| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005 | | ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ | | | |
| | Право на труд в странах Сообщества регулируется с учетом общепризнанных в мировой практике международных стандартов трудовой деятельности, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции Международной организации труда о содействии занятости и защите от безработицы (1991 г.), Конвенции СНГ "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ" (1995 г.), Европейской социальной хартии (в ред. 1996 г.), Декларации Международной организации труда (1998 г.).
К международным стандартам труда, которые должны определять правовые основы социально-экономической интеграции в ЕврАзЭС, относятся: право на труд и свободный выбор трудовой деятельности; право на справедливые и благоприятные условия труда, исключающие и дискриминацию в заработной плате; право на защиту от безработицы и создание профессиональных союзов; право на получение пособий по безработице и на забастовки; право на разумное ограничение рабочего дня, на отдых и оплачиваемый отпуск; запрещение принудительного труда; защита прав работников-мигрантов; принятие программ занятости молодежи.
Все эти стандарты так или иначе отражены в законодательных актах государств - членов ЕврАзЭС, что создает основу для правового обеспечения процесса углубления их интеграционного взаимодействия. Прежде всего они зафиксированы в новых конституциях государств Сообщества и кодификационных актах по труду, в которых изменены или отменены многие нормы прежнего законодательства, вступавшие в противоречие с нормами международного права.
Особое значение для решения проблемы занятости населения имеют следующие акты: Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" (1991 г.), Закон Республики Казахстан "О занятости населения" (2001 г.), Закон Кыргызской Республики "О содействии занятости населения" (2000 г.), Федеральный закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (1996 г.), Закон Республики Таджикистан "О занятости населения" (1998 г.). В них, как отмечают парламентарии и эксперты, прослеживается тенденция к все большей гибкости в правовом регулировании трудовых отношений.
Вместе с тем, отдельные стандарты и нормы только декларируются, а не реализуются, в частности, в связи с трудностями формирования рынков труда и особенно общего рынка труда ЕврАзЭС. Нуждается в дополнительном регулировании практика правовых отношений на стыках трудового, социального, финансового, налогового законодательства, законодательства об образовании и о предпринимательской деятельности.
В настоящее время к первоочередным мерам в области правовой интеграции в ЕврАзЭС следует отнести совместную правовую деятельность по вопросам молодежной политики и занятости разных групп населения, в том числе пожилых трудящихся.
Как было подчеркнуто в Коммюнике совещания "группы восьми" на Окинаве (2000 г.), прогрессирующее старение населения заставляет пересмотреть традиционную концепцию трехступенчатого жизненного цикла, состоящего из образования, трудовой деятельности и пенсии. Мы должны способствовать развитию экономических и социальных условий, в том числе на основе разработок, связанных с информационными технологиями, которые позволят людям всех возрастов вносить свой вклад в общественную жизнь. Концепция "активной старости", сформулированная на встрече на высшем уровне в Денвере, "остается руководящим принципом в этом направлении".
Не менее ответственной стратегической задачей является создание правовых условий для активной молодежной политики на рынке труда. | |
|