Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Белая А. С.
соискатель кафедры бухгалтерского учета и анализа
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Применение процессно-ориентированного подхода в управлении предприятиями пищевой промышленности
В статье анализируется текущее состояние пищевой промышленности России, а также векторы развития отрасли. Рассматриваются преимущества процессно-ориентированного управления на предприятиях пищевой промышленности, определения понятия бизнес-процессов, их виды и классификация
Ключевые слова: пищевая промышленность, стратегия развития, государственная поддержка, бизнес-процессы, классификация по видам
ББК У30(2)–801я73   Стр: 98 - 101

В настоящее время одним из важнейших и эффективных секторов экономики является агропромышленный комплекс, который включает в себя предприятия пищевой промышленности. Данный сектор призван решать одну из важнейших задач — содействие обеспечению национальной продовольственной безопасности [1].
Обеспечение населения страны продуктами питания в тех объемах и ассортименте, которые являются достаточными для формирования сбалансированного и правильного рациона питания на уровне норм потребления, рекомендуемых Министерством здравоохранения Российской Федерации — важнейшая задача пищевой промышленности России [2].
Понятие «пищевая промышленность» определяется как объединение производства пищевых продуктов (готовых или полуфабрикатов), а также табачных изделий, моющих средств и мыла. Данная отрасль промышленности напрямую связана с сельским хозяйством, как поставщиком сырья, а также с торговлей и является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в мире. Производственный процесс направлен на потребителя, что делает ее наиболее восприимчивой даже к незначительным колебаниям рынка. В ходе изменения вкусов потребителей систематически обновляется ассортимент продукции.
Доля мирового ВВП, приходящаяся на пищевую промышленность, в том числе производство напитков, составляет не менее 6 %. Состояние данной отрасли отчетливо отражает уровень жизни стран мира и степень развития агропромышленного комплекса. Отечественная отрасль пищевой промышленности в основном направлена на внутренний рынок, она объединяет в себе около 30 секторов и их составляющих, из которых пищевая (пищевкусовая), мясная, рыбная, молочная, крупяная и мукомольная являются основными. Продукция производства предприятий пищевой промышленности России конкурентоспособна на внутреннем рынке по ценовым характеристикам, ее качество не уступает, а в ряде случаев превосходит импортную.
В основной перечень задач, поставленных на государственном уровне, входит стимулирование увеличения объемов производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.
В связи с введением в 2014 году продовольственного эмбарго на ввоз определенного перечня продуктов питания из ряда стран (страны, входящие в Евросоюз, а также США, Норвегия, Канада, Австралия) Россия перестроила импорт продовольственных товаров. Так как уровень конкуренции в отрасли значительно снизился и отечественные производители заполнили рынок, нарастив темпы производства, можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация послужила активным толчком для развития пищевой промышленности.
Объёмы импорта, «выпавшие» в результате введения Российской Федерацией во второй половине 2014 года ограничений, частично были компенсированы за счёт увеличения поставок из стран, не попавших под запрет. В то же время главный акцент был сделан на развитии собственного производства, мобилизации внутренних продовольственных ресурсов, повышении товарности производимой сельскохозяйственной продукции, разработке новых форм экономической поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, что способствовало положительной динамике производства в отраслях сельского хозяйства [3].
В 2012 году Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, актуализированная, с учетом сложившейся ситуации. В основу ее стратегических целей легла Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации, важнейшей задачей которой является снижение зависимости страны от импортной продукции. Отдельный акцент делается на высокой значимости повышения конкурентоспособности российской продукции на внутреннем рынке и за рубежом в условиях членства России во Всемирной торговой организации (далее — ВТО), а также ускорения темпов импортозамещения в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции [4].
Кроме того, для комплексного и последовательного решения проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсного и финансового обеспечения, а также механизмов реализации мероприятий, Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегия развития), разработанная с учетом положений ряда нормативных правовых актов Российской Федерации, в число которых также входит Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, а также: Основа государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.
Ключевая цель указанной Стратегии развития — это не только создание необходимых условий для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействие реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В ней учитываются изменения, которые произошли в последние годы в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора экономики страны, усиление воздействия на него процессов, происходящих на мировых агропродовольственных рынках, вступление России в ВТО и развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ [5].
В течение последних 10 лет наблюдается подъем в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности. Рост объема производства мяса птицы увеличился в 3 раза (до 4,2 млн т), свинины — в 2 раза (до 3 млн т), введено около 300 новых свинокомлексов и 130 птицекомплексов. Кроме того, необходимо отметить, что государственная поддержка отрасли позволила в 1,5 раза повысить уровень самообеспеченности по мясу птицы и свинине с 60% до 95%. Также на 30% увеличилось производство зерна (около 30 млн тонн), что сравнимо с годовым объемом российского экспорта зерна [6].

В 2017 году достигнуты следующие значения показателей продовольственной независимости России: по зерну — 99,3% (пороговое значение в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации — не менее 95%, 2016 год — 99,2%); по сахару — 94,3% (Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации — не менее 80%, в 2016 году — 88,5%); по маслу растительному — 84% (Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации — не менее 80%, в 2016 году — 83,6%); по картофелю — 97,6% (Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации — не менее 95%, в 2016 году — 97,5%); по мясу и мясопродуктам — 90,3% (Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации — не менее 85%, в 2016 году — 88,7%) [3].
На фоне роста производства продуктов питания и напитков особо пристальное внимание уделяется их качеству. Основной ориентир для государства заключается в обеспечении граждан полноценным и сбалансированным питанием и профилактике различных заболеваний с целью увеличения продолжительности жизни населения. Для этого распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации [7].
В соответствии с планом реализации указанной Стратегии, определено 11 разделов, в том числе: совершенствование нормативной базы в сфере качества пищевой продукции, мониторинг качества пищевой продукции, совершенствование государственного регулирования в этой области, создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции, актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ и др. [8]
Активная динамика изменений потребности рынка направлена, в первую очередь, в сторону ориентированности производства товаров на потребителей, непрерывного технологического совершенствования и конкурентоспособности.
Для обновления и совершенствования технологического оборудования в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию программы по субсидированию производителей машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в размере 0,5 млрд рублей ежегодно [9].
Также в качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации производства, обновления парка сельскохозяйственной техники за счёт средств федерального бюджета субсидируются производители сельхозтехники, реализующие её сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой. В 2017 году из резервного фонда Правительства на предоставление указанных субсидий выделено 15,7 млрд рублей. Приобретено 26,4 тыс. единиц сельхозтехники [3].
В России сформировалось большое количество развивающихся компаний, которые успешно конкурируют как на внутреннем продовольственном рынке, так и на рынках государств — участников СНГ [2].
Задачи, которые стоят перед пищевой промышленностью, направлены на повышение эффективности деятельности предприятий, развитие различных направлений (диверсификации) производства, повышения конкурентоспособности производимой продукции.
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции проблема повышения эффективности управления становится все более актуальной. На смену функциональному управлению, в основу которого входит построение организации по функциям и уровням иерархии, приходит процессно-ориентированное управление.
На сегодняшний день большинство ведущих компаний мира имеют характер процессно-ориентированных организаций. Основная задача данного подхода заключается в том, что каждый сотрудник организации оказывает непосредственное влияние на функционирование бизнес-процессов и принимает свое участие в них, что значительно повышает чувство ответственности каждого работника, так как каждый отвечает не только за возложенные на него руководителем функции, но и за бизнес-процесс и его результат в целом. В структуру современных промышленных предприятий, которая имеет многоуровневый характер, входит широкий спектр деятельности, множество структурных подразделений, а также разносторонние деловые связи с партнерами и др.
Бизнес-процесс — это взаимосвязанная совокупность регулярно повторяющихся последовательных действий, объединяющихся в систему общих интересов в целях получения конкретного (планируемого) результата.
Как правило, в организации насчитывается несколько бизнес-процессов. Для того, чтобы их упорядочить их классифицируют по взаимосвязанным между собой видам, а именно: основные бизнес-процессы, сопутствующие, вспомогательные, обеспечивающие, процессы управления и процессы развития. Рассмотрим характеристики и состав указанных видов бизнес-процессов.
Основные бизнес-процессы направлены на получение доходов организации. Такие процессы включают в себя достижение целей, ради которой создана компания, то есть тот результат и потребительские качества за которые внешний клиент готов платить деньги, а именно, производство товара или оказание услуги, в результате которых обеспечивается получение дохода. В ходе функционирования данные процессы развиваются или умирают в зависимости их востребованности.
Обеспечивающие бизнес-процессы направлены на поддержание инфраструктуры организации и включают в себя процессы административного, финансового, кадрового, технического обеспечения.
Бизнес-процессы развития направлены на улучшение производимого товара или оказываемых услуг. Они включают в себя процессы развития технологий, совершенствования оборудования, а также инновационные процессы.
Бизнес-процессы управления — это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования. Они охватывают весь комплекс функций управления и каждого бизнес-процесса.
1. Планирование включает в себя сбор и консолидацию информации, ее анализ и разработку плана дальнейших действий.
2. Организация включает в себя информирование сотрудников, мотивацию и обеспечение необходимыми для реализации плана ресурсами.
3. Учет включает в себя сбор фактической информации о выполнении запланированных работ и достигнутых результатов.
4. Контроль включает в себя сопоставление плана с фактической информацией, а также проведение анализа планово-фактических отклонений.
5. Регулирование включает в себя принятие решений о последующих действиях или о возможных корректировках исходного плана.
Кроме того, в организации также существуют сопутствующие и вспомогательные бизнес-процессы.
Сопутствующие бизнес-процессы связаны с производством товара или оказания услуги, они способствуют реализации основного бизнес-процесса и направлены на вспомогательные функции, которые также направлены на получение дохода.
Вспомогательные бизнес-процессы направлены на жизнеобеспечение основных и сопутствующих процессов, с учетом специфики деятельности организации, например, ремонт производственного оборудования.
При моделировании бизнес-процессов необходимо придерживаться определенных критериев качества. Построение модели бизнес-процесса, которая представляет собой деятельность по выявлению и описанию существующих бизнес-процессов (анализ бизнес-процессов), а также проектированию новых (проектирование бизнес-процессов) генерирует самостоятельный результат, имеющий важнейшее практическое значение, так как бизнес-процесс становится структурированным, наглядным и простым для понимания. Модель бизнес-процесса: создает единую картину и видение персонала и руководства предприятия; обеспечивает прозрачность зон ответственности (модель показывает кто именно из сотрудников или подразделений ответственен за то или иное действие); определяет области контроля и исполнения, а также точки контроля и сбора статистики. Можно посчитать сколько встреч с клиентами было проведено, сколько коммерческих предложений выслано, какая их часть привела к успешным результатам. Становятся очевидными «узкие» места в организации бизнес-процесса, упрощается обучение новых сотрудников, представляется возможность оценить занятость сотрудников и провести нормирование рабочего дня, а также можно осуществить предварительное моделирование нового направления деятельности с целью выявления новых потоков данных, взаимодействующих подсистем и бизнес-процессов [10].
Один из принципов менеджмента качества, направленных на улучшение деятельности организации, изложен в государственном стандарте Российской Федерации «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ГОСТ Р ИСО 9000–2001), суть которого заключалась в том, что достижение более эффективного результата деятельности организации достигается, когда этой деятельностью и необходимыми ресурсами управляют как процессом. Для результативного функционирования компании надлежит определять и управлять множеством процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Зачастую, выход (окончание) процесса является входом (началом) следующего [11].
Функциональный подход, в свою очередь, в целом заключается в распределении функций среди структурных подразделений компании и их сотрудниками, то есть на выполнении локальных задач и достижении целей, не выходящих за пределы своих подразделений, что, как правило, не позволяет работникам оценить конечный результат деятельности всей организации. Суть применения функциональной структуры заключается в определении возможностей предприятия и устанавливает, что надлежит делать. В то время как суть процессного подхода к управлению заключается в обеспечении функционирования бизнес-процессов каждым сотрудником. Процессный подход не предусматривает классическую организационную структуру с закреплением функций за отдельными подразделениями и вертикальным взаимодействием между ними. Организация воспринимается как единая сеть, состоящая из бизнес-процессов, нацеленных на получение результата. Процессная структура описывает предметную методику достижения целей и задач, отвечая на вопрос, как это следует делать [10].
В результате, организации все чаще осуществляют переход от функционально-ориентированного к процессно-ориентированному управлению, который позволяет принимать стратегически правильные решения и максимально адаптировать организацию к колебаниям внешней среды, а также концентрироваться на результатах работы компании в целом.
Для отрасли пищевой промышленности применение процессного подхода является особо актуальным, так как в текущих условиях рыночной экономики возникает необходимость применения современных методов управления компанией для повышения ее экономической эффективности, в том числе, с целью повышения уровня ее конкурентоспособности и совершенствования качественных характеристик конечного продукта, выдаваемого потребителю. При его внедрении надлежит учитывать особенности отрасли, связанные со спецификой сырья, подлежащего переработке, получаемого готового продукта, использования материально-технической базы, технологий производства, а также высокой конкуренцией с зарубежными поставщиками.
Жизненный цикл предприятий пищевой промышленности включает в себя стадии, формирующие основные процессы, проходящие на предприятии, а именно: исследование рынка, разработка или модификация, прогнозирование потребностей и возможностей, внедрение, производство, продвижение на рынок, отгрузка покупателю, продажа. Подробная бизнес-модель позволит описать, увидеть и настроить будущую систему прежде, чем она будет реализована физически; снизить стоимость создания системы; оценить работу по времени и результатам; достичь взаимопонимания между всеми участниками процесса; улучшить качество созданной системы [10].
Таким образом, исходя их вышеизложенного, можно сделать вывод, что для достижения высоких результатов в управлении предприятиями пищевой промышленности и повышения качества конечного продукта, выдаваемого потребителям, необходимо применять инструменты, направленные на повышение эффективности экономического результата его деятельности, в число которых может войти переход на процессно-ориентированное управление.
Этапы типовой структуры бизнес-процесса управления представляются стандартной цепочкой:


Литература
1. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге», утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495.
2. Стратегия развития пищевой промышленности и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 559-р.
3. Основные результаты работы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за 2017 год. Код доступа: http://government.ru/dep_news/32261/#32261=87:1:Aav,87:27:Zhh дата обращения 20.11.2018.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 №  559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации».
6. Вступительное слово Министра сельского хозяйства РФ Ткачева А.Н. к первому заседанию Межведомственной рабочей группы по развитию и поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции. Код доступа: http://mcx.ru/ministry/coordination-and-advisory/export-group/info-materialy-zasedaniy-mezhvedomstvennoy-rabochey-gruppy/ дата обращения 24.09.2017.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года».
8. Информация об утверждении плана реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции. Код доступа: http://government.ru/docs/27445/ дата обращения 20.11.2018.
9. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2018 год и основных результатах деятельности за 2017 год. Код доступа: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/docVersions/5ad48d069014f/actual/Minpromtorg_press2.pdf дата обращения: 20.11.2018.
10. Анализ и управление бизнес-процессами: Учебное пособие /Министерство образования и науки Российской Федерации — СПб.: Университет ИТМО, 2016.
11. Государственный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», введенный в действие 31.08.2001 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия