| | Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Гульпенко К. В. профессор кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Сафарян Е. Х. аспирант кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье рассматриваются дискуссионные проблемы, связанные с организацией и осуществлением внутреннего и внешнего контроля в хозяйствующей деятельности экономических субъектов. Приводятся точки зрения ученых по ряду теоретических вопросов содержания внутреннего и внешнего контроля. Разработана классификация видов внутреннего контроля, а также направлений его проведения на предприятиях в современных условиях. Доказывается необходимость контроля в экономических субъектах, осуществляющих различные виды деятельности | Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, внешний контроль, процессы контроля на предприятии | УДК 657; ББК 65.291 Стр: 112 - 115 | Предпосылки благоприятного развития бизнеса, установки доверия к предоставляемой финансовой отчетности предприятия со стороны ее пользователей, а также роста конкурентоспособности предприятия могут быть сформированы при наличии системы внутреннего контроля. Это утверждение обосновано тем, что при рационально организованной команде внутреннего контроля в системе управления предприятием становится возможным определение проблемных аспектов развития компании, выявление отклонений от нормативных показателей, поиск резервов по использованию затрачиваемых в деятельности хозяйствующего субъекта ресурсов. Кроме того, происходит безусловное повышение качества и эффективности работы производственных участков предприятия, ее структурных подразделений (в том числе и финансового), служб и филиалов, что также создает основу для доверительных отношений с кредиторами и привлечения инвестиций.
Изучение трудов отечественных и зарубежных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита и внутреннего контроля выявляет некоторые проблемы в области организации системы внутреннего контроля, реализации ее процесса, определения ее места и роли при управлении предприятием. В связи с этим определяется актуальность исследования, необходимость в изучении всевозможных существующих подходов к понятию «внутренний контроль», в определении его сущности и классификации по различным признакам в соответствии с мнением российских и зарубежных авторов.
Внимание к вопросу создания системы внутреннего контроля в экономическом субъекте рассматривается в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [1], а также в информационном письме МФ РФ «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [2]. Полагаем, что нормативные документы, предоставляют обобщенное определение внутреннего контроля. В действительности организация системы внутреннего контроля во многом зависит от специфических особенностей деятельности предприятия, его масштабов и стадий жизненного цикла. Следовательно, внутренний контроль является одной из функций менеджмента компании по ее управлению и всегда присутствует в той или иной мере на предприятии. Для ее успешного функционирования в рамках хозяйствующего субъекта должна быть создана определенная среда, состоящая из пяти взаимосвязанных компонентов в соответствии с правилами модели COSO: контрольная среда, оценка рисков, средства контроля, информация и коммуникация, мониторинг. Исходя из этого считаем, что внутренний контроль по своей структуре организационно является более сложным, чем внутренний аудит.
Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволило выделить пять наиболее распространенных направлений контроля:
● функция управления;
● последний этап процесса управления;
● форма обратной связи для получения информации о результатах работы предприятия и его состояния;
● форма поиска отклонений фактических показателей от заданных значений;
● проверка соблюдения действующих законодательных актов и выявление нарушений.
В таблице 1 приводятся позиции авторов по направлению применения контроля в организации.
На наш взгляд, сводить понятие контроля полностью к правовой концепции, к способу проверки законности и соблюдения нормативно-правовых актов нельзя. Его следует рассматривать как влияние мер на рациональное и эффективное функционирование различных звеньев управления и принятия корректных управленческих решений. При этом контроль следует относить к форме управленческой деятельности, но с некоторыми особенностями, поскольку он может являться самостоятельной формой управления с позиции направленности, однородности содержания и однотипности способов осуществления. Контроль как самостоятельный инструмент управления позволяет субъекту управления своевременно получать информацию о функционировании и состоянии объекта управления.
Анализ мнений ученных показал, что внутренний контроль — это процесс наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым руководством управленческим решениям, выявления результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований, принципов и решений управленческого персонала.
Таблица 1
Точки зрения ученых по поводу контроля и его функций в организацииБольшой экономический словарь | Контроль — система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект [3]. | А.С. Наринский,
Н.Г. Гаджиев | Контроль — система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных перед ней задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению ее целей [4]. | А.Г. Зверев | Контроль — проверка законности, правильности и целесообразности расходования государственных средств, эффективности их использования. | А.А. Годунов | Контроль — способ организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения [5]. | Н.В. Лапухин,
В.Н. Подольский | Контроль рассматривается в трех аспектах: контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций; контроль как принцип управления; как завершающий процесс процедуры управленческих решений [6]. | Ф.Б.Риполь-Сарагоси
Р.В. Моргунов | Контроль — это система наблюдения и проверка процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, осуществляемые для оценки обоснованности и эффективности управленческих решений и результатов их выполнения; выявления отклонений от требования этих решений и нарушения принципов законности, достоверности и целесообразности операций и процессов деятельности управляемого объекта; вскрытия факторов, причин и условий возникновения неблагоприятных явлений и их устранения [7]. |
Определение Ф.Б. Риполь-Сарагоси и Р.В. Моргунова рассматривает контроль как способ непрерывного взаимодействия и воздействия на протекающие хозяйственные процессы, при этом выделяя контроль как самостоятельную функцию управления экономикой. Такой подход раскрывает контроль с разных точек зрения, позволяя рассматривать его как самостоятельный процесс.
Понятие внутреннего контроля является составной частью общего понятия контроля. Однако его изучению и анализу в отечественной и зарубежной литературе отведено совсем незначительное внимание. Вероятно это связано с отсутствием общего трактования некоторых теоретических и методологических вопросов.
Понятие внутреннего контроля зародилось в начале XVIII века. В то время под ним понимали сферу деятельности предприятия, содержащую разделение обязанностей управления, ротация персонала и продление анализа учетных данных. С развитием экономики функции внутреннего контроля претерпели изменения, направленные на обеспечение сохранности имущества организаций и подлинности учетных данных. В XXI веке внутренний контроль рассматривается с разных позиций, включая контроль за рисками. В табл.2 приводятся определения внутреннего контроля отечественными и зарубежными ученными.
В.В. Бурцев рассматривает внутренний контроль с двух позиций: понятие внутреннего контроля в широком смысле как система, состоящая из ряда элементов, и в узком смысле — как один из этапов управления. Во втором случае внутренний контроль представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки функционирования организации в целях оценки обоснованности и результативности управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства при принятии управленческих решений по устранению, снижению рисков деятельности.
Таблица 2
Содержание понятия внутреннего контроля в научной литературеВ.В. Бурцев | Регламентированная внутренними документами организация деятельности по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления [8].
Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства [9]. | И.Н. Пашкина
А.В. Евдокимова | Система мер, применяемых руководством предприятия для эффективного выполнения работниками обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность операций и их значение для предприятия [10]. | Т.П. Карпова | Процесс, с помощью которого органы управления оказывают влияние на работников организации для действительного выполнения поставленной стратегии. Внутренний контроль сосредотачивает внимание на элементах предприятия — отделах, службах, участках, цехах, бригадах, называемых центрами ответственности [11]. | Р. Адамс | Контроль осуществляется путем проверки и оценки адекватности и эффективности других видов контроля [12]. | А.К. Макальская | Система бухгалтерского учета, контрольная среда и отдельные виды контроля [13]. | В.Д. Андреев | Система контрольных процедур, планирование организации и методы управления объектом в целях эффективного проведения бизнеса, защиты активов, предотвращения ошибок, аккуратности учетных проводок и своевременного представления финансовой информации [14]. | А.М. Богомолов
Н.А. Голощапов | Вся финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений и предприятия в целом [15]. | В.И. Подольский | Независимая деятельность компании, направленная на проверку и оценку ее работы в интересах руководителя за деятельностью филиалов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований, проводимая в организациях специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами) [16]. |
Основное преимущество внутреннего контроля заключается в обеспечении эффективного контроля всей финансово-хозяйственной деятельности организации при сохранении коммерческой тайны и одновременно соблюдении его законных интересов.
Обобщая вышеприведенные мнения зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих понятие внутреннего контроля и проблемы, связанные с его организацией на экономическом субъекте, можно дать следующее определение внутреннего контроля. Внутренний контроль — подсистема, входящая в общую систему управления предприятием и занимающая в ней высокое положение, связанное с обеспечением повышения качества и эффективности управления с помощью выявления отклонений на всех уровнях, стадиях и процессах, а также передачей соответствующей информации органам управления для принятия управленческих решений. В конечном итоге организованная система внутреннего контроля во многом определяет устойчивое финансовое положение организации и конкурентоспособность предлагаемых на рынок товаров. Основным элементом системы внутреннего контроля является контрольная среда, обеспечивающая рациональное взаимодействие элементов его системы, содержащей информационное, аналитическое и другие виды обеспечения.
К субъектам внутреннего контроля относятся:
● представительные органы собственников организации в лице совета директоров, ревизионной комиссии;
● высшее руководство в лице генерального директора;
● специальные органы, осуществляющие контрольные функции;
● комиссии, создаваемые на временной основе для проведения инвентаризаций, тематических проверок, и др.;
● персонал организации.
К объектам внутреннего контроля относятся:
● финансово-хозяйственная деятельность организации;
● деятельность структурных подразделений, включая филиалы;
● отдельные виды деятельности организации, включая операции, процессы, сделки;
● финансовые, информационные потоки;
● деятельность отдельных сотрудников, отделов и служб.
На рис. 1 представлена классификация видов внутреннего контроля, имеющих место в конкретных организациях. | | | Рис.1. Классификация внутреннего контроля организаций | Внешний и внутренний контроль находятся в определенной зависимости от взаимоотношений субъекта и объекта. Внешний контроль осуществляется при проверке выдачи разрешительной документации и определении нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Первая форма на практике устанавливается нормативно-правовыми актами и направлена на максимальную защиту потребителя. Надзорные органы в таком случае обязаны проводить проверку выдачи разрешений по следующим направлениям:
● подтверждение способности экономического субъекта осуществлять качественную деятельность в соответствии с полученной аккредитацией или лицензией;
● проведение целенаправленной экспертизы с целью оценки результативности деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта;
● проверка соответствия выпускаемой продукции или услуги соответствующей сертификации с объявленными техническими условиями или соответствующими требованиями ГОСТов.
Объектами внутреннего контроля с позиции техники и технологии могут быть конкретные процессы, связанные с выпускаемой продукцией и ее качеством, а также конкретные результаты в виде прибыли и убытков организации. В современных условиях большое значение в организации внутреннего контроля отводится новым цифровым технологиям, с помощью которых решаются как технические, так и временные задачи. Функционирование системы внутреннего контроля неразрывно связано с его оперативностью, что позволяет обеспечить своевременное устранение нарушений и, в конечном итоге, принятие управленческих решений. Мы полагаем, что рационально выстроенная система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта неразрывно связана как с разрешением локальных решений, так и конечных результатов его деятельности.
Дискуссионность проблемы состоит в обосновании задач внутреннего контроля в условиях развивающейся экономики и, соответственно, бизнеса. Глобально задачи можно рассмотреть с позиции трех направлений:
● выявление отклонений на стадии производственного процесса и своевременное их устранение благодаря превентивному воздействию на объект;
● создание ситуации невозможности вновь возникающего отклонения;
● стремление решить поставленные задачи без каких-либо отклонений.
В действительности весь коллектив хозяйствующего субъекта старается изначально предотвратить негативные результаты контроля. В таблице 3 представлены направления совершения внутреннего контроля и его цели.
Перечень направлений и целей внутреннего контроля требует соответствующей действенной работы служб хозяйствующего субъекта.
Таблица 3
Основные направления и цели внутреннего контроляНаправление внутреннего контроля | Цель проведения внутреннего контроля |
---|
В интересах собственников | Сбор информации об эффективности функционирования предприятия и о его имущественном состоянии | Управленческий контроль | Увеличение доходов от деятельности организации и повышение показателей рентабельности; контроль за составом и количеством затрат, связанных с формированием себестоимости вырабатываемой продукции | Технологический | Контроль технологических операций, связанных с производством продукции и работой технических средств | Операционный контроль | Контроль хозяйственных операций с целью сохранности и рационального использования активов организации | Правовой контроль | Соблюдение соответствия заключенных договоров действующим нормативно-правовым актам | Финансовый контроль | Проведение мониторинга всей системы учета и контроль за использованием денежных ресурсов | Налоговый контроль | Выполнение всех обязательств организации перед бюджетом |
Таким образом, необходимость создания в хозяйствующем субъекте службы внутреннего контроля обусловлена тем, что по ряду объективных и субъективных причин система контроля будет постоянно изменяться в соответствии с задачами, которые ставит руководство организации. Поэтому система внутреннего контроля по своей сути представляет собой рациональную систему, направленную на взаимодействие управленческого персонала с производственным, обеспечение взаимосвязи управленческих служб с каждым хозяйствующим подразделением, а также между всеми сотрудниками коллектива. Представленная работа поставила важные задачи перед организацией внутреннего контроля, отметила его необходимость и цель, но решить эти проблемы возможно при наличии соответствующего методического обеспечения и использования технических средств. |
| |
|
|