Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Карпова С. В.
профессор Департамента менеджмента
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук


Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в условиях электронных закупок
В статье выявлены условия, влияющие на определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), дано ее обоснование в некоторых отраслях через анализ нормативно-правовой базы, регулирующей процесс ценообразования при закупках. Определены теоретические и практические аспекты её формирования
Ключевые слова: закупки для государственных и муниципальных нужд, начальная (максимальная) цена контракта, ценообразование, обоснование цены
УДК 338.24; 338.552   Стр: 103 - 105

Введение.
Одним из требований измененного законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательство по расчету, обоснованию и публикации в единой информационной системе (ЕИС) начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Данное требование выступает одним из важнейших критериев, используемых заказчиком при отборе заявок: цена, объявленная потенциальным поставщиком, не должна превышать цену, указанную в заявке; в противном случае, такое предложение не будет рассматриваться.
Следует учесть то, что оценке должны подлежать не процессы, а результаты закупки, а именно:
1) итоговые условия приобретения продукции и их соотношение с рыночным предложением;
2) полученные результаты использования товаров, работ, услуг.
Данные требования объясняются соотношением цены и качества.
Особенности законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с законодательством выделяются ограничения при выборе способа определения поставщиков в зависимости от НМЦК: данные ограничения варьируются от 100 тыс. руб. до 400 тыс. руб. при закупках у единственного поставщика, до 500 тыс. руб. — при запросе котировок, в остальных случаях — отсутствуют. Помимо определения поставщика, от размера НМЦК зависит и принятие или отклонения заявки; объемы обеспечения заявок и исполнения контракта; применение антидопинговых мер, впервые получивших законодательное признание в измененном законодательстве (№ 44-ФЗ), и другие моменты закупок.
От способов определения поставщиков зависят и методы обоснования ценообразования. Так, Письмо Правительства Москвы от 15.01.2018 г. №  ДПР-20–3/1–2/18 при обосновании НМЦК при закупке с единственным поставщиком рекомендует использовать метод анализа цен, содержащихся в реестре контрактов, с учетом прогнозной инфляции на период 2018–2020 гг. [1]. «Анализ цен» выступает новым способом определения НМЦК в условиях электронизации контрактной системы закупок. Подобная процедура предоставляет заказчику возможность объективного определения НМЦК и изучения возможной конкурентной составляющей будущей закупки. Стоит отметить, что процедура «Анализ цен» не регулируется 44-ФЗ, однако ст. 22 № 44-ФЗ разрешает использование нескольких методов определения НМЦК, первоочередным из которых в соответствии с Письмом Минэкономразвития от 26.10.2015 г. № ОГ-Д28–13651 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №  44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является метод сопоставимых рыночных цен [2]. Однако при использовании данного метода тоже возникают ограничения: коэффициент вариации НМЦК должен быть меньше 33%, что будет свидетельствовать о соответствии собранных данных для расчета начальной цены контракта [3]. В 223-ФЗ не регламентируются способы определения НМЦК, поэтому заказчик может проводить процедуру «Анализа цен» открыто [4].
В 2017 году рост в закупках по сумме контрактов по 44-ФЗ составил более 13% по отношению к 2016 году. Так, в 2017 году по 44-ФЗ общее количество контрактов, расторгнутых по соглашению сторон и в одностороннем порядке, составило немногим более 150 тыс., или 4,3%, от общего числа заключенных контрактов. В 2016 году данная цифра составляла порядка 14%. Больше всего сократилось количество контрактов, расторгнутых по судебному решению: в 2017 году таких было всего 68 против 326 в 2016 году. При возникающих разногласиях стороны все больше ищут компромиссные решения. По 223-ФЗ рост по сумме договоров составил 70%. На фоне данных Росстата о 1,5%-ном росте ВВП, в 2017 году рост госзакупок, которые учитываются в его структуре, стал драйвером развития, локомотивом цифровой экономики. Однако рано говорить о зрелости отрасли, поскольку сохраняются проблемные вопросы ее развития. Так, для предпринимателей это усиление контрольных регулирующих процедур, для операторов электронных площадок беспокойство вызывает введение специальных счетов и прочих изменений, регулируемых 504-ФЗ и 505-ФЗ. Положительной динамики недостаточно, необходимы рыночные решения.
Стоит отметить, что на величину НМЦК влияет и количество участников закупок: завышенная цена торгов приводит к большему количеству участников, заниженная — к меньшему. В данном соотношении можно выделить и обратный процесс. Так, большее количество участников торга вызывает уменьшение итоговой цены и, соответственно, увеличение остатков денежных средств, что приводит к уменьшению поступивших бюджетных денежных средств в дальнейшем. Таким образом, НМЦК снизится, что свидетельствует о непосредственной взаимосвязи НМЦК и участников системы закупок. Помимо этого, на заниженную НМЦК может влиять неучтенная инфляция или использование неактуальных цен.
Последние расследования ФАС России свидетельствуют об активном использовании участниками закупок новых возможностей цифровых технологий, а именно: использование данных больших объемов и значительного многообразия (big data) и вычислительных алгоритмов [5].
Из этого следует, что заниженная итоговая цена может привести к ситуации, когда торги не состоятся. Существует также высокая вероятность заключения договора (контракта) с недобросовестным поставщиком, деятельность которого в ходе процедуры закупки либо не соответствует условиям контракта по цене, указанной в нем, либо предоставляет товары худшего качества в результате экономии. Однако и завышенная НМЦК тоже приводит к негативному эффекту: наблюдается неэффективное расходование выделенных бюджетных денежных средств. В данном случае, как было описано ранее, такая цена привлечет большее количество участников, которые в итоге в ходе процедуры закупки снизят цену до среднерыночной. На практике также встречаются случаи, когда участники создают лишь видимость осуществления процедуры закупки, в которой цена снижается максимум на доли процентов.
Особенности ценообразования в некоторых отраслях в зависимости от категории товаров.
В контрактной системе закупок можно выделить особенности ценообразования и в зависимости от отраслей и категорий товаров.
По оценкам экспертов электронной торговой площадки «РТС-тендер» на основании статистических итогов 10 месяцев 2018 года, рынок закупок пережил реформу по их переводу в электронный вид, которая внедрена с 01 июля 2018 года, пока на уровне тестирования, а с 2019 года планируется полное внедрение. В таблице 1 представлены основные отрасли экономики, которые являются ведущими по количеству закупочных процедур.

Таблица 1
ТОП-10 отраслей товаров и услуг по количеству закупочных процедур [6]
№ п/пТовары и услуги отдельных отраслей экономикиКоличество
закупочных процедур
(тыс. единиц)
1Закупки с позициями из нескольких отраслей299,8
2Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха213,7
3Средства лекарственные и материалы,
применяемые в медицинских целях
160,5
4Изделия готовые прочие115
5Строительные спецработы109,9
6Продукты87,7
7Не указана отрасль85,4
8Вода, услуги по ее очистке79,9
9Строительные работы75
10Телекоммуникационные услуги74
11Химические вещества и продукты69,4
Источник: Данные экспертов электронной торговой площадки «РТС-тендер».

Из таблицы 1 видно, что по количеству процедур в разрезе отраслей экономики лидерами по итогам 10 месяцев 2018 года стали «Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха», «средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях», «изделия готовые прочие».
Необходимо отметить, что Минфин и казначейство предложили сократить число закупочных процедур, расширить состав каталога продукции товаров и услуг, а также ускорить переход на полный электронный документооборот.
Рассмотрим конкретные отраслевые примеры.
Например, в медицине и здравоохранении, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 04.10.2017 № 759н/3450 определяет особую методику расчета НМЦК на поставку медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, из поливинилхлоридных пластиков, в которой применяются показатели средневзвешенной цены медицинского изделия и коэффициенты уровня инфляции и локализации [7].
Например, в сфере строительства идет переход к ресурсной системе определения сметной стоимости, начало которому положено Федеральным законом от 03.07.2016 № 369-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [8]. Данная система позволит формировать стоимость на строительные материалы не от поставщика, как это происходило ранее, а от производителя, которая будет указываться в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
Например, на построение дороги было выделено из бюджета 300 млн руб. Выявляются два подрядчика, один из которых готов выполнить работу за 250 млн руб., другой — за 285 млн руб., но при этом предлагает обеспечение эксплуатации сверх установленного срока в течение определенного периода. При выборе первого подрядчика может возникнуть ситуация, когда в силу отсутствия опыта и достаточного финансирования подрядчик будет не в состоянии исполнить контракт и выплатит некоторую сумму штрафов и пени. В таком случае заказчик может остаться даже с большим количеством денежных средств, чем было выделено, но без дороги.
В автомобилестроении в качестве примера можно привести ситуацию, произошедшую в Краснодарском крае [9]: заказчик разместил документацию на поставку автомобилей, при этом поставил условия, чтобы автомобили были оснащены подогревом сидений, круиз-контролем, системой кругового обзора с цветным дисплеем и прочими функциями автомобиля, не влияющими на его ходовые характеристики, но увеличивающими стоимость закупки. Таким образом, в целях эффективности осуществления закупок (ст. 12 № 44-ФЗ [10]) необходимо уделять особое внимание формированию НМЦК и оценивать именно результаты закупки.
Величина НМЦК влияет и на сроки размещения извещения о проведении закупок в Единой информационной системе (ЕИС). При выборе такого способа закупки, как открытый конкурс или запрос предложений, срок размещения не зависит от размера НМЦК и составляет не менее 20 календарных дней до даты получения доступа к электронным заявкам и не более пяти календарных дней до проведения закупки соответственно. Если рассматривать электронный аукцион, то при данном способе срок размещения извещения зависит от величины НМЦК: при размере НМЦК, превышающем 3 млн руб., извещение должно быть размещено в срок не менее 15 календарных дней; при размере НМЦК, составляющем менее 3 млн руб., срок составляет не менее 7 календарных дней до момента окончания подачи заявок. При запросе котировок срок размещения также зависит от размера НМЦК: выше и не более 250 тыс. руб. (ч. 1 ст. 74 ФЗ-44).
Большое количество нововведений и нормативно-правовых актов способствует прозрачности и повышению эффективности и результативности системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд [11]. За последний год экономия бюджетных средств составила около 400 млрд руб. за счет стандартизации и обоснованности цен [12].
С июля 2018 года величина НМЦК стала оказывать влияние на обязанность государственных заказчиков обеспечивать заявки. Данное изменение имело целью привлечение малого бизнеса для сотрудничества с государством и, как начало этому процессу, снижение финансовой нагрузки. Законодательство установило требование обеспечения заявок при НМЦК больше 5 млн руб., которое в итоге уменьшилось до 1 млн руб. в целях предотвращения увеличения количества отказов от подписания контракта. Данные по малому и среднему бизнесу свидетельствуют о постепенном приближении к установлению равных возможностей для всех участников закупок. Так, за 10 месяцев 2018 года количество процедур с малыми компаниями выросло на 13% (980 тыс. процедур), прирост объема закупок — 165 млрд руб., или 23% [6].
Выводы. Таким образом, определение и обоснование НМЦК является важным и обязательным аспектом при осуществлении закупок, так как она оказывает прямое влияние на построение всего закупочного процесса. Результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд зависит от корректности определения НМЦК.
На практике заказчики сталкиваются со сложностями и вопросами при подготовке и обосновании НМЦК, поскольку нормативно-правовая база в этой области обширна. Помимо основных федеральных законов, относящихся непосредственно к сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (№ 44-ФЗ и 223-ФЗ), существует большое количество нормативно-правовых актов для различных категорий товаров и отраслей (медицина, строительство, теплоснабжение, коммунальные услуги и др.). Каждый из этих нормативно-правовых актов устанавливает требования к определению и обоснованию НМЦК с точки зрения использования инструментов и методик.
На основании анализа практических аспектов формирования и обоснования НМЦК можно сделать вывод о том, что заказчики сталкиваются с вопросами при подготовке её обоснования, поскольку нормативно-правовая база в этой области обширна. Однако именно ее обширность способствует пониманию участниками контрактной системы процесса и повышению результативности системы закупок.


Литература
1. О порядке формирования НМЦК, НМЦД по закупкам на 2018–2020 годы методом анализа цен, содержащихся в реестре контрактов, заключенных в 2016–2017 гг. Информационное письмо от 15.01.2018 № ДПР-20–3/1–2/18 / Департамент экономической политики и развития города Москвы. URL: https://www.mos.ru/depr/documents/normativno-pravovye-akty-departamenta/view/211225220/ (дата обращения: 28.08.2018).
2. О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Письмо Министерства экономического развития РФ от 08.11.2013 года № ОГ-Д28–15539 / Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/70436050/ (дата обращения: 20.07.2018).
3. Коэффициент вариации по 44-ФЗ. Пример расчета, формула. URL: http://www.goszakupkirf.ru/poleznye-stati/219-koeffitsient-variatsii (дата обращения: 31.08.2018).
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 30. — Ст. 4571.
5. Бакулина А.А., Карпова С.В., Топчий П.П. Категорирование и каталогизация закупок под влиянием цифровой экономики // Экономика. Бизнес. Банки. — 2018. — Том 9. — С. 11–19.
6. Николаева Д. Закупки не почувствовали их перевода в электронный вид // Коммерсантъ. — 2018, 12 ноября. — № 207/П. — С. 2.
7. Об утверждении Методики расчета начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102. Приказ Министерства здравоохранения российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 04.10.2017 г. № 759н/3450 / Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://www.garant.ru /products/ipo/prime /doc /71699238/ (дата обращения: 28.08.2018).
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.
9. В Краснодарском крае благодаря вмешательству прокуратуры предотвращено неправомерное расходование более 3,5 млн рублей бюджетных средств на приобретение внедорожников / Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://www.genproc.gov.ru /smi/news /genproc/news-1168101 (дата обращения: 27.08.2018).
10. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: федеральный закон от 03.07.2016 № 369-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27. — Ст. 4302.
11. Эталонная госзакупка: оценка эффективности // ИД «Бюджет». — 2018. — № 3. URL: http://www.bujet.ru/article/340476.php?print=Y (дата обращения: 25.08.2018).
12. Официальный сайт Единой Информационной Системы в сфере закупок. URL: http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 20.08.2018).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия