Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кочкина Е. В.
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Перспективы развития российского несырьевого экспорта в условиях цифровизации мировой экономики
Статья посвящена исследованию актуальных направлений развития российского экспорта несырьевой продукции в современных условиях цифровизации мировой экономики. Выделены особенности несырьевого экспорта на базе цифровых технологий. Обоснован возможный переход к бизнес-модели M2C при условии развития единой цифровой экспортной платформы
Ключевые слова: несырьевое развитие, российский экспорт, цифровая экономика, электронная торговая площадка, высокотехнологичная продукция
УДК 339.564; ББК 65.59(2Рос)   Стр: 69 - 71

Современные особенности развития российского экспорта несырьевых товаров
К несырьевым неэнергетическим товарам традиционно относят продукцию, созданную при «участии человека в формировании ее принципиальных характеристик» [1]. Это могут быть:
● товары, характеризующиеся невысокой степенью переработки и ее простотой (например, первичная продукция растениеводства, необработанные цветные и драгоценные металлы, базовые химикаты и др.);
● промежуточные и готовые продукты невысокой сложности (например, строительные материалы, целлюлоза, металлопрокат и др.);
● готовые товары, представляющие собой результат глубокой переработки исходных материалов (например, продукция машиностроения, фармацевтической отрасли, продукты питания и др.) [1]
Согласно Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. [8] развитие несырьевого экспорта является одним из приоритетных направлений стратегического развития страны, реализуемого в рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» [2].
Несырьевой неэнергетический экспорт России в 2017 г., по расчетам Российского экспортного центра (РЭЦ), составил 133,8 млрд долл. По сравнению с 2016 г. он увеличился на 24,7 млрд долл., или 22,7% [6]. Положительная динамика данного показателя фиксируется с третьего квартала 2016 г. Рост обеспечен, в первую очередь, благодаря повышению мировых цен, но также и расширением физических объемов поставок, улучшением экспортной номенклатуры.
В структуре несырьевого неэнергетического экспорта России самыми высокими долями стабильно характеризуются 4 товарные группы: металлопродукция, продукция машиностроения, продовольствие и химические товары. Так, для 2016 и 2017 гг. ситуация характеризовалась следующими показателями:
● металлопродукция — 25,3% и 26,8%;
● драгоценные металлы и камни — 4,1% и 5,1%;
● химические товары — 19,0% и 17,9%;
● лесобумажные товары — 7,3% и 7,1%;
● продовольствие — 14,0% и 14,2%;
● продукция машиностроения — 25,7% и 24,7%;
● прочие товары — 4,5% и 4,3% [6].
В процессе развития несырьевого экспорта важно отдельно отметить тенденцию цифровизации. В России программа по развитию цифровой экономики была утверждена в июле 2017 г. Разрабатываемые стандарты создания и регулирования прорывных технологий согласуются с подходами, применяемыми в странах ОЭСР, что создает дополнительный импульс для вывода на рынки третьих стран высокотехнологичной продукции. Значительные возможности для наращивания такого экспорта имеются в областях: «атомная энергетика, возобновляемые энергоисточники, экология, медицина, космос» [5], а также ядерная энергетика, компьютерные, био- и нанотехнологии.
Большая часть названных секторов промышленности развивается в России в рамках программ импортозамещения, финансовой и нефинансовой поддержки промышленности, которые были развиты до программ расширения локализации и развития трансфера технологий. Подобным образом происходит взаимоувязка программ импортозамещения и развития экспорта несырьевых товаров: когда нормативная работа по снижению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности переходит в стадию формирования региональных механизмов финансового и нефинансового стимулирования и создания регионами промышленной инфраструктуры в виде индустриальных парков, промышленных кластеров и отраслевых консорциумов.
Итак, мы можем наблюдать политику импортозамещения с элементами экспортной ориентации, что является разновидностью догоняющего типа развития, дающего возможность стране совершить рывок и обогнать многие развитые экономики. Концептуально подобная ситуация объясняется парадигмой «летящих гусей» К. Акамацу [12], которая представляет торговые отношения между двумя странами как последовательность операций: импорт недостающих в стране продуктов — организация их внутреннего производства — экспорт произведенных товаров — осуществляется для каждого продукта в процессе индустриализации (рис. 1).
Рис. 1. Графическое изображение парадигмы «летящих гусей» по К. Акамацу [12]

На рисунке изображено последовательное появление импорта (М), местного производства (Р) и экспорта (X), которые графически напоминают формирование стаи диких гусей.
В соответствии с данной моделью промышленное развитие по существу демонстрирует диверсификацию производства двух видов. Одним из них является промышленный цикл продуктов, который создается появлением новых групп продуктов в каждом промышленном секторе, то есть от сырья и первичных продуктов до сложных и переработанных товаров, например, от производства хлопка до шерстяных и синтетических материалов. Второй промышленный цикл продуктов показывает общий уровень развития национальной экономики — сдвиг относительной массы производства от потребительских товаров к инвестиционным товарам, например, от производства текстильных материалов до изготовления стали, судов, автомобилей и компьютеров. При этом сами производственные процессы постоянно повышают свою эффективность и модернизируются.
Исходя из теоретического осмысления указанной концепции, важно отметить, что ее применение на практике к российским условиям достаточно логично на данный момент, но оно носит фрагментарный характер. Эффективная реализация указанной модели сдерживается рядом внутренних и внешних факторов: низкий уровень технологической оснащенности предприятий, отток капитала из страны, несбалансированность товарной структуры внешней торговли, нестабильность национальной валюты, политические вызовы.
Таким образом, в соответствии с рассматриваемой концепцией и структурой экспорта несырьевых товаров в России (рис.1), современное состояние промышленного цикла России соответствует невысокой степени диверсификации, с опорой на товары низкой степени переработки. Тем не менее, элементы парадигмы «летящих гусей» могут быть применимы для дальнейшего экономического развития с учетом поворота внешних взаимодействий России в сторону Азии. А также ее реализация возможна в рамках внутреннего развития регионов страны, которые достаточно неоднородны по уровню экономического развития.

Место России в процессе цифровизации мировой экономки
Цифровизация мировой экономики — одна из важнейших современных тенденций развития, интенсивность которой неуклонно растет. Цифровые возможности наиболее часто оказывают положительное воздействие на эффективность и продуктивность отраслей промышленности, а также на потенциал роста экономического и инновационного сотрудничества государств мира, в том числе и в сфере международной торговли.
Но Российская Федерация только начинает встраиваться в глобальные цифровые цепочки добавленной стоимости. Многие секторы отечественной обрабатывающей промышленности обладают на данный момент лишь базовыми технологиями — в использовании передовых решений наблюдается значительное отставание. И актуальность исследования обусловлена тем, что экспорт несырьевой продукции является одним из основных элементов перехода на инновационную модель развития экономики.
По данным Форума ЦИПР (Цифровая индустрия промышленной России), объем рынка и экономики совместного потребления сегодня составляет 150 млрд долларов [9]. Обмен технологиями и данными в мировой экономике растет ежегодно.
Сегодня вклад цифровой экономики в ВВП России оценивается лишь в 2,8% [9] (рис.2).
Рис.2. Динамика показателей цифровой экономики России [9]

Цифровое неравенство между государствами — это новая значимая характеристика процесса развития мировой экономики, элементы которой находятся в постоянной взаимосвязи. По последним опубликованным компанией BCG данным 2015 года Россия заняла 39 место в глобальном индексе цифровизации e-Intensity, в котором эксперты отметили как «амбициозный» тип развития экономики государства, так и риск еще большего отставания России от мировых лидеров: Дании, Швеции, Норвегии и др. [14].
Главным фактором конкурентоспособности и устойчивости национальных экономик сегодня является успешное создание новых технологий и продуктов на основе интеллектуального труда. Именно такие инновации совершенствуют качество товаров, и впоследствии повышают эффективность работы всей отрасли и хозяйственных отношений.

Онлайн-экспорт несырьевой продукции
Цифровизация несырьевого экспорта может происходить по двум основным направлениям: экспорт высокотехнологичных товаров, тенденции развития которого были описаны выше, а также экспорт несырьевой продукции, осуществляемый на базе передовых технологий. Тенденция к применению цифровых процессов, инноваций и исследований наблюдается, в первую очередь, в компаниях малого и среднего бизнеса России. Это можно отчетливо заметить в сфере онлайн-экспорта. Товарная структура продукции, продаваемой за рубеж посредством Интернет-технологий, отличается розничной направленностью, в сравнении с общими тенденциями несырьевого неэнергетического экспорта. Так, в 2016 г. в данной структуре выделялись следующие группы товаров:
● игры и цифровые товары — 35%;
● путешествия (авиабилеты, гостиницы, экскурсии и пр.) — 26%;
● материальные товары (требуется доставка) — 23%;
● программное обеспечение (без учета игр) — 9%;
● социальные сети — 7% [5].

Так, объем розничного онлайн-экспорт в 2016 г. в России составил 2 млрд долларов, и это лишь 1,8% от общего несырьевого экспорта России. Более того, вклад чистого экспорта в цифровую экономику отрицателен и равен 800 млрд руб., что объясняется значительными объемами импорта товаров и услуг ИКТ. Тем не менее, показатель цифрового экспорта быстро растет — 32% роста в 2016 г. и не менее 14% в 2017 г. [9].
Наиболее часто несырьевой экспорт по каналам электронной коммерции основан на уникальных товарах и услугах, создаваемых с помощью передовых технологий [11], а значит успешная реализация потенциала поможет привлечь инвестиции в высокотехнологичные отрасли экономики страны. Это может быть эффективно организовано в рамках единой электронной платформы, отражающей все этапы экспортной деятельности производителя: от прогнозирования спроса и поиска партнеров за рубежом до управления логистикой поставок.
Тем не менее, в рамках Программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» [4] недостаточное внимание уделяется вопросам создания национальных торговых онлайн-платформ и развитию электронной коммерции, в целом, что может отрицательно повлиять на уровень инфраструктурной поддержки цифровой экономики страны.
Работы по созданию объединенной и автоматизированной цифровой экспортной платформы для российских поставщиков и зарубежных импортеров в России пока ведутся достаточно медленно. Первой ступенью стало создание Российским экспортным центром B2B-платформы Made in Russia [3], выполняющей функцию агрегирования информации о российских производителях для иностранных оптовых покупателей. Дальнейшее развитие проекта, с большой долей вероятности, позволит значительно сократить транзакционные издержки и в перспективе перейти на бизнес-модель M2C (Manufacturer to Consumer). По оценкам экспертов, такая торговая площадка даст возможность роста объема онлайн-экспорта российской продукции ежегодно на 30–60%, и к 2020 году данный показатель может составить 3,9 млрд долларов [10]. Подобные электронные платформы уже создаются российскими частными лицами и организациями, например, площадка для экспорта продуктов питания Dakaitaowa [13]. Кроме того, планируется крупнейшая сделка по созданию российско-китайской электронной торговой платформы Aliexpress Russia в виде совместного предприятия Alibaba-Group, Мегафон, Mail.ru Group и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) [7].
Подробный SWOT-анализ особенностей экспорта с использованием цифровых технологий (так называемого «онлайн-экспорта») представлен ниже (табл.1).

Таблица 1
SWOT-анализ онлайн-экспорта России
Сильные стороны:
– существующий экспортный потенциал: био-, нанотехнологии, авиационная продукция, реактивное машиностроение, медицинское оборудование, атомная промышленность, ИКТ, экологическая сфера;
– наличие программы развития цифровой экономики в рамках ЕАЭС;
– высокие темпы роста электронного экспорта.
Слабые стороны:
– недостаточное знание российских товаров за рубежом;
– невысокое качество услуг логистики;
– сложное оформление таможенных документов;
– недостаточность использования российскими производителями международных маркетплейсов.
Возможности:
– более эффективное встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости в высокотехнологичных сферах, особенно в рамках ЕАЭС и ЭПШП;
– повышение скорости передачи информации и других ресурсов;
– повышение эффективности согласования предложения и спроса в силу уменьшения количества посредников;
– снижение транзакционных издержек при экспорте;
– создание единой электронной торговой платформы для экспортной деятельности
– переход к модели M2C в несырьевом экспорте.
Угрозы:
– конкуренция со стороны зарубежных компаний из технологически развитых стран;
– угроза информационной безопасности и риск утечки информации;
– применение российскими поставщиками зарубежных электронных торговых площадок для осуществления экспорта в силу недостаточной развитости подобных инструментов в России;
– политические и экономические вызовы со стороны других государств;
– торговля контрафактной продукцией и другие виды мошенничества.


Основные выводы и рекомендации
Создание единой российской экспортной электронной площадки — это национальная задача, решение которой сопряжено с внешними угрозами: потеря информационного контроля, усиление мошенничества, конкуренции, политические и экономиче­ские факторы влияния. При этом создание эффективной системы инвестиционной, маркетинговой и аналитической поддержки на государственном уровне, с большой долей вероятности, поможет нивелировать большинство из них и создать постоянно дейст­вующий канал экспорта несырьевых товаров в России, вовлекая также производителей и экспортеров стран ЕАЭС.
Безусловно, важна не только государственная инициатива по созданию такой торговой платформы. Успешные частные разработки по созданию B2B маркетплейсов для организации оптовой торговли, появление которых часто анонсируется на российском рынке (ВТБ, Сбербанк, Почта России), также могут стать двигателем развития и обеспечения поставщиков заявками на поставку готовой продукции за рубеж. Ведь в рамках такой платформы может поддерживаться не только осуществление торговых мероприятий, но и внешнеэкономическое консультирование, информационная и маркетинговая поддержка, финансовое сопровождение и прочее.
Но роль государственных институтов развития торговли и поддержки экспорта остается важной, так как именно они доводят практическую информацию о существующих возможностях до представителей бизнеса, они создают нормативно-правовую базу осуществления данной деятельности и могут предложить дополнительные меры поддержки национальных электронных торговых площадок, таких как:
– организация крупных информационных мероприятий на тему электронной трансграничной торговли совместно с зарубежными партнерами;
– субсидирование части расходов по включению экспортеров в процессы онлайн-торговли;
– постоянная информационная поддержка населения в сфере электронной коммерции;
– создание нормативно-правовой базы и регулятивной среды по использованию электронных денежных средств;
– выстраивание взаимодействия с зарубежными торговыми электронными площадками.
Таким образом, экспорт, осуществляемый на базе цифровых технологий и электронной коммерции, следует рассматривать как одно из перспективных направлений развития несырьевого экспорта России. Однако, во-первых, для дальнейшего развития несырьевого экспорта стоит задача повышения уровня наукоемкости производимой продукции. И, во-вторых, тенденция цифровизации экспорта ведет к применению новых технологий в качестве механизмов и инструментов осуществления торговой деятельности. Так, например, создание национальной электронной торговой платформы, отражающей все этапы экспортной деятельности производителя и информационную поддержку, может стать мощнейшей инфраструктурной основой несырьевого неэнергетического экспорта России.


Литература
1. Классификация экспортных товаров [Электронный ресурс] / Российский экспортный центр. — Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification (дата обращения 16.10.2018).
2. Приоритетный проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» («Экспорт в промышленности») [Электронный ресурс] / Правительство России. — Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/651 (дата обращения 10.10.2018).
3. Программа поддержки российских брендов и товаров за рубежом Made in Russia [Электронный ресурс] / Российский экспортный центр. — Режим обращения: https://www.exportcenter.ru/made_in_russia (дата доступа 04.10.2018).
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Правительство России. — Режим обращения: http://government.ru/rugovclassifier/614/events (дата обращения 04.10.2018).
5. Путин призвал ускорить развитие цифровой экономики в рамках ЕАЭС [Электронный ресурс] / ТАСС. — Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4882537 (дата обращения 01.10.2018).
6. Развитие общего и несырьевого неэнергетического экспорта России в 2017 г. // Аналитика и исследования Российского экспортного центра. — М.: 2018.
7. Союз Alibaba, «Мегафона», Mail.ru и РФПИ претендует на лидерство в онлайн-торговле [Электронный ресурс] / Ведомости. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/09/11/780609-soyuz-alibaba-megafona-mailru-rfpi-pretenduet-rossiiskoi-onlain-torgovle (дата обращения 16.10.2018).
8. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. [Электронный ресурс] / Президент России. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 10.10.2018).
9. Форум ЦИПР-2017. Цифровая экономика России 2017 [Электронный ресурс] / Youtube. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=0xAKF_KzCXA (дата обращения 25.09.2018).
10. Экспорт российской продукции по каналам электронной коммерции вырастет до $4 млрд к 2020 г. 14.02.2017 [Электронный ресурс] / FINMARKET.RU: информационное агентство. — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/4470354 (дата обращения 27.09.2018).
11. Якушев Н.О. Высокотехнологичный экспорт России и его территориальная специфика // Проблемы развития территорий. — 2017. — № 3. — С. 62–77.
12. Akamatsu, Kaname (1961): A Theory of Unbalanced Growth in the World Economy. In: Weltwirtschaftliches Archiv, Hamburg, no.86, pp.196–217.
13. Dakaitaowa [Электронный ресурс] / Dakaitaowa. — Режим доступа: http://www.dakaitaowa.ru (дата обращения 14.10.2018).
14. Dean D., Zwillenberg P. Turning Local: From Natives to Aspirants // BCG Perspectives. 2017 [Электронный ресурс] / The Boston Consulting Group. — Режим доступа: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/technology_telecommunications_turnitu_local_from_madrid_to_moscow_internet/?chapter=3 (дата обращения 26.09.2018).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия