Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ноговицын Р. Р.
заведующий кафедрой экономики и управления развитием территорий
Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор

Филиппова Ю. А.
заведующий сектором макроэкономического прогнозирования и стратегического планирования
Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия) (г. Якутск)


Арктическая стратегия как основа для долгосрочного развития
В статье рассмотрены вопросы стратегического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия), которая сформирована из 5 арктических и 8 северных муниципальных районов региона — единой природно-хозяйственной системы и естественного ресурсно-производственного комплекса. Представлены основные направления развития на долгосрочный период и перспективы с учетом НТР
Ключевые слова: Арктика, стратегическое планирование, экономическая безопасность, устойчивое развитие
УДК 338; ББК 65.05   Стр: 130 - 133

В последнее время Арктика все больше обсуждается как колоссальный сырьевой резерв, где имеются практически нетронутые запасы углеводородного и минерального сырья. Здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых — медно-никелевые руды, платиновые и редкоземельные металлы, фосфор, хром, алмазы, серебро, золото и многое другое. Из российских предприятий в Арктической зоне РФ работают крупные нефтегазовые компании, такие как «Роснефть», «Газпром», «Новатэк», «Лукойл», алмазодобывающая компания «АЛРОСА», золотодобывающие предприятия Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Чукотского АО.
Таким образом, в новую эпоху промышленного освоения Арктики, помимо важного военно-политического значения, регион становится ключевым элементом будущего глобального экономического развития. Часто можно встретить идею о том, что Арктика сегодня является одной из точек бифуркации современного глобализирующегося мира.
Национальные стратегии различных государств определяют будущее развитие арктической зоны. Первым государством, принявшим национальную стратегию, является Норвегия, которая в 2006 г. опубликовала Стратегию правительства в северных регионах.
В марте 2009 г. властями Канады была разработана «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее».
Осенью 2008 г. Сенат США принял положение об определении границ морской экономической зоны и континентального шельфа США. В январе 2009 г. утверждена директива «О региональной политике в Арктике», провозглашающая регион зоной национальных интересов США.
В 2010 г. была принята Государственная Стратегия Финляндии в Арктике. В 2011 г. были опубликованы стратегии Исландии (Парламентская резолюция по арктической политике), Швеции (Стратегия Швеции в Арктике) и Дании (Стратегия Королевства Дания в отношении Арктики на 2011–2020 гг.).
Стратегический подход к Арктике также выражен в официальных документах и предпринимаемых действиях европей­ских и азиатских стран, не являющихся приарктическими.
Стратегическое видение политики Европейского союза в регионе отражено в коммюнике «Европейский союз и арктический регион», опубликованном в 2008 г. Собственные арктические стратегии разработаны Германией (2013 г.) и Францией (2016 г.). Итальянский МИД в 2015 г. опубликовал документ «К итальянской стратегии для Арктики. Национальные приоритеты».
Безусловно, вопросы военной защиты собственного суверенитета и экологические в арктической зоне являются базовыми для национальных стратегий.
Тем не менее, ключевым вопросом развития арктической зоны является регулирование экономической деятельности в макрорегионе и устойчивое развитие приарктических территорий. С декабря 2013 г. действует приполярный бизнес-форум — Арктический экономический совет, цель которого содействие экономическому и социальному развитию региона.
Сложившаяся система стратегического управления развитием Арктической зоны Российской Федерации во многом повторяет международный опыт.
Первая стратегия Российской Федерации — «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» — утверждена в 2008 г. В 2013 г. Президентом России В.В. Путиным была утверждена «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», а в 2014 году постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Ожидается принятие проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».
Важнейший стратегический документ регионального уровня — Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с целевым видением до 2050 года (далее по тексту Стратегия Якутии–2030)1 в рамках сбалансированного пространственного развития предполагает устойчивое развитие Арктической зоны республики на основе:
– создания инфраструктуры Северного морского пути и освоения крупных месторождений полезных ископаемых;
– развития традиционных отраслей экономики Севера: оленеводства и рыболовства с созданием на их основе перерабатывающих производств, охотничьего промысла;
– продуманной и экономически обоснованной схемы расселения;
– внедрения новых технологий строительства, связи, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур;
– государственной поддержки, обеспечивающей транспортную доступность, энергетическую безопасность, оптимальные жилищные условия и региональные социальные стандарты в здравоохранении и образовании.
В соответствии с Указом Президента России от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в арктическую зону России включены только 5 муниципальных районов, которые имеют прямой выход к Северному Ледовитому океану (Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Аллаиховский и Усть-Янский районы).
Якутия рассматривает комплексное развитие арктических территорий на базе 13 муниципальных районов (5 арктических и 8 северных районов), и ведет планомерную работу на федеральном уровне по включению дополнительных 8 районов (Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский) в арктическую зону России.
В истории освоения и развития Арктической зоны Якутии помимо «широтного направления» (с запада на восток) выделяется определенный «бассейновый подход», то есть исторический процесс формирования населенных пунктов и хозяйственного освоения проходил вдоль (с юга и севера) естественных природных транспортно-ресурсных артерий — рек Анабар, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Этот естественный принцип заложен и в современных стратегических документах Якутии. Все эти 13 муниципальных районов представляют собой единую природно-хозяйственную систему и ресурсно-производственный комплекс.
Невозможно развивать арктические территории в отрыве друг от друга. Единая инфраструктура, условия северного завоза, экономика традиционных отраслей, специфика расселения и ведения хозяйства диктуют комплексный подход на макроуровне, нестандартные управленческие решения и новые технологии в экономике.
В настоящее время на обширной территории, площадь которой составляет 52% всей территории республики, проживает лишь чуть более 7% населения (68,2 тыс. чел.). Суммарный вклад районов Арктической зоны в ВРП республики по итогам 2016 года составил 42,6 млрд руб. или 4,9%.
Из-за крайних инфраструктурных ограничений и отсутствия единой энергосистемы экономика районов характеризуется высокой энерго- и ресурсоёмкостью, высокой долей бюджетного сектора практически во всех районах (госуправление, образование, здравоохранение).
Анализ социально-экономического развития арктических территорий с 2010 года показал сохранение основных негативных тенденций: снижение численности населения (с 2010 по 2017 гг. на 5,7 тыс. чел. (на 7,3%) до 68,2 тыс. чел.), рост доли ветхого и аварийного жилья (с 16% до 24%), сокращение поголовья оленей на 14%, лошадей на 23%, крупного рогатого скота на 42%, производства мяса на 36%.
Стратегия развития арктических и северных районов Якутии до 2030 года, разработанная Центром стратегических исследований, как раз направлена на преодоление продолжающихся негативных тенденций, на концентрацию ограниченных бюджетных средств по ключевым направлениям развития макрорегиона, привлечение частных и федеральных инвестиций через государственно-частное партнерство и реализацию социальной ответственности крупных недропользователей.
С реализацией проектов Северо-Якутской опорной зоны развития предполагается начало интенсивного геологического изучения Арктического шельфа. Северо-Якутская зона должна стать базой для всего Северо-Востока России и мостом для расширения сотрудничества с КНР и другими странами АТР.
Центром стратегических исследований Республики Саха (Якутия) сформирована Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) до 2030 года, в соответствии которой Арктическая зона Якутии реализует следующие ключевые функции:
– территория обеспечения национальных интересов России в арктической зоне,
– центр развития уникальной культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера,
– часть транзитного маршрута мирового масштаба,
– инициатор международных проектов и исследований по развитию арктических территорий.
После проведенного комплексного анализа социально-экономического развития арктических территорий Якутии сложно говорить о прорывном развитии. Вместе с тем, изменение климата постепенно открывает помимо Северного морского пути и другие водные пространства Арктики, что важно не только для разработки новых ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов, способных изменить глобальную транспортную систему.
Глобальные тенденции в мировой экономике — переход на новые ресурсосберегающие и экологически безвредные технологии, создание безотходных производств, цифровые технологии формируют новые факторы экономического роста и дают возможность выработать совершенно иные стандарты жизнедеятельности в суровых климатических условиях. Инновационные способы управления и использования природных ресурсов позволяют создавать новые бизнес-модели, успешно конкурирующие с классическими подходами в экономике.
Так, например, задача формирования надежной энергетической инфраструктуры может быть решена, несмотря на труднодоступность населенных пунктов, неразвитую инфраструктуру и сложную логистику благодаря таким технологиям как Smart Grid или строительство атомных станций малой мощности, мини-ГЭС и т.д. Уже сегодня имеются перспективные проекты развития беспилотной авиации, проекты по развитию летательных аппаратов на альтернативных видах топлива.
Новые технологии строительства дорог, зданий, коммуникаций изменят дорожную карту и архитектурную стилистику арктических населенных пунктов, сделав их доступнее, комфортнее и дешевле.
Развитие предпринимательства и туризма на кластерной основе, создание мелкотоварного производства, развитие художественных промыслов станут основой экономики большинства небольших населенных пунктов региона. Например, по экспертным оценкам более 80% ресурсов ископаемые бивни мамонта (мамонтовая кость) в России сосредоточены на территории Республики Саха (Якутия).
Учитывая возрастающий интерес в мире к уникальной и экологически чистой продукции, самобытной культуре и экстремальным условиям, перспективными направлениями традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера должны стать переработка местных пищевых продуктов. Например, якутская порода лошадей в силу необходимости выживания в суровых климатических условиях обладает уникальными пищевыми качествами, а кобылье молоко представляет собой высоколечебный и диетический продукт, способствующий профилактике и лечению различных заболеваний, а также повышению иммунной системы организма человека природного происхождения.
Тем не менее, несмотря на повышенное внимание к арктическим проблемам в мире, природно-ресурсный, экономический, социальный потенциал арктических и северных районов республики минимально интегрирован в экономику региона, не обеспечивает собственного воспроизводства и не достаточно защищен от техногенного воздействия.
Стратегическая цель социально-экономического развития арктической территории Республики Саха (Якутия) к 2030 году — процветающий и безопасный регион, лидер инновационных технологий в арктической зоне, научная база фундаментального и прикладного изучения Арктики мирового уровня.
В соответствии с проектом Стратегии ожидается прирост валового муниципального продукта 13 арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) к 2030 году в 3 раза, оборота розничной торговли — в 1,8 раза, объема платных услуг — в 1,6 раза. Благодаря освоению уникальных месторождений объем отгруженной продукции увеличится в 11 раз, объем строительных работ — в 6,5 раз.
Повышение качества жизни как результат экономических преобразований и оптимизации пространственного развития остановит миграционный отток населения, сохранение культурных и духовных традиций народов Севера.
Последние экономические кризисы 2008 и 2014 гг., значительно снизившие эффективность российской экономики, имели различные финансовые и экономические причины. Благодаря своевременной государственной поддержке отдельных отраслей и регулированию денежно-кредитных отношений в стране российская экономика, по мнению независимых экспертов, начинает свое восстановление. Для арктических территорий, экономика которых не конкурентоспособна практически по всем отраслям, экономическая безопасность макрорегиона — это базовое условие для реализации потенциала Арктики.
13 мая 2017 года Указом Президента РФ № 208 утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, направленная на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности и предотвращение кризисных явлений.
В Стратегии экономической безопасности определены 40 показателей состояния экономической безопасности, которые можно условно разделить на четыре проекции: реальная экономика, финансовая, социальная и внешнеэкономическая сферы.
Определение показателей уровня экономической безопасности страны является достаточно проработанным вопросом и утверждена единая система показателей на национальном уровне. Очевидна потребность формирования системы показателей и на региональном уровне, есть отдельные работы, основанные на научных разработках В.К. Сенчагова. Так, например, проведен анализ индикаторов экономической безопасности региона на примере Свердловской области2, есть оценка экономической безопасности регионов Сибирского Федерального округа3, на примере Новосибирской области4, Республики Башкортостан и Ивановской области5.
Авторы исходят из структуры региональной экономики, особенностей функционирования социальной среды, открытости данных, глубины и оперативности региональной статистики. Этот опыт и должен быть положен в основу построения системы управления устойчивым развитием и мониторинга экономической безопасности макрорегиона.
Росстатом, в соответствие с Федеральным планом статистических работ (утв. распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 г. №  671-р) ведется мониторинг социально-экономической ситуации в Арктической зоне РФ: по демографическим показателям; по показателям уровня жизни населения; по деятельности в области здравоохранения, образования, культуры; по охране окружающей среды; по состоянию сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства; по показателям развития добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и инвестициям.
Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 2437-р Федеральный план статистических работ дополнен показателями социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности: доля бюджетных расходов в общем объеме инвестиций; грузооборот по трассам СМП; авиационная подвижность населения; численность редких и исчезающих видов животных; доля ВРП АЗ РФ в суммарном ВРП субъектов РФ; индекс производительности труда; ожидаемая продолжительность жизни и др.
Проводимые статистические исследования макрорегиона, дополненные региональной статистикой субъектов Арктической зоны РФ на муниципальном и поселенческом уровне, являются базой для научного исследования тенденций их социально-экономического развития.
Заключение.
1. Как и в других субъектах Арктической зоны РФ, предполагается точечное развитие якутской Арктики, основанное на промышленных проектах по разработке месторождений уникальных природных ископаемых с высокой рентабельностью, окупающей повышенные затраты на обустройство и вывоз продукции. Предполагается максимальная государственная поддержка проектов на принципах государственно-частного партнерства. Особое внимание будет уделяться сохранению и развитию традиционных отраслей (рыболовство, оленеводство, охотничий промысел, сбор мамонтовой кости, сбор дикоросов) в качестве обеспечения самозанятости местного населения.
2. Учитывая структуру арктической экономики и особенности социальной среды Арктической зоны РФ необходимо определить отдельные показатели уровня экономической безопасности макрорегиона и их пороговые значения.
3. В соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании»6 многие арктические и северные муниципальные районы разрабатывают муниципальные стратегии, основные недостатки которых:
– комплексный анализ социально-экономического развития носит фрагментарный характер, без анализа динамики и темпов изменений, причин снижения или ухудшения показателей;
– недостаточный уровень прогнозирования показателей на долгосрочный период;
– недостаточная синхронизированность со стратегическими документами регионального и федерального уровней, крупных недропользователей;
– отсутствие перспективных инвестиционных проектов;
– сосредоточенность инвестиционной деятельности на решении социальных и инфраструктурных проблем, основные источники финансирования — бюджетные;
– сценарии социально-экономического развития не имеют количественной оценки, невариативны, при этом отсутствует прямая связь между прогнозированием индикаторов и стратегическими целями и задачами;
– отсутствие разделов о пространственном развитии говорит о желании местного сообщества сохранить действующую сеть населенных пунктов.


Литература
1. ГАУ «Центр стратегических исследований РС(Я)». Отчет по НИР «Разработка Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года», I этап «Анализ социально-экономической ситуации и итогов реализации комплексной программы».
2. Материалы Государственного комитета РС(Я) по делам Арктики, https://arktika.sakha.gov.ru/dokumenty
3. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/municipal_statistics/main_indicators/
4. Харлампьева Н.К. Методология исследования основ международного экономического сотрудничества в Арктике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. — 2016. — Вып.2 — С. 97–109, DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.209
5. Лысцев М.С. Арктическая политика североамериканских государств в XXI в. // Регионология. — 2014. — № 3(88). — С 21–29.
6. Пилясов А.Н. Некоторые аспекты международного сотрудничества в Арктике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. — 2016. — Вып.2. — С.81–96. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.208
7. Комарова О.В., Плисова И.А. Анализ индикаторов экономической безопасности региона (на примере Свердловской области) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — М., Изд. «МЦНО», 2017. — № 7(9). — С.96–103.
8. Логинов К.К., Кораблева А.А., Карпов В.В. Экономическая безопасность регионов СФО // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — № 1 (31). — С.141–150.
9. Приходько Е.А., Пальчикова А.П. Оценка экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — Т.13. — № 7. — С. 1258–1269, https://doi.org/10.24891/ni.13.7.1258
10. Иванов П.А. Оценка экономической безопасности региона (на примере Республики Башкортостан и Ивановской области) // Национальная интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — Т.13. — № 7. — С.1270–1282. https://doi.org/10.24891/ni.13.7.1270

Сноски 
1 В новой редакции Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года
2 Комарова О.В., Плисова И.А. Анализ индикаторов экономической безопасности региона (на примере Свердловской области) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М.: Изд. «МЦНО», 2017. — С. 96–103.
3 Логинов К.К., Кораблева А.А., Карпов В.В. Экономическая безопасность регионов СФО // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — № 1 (31). — С.141–150.
4 Приходько Е.А., Пальчикова А.П. Оценка экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области) // Национальная интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — Т.13, № 7. — С.1258–1269.
5 Иванов П.А. Оценка экономической безопасности региона (на примере Республики Башкортостан и Ивановской области) // Национальная интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — Т.13., № 7. — С.1270–1282.
6 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия