Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Муртазин А. А.
аспирант кафедры экономической теории и эконометрики
Казанского (Приволжского) федерального университета


Основные направления развития государственно-частного партнерства в индустрии спорта
Статья посвящена изучению направлений развития индустрии спорта с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), как эффективного инструмента модернизации спортивной инфраструктуры. На основе изучения опыта развития ГЧП в сфере физической культуры и спорта автором проанализированы основные проблемы внедрения ГЧП в индустрию спорта, показана необходимость создания эффективных институциональных и экономических стимулов для бизнеса, способных сбалансировать развитие спортивной инфраструктуры в непростой экономической ситуации в стране
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, физическая культура и спорт, инфраструктура индустрии спорта, инфраструктурная программа
УДК 334.7; ББК 65.050   Стр: 181 - 183

Вопросы укрепления общественного здоровья, здорового образа жизни являются ключевыми в социально-экономическом преобразовании современной России. Однако уровень вовлеченности граждан занятиями физической культурой и спортом остается достаточно низким. В 2017 году доля граждан регулярно занимающихся спортом в России составила 35,5%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет не менее 40%[1]. Одной из основных причин сложившейся ситуации является слабая инфраструктурная база индустрии спорта.
Дальнейшее обновление и строительство спортивной инфраструктуры требует качественно иного подхода в управлении инвестициями в сфере физической культуры и спорта и расширения участия частного сектора в модернизации материально-технической базы индустрии спорта на всех стадиях, включая проектирование [2]. Одним из ключевых факторов строительства и модернизации спортивной инфраструктуры может стать внедрение инструментов государственно-частного партнерства.
Сегодня исследование различных аспектов государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта отражены в работах зарубежных авторов, таких как: Houlihan B. [3], Kušljić D. [4], Matsuhashi V. [5], среди российских авторов необходимо отметить Цепелеву А.Д. [6]. проанализировавшую состояние развития сферы ГЧП в стране и возможность использования в России зарубежного опыта организации ГЧП в сфере услуг физической культуры и спорта, Перькову Е.Ю. [7], Ахметшину Е.Р., Игнатьеву О.А., Аблаева И.М. [8], которые также обобщили зарубежный опыт в области поддержки и реализации проектов ГЧП в спортивной отрасли и предложили принять наиболее эффективные, опробованные модели финансирования для развития ГЧП в индустрии спорта.
О необходимости повсеместного внедрения инструментов ГЧП в сферу физической культуры и спорта говорит министр спорта РФ. В своем докладе перед федеральным собранием Павел Колобков подчеркнул, что «необходимы экономические стимулы для бизнеса и новые подходы, способные сбалансировать развитие спортивной инфраструктуры. В этой связи мы рассчитываем на механизмы государственно-частного партнерства с точки зрения строительства и последующей эксплуатации возведенных объектов» [9].
Однако низкая инвестиционная привлекательность отрасли физической культуры и спорта из-за низкой вовлеченности населения и неустойчивость мировой и российской экономики требуют от государства дополнительных действенных стимулов для ведения в этой сфере предпринимательской деятельности. Создать такие стимулы можно только при системном подходе в реализации проектов ГЧП через формирование четкой программы развития общественной инфраструктуры.
Согласно исследованиям, рост инвестиций в инфраструктуру, напрямую влияет на рост благосостояния всех слоев населения, особенно социально незащищенных [10]. Отсутствие системного четкого плана комплексного развития территорий в России на протяжении нескольких десятков лет является сдерживающим фактором привлечения инвестиций и развития общественной инфраструктуры страны. Регионы и федеральные власти инвестируют в объекты транспортной, социальной, энергетической инфраструктуры исходя из потребностей сегодняшнего дня [11].
Формирование инфраструктурной программы региона должно основываться на документах стратегического планирования развития инфраструктуры федерального и регионального уровня, таких как «Стратегия социально-экономического развития», федеральные целевые программы и государственные программы субъектов РФ, исходя из потребностей в объектах общественной инфраструктуры в долгосрочной перспективе.
Системное развитие ГЧП в сфере физической культуры и спорта должна реализоваться по следующим основным направлениям:
1. Организация эффективной системы государственного управления сферой ГЧП в индустрии спорта субъекта РФ.
Для реализации спортивной инфраструктурной программы необходимо создать эффективную систему государственного управления сферой ГЧП, которая должна функционировать в связке с межведомственным совещательным органом при высшем исполнительном органе власти уполномоченным органом в сфере ГЧП и органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта РФ.
При этом необходимо создать единую информационную платформу в сети Интернет, где будет размещен план инфраструктурного развития региона, с размещением объектов муниципальной и региональной собственности, которые государство готово передать частному сектору. Общая система управления проектами и сферой ГЧП в целом представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Эффективная система управления проектами ГЧП в индустрии спорта [12]

2. Планирование развития спортивной инфраструктуры и учет механизмов ГЧП в документах целеполагания.
Формирование программы развития спортивной инфраструктуры должно основываться на документах планирования и программирования субъекта РФ, где должны быть учтены возможности применения ГЧП. Необходима интеграция механизмов ГЧП, как инструмента социально-экономического развития, в документы целеполагания и планирования субъекта РФ, в том числе в федеральные целевые программы и государственные программы развития физической культуры и спорта субъекта РФ и стратегию социально-экономического развития страны. Также при реализации стратегии СЭР необходимо закрепить конкретные целевые показатели развития социальной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций на принципах ГЧП, а исполнение этих целевых показателей связать с оценкой эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти и высших должностных лиц федерального и регионального уровня.
3. Стимулирование инвесторов при реализации спортивных инфраструктурных проектов на принципах ГЧП.
Поддержка частного партнера в индустрии спорта должна быть всесторонней, начиная от методологической консультации на этапе инициирования проекта, заканчивая предоставлением налоговых льгот и поиском финансовых ресурсов для закрытия проекта. Также важно организовать размещение в открытых источниках перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых органами исполнительной власти планируется заключение соглашений о ГЧП и концессионных соглашений. По данным аналитического исследования «Инвестиции в инфраструктуру 2017» компании InfraONE «Качественное консультирование на этапе подготовки документов частных партнеров, разработки технико-экономического и финансового обоснования, подготовки финансовой модели проекта ГЧП, а также конкурсной документации зачастую кардинально меняют судьбу проекта [13]»
Подробнее возможные меры государственной поддержки проектов в сфере спорта представлены в таблице 1.
Примечателен пример Республики Татарстан, где при содействии Агентства инвестиционного развития (АИР), специального органа исполнительной власти по привлечению инвестиций, был запущен первый в России ГЧП проект в сфере спорта по новому Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве» от 13.07.2015 N 224-ФЗ. Обращаясь в АИР инвестор получает комплексное сопровождению проекта до подписания соглашения по технологии «одно окно», при этом оплата за предоставленные услуги по структурированию проекта, составлению финансовой модели, расчетам показателей эффективности происходит только после подписания соглашения о реализации ГЧП проекта.

Таблица 1
Возможные меры государственной поддержки проектов ГЧП [14]
Вид государственной поддержкиДокументы, регулирующие предоставление государственной поддержкиФормы оказания поддержки
Предоставление дополнительных налоговых льготЗакон субъекта РФ о предоставлении налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность в сфере физической культуры и спорта, содержащий критерии предоставления льгот– освобождение от уплаты налога на имущество организаций, созданного и (или) приобретенного, а также введенного в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов имущества;
– применение льготной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
Предоставление инвестиционного налогового кредитаСтатья 66 Налогового кодекса РФ
Пункт 3 части 1 статьи 67 Налогового кодекса РФ
Закон регионального уровня, устанавливающий критерии «оказание особо важных услуг населению».
– предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
– инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Предоставление льгот по аренде государственного имущества (в т.ч. земельных участков)Закон субъекта РФ о государственной поддержке инвестиционной деятельности
Муниципальные нормативно-правовые акты о правилах и порядке предоставления льгот по аренде государственного имущества
– льготная ставка арендной платы устанавливается муниципальными образованиями самостоятельно
Предоставление субсидий на софинансирование затрат на создание и эксплуатацию объектовфедеральный уровень: приказ Министерства спорта Российской Федерации о предоставлении субсидий рамках реализации инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спортаРазмер субсидий на софинансирование затрат на создание и эксплуатацию объектов определяется в соответствии с утвержденным порядком.
предоставление субсидий на софинансирование затрат на создание инженерных сетей1) федеральный уровень: приказ Минспорта России
2) региональный уровень: постановление правительства субъекта РФ о предоставлении субсидий в рамках реализации инвестиционных проектов
Размер субсидий определяется в соответствии с утвержденным порядком.
Предоставление государственных гарантий1) закон субъекта РФ о порядке представления государственных гарантий;
2) закон субъекта РФ о бюджете;
Объем государственных гарантий устанавливается в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, исходя из закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год
Предоставление в залог объектов государственной собственностизакон о порядке управления и распоряжения государственной собственностью;
либо постановление правительства субъекта РФ о залоговом фонде.
Перечень объектов государственной собственности, передаваемых в залог, устанавливается в соответствии
с утвержденным порядком в отношении каждого получателя


4. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия органов власти при реализации проектов ГЧП.
Развитие нормативно-правовой базы является одним из важнейших условий эффективного функционирования механизмов ГЧП. Для обеспечения планомерного развития инфраструктуры требуется разработка нормативных актов регламентирующих:
– Порядок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти на этапе разработки проектов ГЧП;
– Порядок осуществления контроля и ведения реестра проектов ГЧП;
– Порядок предоставления субсидий и налоговых льгот, гарантий минимальной доходности и капитальных грантов;
Также необходимо в кратчайшие сроки привести в соответ­ствие нормативно-правовые документы субъекта РФ в сфере ГЧП нормам Федеральных законов №224-ФЗ И №115-ФЗ.
Таким образом, концептуальное развитие инструментов ГЧП в индустрии спорта должно начинаться со стратегических документов государства и нормативного обеспечения внедрения заявленных целей и задач в документах целеполагания и планирования спортивной инфраструктуры.
5. Развитие массового спорта и пропаганда здорового образа жизни среди населения, используя механизмы ГЧП.
На вовлеченность населения занятиями физической культурой и спортом напрямую влияет количество спортивных объектов, их доступность для граждан, как по ценам, так и по территориальному расположению.
Перспективным направлением для развития массового спорта и обеспечения гарантий загруженности объектов может стать привлечение частных партнеров для строительства спортивных объектов при школах и детских садах [15]. Предоставляя в аренду спортивные объекты на льготных условиях в дневное время для занятий детей спортом, в вечернее время можно реализовывать услуги на коммерческих условиях для всех слоев населения, особенно, если предусмотреть при строительстве бассейн и современно оборудованные спортивные залы. Из практики применения зарубежного опыта использования инструментов ГЧП в спортивной отрасли можно отметить следующие формы поддержки, как например: финансирование строительства нового спортивного места сочетается с инвестициями в строительство нового здания, расположенного неподалеку. Например, это может быть торгово-развлекательный комплекс, и, таким образом, этот комплекс будет популярен среди любителей спорта. В этом случае партнерство сводится к тому, что государство становится владельцем спортивного места, а частный сектор является владельцем торгового комплекса [16].
Таким образом, внедрение и применение механизмов ГЧП в индустрии спорта позволит сохранить набранные темпы создания спортивной инфраструктуры и выполнить целевые индикаторы по привлечению граждан к занятию спортом.


Литература
1. Основные результаты работы Министерства спорта Российской Федерации за 2012–2017 годы /Правительство России. URL: http://government.ru/dep_news/32227/ (дата обращения 28.07.2018)
2. Доклад Павла Колобкова на дискуссионной сессии «ГЧП в спорте — проблемы и перспективы» в рамках российского инвестиционного форума // Министерство спорта РФ. URL: https://www.minsport.gov.ru/activities /reports/9/26637/ (дата обращения 18.09.2018)
3. Houlihan, B., Lindsey, I. Networks and partnerships in sports development // Management of Sports Development. 2008. — Р. 225–241.
4. Kušljić D., Marenjak S. Evaluating political aspects of success for PPP/PFI sports hall in Croatia // Association of Researchers in Construction Management, ARCOM 2012 — Proceedings of the 28th Annual Conference 2. 2012. — Р. 1111–1120.
5. Matsuhashi, T. Public-private partnership for achieving effective use of public school sports facilities in Japan. Private and Public Schools: International Perspectives // Management and Educational Efficiency. — 2015. — Р. 159–195.
6. Цепелева А.Д. Государственно-частное партнерство в сфере спорта: применение зарубежного опыта // Ученые записки университета Лесгафта. — 2013. — №4(98). — С. 173–177.
7. Перькова Е.Ю. Использование механизма государственно-частного партнерства в спортивной индустрии в РФ // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №3 (32). С. 2–10. URL: http://www.innov.ru/science/economy/ispolzovanie-mekhanizmagosudarstve/ (дата обращения:15.10.2018)
8. E.R. Akhmetshina, O.A. Ignatjeva, I.M. Ablaev.Tendencies and Prospects of Public-Private Partnership Development in the Field of Physical Culture and Sport // European Research Studies Journal.2017. Vol. XX, Issue 2A. P. 422–430.
9. Система государственного управления сферой ГЧП // Центр развития государственно-частного партнерства; Министерство экономического развития РФ. М., 2017. URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/fin/metod_rek/12-reg_GCHP_standart_2–0.pdf (дата обращения: 15.09.2018)
10. Долматова Т.В., Гаркавенко В.А. Формирование спортивно-оздоровительной индустрии на принципах государственно-частного партнерства — приоритетное направление развития // Вестник спортивной науки. — 2014. — №6. — С. 49–51.
11. Инфраструктура России: индекс развития // Аналитический обзор InfraONE Research. URL: https://infraone.ru/analitika/Index_razvitiia_infrastruktury_Rossii_InfraONE_Research.pdf (дата обращения: 10.09.2018)
12. Система государственного управления сферой ГЧП // Центр развития государственно-частного партнерства; Министерство экономического развития РФ. М., 2017. URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/fin/metod_rek/12-reg_GCHP_standart_2–0.pdf (дата обращения: 15.09.2018)
13. Инвестиции в инфраструктуру 2017 // Аналитический обзор InfraONE Research. URL: https://infraone.ru/analitika/Analiticheskij-obzor-investitsii-v-infrastrukturu-2017-spetsialno-dlya-foruma-sochi-2017.pdf (дата обращения:10.09.2018)
14. Методические материалы для органов власти субъектов Российской Федерации о реализации проектов на основе государственно-частного партнерства по развитию спортивной инфраструктуры // Министерство спорта Российской Федерации. URL: http://www.minsport.gov.ru/2017/doc/A5_Sport_2_2017_e_.pdf (дата обращения:10.09.2018)
15. Цепелева А.Д. Реализация государственно-частного партнерства для развития сферы массового спорта // Известия СПбГЭУ. — 2015. — №3(93). — С. 149–152.
16. Van den Hurk, M., Verhoest, K. The governance of public-private partnerships in sports infrastructure: Interfering complexities in Belgium // International Journal of Project Management. — 2015. — 33(1). — Р. 201–211.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия