Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Ноговицын Р. Р.
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий
Финансово-экономического института Северо–Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук

Васильева А. М.
главный консультант аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера


Обеспечение экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации
В статье выделены основные экологические проблемы Арктической зоны Российской Федерации. Выявлены задачи и меры по предотвращению и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Сформулированы предложения по улучшению экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации
Ключевые слова: экологическая безопасность, Арктика, загрязнение окружающей среды, изменение климата, коренные народы
ББК У03(2Р1)74 + У04(2Р1)   Стр: 203 - 205

Арктика относится к числу сложно организованных экосистем планеты и включает в себя природные комплексы континентальной тундры и побережий, арктических островов и шельфа, а также специфический комплекс льдов Северного Ледовитого океана. Помимо уникального животного и растительного мира, к числу ее особенностей относятся особые природные условия, ставшие причиной формирования вечной мерзлоты — неповторимого природного явления, которое требует внимательного отношения и во многом меняет характер существования человека в Заполярье [1].
Российский сектор Арктики определен Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (в редакции от 27 июня 2017 года №  287). В соответствии с Указом в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации полностью или частично вошли территории девяти субъектов РФ (Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область), а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.
Арктика для России играет исключительно важную роль, с точки зрения природных ресурсов, транспортного сообщения, уникальной экосистемы. Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», регион рассматривается как стратегическая ресурсная база, а его развитие относится к числу основных национальных интересов страны. Сохранение уникальных арктических экосистем и ликвидация накопленных загрязнений в районах Арктики является ключевой задачей государственной политики и выполнения международных обязательств РФ.
Арктическая зона Российской Федерации (далее — АЗРФ) характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов, сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных территориях, удаленностью и транспортной труднодоступностью, чрезвычайной уязвимостью и медленной восстановимостью природных экосистем.
Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека и общества от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Основной главной целью экологической безопасности в Арктике является сохранение и обеспечение защиты на этих территориях природной среды и ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Отсюда вытекают меры по реализации государ­ственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне РФ. Это — установление особых режимов природопользования и охраны окружающей среды, включая мониторинг ее загрязнения, рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения.
Российская часть Арктики наиболее освоена и, как следствие, наиболее загрязнена. В 1930–1960 годах масштабы хозяйственного освоения российской части Арктики существенно расширились. И в местах, где расположены объекты промышленности, обороны, энергетики и транспорта началось механическое разрушение почв, деградация экосистем. В период 1970–1980 гг. активизировалось судоходство на Северном морском пути — основном транспортном коридоре по обеспечению грузопотоков в арктические регионы России, что стало одним из источников загрязнения окружающей среды.
Неблагоприятное воздействие на экологию оказали проводимые на архипелаге Новая Земля ядерные испытания, химические комбинаты в Сибири, радиоактивные захоронения на дне морей, непродуманное с точки зрения охраны природы промышленное освоение. Итогом такого варварского отношения к арктической природе стало сильнейшее загрязнение северных морей, особенно Баренцева и Карского, прилегающих островов и портов. В АЗРФ выделяют порядка 30 районов, получивших наименование «импактных», где антропогенное воздействие на природу уже привело к сильнейшей трансформации естественного геохимического фона, загрязнению атмосферы, деградации растительности и грунтов, повышенной заболеваемости населения [2].
К основным экологическим проблемам в Арктике следует отнести:
– загрязнение окружающей среды в процессе хозяйственного освоения АЗРФ;
– ухудшение среды обитания коренного населения АЗРФ и нарушение условий традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
– глобальное изменение климата и таяние арктических льдов;
– изменение среды обитания арктических животных и снижение запасов биоресурсов;
– деградация земель и нарушение условий землепользования.
В Арктике сосредоточены основные запасы ряда важнейших полезных ископаемых, главным образом, в виде углеводородов — нефти и газа. Очаговое промышленное освоение Арктики долгое время велось без учета экологических последствий с ориентиром на получение экономической выгоды. В результате в местах хозяйственной деятельности, масштабы загрязнения окружающей среды превысили допустимые нормы.
В числе негативных факторов, воздействующих на окружающую среду при нефтедобыче, наиважнейшим является загрязнение почвы и водоемов нефтепродуктами, высокоминерализованными пластовыми водами и химическими реагентами, применяемыми в технологии добычи. В основном загрязнение происходит в виде аварийных прорывов трубопроводных коммуникаций. На предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли наблюдается катастрофическое старение и коррозионный износ промысловых и магистральных трубопроводов [3].
Нельзя не отметить рост аварийных разливов нефти в результате увеличения объемов перевозки нефти морскими судами. По данным канадских ученых, нефть, попавшая в воды арктических морей, может находиться там от двух до нескольких десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах.
Крайне острой для АЗРФ является проблема утилизации промышленных отходов, в огромном количестве накапливающихся вокруг промышленных предприятий. Из-за особенностей циркуляции воздушных масс в Арктике загрязняющие вещества, газовые и аэрозольные примеси скапливаются в ее атмосфере [4].
Разработанные учеными Кольского и Уральского филиалов Российской академии наук методики и технологии рекультивации посттехногенных участков хорошо зарекомендовали себя на практике. Эти методики в последние годы используются при рекультивации посттехногенных участков экологическими службами ПАО «ГМК «Норильский никель» на Кольском полуострове, в районе комбината «Североникель» и «Печенганикель».
В рамках Федеральной целевой программы «Мировой океан» на Шпицбергене, в п. Амдерма и на острове Врангеля велись работы по апробации методики рекультивации и очистки территорий от бочек из-под горюче-смазочных материалов, хозяйственно-бытового и другого мусора. Такие же работы в течение ряда лет ведет «Ассоциация полярников России» на Земле Франца-Иосифа.
Такая активизация работ по ликвидации последствий негативной хозяйственной деятельности вселяет оптимизм. Однако, учитывая масштабы ущерба, нанесенного природе Арктики, этих усилий явно недостаточно и они не подкреплены законодательными нормами [5].
Например, в целях совершенствования законодательства в сфере лесовосстановления и лесоразведения разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов». Принцип законопроекта абсолютно понятен — надо восстановить лес, вырубленный в результате хозяйственной деятельности. Такой подход к регулированию хозяйственной деятельности можно применить и в Арктике.
Для предотвращения и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате хозяйственного освоения АЗРФ, можно выделить следующие первоочередные задачи:
– совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы охраны окружающей среды;
– разработка критериев по снижению ущерба при аварийных ситуациях, связанных с разливами нефти;
– разработка методики оценки и возмещения вреда, причиненного экосистеме Арктики;
– прогнозирование и локализация возможных экологических угроз;
– совершенствование технических характеристик нефтегазового оборудования для безаварийной работы в экстремальных природных условиях Арктики;
– совершенствование финансовых механизмов, обеспечивающих программы по вывозу и утилизации накопленного экологического ущерба;
– разработка экологически чистых технологий, способных обезвреживать и утилизировать накопленные экологические отходы;
– развитие сотрудничества и обмен опытом в области охраны окружающей среды с приарктическими государствами.
Жизнедеятельность коренных народов Севера неразрывно связана с природой, экологией. Коренные народы Севера зависят от природных условий в большей степени, чем население индустриально развитых территорий. От уровня экологической безопасности зависит быт и традиционный уклад коренных малочисленных народов. В связи с этим охрана природы в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов является залогом сохранения этноса.
Численность населения АЗРФ более 2,5 млн человек, что составляет менее 2% населения России и около 40% жителей всей Арктики. В российской Арктике проживает 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов из общей численности этой категории российского населения примерно в 250 тыс. человек [6].
Одной из крайне чувствительных экологических проблем, затрагивающих жизнь и быт коренных народов, является промышленное освоение той или иной территории. Особую тревогу коренных народов вызывает производственно-хозяйственная деятельность промышленных предприятий. В результате этой деятельности выбрасывается огромное количество отходов, загрязняя леса и тундры. Несмотря на отдельные работы по рекультивации нарушенных земель, их рост продолжается.
Следует отметить тот факт, что промышленное освоение несет угрозы и для здоровья населения. Многие загрязняющие вещества не токсичны, но устойчивы к воздействию на окружающую среду. Большинство заболеваний населения на Севере (онкологические, аллергические, сердечно-сосудистые, органов дыхания, врожденная патология) связывают именно с неблагоприятным экологическим состоянием территорий.
В некоторых субъектах Федерации приняты нормативные документы, регламентирующие взаимодействие промышленных компаний и коренных малочисленных народов. Именно коренные жители, особенно ведущие кочевой или полукочевой образ жизни и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность, по существу являются наиболее квалифицированными экспертами по состоянию родной для них природной среды. Они наиболее точно могут указать на негативные природные изменения, происходящие на территории их проживания [7].
В этой связи одним из направлений конструктивного взаимодействия промышленных компаний с общественными объединениями коренных малочисленных народов должно стать активное включение их представителей в природоохранную деятельность компаний при решении экологических проблем.
Общеизвестно, что Арктика — это область Земли, наиболее чувствительная к изменениям климата, одна из хрупких экологических систем планеты. За последние десятилетия природа Арктики подвержена влиянию глобального изменения климата. Эксперты едины во мнении, что сейчас главенствует глобальное потепление, которое острее сказывается на социально-экономическом развитии северных и арктических территорий, чем в других широтных зонах.
За последние пять десятилетий Арктика потеплела вдвое сильнее, чем планета в среднем. Наибольшее потепление — свыше 2 градусов — зафиксировано зимой [8]. В результате этих изменений усиливается таяние вечной мерзлоты, уменьшается толщина снежного покрова, что непосредственно влияет на жизнедеятельность человека. В частности, из-за изменения плотности грунтов теряют свою несущую способность инженерные сооружения, конструкции и фундаменты жилых домов. Процессы сокращения и утоньшения ледового покрова, смещение ледовых массивов, появление айсбергов являются факторами риска для морских перевозок, добычи углеводородов, рыбного промысла. Изменение климата Арктики несет серьезные последствия для экосистемы: сокращается популяция позвоночных, уменьшается численность северного оленя.
К мерам по минимизации негативных последствий глобального изменения климата следует отнести:
– расширение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на изучение влияния наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений на состояние окружающей природной среды, здоровье населения и объекты инфраструктуры в Арктике [9];
– разработка и внедрение современных технологий прогнозирования климата;
– прогноз и оценка последствий глобальных климатических изменений для природной среды, хозяйства и населения АЗРФ;
– разработка методики адаптации к климатическим изменениям для коренных малочисленных народов, чей традиционный образ жизни зависит от природной среды;
– расширение международного сотрудничества в области обмена опытом, адаптации к глобальным изменениям климата, прежде всего в рамках Арктического совета.
Арктический растительный и животный мир уникален. Арктику населяют более 20 тысяч видов животных, растений, микроорганизмов и грибов. Некоторые животные и растения встречаются только в Арктике. Для сохранения видового разнообразия, а также для организации научных исследований, целесообразно было бы создание на основе Красной книги Российской Федерации отдельного документа для учета и мониторинга за арктическими животными и растениями.
В результате таяния вечной мерзлоты, деградации надпочвенного покрова серьезной проблемой является эрозия почв. Деградация растительного покрова на обширных территориях Арктики обусловлена следующими основными факторами: загрязнение, вырубка притундровых лесов, перевыпас оленьих пастбищ, механические нарушения и т.д. К химическому загрязнению крайне чувствительны относительно примитивные группы, играющие большую роль в растительном покрове тундры — водоросли, лишайники, печеночные и листостебельные мхи, а также многие типичные арктические виды цветковых растений, обитатели специфических тундровых и полярно-пустынных биотопов, в еще большей степени — типичные арктические виды животных.
Особая функция по сохранению окружающей среды возложена на особо охраняемые природные территории. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена приоритетная задача по сохранению биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий.
Следует отметить, что эффективным механизмом сохранения биологического разнообразия также являются питомники, занимающиеся выращиванием и размножением лекарственных растений, редких и исчезающих видов животных, птиц.
Активная хозяйственная и оборонная деятельность в АЗРФ нанесла окружающей среде в районах этой деятельности серьезный ущерб, характеризующийся деградацией экосистем и негативными последствиями для здоровья населения.
В перспективе работы по освоению природных ресурсов АЗРФ будут только продолжаться, что будет создавать новые экологические угрозы. Для предотвращения этих угроз следует принять надлежащие меры по внедрению экологичных технологий. При этом следует иметь ввиду крайне низкую способность нарушенных экосистем к восстановлению, а также специфические условия, которые требуют особого подхода к решению проблем охраны природы. В связи с этим необходимо совершенствование законодательства в сфере охраны природы. Действующее законодательство в сфере охраны природы не в полной мере учитывает природно-климатические и иные географические условия АЗРФ, не типичные для иных регионов России, масштабы экологического вреда, накопленного в предыдущие периоды освоения этого региона, и возможные экологические угрозы.
В заключение можно сделать следующие предложения по улучшению экологической безопасности АЗРФ:
– необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, с учетом национальных интересов и специфики природно-климатических условий АЗРФ;
– необходимо разработать особый порядок природопользования на всей территории АЗРФ;
– необходимо продолжить работы по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;
– необходимо организовать комплексный мониторинг, направленный на выявление динамики изменения параметров экологических систем, с использованием возможностей наблюдательной системы Росгидромета;
– необходимо развивать и внедрить современные экологичные технологии с использованием новых видов стройматериалов;
– необходимо передать полномочия по регулированию экологических проблем субъектам Федерации, в целях учета специфики проблем конкретных территорий и более эффективного, точечного решения;
– необходимо расширить фундаментальные и прикладные научные исследования, направленные на изучение распространения и влияния основных загрязняющих веществ на окружающую среду и человека;
– необходимо взаимодействовать с общественными объединениями коренных народов Севера в природоохранной деятельности промышленных компаний при решении экологических проблем;
– необходимо провести оценку климатических изменений, происходящих в Арктике, их возможных последствий, проанализировать весь комплекс связанных с ними рисков и преимуществ для человека и экономики;
– необходимо расширить сеть особо охраняемых природных территорий;
– необходимо использовать лучший зарубежный опыт для решения экологических проблем.
Безусловно, поиск баланса между освоением ресурсов АЗРФ и сохранением этой уникальной экосистемы — серьезный вызов, требующий консолидации интеллектуальных, технологических, технических возможностей.


Литература
1. Ежегодный доклад (2014 год) Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике». – С. 105.
2. Соколов Ю.И. Арктика: к проблеме накопленного экологического ущерба // Арктика: экология и экономика – 2013. — № 2 (10).
3. Акимов В.А., Козлов К.А., Косоруков О.А. Современные проблемы Арктической зоны Российской Федерации / МЧС России. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. – С. 197–198.
4. Портал интеллектуального центра – научной библиотеки им. Е.И. Овсянкина. http://library.narfu.ru/rus/TRResources/VirtualExhibitions/Pages/20170419_ecology_Arktika.aspx
5. Ежегодный доклад (2016 год) Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике». — С. 190.
6. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / Под ред. В.А. Тишкова; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. — М.; СПб.: Нестор-История, 2016. — 272 с. — С. 9.
7. Неёлов Ю.В. Экологическая безопасность Российской Арктики: некоторые организационно-правовые аспекты. Арктика // Экология и экономика. — 2011. — № 1. — С. 68.
8. Социально-экономическое развитие Российской Арктики в контексте глобальных изменений климата: монография / Под ред. Б.Н. Порфирьева. — М.: Изд-во «Научный консультант», 2017.
9. Диагностический анализ состояния окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации / Отв. ред. Б.А. Моргунов. — М.: Научный мир, 2011.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия