| | Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Ружников Е. А. аспирант кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральского государственного экономического университета(г. Екатеринбург)
| |
| | В статье рассмотреныключевые задачи проведения экономического анализа в рамках диагностики регионального развития, сформированы приоритетные направления экономической диагностики. Разработан концептуальный подход управления социально-экономическим развитием региона, представлен алгоритм формирования значений экономических показателей хозяйствующих субъектов и алгоритм проведения расчета сравнительной рейтинговой оценки | Ключевые слова: экономический анализ, диагностика регионального развития, экономические показатели, регион, хозяйствующий субъект, методы оценки, эталонное значение | УДК 332.1; ББК 65.05 Стр: 133 - 136 | В отечественной и зарубежной научной литературе экономический анализ рассматривается как инструмент формирования многоступенчатой концепции управления, включающей в себя две ключевые области оценки. Это область теоретических знаний и умений, а также практическая область, направленная на использование методов для обработки экономической информации о деятельности хозяйствующего субъекта.
Сегодня проведение экономического анализа необходимо для принятия эффективных управленческих решений на каждом этапе управления на основе аналитической информации и отчетов, полученных в результате проведения экономической оценки.
Автором сформированы ключевые задачи проведения экономического анализа в рамках диагностики регионального развития, представленные на рис. 1.
Сегодня диагностика социально-экономического развития региона проводится для оценки текущей ситуации и выполнения установленных показателей регионального развития, а также для анализа влияния отдельных составляющих на общий результат экономического роста и определения возможных вариантов развития региона и далее для принятия соответствующих управленческих решений.
Инструментом проводимой диагностики является комплексный анализ, необходимый для принятия системных решений в части структурных преобразований, разработки новых программ отраслевого развития, формирования системы мер государственной поддержки, разработки соответствующих нормативно-правовых актов и др.
Автором сформированы приоритетные задачи проведения экономической диагностики на региональном уровне, которые представлены на рис.2.
Сегодня, учитывая современные тенденции социально-экономического развития страны, а также существующие системные проблемы и перспективы (ограничения) реализации конкурентных преимуществ автор предлагает следующий концептуальный подход управления социально-экономическим развития региона (рис. 3). | | | Рис. 1. Ключевые задачи проведения экономического анализа в рамках диагностики регионального развития
Составлено автором на основании [4] | | | Рис.2. Приоритетные задачи проведения экономической диагностики на региональном уровне
Составлено автором на основании [4] | | | Рис. 3. Концептуальный подход управления социально-экономическим развитием региона [составлено автором] | Первый этап — (аналитическая стадия) включает в себя три блока: анализ социально-экономического развития региона на основе индикаторов и целевых (количественных и качественных) показателей; диагностика формирования территориальных и отраслевых подсистем; оценка влияния внутренних и внешних факторов на региональное развитие.
На втором этапе проводится оценка предпосылок и ресурсного развития региона. Это многоаспектный процесс, который включает анализ экономических, социальных, трудовых, финансовых, производственных, инвестиционных и инновационных составляющих, а также оценку природно-ресурсного потенциала территории с помощью системы показателей.
На третьем этапе (стадия планирования и прогнозирования) уполномоченным органом государственной власти разрабатывается стратегия и концепция долгосрочного социально-экономического развития региона. На данном этапе с учетом целевого сценария определяются ключевые приоритеты и ориентиры социально-экономического развития, а также отрасли экономики, оказывающие существенное влияние на экономический рост.
Четвертый этап (организационно-управленческая стадия) состоит из взаимосвязанных подсистем, таких как: обоснование механизма и инструментов реализации основных направлений социально-экономического развития; система управления, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на достижение ключевых ориентиров социально-экономического развития региона; подсистема контроля и мониторинга для принятия оперативных мер и решений на региональном уровне.
Данный подход к управлению социально-экономическим развитием региона позволит органам государственной власти эффективно управлять процессами регионального развития с учетом основных ориентиров социально-экономического развития, изменения внутренних и внешних факторов, во взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами.
В экономической научной литературе выделяют следующие требования, предъявляемые к проведению экономического анализа, а также диагностике развития региона или оценке эффективности функционирования хозяйствующего субъекта:
1. Объективность (достоверность, возможность получения точных показателей и индикаторов, полной характеристики условий развития или факторов на основе независимых экспертных оценок).
2. Системность (возможность изучения экономических элементов, процессов и отношений во взаимосвязи с другими составляющими).
3. Перспективность (возможность изучения различных сценариев развития, составляющих системы, показателей и индикаторов с учетом вариантности их изменения).
4. Оперативность (возможность проводить своевременный контроль, анализ и учет всех показателей и факторов системы).
5. Конкретность(возможность формирования комплексного анализа с учетом определенных выводов и рекомендаций).
Сегодня учитывая введение ограничительных мер и запрет на осуществление экономической деятельности ряда компаний, повышается роль эффективности деятельности хозяйствующих субъектов для обеспечения стабильного экономического развития страны.
Учитывая требования, предъявляемые при проведении экономического анализа, в статье представлен возможный алгоритм формирования значений экономических показателей хозяйствующих субъектов (рис. 4).
Раздел № 1 включает в себя технико-организационный уровень (уровень развития методов организации и управления, и средств производства), что является фундаментом разработки и обобщения экономических показателей.
Данный уровень аккумулирует в себе систему управления хозяйственной деятельностью, уровень организации производства и качество производимой продукции, степень изменения процессов с технологической точки зрения, период функционирования производственного цикла, изменчивость производства под влиянием различных факторов, научно-технологический уровень.
Разделы № 2, 3, 4 характеризуют уровень интенсивности использования ресурсов в процессе производства, и отражаются в следующих показателях работы: уровень эффективности использования фондов, расход материалов на объем производства, уровень эффективности использования человеческого труда и др.
Показатели разделов № 5–7 необходимы для проведения эффективности использования ресурсов в производственном процессе, а показатели раздела № 8 — для сопоставления между собой в целях принятий управленческих решений.
В разделе № 9 показатели воспроизводства продукции и уровня оборачиваемости капитала сравниваются между собой через сопоставление объема продукции и размера авансированных основных фондов и оборотных средств.
Показатели разделов № 10–11 отражают уровень окупаемости и прибыльности деятельности хозяйствующего субъекта, для этого проводится их расчет с помощью индикаторов предыдущих разделов, затем показатели обобщаются и сравниваются с установленным заданием или предшествующим периодом.
Рассмотрим следующий порядок проведения комплексного анализа и оценки уровня выполнения показателей [1, 2, 3]:
1. Анализ состава показателей и оценка поведения показателей при изменении объемов деятельности.
2. Анализ сформированного фактического размера отклонения показателя от установленного задания.
3. Исследование взаимосвязей между параметрами переменных, влияющих на изменение структуры и уровень отклонения показателей.
4. Определение уровня зависимости компонентов «затраты — объем — финансовый результат».
5. Формирование комплекса мероприятий по оптимизации затрат, напрямую влияющих на организацию финансово-экономического и производственного процесса.
Сегодня в экономической литературе представлено большое количество методов для проведения анализа и сравнительной оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Рассмотрим ключевые из них [1]:
1. Метод суммирования баллов каждого показателя.
2. Формирование итоговой рейтинговой оценки выполнения показателей на основе сравнения фактических значений с установленными.
3. Формирование позиции на основе динамики показателей деятельности хозяйствующих субъектов.
Далее, используя вышеуказанные методы, проведена сравнительная оценка эффективности деятельности хозяйствующих субъектов путем анализа производственно-экономических показателей их деятельности.
На первом этапе сформирован перечень наиболее значимых показателей и обоснована целесообразность выбора данных показателей.
Для проведения анализа выделено шесть блоков ключевых показателей, отражающих эффективность работы в разных сферах деятельности (экономическая, финансовая, организационная, производственная, кадровая, коммерческая).
На следующем этапе на основе анализа выбранных показателей с учетом значимости размера каждого из них проводится оценка эффективности деятельности и формируется рейтинговое место каждого субъекта. Уровень значимости показателей целесообразно определять экспертным путем.
Алгоритм проведения расчета сравнительной рейтинговой оценки включает в себя следующие этапы:
1. Формирование исходных данных в виде таблицы (ij), где строки содержат номера показателей (i = 1, 2, 3 ... n), а столбцы — названия субъектов (j = 1, 2, 3 ... m). Пример данной матрицы приведен в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные для проведения рейтинговой оценки деятельности хозяйствующих субъектов№ п/п | Показатель | Наименование хозяйствующего субъекта |
---|
Субъект № 1 | Субъект № 2 | Субъект № 3 | Субъект № 4 | Субъект № 5 | Субъект № 6 | Эталонное значение |
---|
1 | Объем работы, ед. | 128 588 | 248 097 | 65 907 | 75 934 | 19 682 | 48 124 | 248 097 | 2 | Себестоимость продукции, руб./ед. | 166,90 | 140,32 | 196,73 | 180,60 | 153,44 | 262,64 | 140,32 | 3 | Прибыль по прочим видам деятельности, тыс. руб. | 665 286 | 387 197 | 32 811 | 245 515 | 67 242 | 173 059 | 665 286 | 4 | Производительность труда, ед./чел. | 2 462 | 3 077 | 2 206 | 2 586 | 3 033 | 2 076 | 3 077 | 5 | Удельный расход электроэнергии, кВт/час | 113,1 | 97,9 | 132,3 | 138,7 | 117,3 | 130,4 | 97,9 | 6 | Удельный расход топлива, тонн/ед. | 48,3 | 90,9 | 96,1 | 102,0 | 98,6 | 70,1 | 48,3 | 7 | Текучесть кадров, % | 1,6 | 2,4 | 3,1 | 2,5 | 5,7 | 1,8 | 1,6 | Источник: [составлено автором на основании 6]
2. Поиск максимального, минимального или лучшего значения для занесения в столбец эталонного значения (m+1).
3. Исходные показатели таблицы (аij) структурируются в отношении соответствующего показателя эталонного значения по формуле 1:
(1)
где xij — структурированные показатели деятельности j-го субъекта, приведенные в таблице 2.
4. Для каждого субъекта значение его сравнительной оценки или ранга определяется по формуле 2:
(2)
5. Субъекты ранжируются в соответствии с рейтинговой оценкой. Наивысший рейтинг имеет субъект, набравший минимальное значение сравнительной оценки или минимальное количество баллов.
Позиционирование субъектов на основе рейтинговой (сравнительной) оценки показателей деятельности представлено в таблице 3.
Таблица 2
Структурированные данные для проведения рейтинговой оценки деятельности хозяйствующих субъектов№ п/п | Показатель | Наименование хозяйствующего субъекта |
---|
Субъект № 1 | Субъект № 2 | Субъект № 3 | Субъект № 4 | Субъект № 5 | Субъект № 6 |
---|
1 | Объем работы, ед. | 0,518 | 1 | 0,266 | 0,306 | 0,079 | 0,194 | 2 | Себестоимость продукции, руб./ед. | 1,189 | 1 | 1,402 | 1,287 | 1,094 | 1,872 | 3 | Прибыль по прочим видам деятельности, тыс. руб. | 1 | 0,582 | 0,049 | 0,369 | 0,101 | 0,260 | 4 | Производительность труда, ед./чел. | 0,800 | 1 | 0,717 | 0,840 | 0,986 | 0,675 | 5 | Удельный расход электроэнергии, кВт/час | 1,155 | 1 | 1,351 | 1,417 | 1,198 | 1,332 | 6 | Удельный расход топлива, тонн/ед. | 1 | 1,882 | 1,990 | 2,112 | 2,041 | 1,451 | 7 | Текучесть кадров, % | 1 | 1,500 | 1,938 | 1,563 | 3,563 | 1,125 | Источник: [составлено автором]
Таблица 3
Ранжирование хозяйствующих субъектов в зависимости от значения сравнительной оценки№ п/п | Показатель | Наименование хозяйствующего субъекта |
---|
Субъект № 1 | Субъект № 2 | Субъект № 3 | Субъект № 4 | Субъект № 5 | Субъект № 6 |
---|
1 | Значение сравнительной оценки | 0,576 | 1,097 | 1,915 | 1,647 | 3,059 | 1,547 | 2 | Место (ранг) | 1 | 2 | 5 | 4 | 6 | 3 | Источник: [составлено автором]
По данным таблицы 3 следует, что по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период наилучшим образом с выполнением ключевых экономических показателей справился субъект № 1, набравший наименьшее количество баллов, указывающих на расхождение его фактических значений от эталонного значения. Данный результат позволил субъекту № 1 занять первое место среди шести аналогичных субъектов.
Таким образом, экономический анализ является основой управленческой деятельности региона или хозяйствующего субъекта и используется в рамках диагностики и оценки результатов регионального и экономического развития, а также для выявления проблемных сторон, планировании и контроле за ходом выполнения ключевых ориентиров социально-экономического развития. На основе экономического анализа принимаются эффективные управленческие решения, а также устанавливается зависимость экономических явлений и процессов для определения направлений и ориентиров регионального развития. |
| |
|
|