Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

В целях сближения правовых основ торговли услугами Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества осуществлен сравнительно-правовой анализ законодательства государств - членов ЕврАзЭС и правил ВТО в данной сфере и приняты рекомендации по гармонизации национального законодательства государств Сообщества и правил ВТО в торговле услугами.
В рамках Всемирной торговой организации основным документом, регулирующим торговлю услугами, является ГАТС - Генеральное соглашение о торговле услугами. Соглашение создает правовую основу для устранения препятствий в данной торговле, предусматривая конкретные обязательства стран - участниц ВТО по снижению таможенных и других барьеров и развитию переговоров с целью открытия национальных рынков услуг.
С точки зрения внешней торговли услугами к важнейшим законодательным актам государств - членов Евразийского экономического сообщества могут быть отнесены, прежде всего, Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Они в целом учитывают правила ГАТС.
В Законе Кыргызской Республики "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике" от 2 июля 1997 г. N 41 (с учетом уточнений, внесенных в него, - от 24 декабря 2003 г. N 239) и Законе Республики Таджикистан "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 3 сентября 1999 г. N 822 понятие "внешнеторговая деятельность" включает и торговлю услугами. Однако эти законы не содержат норм, регулирующих правоотношения стран в данной сфере. В Законе же Республики Казахстан от 12 апреля 2004 г. N 544 "О регулировании торговой деятельности" торговля услугами в системе внешнеторговой деятельности вообще не упоминается.
В целях гармонизации норм законодательства стран Сообщества и норм и правил ВТО представляется целесообразным разработать специальный типовой проект законодательного акта, который регламентировал бы на современном уровне правоотношения в сфере торговли услугами, принимая во внимание и классификатор услуг Организации Объединенных Наций, и правила ГАТС.
По правилам ГАТС:
а) должна обеспечиваться транспарентность нормативных актов в сфере торговли услугами;
б) страны имеют право заключать соглашения с целью либерализации торговли услугами при условии, что такие соглашения не создают новых препятствий для стран, не участвующих в них. Это положение ГАТС представляется важным, поскольку государства - члены ЕврАзЭС вступают в ВТО не одновременно;
в) должны создаваться арбитражные суды для рассмотрения жалоб на административные решения, отрицательно влияющие на торговлю услугами;
г) могут заключаться соглашения о взаимном признании квалификации и прав на профессиональную деятельность в области услуг;
д) практика местных поставщиков услуг не должна противоречить обязательствам по Соглашению о торговле услугами;
е) страна имеет право ввести защитные меры путем изменения своих обязательств при условии, что будут представлены соответствующие доказательства;
ж) ограничения на международные платежи могут вводиться в случае возникновения проблем, связанных с состоянием платежного баланса; ограничения должны быть недискриминационными и постепенно устраняться по мере улучшения платежного баланса;
з) субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами; необходимы переговоры с целью выработки соответствующей многосторонней дисциплины;
и) в торговле услугами страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования.
В этой связи представляет интерес опыт Кыргызской Республики, являющейся членом ВТО с 1998 г.
Основные цели государственного регулирования сектора услуг в Республике состоят в охране жизни, здоровья, экономических интересов потребителей, окружающей среды и пресечении недобросовестной конкуренции. Регуляторная система, кроме нескольких незначительных исключений, применяется как к внутренним, так и иностранным поставщикам (в том числе к внутренним поставщикам в иностранном владении). Иностранные поставщики пользуются национальным режимом. Дискриминация иностранных поставщиков не осуществляется ни на какой основе.
Вместе с тем, пока предусматривается ограничение участия иностранного капитала в воздушно-транспортных предприятиях - до 49%. До 2008 г. в республике сохраняется монополия на предоставление междугородних и международных коммуникационных услуг. Предусматривается ограничение на участие иностранного капитала в страховых компаниях - также до 49%. Это ограничение и ограничения: в виде запрещения предоставления брокерских и агентских услуг иностранным страховым компаниям; запрещения, согласно которому не более 95% страхового риска может быть перестраховано за границей; запрещения иностранным страховым компаниям предоставлять страховые услуги до тех пор, пока не зарегистрированы в качестве кыргызских юридических лиц, - Кыргызская Республика согласилась устранить. Ограничение в сфере архитектурных услуг, услуг городского планирования, инженерных и строительных услуг, по которому международные контракты не могут быть выполнены без участия кыргызских юридических и физических лиц, Республика также согласилась устранить.
Определенные ограничения сохраняются в области юридических, стоматологических, ветеринарных, акушерских услуг, услуг медсестер, физиотерапевтов, медицинских работников без высшего образования, услуг в области промышленной собственности и недвижимости, услуг, связанных с рыболовством, с распределением электроэнергии, почтовых, уже названных коммуникационных услуг, банковских и транспортных услуг, услуг в области образования.
В целом при разработке типового проекта законодательного акта о торговле услугами в Сообществе признано необходимым исходить из вышеперечисленных правил ГАТС.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия