Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Крымов С. М.
профессор высшей школы основ экономики и менеджмента
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
доктор экономических наук

Кольган М. В.
доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики
Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону),
кандидат экономических наук


Методологические основы цифровой трансформации торгового предприятия
В статье исследованы направления создания новых торгово-технологических систем, основанных на широком использовании информационных технологий. Цель работы — формирование модели товародвижения на основе Distribution Digital Platform, при использовании возможностей концепции Индустрия 4,0. Методологической основой работы является представление о том, что цифровизация позволяет формировать бизнес-экосистемы, в которых создается возможность объединять ресурсы, понимаемые в широком смысле (включая знания, компетенции, операции по поставкам, сбыту и пр.), всех субъектов, входящих в систему, как партнеров, так и конкурентов для организации совместной деятельности по различным проектам в рамках общего сбытового канала при условии открытости и прозрачности. Предложена авторская дефиниция информационных технологий в торговле, связанная с концептом инновационности их применения, что проявляется в формировании нового конкурентного преимущества, основанного на факторе времени. Разработана модель цепей товародвижения в Distribution Digital Platform, что позволяет обеспечить эффективное взаимодействие участников платформы. Данные итоги представляют научно-методологический интерес для специалистов в области информатизации торговых предприятий
Ключевые слова: цифровизация, товародвижение, торговые предприятия, информационные технологии, цифровая торговая система
УДК 339.1   Стр: 67 - 70

Введение. Проблемы всех форм торгово-хозяйственной деятельности, которые существуют на современном этапе, связаны с новым витком прогресса, обусловленного глубоким проникновением во все сферы жизнедеятельности общества цифровых и информационных технологий. Данное исследование не только констатирует факт формирования нового экономического уклада, как результата серьезных технологических новаций, но и ставит перед собой задачу — определить условия (угрозы, противоречия, перспективы) и разработать модель перехода сферы товародвижения в постиндустриальное пространство. Подобные исследования в сфере товарообращения проводились недостаточно, что предопределяет значимость и актуальность работы.
Отправной точкой явилось исследование применения информационных технологий в цепочке создания ценностей от производителя до потребителя, формирование цифровой торговой системы.
1. Применение информационных технологий для формирования цифровой торговой системы. Вопрос рыночного лидер­ства актуализирует вопросы информационного обеспечения системы товарного обращения и осуществления инновационной деятельности в торговле [3, 4, 7].
Значение информационных технологий для торговли сегодня велико как никогда прежде, стратегические задачи коренным образом изменились. Появляется необходимость соединения информационных процессов, данных о покупках, заказах, доставках и оплате между контрагентами цепи товародвижения, что является сегодня основой для инновационных проектов в области информационных технологий в торговле [9, 10]. В результате большое значение приобрели технологии «больших данных» и облачных технологий.
Работа торговых предприятий с большими данными позволяет осуществлять аккумулирование данных о различных передвижениях товара, о распродажах и скидках, поведении клиентов в реальном времени, используя разнообразные каналы сбыта. Технологии такого уровня придают каналам распределения гибкость и оперативность в принятии управленческих и распределительных решений. Однако обеспечение всестороннего присутствия подразумевает очень серьезные перемены и не только в технологическом обеспечении. Необходимо в корне изменить, как стратегию развития компании, так и ее операционную модель.
Необходимость тотальной прозрачности и контроля товародвижения во всех каналах продаж потребует изменения процессов — от маркетинга и планирования ассортимента до логистики и постпродажной поддержки.
Следующие новые информационные технологии, используемые в торговых предприятиях, связаны с предиктивной аналитикой (Predictive analytics) [12]. В данном случае технологии, наряду с новыми высокоточными методами анализа CRM-систем, позволяют имитировать поведение и образ действий клиентов, прогнозировать модели ценообразования, выявить проблемы текучки кадров и предложить пути их решения, позволяет отслеживать готовность клиента к продолжению сотрудничества, отслеживать качество продукции на всех участках его движения. Данные технологии очень полезны для анализа неструктурированной информации, полученной из самых неожиданных для такого рода анализа источников, начиная от метеорологических данных и заканчивая социальными сетями. Пример из российской практики применения технологий с предиктивной аналитикой, является технология Big Five, которую внедрил Сбербанк. Технология позволяет составить психологический портрет личности и оценить его благонадёжность для банка на основе пяти черт характера: добросовестность, открытость, общительность, законопослушность и эмоциональная устойчивость.
Хотя торговое предприятие не эксплуатирует продаваемую им продукцию, тем не менее, к ней применимы принципы smart предприятия. Использование «умных» технологий в торговле возможно за счет использования RFID-меток, для того чтобы наряду с характеристиками товаров можно было хранить данные об их транспортировке, быстро идентифицировать и отслеживать движение изделий. Кроме этого, говоря о процессах менеджмента товара, сферой применения данной технологии может стать система управления товарно-материальными запасами.
Многие из новых цифровых технологий, используемых в обеспечении товародвижения, являются прорывными, т.е. могут привести к существенной трансформации различных торговых систем и институтов. Они связаны с активными процессами роботизации. Роботы, которые уже сегодня используются в торговой сфере, выполняют рутинную деятельность, т.е. постоянно повторяющиеся, разбивающиеся на простые действия, такие как сбор и обработка данных о заказах, ценах и т.д., перемещение грузов, продажа товаров и услуг.
Таким образом, в торговой сфере можно выделить наиболее существенные тенденции, формирующие новый уклад взаимоотношений контрагентов в цепях товародвижения:
1) мультиканальная коммерция: fulfilment заказа, сравнимый с моментальной покупкой в магазине, потребность точек продаж в более частых/меньших по объему поставках;
2) индивидуализация в работе с клиентом: необходимость персонализации предложения по покупке [6], доставке и возврату, волатильность спроса [13], требующая совершенства методов прогнозирования;
3) smart торговля: обеспечение доступности актуальных данных по запасам и движению товаров, динамическое изменение сети товародвижения в зависимости от изменения спроса, доступности мощностей и реализации рисков цепочки поставок.
Примеры эффективного использования информационных технологий современными торговыми сетями представлены в табл. 1.
Таблица 1
Использование современных информационных технологий в торговой сфере на примере крупных ритейлеров
Источник: Данные ЗАО «Делойт и Туш СНГ» [11]

2. Модель трансформации торговых цепей товародвижения в Distribution Digital Platform. Цепь товародвижения является основой для успешного ведения коммерческой деятельности, в которой каждое звено, будь то производитель, дистрибьютор, оптовый или розничный торговец, представляет собой уникальную структуру, с отличными от других характеристиками и особенностями ведения деятельности. Соответственно графически модели трансформации обобщенных видов таких структур были представлены в предыдущих работах [8]. Для визуализации трансформации всей цепи товародвижения ее можно будет представить в виде последовательного наложения ряда шаблонов, в котором смыкающим элементом станет компонент информационной инфраструктуры, реализующийся на предприятии через информатизацию. Информационные технологии можно отнести в данном случае к технологическим инновациям или «способствующим инновациям», т.е. методам которые, не меняя продукт или процесс, позволяют компании намного быстрее и лучше реализовать стратегию, используя время в качестве конкурентного преимущества.
В свою очередь, цепь товародвижения представляет собой взаимосвязанную систему отношений между поставщиками или производителями товаров и услуг, охватывающую весь цикл трансформации базовой стоимости в добавочную, за счет торгово-технологических операций, а также доставку этих товаров и услуг конечному потребителю.
До настоящего времени схема товародвижения была достаточно проста: товар или услуга передается через звенья цепи от производителя до конечного потребителя. Но исследуя цепи товародвижения, нужно учитывать вклад цепочки создания ценности, в конце которой формируется итоговая цена для потребителя. Однако каждое звено добавляет стоимость к цене на выходе. Очень часто стоимость может быть сильно завышена для потребителя или занижена для продавца, так как на каждой звеньевой ступени цепи существует конкуренция, которая приводит к звеньевым «войнам», сводящимся часто к банальному демпингу цен, не оптимальной кредитной политике, необоснованному предоставлению дополнительных бесплатных услуг. В данной ситуации теряет не только потребитель, но и каждый участник товародвижения. Каждое звено в этом случае представляет собой обособленную структуру, которая производит/закупает товар, трансформирует его (упаковывает, фасует и т.д.) и продает.
В этой связи авторами предлагается интеграция всех участников товародвижения на базе Distribution Digital Platform. Звеньевые структуры начинают работать как единый организм, получая при этом конкурентное преимущество, за счет того, что информация прозрачна и каждый участник знает — по какой цене может и должен продавать товар его «компаньон», чтобы иметь конкурентное преимущество на своей ступени иерархии рынка, получая при этом стабильную (может быть меньшую), а не краткосрочную (большую) прибыль. Для объединения такого сложного характера, все участники должны интегрироваться в единую систему, что возможно на основе ранее представленных технологий.
На рис. 1 объединены физическая и цифровая цепь товародвижения с цепочкой создания стоимости, основанной на улучшении потребительской ценности, как процесс трансформации. За счет добавления элемента создания стоимости нашу модель товародвижения можно представить в виде одной Distribution Digital Platform, где товар не «переходит» от звена к звену, а «трансформируется» с целью реализации конечному потребителю. Интеграция в общую систему посредствам цифровых и информационных технологий открывает конкурентные преимущества всем участникам товародвижения.
Для всех участников цифрового канала товародвижения существование такой модели означает упрощенный и более удобный процесс передачи товаров и услуг (на основе оперативности и наглядности форм взаимодействий), который к тому же занимает меньше времени. Одновременно покупателю предлагается ассортимент по более выгодным ценам, с возможностью в любое время воспользоваться дополнительными элементами сервисного обслуживания. Для бизнеса технологии открывают новый потенциал, связанный со следующими направлениями: использование «бесконечной полки», можно продавать товары которых нет на складе, использование возможности социальных технологий для продвижения товара и вирусного маркетинга, использование возможностей тесного контакта с клиентом для прямого направления отзывов и рекомендаций в отдел проектирования изделия.
Предложенная модель трансформации торговых цепей товародвижения в Distribution Digital Platform иллюстрирует воздействие цифровых технологий на все уровни каналов распределения, начиная с отдельной задачи и заканчивая уровнем всех покупателей в целом. Цифровые каналы, через которые отражается связь и добавочная стоимость товаров и услуг носят равноправный характер, пользователи могут без проблем переходить на нужный уровень. На рисунке каналы взаимодействия обозначены вертикальными стрелками, в которых перечислены наиболее распространенные виды каналов, они направлены к характерным звеньям цепочки товародвижения, но могут меняться в зависимости от цифровой оснащенности предприятия.
Описывая цифровую цепочку товародвижения, можно выделить три крупных блока информатизации: цифровые сервисы поддержки, основное информационно-техническое обслуживание, информационная инфраструктура системы.
Первый блок представляет собой сервис для каналов взаимодействия, даже когда для всех контрагентов физической цепи товародвижения доступна вся сумма каналов, тем не менее, информацию необходимо дифференцировать. Для того чтобы профили имеющихся звеньев оперативно отслеживали необходимую динамику, эти дифференцированные блоки программного обеспечения не будут статично вводиться в основные наборы пользователей, а станут доступными на отдельных звеньевых уровнях, с вовлечением всех каналов взаимодействия. Например к ним можно отнести: банк данных о потребителях, систему управления взаимоотношений с клиентами, а также функции управления ассортиментом и логистикой.
Основное информационно-техническое обслуживание, представляет собой ядро цифровой цепочки, в котором сосредоточены не только новые цифровые принципы работы системы, но и представлены новые технологии для работы с партнерами цепи. В настоящее время, быстро сменяя друг друга, появляются все новые инструменты, предназначенные для широкого спектра деятельности, начиная с сохранения данных и до работы с покупателем. В представленной модели, основные инструменты информационно-технического обслуживания объединены в укрупненные группы: закупка, производство, анализ и иные бизнес-процессы.
Информационная инфраструктура системы представляет собой связующий элемент цифровой цепочки товародвижения между фактическими компонентами технологий и приложений, отображающих запросы пользователей. Чтобы инфраструктура предоставлялась автоматизировано, разработчики должны иметь возможность выбрать платформы для автоматизации. Кроме того, после завершения процессов построения, разработчикам дается возможность конфигурировать элементы инфраструктуры в онлайн режиме, обеспечивая оптимальный уровень обслуживания системы.
Пересечение трех сфер цепочек товародвижения, иллюстрируемые на рис. 1, позволяют достичь следующих положительных эффектов.
1) формирование экосистемы бизнеса: реализуется через непрерывное онлайн взаимодействие партнеров (ритейлеров и производителей) друг с другом и с потребителями;
2) установление прозрачности в цепочках взаимодействий: реализуется через единую информационную систему с данными по запасам и перемещению товаров в сети, обновляемой в режиме реального времени;
3) установление гибких связей в цепочках взаимодействий: реализуется через динамическое изменение системы в зависимости от изменения спроса, доступности мощностей и реализации рисков цепочки товародвижения.
Рис. 1. Модель трансформации торговых цепей товародвижения в Distribution Digital Platform

Заключение. Подводя итоги исследования, можно сформулировать следующие результаты, полученные авторами.
1. Предложена авторская трактовка понятия «информационные технологии», применительно к цифровой торговой системе. В основе дефиниции — акцент на технологические инновации или «способствующие инновациям». Инновационность подобных информационных технологий в том, что они, не меняя продукт или процесс, позволяют компании оптимизировать реализацию стратегии, используя фактор времени в качестве ключевого конкурентного преимущества.
2. Выявлены наиболее существенные тенденции, формирующие новый уклад взаимоотношений контрагентов в цепях товародвижения: мультиканальная коммерция, индивидуализация в работе с клиентом, т.е. необходимость персонализации предложения по покупке, доставке и возврату, smart торговля, обеспечивающая доступность актуальных данных по запасам и движению товаров, динамическое изменение сети товародвижения в зависимости от изменения спроса.
3. Разработана методология создания цепей товародвижения в Distribution Digital Platform. Модель интегрирует производственные предприятия, посредников, торговые предприятия, потребителей в единое информационное пространство. Это позволяет обеспечить эффективное взаимодействие участников платформы, включая процессы закупки, производства, анализа и учета, потребления и др. установить гибкие связи при соблюдении прозрачности в цепочках товарообращения.


Литература
1. Дудакова И.А., Федько В.П. Развитие инфраструктуры розничной торговли // Маркетинг. — 2010. — №2 (111). — С. 97–106.
2. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. 2-е изд. — СПб., 2012. — 300 с.
3. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 9–2. — С. 879–883.
4. Красюк И.А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах // https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8995 Практический маркетинг. — 2015. — № 6(220). — С. 8–18.
5. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6–2(59–2). — С. 692–696.
6. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Характеристика инновационной среды торгового предприятия // Практический маркетинг. — 2016. — № 12–1 (спецвыпуск). — С. 63–67.
7. Красюк И.А., Оплеснина Е.Е. Особенности маркетингового управления российскими розничными торговыми сетями // Практический маркетинг. — 2013. — №11(201). — С. 20–26.
8. Крымов С.М., Кольган М.В. Анализ приоритетных функциональных составляющих инновационного потенциала предприятий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2017. — Т. 10. — № 6. — С. 182–194. DOI: 10.18721/JE.10617
9. Крымов С.М., Кольган М.В. Методология инновационных обновлений предприятий на основе информационных технологий // Креативная экономика. — 2018. — Т.12. — № 6. — С. 787–804. DOI: 10.18334/ce.12.6.39183.
10. Крымов С.М., Кольган М.В. Специфика использования инновационных технологий в процессе товародвижения на основе информатизации // Российское предпринимательство. — 2018. — Т.19. — № 1. — С. 233–244. DOI: 10.18334/rp.19.1.38762
11. Официальный сайт компании Deloitte [Электронный ресурс]. — http://www.deloitte.com/ru (дата обращения: 10.08.2018)
12. Официальный сайт компании АО «Терн» [Электронный ресурс]. — http://www.spotfiretibco.ru.
13. Федько В.П., Дудакова И.А., Диканов М.Ю. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) // Практический маркетинг. — 2006. — №11. — С. 29–37.
14. Ozerov E.S., Pupentsova S.V., Leventsov V.A., Dyachkov M.S. Selecting the best use option for assets in a corporate management system // Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions) 6th International Conference ICRITO. 2017. pp. 163–171.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия