений в Красноярске отвечает Главное управление образования администрации города. Одной из важнейших функций управления является обеспечение организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных учреждениях согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» [10] и Положению управления. Управление состоит из 7 отделов, каждый из которых выполняет определенные функции. Вопросы обеспечения населения образовательными услугами находятся в ведении отдела экономического анализа и планирования, задачами которого являются:
– определение потребностей муниципальной системы образования в ресурсах и осуществление ее ресурсного обеспечения;
– осуществление разработки проекта плана и прогноза социально-экономического развития отрасли на плановый период в пределах переданных Управлению полномочий;
– обеспечение условий развития сети муниципальных образовательных учреждений, формирование заявки на включение объектов строительства и реконструкции в проект адресной инвестиционной программы города.
Проанализировав образовательную инфраструктуру в Красноярске по районам города, можно выделить Октябрьский как наиболее нуждающийся в объектах и услугах дополнительного образования.

Таблица 2
Анализ обеспеченности муниципальными объектами образовательной инфраструктуры микрорайонов Октябрьского района
МикрорайонМуниципальные учреждения дошкольного образования, ед.Общеобразовательные учреждения, ед.Организации дополнительного образования, ед.Удаленность от учреждения до закрепленных за ним объектов жилой застройки, км
ДошкольноеОбщеобразовательное
Николаевка2300,70,6
Студгородок1100,850,9
Академгородок2120,751
Удачный0103,51,3
Северо-Западный7400,40,5
Высотный 5-й квартал2400,60,55
Ветлужанка5110,40,5
Ботанический2100,480,8
Мясокомбинат (Бугач)0003,55,5
ГорДК5310,50,75
Источник: данные сайта Администрации Красноярска.

Одним из самых необеспеченных социальной инфраструктурой в Красноярске является микрорайон Бугач Октябрьского района, расположенный на бывшей территории Мясокомбината. Обсуждение проекта планировки этого района состоялось еще в 2012 г., 23 декабря 2015 г. проект планировки и межевания территории был утвержден постановлением Администрации Красноярска и характеризуется следующими технико-экономическими показателями:
– площадь территории в границах проектирования — 306,05 га;
– расчетная численность населения — 28 840 чел.;
– общий объем жилищного фонда — 735 290 м2;
– дошкольное образование (4 ДОУ) — 1 010 мест;
– две общеобразовательные школы — 2 780 мест;
– поликлиника взрослая — 480 посещений в смену;
– поликлиника детская — 270 посещений в смену;
– спортивно-досуговый комплекс.
За последние три года заселено около 60% от планируемой численности населения микрорайона. При этом строительство и ввод в эксплуатацию жилого фонда стремительно развивается. Согласно Генеральному плану территориального развития Красноярска до 2033 г. территория микрорайона Бугач будет застроена жилыми многоэтажными домами общей площадью 735 300 м2. Однако развитие территории этого микрорайона происходит далеко не по правилам комплексной застройки территории, в частности темпы строительства объектов социальной инфраструктуры значительно отстают от строительства жилья. В микрорайоне Бугач отсутствуют школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, а также досуговые организации. Население, проживающее на этой территории, вынуждено преодолевать значительные расстояния для получения необходимой услуги. В этой связи особую обеспокоенность вызывает состояние образовательной инфраструктуры, а точнее ее полное отсутствие на территории микрорайона. Так, минимальное расстояние от жилой застройки до общеобразовательной школы, закрепленной за данным микрорайоном, составляет около 5 км (при нормативе в 0,5 км), что свидетельствует о грубом нарушении правил СанПиН.
На основе проведенного автором анализа, наиболее кризисная ситуация на этой территории проявляется в отсутствии учреждений дополнительного образования, которые являются важной составляющей развития ребенка как личности. Только небольшое количество детей в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в микрорайоне Бугач обучается в учреждениях дополнительного образования, расположенных на территориях других микрорайонов. Таким образом, оставшееся большинство не занято во внеучебное время дополнительными занятиями.
Ежегодно поднимается проблема необеспеченности микрорайона Бугач объектами социальной инфраструктуры и каждый год выделение средств в условиях ограниченности бюджета происходит не в пользу этой территории. При этом, по мнению автора, выше представлены доказательства того что именно этот микрорайон г. Красноярска требует первоочередного финансирования для организации образовательной сферы, в том числе, и дополнительного образования.
Ситуация усугубляется отсутствием методического подхода при мониторинге обеспеченности, а значит и очередности решения проблем, услугами образовательной сферы. Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что объекты образовательной инфраструктуры находятся на большой удаленности, автор предлагает «нетиповой» вариант решения проблемы необеспеченности услугами образовательной сферы для детей, в том числе и дополнительного образования — организацию на территории микрорайона кампуса, который позволит создать необходимые условия для получения общеобразовательных и дополнительных образовательных услуг для детей школьного возраста, для их гармоничного воспитания.
Кампус — учебно-развивающий комплекс, состоящий из нескольких зданий, сосредоточенных на одной территории и объединяющий несколько направлений образовательной сферы. В результате проведенных исследований был изучен опыт создания кампуса — образовательного центра «Сириус» на базе олимпийской инфраструктуры в г. Сочи, а также в Шамильском районе в Республике Дагестан, который находится на стадии проектирования. Российский и зарубежный опыт стран Австрии и Франции, где располагаются кампусы, объединяющие в себе учебные заведения, спортивные центры и школы искусства, показывают возможность успешной реализации такого крупного проекта.
Кампус может объединять в себе такие образовательные направления как:
1. Общеобразовательное — предоставление услуги по получению общего образования по основным образовательным программам, организация высокотехнологичных учебных классов, лабораторий, конференц-залов, библиотек.
2. Спортивное — расположение объектов спортивной инфраструктуры, таких как спортивных залов, бассейнов, залов для игровых видов спорта, гольф-поля и т.д.
3. Культурное — организация на территории кампуса концертных залов, музыкальных и хореографических классов, художественных студий и т.д.
4. Научно-техническое — организация образовательной платформы в области инженерных наук с целью развития технических способностей детей.
Концепция организации кампуса в микрорайоне Бугач, по мнению автора, должна представлять создание единого архитектурно-градостроительного и образовательного комплекса на основе следующих идей:
1. Организация пространств для организации процесса воспитания и учебы, проживания, отдыха, профессиональной адаптации и коммуникации для обучающихся, пространство трудовой и творческой деятельности носит локальный характер.
2. Инфраструктура кампуса должна иметь открытый характер для всех категорий населения города Красноярска:
– средняя этажность (не более 4 этажей для учебно-научных площадей) создают комфортную среду школьного и дополнительного образования;
– пешеходная доступность всех объектов за счет компоновки зданий различного функционального назначения на территории кампуса;
– транспортная схема с парковками располагается в подземных этажах комплекса, что позволяет сделать территорию кампуса исключительно пешеходной зоной;
– здания образуют замкнутые дворы, что удачно вписывается в условия северного города с сильными ветрами;
– применение инновационного и эффективного инженерного оборудования, современных экологически чистых строительных и отделочных материалов;
– использование энергоэффективных технологий, позволяющих тепло, выделяемое мощным энергоемким оборудованием, направлять на обогрев помещений, снижая тем самым не только эксплуатационные расходы, но и объем выбросов парниковых газов в атмосферу.
Основной задачей при реализации предложенного проекта должно стать создание нового развитого специализированного учебно-развивающего комплекса, который имеет следующие преимущества перед традиционным подходом к организации образовательной среды для детей:
1. Наиболее рациональное и компактное расположение объектов образовательной инфраструктуры в результате сокращения необходимой земельной площади для строительства.
2. Увеличение обеспеченности города общеобразовательными учреждениями с высоким уровнем материально-технической базы.
3. Возможность обеспечить даже небольшие жилые территории города всеми объектами инфраструктуры, путем их компактного размещения.
4. Комплексное развитие детей в музыке, искусстве, спорте, науке и технике и т.п., благодаря расположению на территории кампуса объектов дополнительного образования.
5. Социализация ребенка в кругу общения со сверстниками и детьми старшего возраста.
6. Становление целостной системы образования, охватывающей классную, внеурочную деятельность и досуг.
7. Снижение отрицательного влияния среды на ребенка в связи с особым присмотром со стороны педагогов на территории кампуса.
8. Повышение престижности и узнаваемости Красноярска, как города с особым образовательным пространством, возможность развития новых инвестиционных образовательных проектов.
Строительство нового учебно-развивающего комплекса возможно за счет выделения из федерального и краевого бюджета денежных средств в рамках государственных программ, целью которых является развитие образования и повышение обеспеченности населения объектами образовательной инфраструктуры. Финансирование и реализация строительства образовательного объекта может осуществляться посредством государственно-частного партнерства в одной из форм, перечисленных в письме Министерства образования и науки РФ от 4.02.2011 г. №03–66 «О применении механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования». Опыт многих стран — Великобритании, Германии, Австралии, Шотландии и других — доказывает, что форма государственно-частного партнерства эффективна в сфере строительства объектов образования и приводит к значительному снижению издержек во время строительства и эксплуатации. В наиболее распространенном случае, частный сектор обеспечивает финансирование, проектирование, строительство, а иногда и управление объектом образования, а государство (муниципалитет) осуществляет арендные платежи в течение времени, установленного государственно-частным договором.
Создание кампуса обеспечит формирование гибкой локально-сконцентрированной инновационно-ориентированной, образовательной, социальной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, что обеспечит достижение следующих результатов:
1. Повышение уровня эффективности исполнения образовательных и социальных функций, в том числе функций по обеспечению передачи культурных ценностей (межнациональных, межконфессиональных), и норм общественной жизни подрастающему поколению (формирование гражданского общества), а также по созданию условий в соответствии с современными требованиями для развития обучающихся.
2. Системная организация здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды для обучающихся и населения г. Красноярска, пользующегося услугами, предоставляемыми в кампусе, позволит повысить показатели здоровьесбережения, повысить интерес подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом.
3. Создание позитивного имиджа города Красноярска, как крупной развивающейся агломерации, где происходит развитие бизнеса (крупных, средних и малых предприятий), созданы комфортные условия для проживания его жителей, реализуются инновационные подходы к воспитанию и образованию подрастающего поколения, что может стать достойным опытом для других регионов страны.


Литература
1. Чучкалова Е.И., Протопопов А.А. Роль дополнительного образования в развитии социальной сферы и экономики региона // Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». — 2017. — № 3–3. – С.154–157.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации. — М.: Аспект-пресс, 2006. — 236 с.
3. Дейч Б.А. Дополнительное и основное образование: проблема демаркации // Педагогика — С. 234–242; https://cyberleninka.ru/article/v/dopolnitelnoe-i-osnovnoe-obrazovanie-problema-demarkatsii. Дата обращения 01.03.2019.
4. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. — Нижний Новгород: Диалог Культур, 2007. — 512 с.
5. Иванова В.И. Государственная политика в сфере образования как показатель эффективности политической модернизации в современной России // Известия Тульского государственного университета. — 2012. — С. 270–272.
6. Иванченко Е.И. Образование в судьбе современной России // Педагогика. — 2008. — №1. — C.3.
7. Анисимова И.Д. Роль образования в контексте проблем современного общества // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — С. 1092–1095
8. Зуева О.Н., Долганова Ю.С. Тенденции и проблемы развития системы образования в регионе // Известия УрГЭУ. 2012. № 1 (39) С. 173–180. URL: https://elibrary.ru/download elibrary_18775437_41862771.pdf
9. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 07.05.2012 // https://base.garant.ru/70170946/ Дата обращения 06.06.2018)
10. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 03.06.2018)
11. Официальный сайт администрации города Красноярска. Режим доступа: http://www.admkrsk.ru. (Дата обращения 05.06.2018)
12. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821–10 [Текст]: нормативно-технический материал. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 05.06.2018)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия