Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Красюк И. А.
профессор Высшей школы сервиса и торговли
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
доктор экономических наук

Лямин Б. М.
аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Особенности инновационного развития предприятий торговой отрасли в современных экономических условиях
В статье рассмотрены внутренние факторы, влияющие на товарооборот предприятий торговой отрасли, с помощью корреляционно-регрессионного анализа выявлены факторы, имеющие сильное влияние на деятельность предприятий торговли. Определены направления развития торговой отрасли в современных экономических условиях и предложены инновационные пути для реализации поступательного движения, как на предприятиях торговой отрасли, так и в российской экономике в целом
Ключевые слова: цифровая экономика, инновационные процессы, торговая отрасль, инновации, инвестиции, инновационное развитие
УДК 339.3; ББК 65.422   Стр: 101 - 104

Стратегические ориентиры руководства России отмечают необходимость роста отечественной экономики темпами выше мировых. Для этого следует нарастить объемы инвестиций в основной капитал организаций и, вместе с тем, большое внимание уделять инновационным преобразованиям, направленным, в конечном счете, на повышение конкурентоспособности предприятий как внутри страны, так и на внешних рынках. Это особенно важно в условиях экономической нестабильности, так как предприятия, ввиду снижающегося спроса вследствие снижения покупательской способности населения, могут выходить на внешние рынки для получения дополнительной прибыли и увеличения рынка сбыта.
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, но в то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие в значительном научно-техническом потенциале и высококвалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), имеет на мировом рынке наукоемкой продукции долю по разным оценкам — от 0,35 % до 1% [1, с. 149–159]. В Рейтинге составленным WIPO (world intellectual property organization), по данным доклада «Глобальный индекс инноваций — 2017», Россия заняла 45-е место в списке из 127 стран. Среди стран БРИКС Россия занимает второе место после Китая (22).
Особое внимание необходимо обратить на такой важный внутренний фактор сдерживания инновационных преобразований, как реальные располагаемые доходы населения, которые напрямую влияют на покупательскую способность населения и, как следствие, на товарооборот розничных торговых предприятий (рис. 1)
После кризисных явлений 2014 года реальные денежные доходы населения год от года сокращаются. Схожая динамика и у оборота розничной торговли, который с 2014 года также сокращается и, несмотря на то, что с 2016 года сокращение к предыдущему году существенно замедлилось, положительной динамики не наблюдается. Соответственно проведение инновационных преобразований за счет внутренних ресурсов стало более рискованным. Торговля вносит существенный вклад в ВВП. В 2017 году ее доля составила 19% [1], соответственно стабильность и эффективность торговли является обязательным условием нормального функционирования экономики государства.
На такой важнейший показатель торговли как товарооборот влияет множество внешних и внутренних факторов, однако, в большей степени на внутреннюю торговлю влияют соответствующие внутренние факторы. Таким образом, необходимо оценить внутренние факторы, влияющие на товарооборот в стране при помощи корреляционно-регрессионного анализа, рассчитанного в программном комплексе SPSS.
В качестве показателя, характеризующего положение торговли в стране был выбран стоимостной показатель «товарооборот в фактических ценах», этот показатель в модели является зависимой переменной. Факторами, влияющими на товарооборот являются: внутренняя государственная политика, конкуренция в отрасли, платежеспособность населения, наличие доступных инноваций и финансовых ресурсов. При этом в качестве переменных, характеризующих эти факторы, в результате эмпирических исследований были выбраны следующие показатели: валовой внутренний продукт; доходы населения; внутренние затраты на исследования и разработки; инвестиции в основной капитал; число предприятий и организаций.
Для проведения корреляционно-регрессионного анализа в качестве факторных переменных были привлечены следующие величины:
X1 — валовой внутренний продукт, млрд руб.;
X2 — доходы населения в фактических ценах, млрд руб.;
X3 — внутренние затраты на исследования и разработки, млрд руб.;
X4 — инвестиции в основной капитал, млрд руб.;
X5 — число предприятий и организаций, тыс. шт.
Рис. 1. Соотношение показателей реальных располагаемых денежных доходов по РФ в % к предыдущему году и оборота розничной торговли на душу населения, в % к предыдущему году


Результативный признак (у) — товарооборот в фактических ценах, млрд руб.
Особенностью анализируемой информации является то, что данные были взяты в фактических ценах из официальных источников.
Так как по некоторым показателям данные за 2017 год отсутствуют, информацию использовали за период 2010–2016 гг., что является показательным, поскольку основные изменения данных были в интервале 2013–2015 гг.
Значения переменных представлены в табл.1.

Таблица 1
Значения переменных за период 2010–2016 гг.
Временной интервалyX1X2X3X4X5
201016512,046309,0032498523,49152,14823,3
201119104,360282,0035648610,411035,74866,6
201221394,568164,0039318699,812588,84886,4
201323685,971017,0044650749,813450,24843,4
201426356,279200,0047921847,513902,64886
201527526,883387,0053526914,713897,25043,6
201628305,686149,0054118943,814748,84764,5

Для корреляционно-регрессионного анализа был выбран метод Enter, включающий все независимые переменные, выбранные для анализа. Результаты анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2
Показатели уравнения регрессии
МодельНестандартизированные
коэффициенты
Стандартизированные
коэффициенты
tЗнч.
BСтд. ошибкаБета
(Константа)-4691,21820783,005 -0,2660,859
VAR0002-0,0820,307-0,256-0,2650,835
VAR00030,0680,3890,1300,1750,889
VAR000423,78136,9620,8340,6430,636
VAR00050,6770,9530,2970,7100,607
VAR00060,8574,1330,0170,2070,870

Уравнение множественной регрессии для анализа имеет следующий вид:
Y = -0,082X1 + 0,068X2 + 23,781X3 + 0,677X4 + 0,857X5 – 4691,218 (1)

По значениям β-коэффициентов наибольшее влияние на товарооборот оказывают — внутренние затраты на исследования и разработки (коэффициент — 0,834), также важным фактором влияющим на товарооборот являются: «инвестиции в основной капитал» (0,297); другие исследуемые факторы также влияют на товарооборот в РФ, но их влияние не так велико: валовой внутренний продукт (-0,256); доходы населения в фактических ценах (0,130); фактор «число предприятий и организаций» имеет достаточно слабое влияние на товарооборот. Таким образом, полученные результаты подчеркивают важность и необходимость стимулирования предприятий внедрять инновации и направлять инвестиционные ресурсы в основной капитал.
Коэффициент множественной корреляции (R) составляет 0,998, что показывает высокую связь между исследуемыми показателями. Коэффициент множественной детерминации (R2) равен 99,6%, т.е. вариация факторов, включенных в уравнение регрессии, объясняет 99,8% вариации объема отгруженной инновационной продукции и услуг. Это свидетельствует о высоком уровне информационной способности модели.
Критерий Фишера (F), с помощью которого оценивают качество регрессионной модели, равен 53,231, что больше уровня значимости, составившего 0,104. Это говорит о значимости построенной модели.
Проверка на наличие систематических связей между остатками соседних случаев произведена при помощи теста на автокорреляцию Дарбина-Уотсона. Значение этого коэффициента составляет 2,289, таким образом, выполняется условие: 1,5 < DW < 2,5.
Гистограмма остатков (рис. 2) согласуется с нормальным распределением. Это свидетельствует о том, что модель подобрана правильно.
Рис. 2. Гистограмма остатков (зависимая переменная: товарооборот в фактических ценах,
по оси абсцисс — стандартные остатки регрессии,
по оси ординат — частота)

График остатков на нормальном вероятностном распределении (рис. 3) показывает, что остатки хорошо ложатся на прямую. Это также показывает, что модель неплохо описывают используемые данные.
Рис. 3. График остатков на нормальном вероятностном распределении (зависимая переменная товарооборота в фактических ценах: по оси абсцисс — наблюдаемые нормальные значения, по оси ординат — ожидаемые нормальные значения)

Таким образом, проведя корреляционно-регрессионный анализ можно сделать вывод, что наиболее значимыми факторами, влияющими на показатель «товарооборот в фактических ценах» являются внутренние затраты на исследования и разработки, инвестиции в основной капитал. При этом, выявленные факторы влияют прямо пропорционально на товарооборот в стране. Поэтому стоит рассмотреть более подробно осуществление инновационной деятельности как на предприятиях торговой отрасли, так и в других отраслях отечественной экономики.
В настоящее время потребительский рынок России имеет ряд характерных черт [3, 4, 5]. Во-первых, это разнообразие однотипных товаров, которых по некоторым товарным группам даже несколько больше необходимого. Во-вторых, это, как уже отмечалось ранее, снижающийся покупательский спрос, что ведет к ухудшению показателей деятельности предприятий торговли. Наконец, в-третьих, на фоне кризисных явлений, начавшихся в 2014–2015 гг. в розничной торговле существует тенденция к олигополизации рынка, поскольку выручка двух лидеров рынка (АО «Тандер и X5 Retail Group) превысила в 2017 году 2,4 трлн рублей. Активно закрываются региональные торговые сети: по итогам 2017 было закрыто более 90 региональных и локальных сетей по продаже продуктов питания, розничных продавцов товаров для дома и одежды. Их доля на рынке и, во многих случаях, их локации были приобретены крупными игроками рынка.
Подведя итог проведенным выше расчетам и проанализировав особенности современного состояния торговой отрасли в стране, необходимо отметить важность внедрения инновационных технологий в торгово-технологические и организационно-управленческие процессы для своевременного развития и недопущения еще большей разбалансировки отрасли. Инновационное развитие предприятий торговой отрасли можно условно разделить на три направления: техническое, экономическое и социальное (табл. 3).

Таблица 3
Направления инновационного развития торговой отрасли
Направление развитияВид инновацийПримеры инноваций
в торговле
ТехническоеТехнологические, информационные– совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры;
– развитие интернет-торговли;
– автоматизация, применение роботизированных технологий;
– новые технологии самообслуживания (Прайс-чекеры, кассы самообслуживания, радиочастотные метки и т.д.);
– создание новых продуктов по заказу торговых предприятий
Экономическоеорганизационно-управленческие, экономические, маркетинговые, информационные– бесконтактная оплата покупок;
– «партнерский» маркетинг;
– совершенствование программ лояльности;
– оптимизация организационно-управленческого персонала;
– поиск резервов роста при помощи IT-технологий;
– повышение квалификации работников
СоциальноеСоциальные, маркетинговые, информационные– доставка продуктов в отдаленные населенные пункты;
– социальные программы для пенсионеров и инвалидов;
– повышение качества обслуживания;

Техническое развитие торговой отрасли направлено на совершенствование, в первую очередь, материально-технической базы предприятий торговли, обновление техники, автоматизацию процессов, внедрение новых технологий самообслуживания, таких как кассы самообслуживания, где покупатель может самостоятельно отсканировать товары и оплатить покупку любым удобным способом и радиочастотные метки — современная замена штрих-кодов, позволяющая мгновенно вычислить стоимость корзины с покупками [2]. Важным направлением технического развития предприятий торговли будет являться развитие дистанционных форматов торговли.
Экономическое развитие торговой отрасли направлено на рост рентабельности торговой деятельности и сокращении, как текущих издержек, так и долговременных затрат (капитальный ремонт помещений, строительство новых торговых помещений и т.д.). Повышение рентабельности предприятий может быть достигнуто за счет реализации достаточно большого количества инноваций, например, оптимизации организационно-управленческого персонала, т.е. активное применение аутсорсинга и IT-технологий, сокращающих трудоемкость документооборота [9, 10]. Внедрение «партнерского» маркетинга, когда торговое предприятие ненавязчиво напоминает о себе потенциальному покупателю скидками или бонусами, тем самым выстраивая с ним взаимовыгодные — партнерские отношения. При освоении инновационных технологий особое внимание стоит уделить трудовым ресурсам на предприятии. Необходимо чтобы каждый работник понимал значимость той или иной инновации, для этого проводятся тренинги, обучающие семинары направленные на повышение квалификации сотрудников.
Социальное развитие торговой отрасли обеспечивает физическую доступность товаров в удаленных населенных пунктах, широкий ассортимент качественных продуктов питания, повышает качество обслуживания в целях экономии времени покупателей [11, 12]. Стоит отметить, что социальное направление развития торговой отрасли должно активно поддерживаться государством для бесперебойной работы предприятий торговли в отдаленных и труднодоступных населённых пунктах и для обеспечения малообеспеченных слоев общества качественными продуктами питания.
Таким образом, для развития отечественной экономики в современных условиях необходимо активизировать работу по освоению инновационных преобразований на предприятиях различных отраслей [6, 7, 8]. Предприятия торговой отрасли в силу своих особенностей более восприимчивы к инновациям. В связи с этим необходимо поддерживать внедрение инновационных преобразований на предприятиях торговли в различных направлениях их деятельности. Одна из основных сложностей при внедрении инноваций заключается в высоких затратах на внедрение а, следовательно, их экономической целесообразности. В связи с этим необходимо отметить важную роль государства в инновационной деятельности коммерческих предприятий, поскольку без государственной поддержки инновационные преобразования осуществляются достаточно медленно и неохотно. А понимание необходимости выстраивать цифровую экономику говорит о том, что если не стимулировать внедрение инноваций, то отечественные предприятия не только будут неконкурентоспособны на международном рынке, но и на внутреннем.


Литература
1. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб. / Росстат — M., 2018 — 522 с.
2. Волчалинов Л. ИТ в торговле: RFID все-таки станет мейнстримом. http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2008/articles/ RFID.shtm
3. Пецольдт К. Проблемы и перспективы применения технологий самообслуживания в России и Германии / К. Пецольд, А.Г. Коваль, Я. Шлиеве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 11. — 2011.
4. Лямин Б.М. Теоретические аспекты инновационно-инвестиционной деятельности предприятий торговой отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2018. — №5. — С. 20–25.
5. Лямин Б.М. Стратегические ориентиры инновационно-инвестиционной политики торговых предприятий // В сборнике: Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады. — 2018. — С. 316–320.
6. Лямин Б.М. Анализ ключевых факторов, влияющих на инновационные преобразования на предприятиях торговой отрасли // I Всероссийская школа молодых ученых «Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления». — 2018. — С. 185–190.
7. Разработка инструментария обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем при реализации стратегий инновационного развития: Дмитриева Е.В., Лукинова О.А., Шеина Ю.В.и др.: коллективная монография / Под общ. ред. Т.О. Толстых. — Воронеж, 2012. Т. Ч. 2. — 356 с.
8. Трещевский Ю.И., Эйтингон В.Н., Трещевский Д.Ю. Управление инновационным развитием социальноэкономических систем: методологические аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. — 2012. — № 2. — С. 149–154.
9. Яковенко В.С. Инновационное развитие как объективное экономическое явление // Дискуссия. — 2011. — № 5. — С. 51–56.
10. Дудакова И.А. Развитие инфраструктуры розничной торговли /И.А. Дудакова, В.П. Федько // Маркетинг. — 2010. — № 2(111). — С. 97–106.
11. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: Крымов С.М., Гапоненко Т.В., Горбачева И.Е. и др.: коллективная монография / под общ. ред. С. М. Крымова; Донской государственный технический университет. — Ростов-на-Дону, 2012.
12. Красюк И.А. Развитие электронной розничной торговли в России / И.А. Красюк, О.Р. Ногина // Практический маркетинг. — 2015. — №7(221). — С. 3–8.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия