Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Кольган М. В.
доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики
Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону),
кандидат экономических наук


К вопросу определения условий перехода сферы товародвижения в цифровое пространство
Статья посвящена исследованию актуальной научно-практической проблемы — механизма трансформации хозяйственной деятельности предприятия с учетом цифровизации, трансформирующей способы взаимодействия субъектов новой экономики и их потребности, иерархические связи, и обуславливающей возрастающую роль информационной емкости экономических систем. Определены условия (угрозы, противоречия, перспективы и модели) перехода сферы товародвижения в постиндустриальное, цифровое пространство. Проведен анализ цепочки создания ценности товара от производителя до потребителя. Выявлены основные тенденции, присущие цифровой трансформации: индивидуализация производства, самоуправление, децентрализация, прозрачность, многоканальность. Построена П-образная модель хозяйственной деятельности предприятия, в основе которой технологии, являющиеся драйверами цифровизации
Ключевые слова: цифровизация, товародвижение, предприятия, информационные технологии
УДК 339.1   Стр: 138 - 142

Введение. Современные процессы организации взаимодействия в цепочках товародвижения во многом определяются степенью информатизации последних. В зависимости от этого можно выделить два диаметрально противоположных подхода к организации отношений в системах товародвижения, обслуживающих цепочки добавленной стоимости. Первый подход можно определить, как классический, который функционирует в жестких рамках традиционных торгово-технологических процессов. Второй гибкий подход основан на формировании единых прозрачных систем, платформ. Развитию второго типа организации существенно содействовали информационные технологии, в том числе «Индустрия 4.0». Закономерности взаимодействий по второму типу можно определить как приращение информационной инфраструктуры в части обмена данными, включающей большое количество организаций и систем, и предполагающей однозначное понимание передаваемой информации всеми участниками товародвижения.
Такая организация торговли начинает выстраивать новую систему взаимодействия, превращать самостоятельно хозяйствующие предприятия в комплекс структурных подразделений, каждое из которых часто в большей степени зависит от внешних агентов, чем от внутренних. В виду этого, современная торговля больше не является обменом между двумя сторонами, а скорее представляет собой расширенное сотрудничество между критически взаимозависимыми партнерами, выполняеющими бизнес-процессы на обширных географических пространствах, часовых поясах и границах. Цифровая трансформация экономики и бизнеса ведет к формированию новых способов взаимодействия, партнерства и интеграции. Данная трансформация является всеобъемлющей и стимулирует инновационную деятельность, и коэволюцию рынков и акторов экономического поля товарообращений.
Указанные явления набирают силу, становятся всё более всеобъемлющими. В то же время, указанные тенденции развития товарообращения в теоретико-методологическом контексте исследованы недостаточно, что предопределяет актуальность и значимость представленной работы.
Для выявления новых форм организации бизнеса и рынков на базе открытых платформ в статье исследуются участники товародвижения, подверженные цифровой трансформации, и модели ведения хозяйственной деятельности.

1. Ведение хозяйственной деятельности с учетом цифровизации. Взаимоотношения производителей с потребителями товаров и услуг могут быть реализованы с использованием различных каналов доставки ценности. Их состав и особенности зависят от величины, специализации и специфических особенностей построения цепочки товародвижения. Важную роль в достижении единства системы товародвижения играет принятая парадигма всех участников деятельности. Это предполагает использование предприятиями в начальных звеньях цепи товародвижения цифровых инструментов, позволяющих завоевывать новые и поддерживать старые конкурентные преимущества, распространяя при этом связующую модель поведения предприятий и организаций. Принятая первой звеньевой ступенью предприятий цифровая парадигма должна последовательно нацеливаться на создание рамочных условий продвижения по всей цепи предприятий этой модели, включая стимулирование использования информационных технологий и цифровое решение проблем товарообращения.
Современная промышленная революция, вызванная развитием интернета, развитием телекоммуникаций и пр., подразумевает повсеместную цифровизацию производственных предприятий. Драйвером ее развития выступают технические возможности усовершенствованной формы индивидуального массового производства. Цифровизация выступает как необходимый процесс, который проходит во всех сферах деятельности, в том числе и торговле, с целью роста качества, усиления конкурентоспособности.
Данный термин связан с внедрением новых технологий, в том числе и формированием новых принципов и подходов организации цифрового производства («умных» фабрик в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0»). Авторы статьи «Новые технологии и структура экономики будущего» считают, что появляется возможность создания новой «интерфейсной» экономики на основе использования в промышленных масштабах аддитивных технологий [4]. Также ряд исследователей указывает на ускоренное формирование на производственных предприятиях комплексных «умных систем», под которыми понимаются разнообразные системы, основанные на точных алгоритмах и расчетах, учитывающих большой набор данных и интерактивных технологий [10]. Возможные последствия изменения производительных сил связаны с трансформацией производственных предприятий с учетом становления «индустрии 4.0». В этой связи использование новых информационных технологий при ведущей роли интернета меняет бизнес-процессы предприятий и создает новые модели хозяйственной деятельности. Рассмотрим авторскую модель хозяйственной деятельности производственного предприятия с учетом цифровизации и методологии»индустрии 4.0».
Предлагаемая модель представлена в виде буквы П и состоит из трех основных компонентов. Названия блоков, расположенных по внешнему краю П-образной модели, обозначают функции этих компонентов, а расположенные внутри — основные новые технологии, которые являются драйверами цифровизации деятельности предприятий. На левом основании П-образной модели, представлены процессы производственного предприятия, запускаемые при получении заказа (заказа на приобретение, продажу или производство), так называемые логистические процессы. Правое основание данной модели обозначает процессы, связанные с разработкой продукции и организацией последующей после производства продажей. В верхней части представленной модели (производство продукции) представлены связанные с производством продукции процессы, именно здесь осуществляется привязка выпускаемой продукции к ресурсам, оперативное управление и производство. Дескрипция данных трех групп компонентов с учетом влияния цифровых процессов представлена далее.
Основой нового цифрового производства являются Cyber Physical Systems, что в переводе с английского означает «киберфизические системы». Такие системы очень насыщены программными продуктами, они связаны интернетом между собой и оперируют «интеллектуальными» материалами. Материалы, имеющие такое название, отличаются от обычных тем, что имеют встроенный носитель данных, хранящий всю необходимую информацию об их характеристиках и параметрах. Поэтому, используя радиочастотную технологию идентификации, киберфизические системы могут самостоятельно определять направление движения материалов в процессе производства.
Следующей технологией, выступающей местом накопления большого объема производственной информации, являются «большие данные» (Big data). Качественное использование этого цифрового элемента стало возможным благодаря появлению новых технологий управления базами данных и оперативной памяти In-memory.
Сочетание уже двух этих элементов ставит производственные процессы на новый уровень, делая их децентрализованными и самоуправляемыми, что приводит к реализации концепции «умного производства» (smart manufacturing). Развитие «умных систем», «smart» технологий, являются приоритетными задачами современного производства. «Smart manufacturing» неразрывно связано с «Индустрией 4.0», и представляет собой, максимально интенсивное и всеобъемлющее использование сетевых информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла производства продукции [9,11,14].
Цифровизация производства предполагает использование Internet of Things for Manufacturing (Интернет вещей для производства), как средства коммуникаций «умных элементов». Рассматривая элемент модели, связанный с производством, нельзя не учесть, что использование предприятием перечисленных технологий ориентировано на трудо-, ресурсо-, природо-, энерго- и капиталосбережение, что также привносит коррективы в процессы, протекающие внутри предприятий.
В правом основании П-образной модели представлены технологии, связанные с разработкой продукта. Использование данных технологий позволяет индивидуализировать выпускаемую продукцию за счет увеличения вариативности производства. Технологии, связанные с разработкой цифровой модели продукта (rapid prototiping), трехмерная печать и 3-D технологии, позволяют выполнить быстрое прототипирование, тем самым повышают скорость разработки нового продукта. Кроме этого, сочетание в производстве «умных материалов» и обрабатывающих устройств позволяет осуществлять автоматическую обработку данных о хранении, техническом обслуживании. Это обеспечивает использование информационных систем и технологий Product Lifecycle Managment (PLM), которые являются основой концепции управления жизненным циклом продукции, при соблюдении принципов прозрачности процессов. Данную систему автоматически можно связать с организацией сервиса, так как PLM может проводить анализ и оптимизацию в зависимости от условий эксплуатации.
Последний элемент П-образной модели, находящийся у левого основания, – это блок формирования заказа и логистика. Данный элемент также подвергается сильным изменениям при реализации цифровизации производства. Для логистических систем также характерно подстраивание под все возрастающую вариативность производственных процессов, что влечет за собой ликвидацию появления разрывов существующего в настоящее время обмена данными между поставщиком и заказчиком. Это означает, что логистическая система предприятия должна будет реагировать на внешние изменения быстрее и это связано не только с использованием многоканальности связей при принятии решений о закупке. Таким образом, для логистических систем также наиболее целесообразна модернизация за счет перехода на новую технологию.
Описывая представленную модель, нельзя не отметить факт ее формирования, связанный с появлением следующих трендов: ростом потребностей людей и стремлению предприятий к предельной производительности технологических систем. Поэтому на рисунке разграничены пунктирной линией два основных направления, влияющих на тот или иной элемент модели: фокусировка на предельной производительности технологических систем; фокусировка на потребностях людей. Смена общественных отношений сказывается на деятельности предприятий. В центре внимания находится клиент, что связано с все большей глобализацией рынков и усиливающейся конкуренцией [12]. Только знание того, что будет необходимо клиентам и поддержание их удовлетворенности позволяет выжить в таких условиях.
Описанные составные элементы модели хозяйственной деятельности производственного предприятия наглядно показывают, насколько глубоко изменятся производственные процессы предприятий с учетом цифровых перемен. Это осуществляется под влиянием следующих принципов организации деятельности цифрового предприятия:
–индивидуализация, выражается в том, что цифровизация и активное использование облачных технологий на современном предприятии формируют систему доступа клиентов к изделию на всех стадиях создания и производства продукции;
— самоуправление, выражается в использовании умных систем, позволяющих принимать решения без участия людей, оперативно внося коррективы в производственный процесс;
— децентрализация, проявляется в том, что в процессе «умного производства», перераспределение функций рассеивается от центрального управляющего органа к технологиям на местах [3];
–прозрачность проявляется в том, что интегратором данного фактора станут информационные системы, основанные на цифровизации не только производства, но и торговали и экономики в целом, когда промышленные предприятия станут лишь одной из платформ, интегрируемых в современное инновационное развитие [2];
— многоканальность, проявляется в возможности взаимодействия всех участников деятельности через различные каналы, например, компьютер, ноутбук, смартфон с комплексами различных приложений.
Глубокие изменения, инициированные цифровизацией и информатизацией бизнес-процессов предприятий, отразятся на дальнейшей цепи товародвижения, а именно на торговле. Под влиянием изменений, происходящих в производственной сфере, в определенный момент начинают изменяться и бизнес-модели торговых предприятий, что исследуется далее.
Рис. 1. Модель хозяйственной деятельности предприятия с учетом цифровизации
Составлено автором
2. Методологические основы модернизации товародвижения в торговле. В отличие от производителей, торговля пространственно расположена ближе к потребителям. Для деятельности торговых организаций очень важным является установление взаимовыгодных отношений, как с производителями, так и с покупателями [8]. Поэтому именно при работе торговых предприятий в цепочке товародвижения возникает следующая специфика:
— система поставок и товародвижения, при помощи которой товары от производителей продвигаются через структуры различных форм торговли, должна быть мобильной и иметь возможность трансформироваться [5,6,7];
— сроки, в течение которых потребители готовы ждать удовлетворения своих запросов, и сроки обслуживания должны быть очень короткими. Поэтому необходимо жестко соблюдать сроки поставок;
— все участники системы поставок и товародвижения должны быть нацелены на бесперебойную работу системы товародвижения, что требует совместной проработки графиков товародвижения [1, 13].
Отличительные особенности работы торговых предприятий обуславливают необходимость поиска наиболее совершенных форм отношений со всеми производителями. Кроме этого, в связи с цифровой трансформацией, в торговых системах наметились тенденции к многоканальной коммерции и индивидуализации предложений, что, безусловно, стоит учитывать при построении цифровой модели товародвижения. Если же рассматривать представленную выше П-образную модель, как основу построения общей модели цепочки товародвижения, то наиболее важным в торговле становится элемент, связанный с логистикой, именно в этой области продавцом создается основная добавленная стоимость. Соединить эти разноплановые тенденции в одном оптимальном решении позволяет использование технологий, связанных с большим объемом данных. Также данные технологии позволят решить актуальные проблемы современности — оперативное взаимодействие бизнеса и клиента. Задачей данного исследования является построение такой модели, в которой будут учтены желания бизнес-структур и потребителей за счет построения цепочки товародвижения, оснащенной информационными технологиями. Это не так просто, ведь главной целью бизнеса является повышение эффективности за счет увеличения объема продаж и сокращения издержек, но растущая доступность мобильных устройств и интернета способствует проявлению таких ситуационно-обусловленных аспектов, как спонтанность и избирательность, связанных с главной целью потребителей — удовлетворение своих потребностей.
Для торгового предприятия построение цифровой модели возможно при структурировании функций этапа оптовой и розничной торговли. Данная модель показана на рис. 2.
На рисунке представлена трехуровневая модель проникновения цифровизации в бизнес-процессы торговых предприятий, посредством информационных технологий. Отправной точкой построения модели или связующим звеном в цепочке создания стоимости между производственным и торговым предприятием являются обозначенные на рисунке как «исходные данные». Они представляют собой данные о поставщиках, заказчиках, артикулах и характеристиках товаров, складов и клиентов, являются особо важными, так как лимитируют функциональные и процессные возможности предприятия.
Рис. 2. Трехуровневая модель проникновения цифровизации в бизнес-процессы торговых предприятий посредством информационных технологий.
Составлено автором
На основе исходных данных строится первый уровень модели, который зависит от информатизации технических областей задач, связанных с выполнением следующих функций. Управление складом, управление транспортировкой, проведение технического обслуживания, контроль качества товаров и услуг, периферийное управление, предоставление функционала доступа к товару или услуги со стороны клиента. Остановимся на функции «периферийное управление» (функционал других отражает название), отметим, что в торговле имеются технологии, которые необходимо синхронизировать с данными и приложениями центральных информационных систем, чтобы все виды пользователей могли взаимодействовать с ними. К таким устройствам относятся: касса, электронные ценники, информационные терминалы, торговые автоматы, автоматизированные весы, различные функциональные дисплеи.
Наряду с набором используемых в торговле технологий, следует также дополнительно учесть, каким образом пользователь получает доступ к торговым операциям. Для этого в первый уровень включены также технологии, связанные с предоставлением функционального доступа к товару или услуге со стороны клиента. Примером такой технологии могут служить мобильные устройства, которые сегодня выполняют широкий спектр функций и могут синхронизироваться в режиме онлайн.
На исходные данные опираются и производственно-экономические задачи предприятия(второй уровень цифровизации торгового предприятия), которые начинаются с управления товаром. Указанный на рисунке «менеджмент товара», представляет собой объединение закупочных и сбытовых задач торговой организации. Здесь также происходит наращивание стоимости за счет складских и транспортных операций, характерных для оптовой торговли и операций розничных торговых предприятий, связанных с предоставлением торговой услуги, мерами по стимулированию сбыта, продвижению товара, предоставления места на полках и мерчандайзинга. На втором уровне решаются такие задачи как: определение ассортимента товара, выбор поставщиков, установление закупочных и отпускных цен и условия реализации. После перечисленных операций логической процессуальной процедурой выступает обслуживание клиента, которое можно определить, как реализацию и оплату товара. Процесс завершается связующим элементом между вторым и третьим уровнем, подведением результатов финансовой и отчетной документации. Информационным отражением такого процесса должна явиться оптимизация текущих «бумажных» процессов в электронное фактурирование, которое позволит быстро трансформировать и модернизировать процессы размещения и учета заказов, товаров и сделок.
Таким образом, на третьем уровне модели приходится решать задачи, связанные с координацией производственно-экономических процессов предыдущего уровня. Этот уровень служит для отображения информации, релевантной для принятия управленческих решений или координационных мероприятий в цепочке товародвижения. Информатизация процессов на данном уровне связана со стоимостным анализом расходованных ресурсов на предыдущих уровнях, и именно здесь чаще всего наблюдается разрыв информационно-системных связей. Кроме этого, на внешний уровень также может приходить информация по отдельным проблемам предприятия, управлению персоналом и другим областям.
Определение модели вдоль цепочек создания ценности для торгового предприятия производилось по трехмерному образцу структурирования. Поэтому соответственно, в первом измерении дифференцируются задачи, на основе исходных данных, охватывающие технические процессы и заканчиваются на различных производственно-экономических задачах, напрямую создающих стоимость торговой услуги, отображаясь в третьем административном блоке, связанном с принятием решений.
Данная модель, как одно из звеньев общей цифровой торгово-технологической системы, была сформирована авторами для понимания каким образом предоставление товара с одной стороны, и предлагаемый на рынке пакет торгово-технологических услуг — с другой, подвержены изменению под влиянием цифровой трансформации. Она позволяет на основе структурированного анализа торговых задач исследовать вопрос о том, какие потребности в изменениях или инновациях может повлечь за собой процесс данной трансформации.
Отметим, информационная экономика является формирующимся фундаментом цифрового общества. Основные сущностные элементы ее стратегической перспективы, направления цифровизации предприятий лишь формируются. Поэтому предприятиям лидерам и инноваторам коммерческой деятельности важно выявить и сформулировать те модели и взаимосвязи, реализации которых может оказывать им содействие. Нужно обосновывать приоритеты, обеспеченные конкурентными преимуществами, продвижению которых цифровая трансформация может и призвана способствовать. Предпосылки, необходимые для дальнейшего использования цифровой трансформации в формировании взаимоотношений в цепи товародвижения, как следует из модели, уже существуют.

Заключение. Анализ трансформаций, происходящих во взаимоотношениях контрагентов цепей товарообращения, позволяет сформулировать полученные результаты.
1. Доказана целесообразность комплексного использования информационных и цифровых технологий как базиса перспективного развития цепей товародвижения на основе совместного использования ресурсов цифровых платформ. Это позволяет создавать и выявлять динамические конкурентные преимущества, обеспечивать формирование добавленной стоимости товара или услуги.
2. Систематизированы принципы организации цифрового предприятия, под воздействием которых изменяются торгово-технологические процессы предприятий: индивидуализация, самоуправление, децентрализация, прозрачность, многоканальность. Реализация данных принципов позволит оптимизировать формирование модели цепочек создания ценности при цифровизации торгового предприятия.
3. Разработана общая трехуровневая модель торгового предприятия, структурированная по комплексам технических, производственно-экономических и координационных задач. Модель позволяет уяснить логику цифровизации товаров и торгово-технологических услуг. Это дает возможность понимания процессов получения доступа к торговым операциям, уклад взаимоотношений контрагентов в цепях товарообращения.


Литература
1. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. 2-е изд. — СПб., 2012. — 300 с.
2. Кольган М.В. Совершенствование системы информационной поддержки производственной деятельности предприятия ОАО «Роствертол» // Организатор производства. — 2013. — №1. — С.31–36.
3. Кольган М.В., Крымов С.М. Предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия ОАО «Роствертол» // Экономика и предпринимательство. — 2013. — №5 (34). — С. 401–404.
4. Кораблев В.В., Сарыгулов А.И., Соколов В.Н. Новые технологии и структура экономики будущего // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2017. — № 6(256). — С. 9–20. DOI: 10.5862/JE.256.1
5. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 9–2. — С. 879–883.
6. Красюк И.А., Оплеснина Е.Е. Особенности маркетингового управления российскими розничными торговыми сетями // Практический маркетинг. — 2013. — №11 (201). — С. 20–26.
7. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: монография; Донской государственный технический университет. — Ростов-на-Дону, 2012. — 176 с.
8. Федько В.П., Дудакова И.А., Диканов М.Ю. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) // Практический маркетинг. — 2006. — №11. — С. 29–37.
9. Dominik Lucke, Carmen Constantinescu, and Engelbert Westkämper. Context Data Model, the Backbone of a Smart Factory. In Sustainable Development of Manufacturing Systems: Proceedings of the 42nd CIRP Conference on Manufacturing Systems, Grenoble, France, June 3–5 2009.
10. Hawken P., Lovins A.B., Lovins L.H. Natural capitalism: The next industrial revolution. Routledge, 2013.
11. Industry Week Research [Электронный ресурс]. URL: http://www.industryweek.com/systems-integration/journey-smart-manufacturing-revolution?page=2
12. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83–91.
13. Ozerov E.S., Pupentsova S.V., Leventsov V.A., Dyachkov M.S. Selecting the best use option for assets in a corporate management system // Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions) 6th International Conference ICRITO. 2017. pp. 163–171.
14. Vneshmarket.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=320739.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия