Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Гульпенко К. В.
профессор кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Сафарян Е. Х.
аспирант кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Место внутреннего контроля в системе управления предприятием
В статье рассматриваются дискуссионные проблемы, связанные с организацией и осуществлением внутреннего и внешнего контроля в хозяйствующей деятельности экономических субъектов. Приводятся точки зрения ученых по ряду теоретических вопросов содержания внутреннего и внешнего контроля. Разработана классификация видов внутреннего контроля, а также направлений его проведения на предприятиях в современных условиях. Доказывается необходимость контроля в экономических субъектах, осуществляющих различные виды деятельности
Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, внешний контроль, процессы контроля на предприятии
УДК 657; ББК 65.291   Стр: 112 - 115

Предпосылки благоприятного развития бизнеса, установки доверия к предоставляемой финансовой отчетности предприятия со стороны ее пользователей, а также роста конкурентоспособности предприятия могут быть сформированы при наличии системы внутреннего контроля. Это утверждение обосновано тем, что при рационально организованной команде внутреннего контроля в системе управления предприятием становится возможным определение проблемных аспектов развития компании, выявление отклонений от нормативных показателей, поиск резервов по использованию затрачиваемых в деятельности хозяйствующего субъекта ресурсов. Кроме того, происходит безусловное повышение качества и эффективности работы производственных участков предприятия, ее структурных подразделений (в том числе и финансового), служб и филиалов, что также создает основу для доверительных отношений с кредиторами и привлечения инвестиций.
Изучение трудов отечественных и зарубежных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита и внутреннего контроля выявляет некоторые проблемы в области организации системы внутреннего контроля, реализации ее процесса, определения ее места и роли при управлении предприятием. В связи с этим определяется актуальность исследования, необходимость в изучении всевозможных существующих подходов к понятию «внутренний контроль», в определении его сущности и классификации по различным признакам в соответствии с мнением российских и зарубежных авторов.
Внимание к вопросу создания системы внутреннего контроля в экономическом субъекте рассматривается в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [1], а также в информационном письме МФ РФ «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [2]. Полагаем, что нормативные документы, предоставляют обобщенное определение внутреннего контроля. В действительности организация системы внутреннего контроля во многом зависит от специфических особенностей деятельности предприятия, его масштабов и стадий жизненного цикла. Следовательно, внутренний контроль является одной из функций менеджмента компании по ее управлению и всегда присутствует в той или иной мере на предприятии. Для ее успешного функционирования в рамках хозяйствующего субъекта должна быть создана определенная среда, состоящая из пяти взаимосвязанных компонентов в соответствии с правилами модели COSO: контрольная среда, оценка рисков, средства контроля, информация и коммуникация, мониторинг. Исходя из этого считаем, что внутренний контроль по своей структуре организационно является более сложным, чем внутренний аудит.
Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволило выделить пять наиболее распространенных направлений контроля:
● функция управления;
● последний этап процесса управления;
● форма обратной связи для получения информации о результатах работы предприятия и его состояния;
● форма поиска отклонений фактических показателей от заданных значений;
● проверка соблюдения действующих законодательных актов и выявление нарушений.
В таблице 1 приводятся позиции авторов по направлению применения контроля в организации.
На наш взгляд, сводить понятие контроля полностью к правовой концепции, к способу проверки законности и соблюдения нормативно-правовых актов нельзя. Его следует рассматривать как влияние мер на рациональное и эффективное функционирование различных звеньев управления и принятия корректных управленческих решений. При этом контроль следует относить к форме управленческой деятельности, но с некоторыми особенностями, поскольку он может являться самостоятельной формой управления с позиции направленности, однородности содержания и однотипности способов осуществления. Контроль как самостоятельный инструмент управления позволяет субъекту управления своевременно получать информацию о функционировании и состоянии объекта управления.
Анализ мнений ученных показал, что внутренний контроль — это процесс наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым руководством управленческим решениям, выявления результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований, принципов и решений управленческого персонала.

Таблица 1
Точки зрения ученых по поводу контроля и его функций в организации
Большой экономический словарьКонтроль — система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект [3].
А.С. Наринский,
Н.Г. Гаджиев
Контроль — система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных перед ней задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению ее целей [4].
А.Г. ЗверевКонтроль — проверка законности, правильности и целесообразности расходования государственных средств, эффективности их использования.
А.А. ГодуновКонтроль — способ организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения [5].
Н.В. Лапухин,
В.Н. Подольский
Контроль рассматривается в трех аспектах: контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций; контроль как принцип управления; как завершающий процесс процедуры управленческих решений [6].
Ф.Б.Риполь-Сарагоси
Р.В. Моргунов
Контроль — это система наблюдения и проверка процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, осуществляемые для оценки обоснованности и эффективности управленческих решений и результатов их выполнения; выявления отклонений от требования этих решений и нарушения принципов законности, достоверности и целесообразности операций и процессов деятельности управляемого объекта; вскрытия факторов, причин и условий возникновения неблагоприятных явлений и их устранения [7].

Определение Ф.Б. Риполь-Сарагоси и Р.В. Моргунова рассматривает контроль как способ непрерывного взаимодействия и воздействия на протекающие хозяйственные процессы, при этом выделяя контроль как самостоятельную функцию управления экономикой. Такой подход раскрывает контроль с разных точек зрения, позволяя рассматривать его как самостоятельный процесс.
Понятие внутреннего контроля является составной частью общего понятия контроля. Однако его изучению и анализу в отечественной и зарубежной литературе отведено совсем незначительное внимание. Вероятно это связано с отсутствием общего трактования некоторых теоретических и методологических вопросов.
Понятие внутреннего контроля зародилось в начале XVIII века. В то время под ним понимали сферу деятельности предприятия, содержащую разделение обязанностей управления, ротация персонала и продление анализа учетных данных. С развитием экономики функции внутреннего контроля претерпели изменения, направленные на обеспечение сохранности имущества организаций и подлинности учетных данных. В XXI веке внутренний контроль рассматривается с разных позиций, включая контроль за рисками. В табл.2 приводятся определения внутреннего контроля отечественными и зарубежными ученными.
В.В. Бурцев рассматривает внутренний контроль с двух позиций: понятие внутреннего контроля в широком смысле как система, состоящая из ряда элементов, и в узком смысле — как один из этапов управления. Во втором случае внутренний контроль представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки функционирования организации в целях оценки обоснованности и результативности управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства при принятии управленческих решений по устранению, снижению рисков деятельности.

Таблица 2
Содержание понятия внутреннего контроля в научной литературе
В.В. БурцевРегламентированная внутренними документами организация деятельности по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления [8].
Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства [9].
И.Н. Пашкина
А.В. Евдокимова
Система мер, применяемых руководством предприятия для эффективного выполнения работниками обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность операций и их значение для предприятия [10].
Т.П. КарповаПроцесс, с помощью которого органы управления оказывают влияние на работников организации для действительного выполнения поставленной стратегии. Внутренний контроль сосредотачивает внимание на элементах предприятия — отделах, службах, участках, цехах, бригадах, называемых центрами ответственности [11].
Р. АдамсКонтроль осуществляется путем проверки и оценки адекватности и эффективности других видов контроля [12].
А.К. МакальскаяСистема бухгалтерского учета, контрольная среда и отдельные виды контроля [13].
В.Д. АндреевСистема контрольных процедур, планирование организации и методы управления объектом в целях эффективного проведения бизнеса, защиты активов, предотвращения ошибок, аккуратности учетных проводок и своевременного представления финансовой информации [14].
А.М. Богомолов
Н.А. Голощапов
Вся финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений и предприятия в целом [15].
В.И. ПодольскийНезависимая деятельность компании, направленная на проверку и оценку ее работы в интересах руководителя за деятельностью филиалов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований, проводимая в организациях специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами) [16].

Основное преимущество внутреннего контроля заключается в обеспечении эффективного контроля всей финансово-хозяйственной деятельности организации при сохранении коммерческой тайны и одновременно соблюдении его законных интересов.
Обобщая вышеприведенные мнения зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих понятие внутреннего контроля и проблемы, связанные с его организацией на экономическом субъекте, можно дать следующее определение внутреннего контроля. Внутренний контроль — подсистема, входящая в общую систему управления предприятием и занимающая в ней высокое положение, связанное с обеспечением повышения качества и эффективности управления с помощью выявления отклонений на всех уровнях, стадиях и процессах, а также передачей соответствующей информации органам управления для принятия управленческих решений. В конечном итоге организованная система внутреннего контроля во многом определяет устойчивое финансовое положение организации и конкурентоспособность предлагаемых на рынок товаров. Основным элементом системы внутреннего контроля является контрольная среда, обеспечивающая рациональное взаимодействие элементов его системы, содержащей информационное, аналитическое и другие виды обеспечения.
К субъектам внутреннего контроля относятся:
● представительные органы собственников организации в лице совета директоров, ревизионной комиссии;
● высшее руководство в лице генерального директора;
● специальные органы, осуществляющие контрольные функции;
● комиссии, создаваемые на временной основе для проведения инвентаризаций, тематических проверок, и др.;
● персонал организации.
К объектам внутреннего контроля относятся:
● финансово-хозяйственная деятельность организации;
● деятельность структурных подразделений, включая филиалы;
● отдельные виды деятельности организации, включая операции, процессы, сделки;
● финансовые, информационные потоки;
● деятельность отдельных сотрудников, отделов и служб.
На рис. 1 представлена классификация видов внутреннего контроля, имеющих место в конкретных организациях.
Рис.1. Классификация внутреннего контроля организаций

Внешний и внутренний контроль находятся в определенной зависимости от взаимоотношений субъекта и объекта. Внешний контроль осуществляется при проверке выдачи разрешительной документации и определении нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Первая форма на практике устанавливается нормативно-правовыми актами и направлена на максимальную защиту потребителя. Надзорные органы в таком случае обязаны проводить проверку выдачи разрешений по следующим направлениям:
● подтверждение способности экономического субъекта осуществлять качественную деятельность в соответствии с полученной аккредитацией или лицензией;
● проведение целенаправленной экспертизы с целью оценки результативности деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта;
● проверка соответствия выпускаемой продукции или услуги соответствующей сертификации с объявленными техническими условиями или соответствующими требованиями ГОСТов.
Объектами внутреннего контроля с позиции техники и технологии могут быть конкретные процессы, связанные с выпускаемой продукцией и ее качеством, а также конкретные результаты в виде прибыли и убытков организации. В современных условиях большое значение в организации внутреннего контроля отводится новым цифровым технологиям, с помощью которых решаются как технические, так и временные задачи. Функционирование системы внутреннего контроля неразрывно связано с его оперативностью, что позволяет обеспечить своевременное устранение нарушений и, в конечном итоге, принятие управленческих решений. Мы полагаем, что рационально выстроенная система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта неразрывно связана как с разрешением локальных решений, так и конечных результатов его деятельности.
Дискуссионность проблемы состоит в обосновании задач внутреннего контроля в условиях развивающейся экономики и, соответственно, бизнеса. Глобально задачи можно рассмотреть с позиции трех направлений:
● выявление отклонений на стадии производственного процесса и своевременное их устранение благодаря превентивному воздействию на объект;
● создание ситуации невозможности вновь возникающего отклонения;
● стремление решить поставленные задачи без каких-либо отклонений.
В действительности весь коллектив хозяйствующего субъекта старается изначально предотвратить негативные результаты контроля. В таблице 3 представлены направления совершения внутреннего контроля и его цели.
Перечень направлений и целей внутреннего контроля требует соответствующей действенной работы служб хозяйствующего субъекта.

Таблица 3
Основные направления и цели внутреннего контроля
Направление внутреннего контроляЦель проведения внутреннего контроля
В интересах собственниковСбор информации об эффективности функционирования предприятия и о его имущественном состоянии
Управленческий контрольУвеличение доходов от деятельности организации и повышение показателей рентабельности; контроль за составом и количеством затрат, связанных с формированием себестоимости вырабатываемой продукции
ТехнологическийКонтроль технологических операций, связанных с производством продукции и работой технических средств
Операционный контрольКонтроль хозяйственных операций с целью сохранности и рационального использования активов организации
Правовой контрольСоблюдение соответствия заключенных договоров действующим нормативно-правовым актам
Финансовый контрольПроведение мониторинга всей системы учета и контроль за использованием денежных ресурсов
Налоговый контрольВыполнение всех обязательств организации перед бюджетом

Таким образом, необходимость создания в хозяйствующем субъекте службы внутреннего контроля обусловлена тем, что по ряду объективных и субъективных причин система контроля будет постоянно изменяться в соответствии с задачами, которые ставит руководство организации. Поэтому система внутреннего контроля по своей сути представляет собой рациональную систему, направленную на взаимодействие управленческого персонала с производственным, обеспечение взаимосвязи управленческих служб с каждым хозяйствующим подразделением, а также между всеми сотрудниками коллектива. Представленная работа поставила важные задачи перед организацией внутреннего контроля, отметила его необходимость и цель, но решить эти проблемы возможно при наличии соответствующего методического обеспечения и использования технических средств.


Литература
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 №481-ФЗ)
2. Информация №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
4. Лабынцев Н.Т. Концепция аудита на современном этапе развития экономики России: теория и методология. Автореф. дис. д-ра экон. наук — М., 1998. — 21с.
5. Годунов А.А. Социально-экономические проблемы управления социалистическим производством. — М.: Экономика, 1975. — 263 с.
6. Лапухин Н.В., Подольский В.Н. Экономическому контролю — современные технологические решения. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 118 с.
7. Риполь-Сарагоси Ф.Б., Моргунов Р.В. Комментарии к составу затрат. — М.: Экспертное бюро, 2000. — 127с.
8. Бурцев В.В. Система внутреннего контроля организации в современных условиях хозяйствования // Аудиторские ведомости. — 1998. — №8.
9. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. — М.: ЭКЗАМЕН, 2000. — 320 с.
10. Пашкина И.Н., Евдокимова А.В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. — Дашков и Ко, 2009. — 325 с.
11. Карпова Т.П. Управленческий учет. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 198. — 347с.
12. Адамс Р. Основы аудита: / Под ред. Я.В. Соколова; пер. с англ. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. — 398 с.
13. Макальская А.К. Внутренний аудит: учебно-практическое пособие. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2000. — 80с.
14. Андреев В.Д. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия // Аудиторские ведомости. — 2004. — №2. — С. 35–41.
15. Богомолов А.М. Внутренний аудит. Организация и методика проведения / А.М. Богомолов, Н.А. Голощапов. — М.: «Экзамен», 1999. — 192 с.
16. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 411 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия