Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Петров С. Н.
аспирант кафедры мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета


О проблемах развития туризма в России в контексте интеграции в мировой туристический рынок
В статье на основе анализа статистических данных выявлен высокий потенциал развития туризма во всем мире. Показано, что Россия занимает незначительную роль в мировой индустрии туризма. Путем сравнения выявлены причины и проблемы. Для успешной интеграции России в мировой туристический рынок даны рекомендации для государственных структур
Ключевые слова: интеграция, международный туризм, туризм
УДК 378.1; ББК 65.9   Стр: 258 - 261

В современном обществе туристическая сфера является неотемлемой частью экономики. Обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта, туризм, несмотря на возникающие препятствия (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, террористические акты и др.), полноправно признан одной из крупнейших, высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Туризм становится ныне одним из важнейших ее секторов, воздействуя на социальную, культурную и экологическую среду.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Российской Федерации. Несмотря на огромный потенциал развития международного туризма, Россия занимает относительно скромное место на международном туристском рынке, а ее интеграции в международный туристский рынок препятствуют ряд внутренних и внешних социально-экономических, политических и оргнизационно-институциональных факторов.
Последним определяется постановка проблемы исследования, заключающаяся в выработке модели оптимизации процесса интеграции российских туристических компаний в международный туристический рынок на основе понимания и использования структуры, принципов взаимодействия, организационно-экономического механизма развития туризма и стратегии роста конкурентоспособности факторов международного туристического рынка.
Динамика развития отрасли на мировом рынке. Туристическая отрасль в настоящее время растет стремительными темпами. Ее развитие сопряжено с формированием институционально-организационной инфраструктуры и смежных отраслей, таких как транспортная, гостиничная и др. Рост этого рынка можно проследить на основе анализа статистических данных.
Особенностью индустрии туризма является мультипликативный эффект, выражающийся в том, что данная отрасль способствует развитию многих связанных отраслей, таких как сфера общественного питания, услуги гостиниц и отелей, транспорта и логистики, а также общей инфраструктуры [2, с. 22]. чатностиВОооооооВ частности, важнейшим показателем является количество международных туристических прибытий. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), число международных туристских прибытий в мире за последние десять лет возросло в 1,5 раза и достигло в 2016 году 2030 млн человек (рис. 1).
Данные рисунка 1 иллюстрируют, что с каждым годом количество международных прибытий растет в среднем на 35–40 млн человек в год. Это объясняется глобальной транспортной доступностью и развитием туристической отрасли во всем мире. Также наблюдается значительный рост спортивных, культурных и общественных мероприятий международного масштаба.
Распределение туристических прибытий по регионам напрямую предопределяет распределение денежных поступлений от туристической отрасли (рис. 2). Регионы максимального количества прибытий туристов зарабатывают больше всего. Важно понять, куда едут туристы, почему они туда едут, и как вызвать аналогичный интерес потребителей в России.
Рис. 1. Количество туристских прибытий в мире (млн чел.)
Источник: составлено автором на основе данных с сайта UNWTO World Tourism Barometer May 2016.
Рис. 2. Международные туристские прибытия в 2016 г. по регионам
Источник: составлено автором по: UNWTO Annual report 2015 [Электронный ресурс] // World Tourism Organizati UNWTO [Официальный сайт]. URL: http://www2.unwto.org/publicati/unwto-annual-report-2015 (дата обращения 12.05.2018).

На рис. 2 видно, что из общего числа — 52% прибытий приходится на Европу (621 млн человек), 25% на Азиатско-Тихоокеанский регион (297 млн человек), 16% на Америку (187 млн человек) и по 4% на Африку и Ближний Восток (47 и 51 млн человек соответственно).
Развитие туризма сопряжено с развитием транспорной отрасли. Данные статистики свидетельствуют, что самым популярным видом транспорта в туризме является авиационный (рис. 3).
Рис. 3. Структура международных посещений по типу транспорта, %
Источник: составлено автором по: UNWTO Tourism Highlights, 2015 Editi [Электронный ресурс] // UNWTO World Tourism Organizati [Официальный сайт]. URL: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284416899 (дата обращения 09.05.2018).

Важным индикатором развития туризма в регионе являются показатели международных туристских доходов и расходов. Согласно данным Всемирной туристской организации, опубликованным в «Барометре международного туризма UNWTO, 2017», поступления от международного туризма после провала кризисного 2009 г. интенсивно растут. ССерВ большинстве дестинаций были зарегистрированы новые показателидоходов, общая сумма которых в мире в 2016 г. достигла рекордной отметки в 1260 млрд долл. США, что на 320 млрд долл. США больше, чем в предкризисном 2008 г.
Очевидно, что привлекательность дестинации для туристов, кроме ее туристского потенциала, формирует также целый ряд других факторов: социальных, финансовых, экономических, инвестиционных, технологических, правовых, институциональных, административных, геополитических, рыночных, вся совокупность которых ии составляет потенциал привлекательности туризма [7, с.19].
..Вышеприведенные статистические данные свидетельствуют о стремительном развитии отрасли и о том, что количество туристов в мире ежегодно растет, а многие международные направления развиты в мировой туристской индустрии значительно больше, чем в России. Российский туристический продукт еще только выходит на международный уровень, поэтому необходимо исследовать причины отставания отечественного отраслевого рынка от большинства развитых стран.
Динамика развития туристической отрасли в России. Российская Федерация имеет огромный туристский потенциал и невероятное пространство для реализации туристических услуг. Это один из самых больших и притягательных туристских регионов мира.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества туристских поездок, в том числе краткосрочных, с целью отдыха. Некоторые туристы начали отдавать предпочтения кратким, но частым поездкам на выходные или в праздничные дни — например, на Новый Год, Пасху, майские праздники и пр.
Однако следует признать, что для реализации современной бизнес-стратегии развития российской индустрии туризма необходимо предпринять ряд шагов, связанных с развитием и совершенствованием туристской и транспортной инфраструктуры, привлечением инвестиций в индустрию туризма, повышением предпринимательской активности населения, оптимизацией стоимости и повышением имиджа отечественных туристических продуктов [2, с. 25].
Как указано в работе Алоевой А.А., «конкурентоспособность и эффективность работы индустрии туризма не могут быть обеспечены без учета сложившихся в мире тенденций глобализации и международной интеграции предприятий туристической индустрии» [1, с. 5].
Для решения указанных проблем наиболее перспективной стратегией развития, на наш взгляд, должно выступить интеграционное взаимодействие и создание современных организационно-управленческих структур в индустрии туризма, которое во многих отраслях экономики способствует повышению конкурентоспособности и качества управления как процессами, так и отраслью в целом [10, с. 114–119].
По результатам исследований Всемирного экономического форума, Россия занимает 63-е место в мире по уровню развития туризма. Это лучший результат среди стран СНГ (таблица 1).

Таблица 1
Страны СНГ в рейтинге стран мира по уровню развития туризма, 2017 г.
СтранаМесто в рейтинге стран мира
по уровню развития туризма
Россия63
Украина76
Республика Белоруссия78
Армения79
Казахстан88
Молдавия102
Киргизия111
Таджикистан114
Источник: составлено автором на основе данных Всемирного экономического форума 2017 г. World Ecomic Forum: Официальный сайт. — Режим доступа: www.weforum.org (дата обращения: 14.05.2018).

Туристический потенциал России гораздо выше и разнообразнее, чем потенциал любой из стран СНГ. Однако сравнение конкурентоспособности туристской отрасли России со странами дальнего зарубежья показывает ее невысокий уровень. Среди стран Европы Россия занимает 33-е место, а в составе государств-членов БРИКС — Китай и Бразилия также опережают Россию [6, с.21]. Объяснить столь существенное отставание России можно на основе индекса конкурентоспособности стран по уровню развития туризма (рис. 4).
Рис. 4. Структура индекса конкурентоспособности стран по уровню развития туризма
Источник: составлено автором по данным Всемирного экономического форума 2017. World Ecomic Forum: Официальный сайт [Электронный ресурс]- Режим доступа:www.weforum.org (дата обращения: 15.10.2018).

Рис.4 иллюстрирует, что конкурентоспособность страны в сфере туризма определяется многими факторами. Особое место занимает показатель уровня безопасности туристов и качество окружающей среды. Туристы должны быть осведомлены о своей безопасности и уверены в том, что их права и свободы не будут нарушены. Исходя из структуры индекса конкурентоспособности, проанализируем количество выездных туристов в России.
Согласно разработкам Всемирной туристской организации, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция в туристическом потоке оценивается таким образом: один въездной турист — один выездной — четыре внутренних (1:1:4) [13, с.16]. В России в 2016 г. на 2 570 469 въездных тури­стов приходилось 15 332 136 выездных и 33 млн внутренних туристов. Следовательно, эта пропорция составила (1:6:13) [4, с.5]. Очевидно, что въездной туризм в России o недостаточно развит и требует более эффективных методов продвижения.
По итогам доклада ВЭФ, Россия получает высокие баллы по природным и культурным ресурсам. По числу природных объектов мирового значения она занимает 4-е место, а по числу культурных — 16-е [9, с.11].
Россия имеет развитую инфраструктуру воздушного транспорта и занимает 5-е место по общей протяженности взлетно-посадочных полос для внутренних авиарейсов.
Россия оценивается как страна, имеющая неблагоприятную политическую среду, например, из-за крайне небольшой доли иностранной собственности, плохо защищенных имущественных прав, а также повышенных для многих стран визовых требований.
По показателю «приоритетность индустрии туризма для государства» Россия также заняла одно из последних мест — 124-е, по эффективности маркетинга и брендинга — 126-е, по расходам государства на туризм — 89-е [12, с.7]. Таким образом, Россия обладает большим туристским потенциалом в части обладания природными и культурно-историческими ресурсами, но проигрывает в конкурентоспособности многим странам по многим другим факторам.
Рассмотрим причины, которые мешают нашей стране встать на путь устойчивого развития туристической сферы и завоевать существенные позиции на международном рынке.
Общее число туроператоров в РФ стабильно увеличивалось до 2013 года. С 2014 года их количество стало снижаться. Данные о количестве зарегистрированных в Российской Федерации туроператорах приведены в табл. 2.

Таблица 2
Количество российских туроператоров в период с 2011 по 2015 гг.
 Количество
туроператоров
в ЕФР
Внутренний
туризм
Международный
въездной и выездной
туризм
Международный
въездной
туризм
20114 5821 8682 143578
20124 69818212 985687
20134 67319072 774590
20144 61825212 207243
20154 20526961 549152
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — 1995–2016. Режим доступа: http://www.gks.ru (http://www.gks.ru/free_doc /new_site/business/torg/tur/tab-tur1–2.htm) (дата обращения: 12.04.2018).

Резкое снижение показателей развития отечественной туристской отрасли oотмечено в 2015 году, особенно на рынке въездного туризма.По данным таблицы, прослеживается уменьшение числа туроператоров в 2014 и 2015 году, что, в первую очередь, связано со снижением спроса на туристские услуги. На рынке въездного туризма резкое падение спроса связано со снижением уровня привлекательности России как туристского региона, введением санкций и распространением на мировом рынке негативной информации о России.
Снижение спроса на услуги выездного туризма связаны с ростом курса доллара и евро по отношению к рублю, т.е.,,,,,n с удорожанием для россиян туристических поездок, ситуацией экономической нестабильности, ростом внешнеполитической напряженности.
В настоящий момент в Едином Федеральном реестре туроператоров зарегистрировано 4024 туроператора. По сравнению с 2015 годом общее количество российских туроператоров продолжает уменьшаться. Развитие въездного туризма в РФ сдерживается нехваткой зарубежных информационных туристических офисов, и связанным с этим недостатком рекламы и продуманной системы маркетинга туристских продуктов. В нашей стране общепринятый алгоритм их формирования и продвижения пока не сложился.
Также препятствием для развития туристической отрасли в России являются следующие факторы.
1) Фактическое отсутствие реальной практики создания субъектами РФ благоприятного инвестиционного климата и условий инвестирования в туристическую инфраструктуру.
2) Недостаток квалифицированных кадров. Эта проблема особенно распространяется на регионы, которые не располагают достаточным количеством профессоналов-культурологов, имеющих профессиональное гуманитарное образование, а также специалистов, владеющих иностранными языками.
3) Неравномерность развития рынка туристских услуг в России и имеющаяся диспропорция этого рынка между центральными и периферийными регионами, которые не ориентированы на прием и обслуживание иностранных туристов.
4) Слабая рекламная и организационная база торговли продукцией для туристов. В частности, вРоссии отсутствует принятая в мире система торговли tax-free.
5) Неблагоприятная экологическая ситуация и проблемы загрязнения окружающей среды. По критерию экологической устойчивости Россия в рейтинге ВЭФ 2016 года заняла 106-е место из 140.
Для развития туризма в России необходимо: повышение уровня организационно-административной и финансовой государственной поддержки турбизнеса; повышение уровня образовательно-профессиональной подготовки специалистов; преодоление неравномерности регионального развития туриндустрии; рост эффективности федерально-целевой программы по развитию туризма; продвижение позитивной информации о России и ее преимуществах как интересного туристического направления на зарубежных рынках. Также необходимы имплементация успешного опыта других стран на законодательном уровне и выработка долговременной стратегии для внедрения национального турпродукта на международный рынок: анализ состояния турпродукта рекреационной территории; анализ потребностей в турпродукте; сегментация рынка туристских услуг; позиционирование турпродукта; составление программы мероприятий по продвижению турпродукта; определение бюджета стратегии; реализация плана и ее контроль; оценка эффективности стратегии продвижения турпродукта.


Литература
1. Алоева А.А. Развитие интеграционных процессов в экономике региона: монография /А.А. Алоева и др. — Владикавказ, 2014. — 133 с.
2. Аль-Малики Расуль Салим Масир Развитие конкурентных бизнес-стратегий интеграционных взаимодействий в индустрии туризма //AL-MALIKI-.pdf (дата обращения: 18.10.2018)
3. Артемова Е.И., Цаценко Н.А. Международный опыт управления в сфере продвижения и развития туризма //Научный журнал КубГАУ. — 2013. — № 92 (08). — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-upravleniya-v-sfere-prodvizheniya-i-razvitiya-turizma.
4. Богданова Э.Н. Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ //Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. URL: http://uecs.ru/uecs-33–332012/item/642–2012–09–23–06–49–28 (Дата обращения: 06.05.2018)
5. Илясова Ю.В., Орехова Т.А., Тополь Б.Я. Тенденции развития международного рынка туристических услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — № 3. — С. 79–83.
6. Информационное агентство «Туринфо»: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Туринфо 1999 — 2016 — Электрон. дан. — Режим доступа: http://tourinfo.ru/ (дата обращения: 14.05.2018).
7. Косолапов А.Б., Гуремина Н.В., Липкан И.В. Статистика современного международного туризма //Проблемы устойчивого развития туризма. — 2015. — № 9 (25). URL: http://www.esrae.ru/tourism/31–84. (Дата обращения: 05.05.2018)
8. Лепендина Е.С. Современные тенденции формирования и регулирования глобального рынка услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. — М., 2011. — 24 с.
9. Национальный туристический рейтинг Центр Информационных Коммуникаций «Рейтинг»: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»– Электрон. дан. — Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/9857.html (дата обращения: 10.05.2018).
10. Орехов С.А., Решетько Н.И. Реализация эффекта вертикальной и горизонтальной интеграции в системе управления конкурентоспособностью нефтегазовых 156 структур // Транспортное дело. — 2013. — № 6. — С. 114–119.
11. Побирченко В.В., Шутаева Е.А. Тенденции развития международного туризма // Инновационная наука. — 2016. — № 10– 1. — С. 101–103.
12. Профессиональный туристский портал TourDom.ru: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Tourdom.ru проект информационной службы Банко — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.tourdom.ru (дата обращения: 03.05.2018).
13. Российский Совет по международным делам: Официальный сайт [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. — Режим доступа: http://russiancouncil.ru/blogs/thinktanks (дата обращения: 28.04.2018).
14. Шичкова Е.В. Продвижение территорий и международный туризм: проектно-ориентированный подход: учебно-метод. пособие. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. — 230 с.
15. Bieger, Т. Destinatis Management. — Oldenburg, Mьnchen und Wien, 2008. — 132 p.
16. Butler, R.W. The ccept of a tourism area cycle of evoluti: implicatis for the management of resources // Canadian Geographer. — 1980. — № 24. — Pp. 5–12.
17. Cooper, C., Fletcher, J., Gilbert, D., & Wanhill, S. Tourism: principles and practice. — Ld: Pitman, 1993. — 85 p
18. Kaspar, Claude. Die Tourismuslehre im Grundriss. St. Galler Beitrдge zum Tourismus und Verkehrswirtschaft. — 5. Aufl age. — Paul Haupt, Bern, 1996. — 173 p.
19. Kester J. Tourism Trends and Marketing Strategies Programme // 2010 Internatial Tourism Results and Prospects for 2011: UNWTO News Cference HQ. — Madrid, Spain. — 2011. — 16 р.
20. Leiper, Neil. The framework of tourism: towards a definiti of tourism, tourist, and the tourist industry // Annals of Tourism Research. — 1973. — № 6(4). — Pp. 390–407.
21. UNWTO Tourism Highlights, 2013 editi / The World Tourism Organizati. — 2013. — 15 p.
22. UNWTO Tourism Highlights, 2014 editi / The World Tourism Organizati. — 2014. — 15 p.
23. UNWTO Tourism Highlights, 2015 editi / The World Tourism Organizati. — 2015. — 15 p.
24. UNWTO Tourism Highlights, 2016 editi / The World Tourism Organizati. — 2016. — 15 p. http://unctadstat.unctad.org. — Statistics of the UNCTAD.
25. UNWTO World Tourism Barometer May 2016, vol.14 [Электронный ресурс] //World Tourism Organizati UNWTO [Официальный сайт]. URL:http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_barom16_03_may_excerpt_.pdf (дата обращения 11.06.2018)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия