Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Мамедов И. Б.
начальник отдела аспирантуры и докторантуры факультета политологии
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат политических наук


Сотрудничество Азербайджана с ЕАЭС: возможности и ограничения

Азербайджан активно сотрудничает с Россией и Казахстаном в сфере сельского хозяйства, продовольствия, минеральных ресурсов (прежде всего, нефти и газа). Так, российский экспорт в Азербайджан за 2017 год составил 1935,1 млн долл. США. Доля России в Азербайджанском импорте достигла 17,7%. [30] Казахстанский экспорт в Азербайджан за 2016 г. составил 98,11 млн долларов США, а импорт в Казахстан — 26,27 млн долларов США. [29] Азербайджан остается важным звеном в транспортно-логистических проектах Евразии, а отсутствие общих границ Армении со странами-членами Союза актуализирует проблему транспортной связности его участников. Через территорию Азербайджана проходит ряд нефтепроводов: Баку-Супса, Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан, Баку-Грозный-Тихорецк-Новороссийск. Топливно-энергетическая отрасль страны в ближайшие годы будет обеспечивать пропускную способность Трансадриатического и Трансанатолийского газопроводов. Кроме того, через территорию Азербайджанской республики проходят транзитные маршруты межправительственной программы ТРАСЕКА (транспортный коридор «Европа-Кавказ-Азия»), коридоры Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества, транспортные направления экономического пояса Шелкового пути.
На протяжении последних трех лет активно обсуждаются проблемы и перспективы сотрудничества Азербайджана с Евразийским экономическим союзом. Учитывая неореалистский рационализм во внешней политике Азербайджана, ее мультивекторный характер, схожий с политикой Казахстана, эксперты принялись оценивать и просчитывать положительные и отрицательные эффекты от возможного вступления Азербайджана в ЕАЭС. [5]
Доводы в сторону актуальности осуществления подобных прогнозов давали некоторые официальные лица Азербаджана. Так, еще в 2015 году заместитель министра экономики Севиндж Гасанова заявила о готовности Азербайджана вступать в те союзы, которые принесут стране выгоду.[14] Примерно в это же время, отвечая на вопросы журналистов в рамках проведения очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН, министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров не исключил возможности вступления страны в ЕАЭС. [15] Спустя год глава Азербайджана Ильхам Алиев также не был категоричен. [8] Наконец, в 2017 году министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в Азербайджанской дипломатической академии, приветствовал возможное вступление в Союз Азербайджана. [25]
Бесконечные интерпретации различными экспертами подобных неоднозначных заявлений требуют рассмотрения вопроса в экономической и политической плоскостях. С одной стороны, двусторонние отношения остаются главным возможным форматом сотрудничества Азербайджана со странами ЕАЭС. Тем более, остается перспектива сотрудничества России и Азербайджана в рамках соглашения о зоне свободной торговли.
Формирование единых рынков нефти, нефтепродуктов и газа означает наднациональную координацию внешнеторговой политики, в том числе в процессах ценообразования, утверждения транспортных тарифов, обеспечения доступа к инфраструктуре, унификации правовых норм, стандартизации производства. Азербайджан видит в этом скорее ограничения, чем новые возможности. Одной из главных угроз остается ухудшение торгового сальдо при неблагоприятной реакции насыщенных рынков России, Белоруссии и Казахстана. Прагматизм азербайджанской экономической политики обуславливает и отстранение страны от вступления во Всемирную торговую организацию.
С другой стороны, вступление Азербайджанской республики в ЕАЭС означало бы прекращение изоляции Армении, отказ от проводимой более четверти века политики. Даже если учесть, что вступление Азербайджана в ЕАЭС обусловлено экономической рациональностью, для руководства страны это, прежде всего, политический шаг, поэтому и приоритеты нужно расставлять исходя исключительно из политических выгод. При этом основной вопрос заключается не только в полном прекращении экономических отношений Азербайджана и Армении, но и в коммуникационном кризисе двух стран.
Ситуация с Нагорным Карабахом важна и для Казахстана, у которого тесные связи с Азербайджаном в сфере транспортировки энергосырья. Весной 2014 года лидеры Казахстана и Беларуси потребовали установки таможенного поста на границе Армении и оккупированной азербайджанской территории. [2] Также некоторые эксперты отмечают, что вступление Азербайджана в ЕАЭС принесло бы существенный ущерб устоявшимся отношениям страны с Турцией и Европейским союзом. [1] Действительно, согласование единой внешнеторговой политики противоречит стремлениям к диверсификации экспорта.
В то же время, неубедительными остаются аргументы о препятствующем факторе интеграции Азербайджана в ЕАЭС, выражающемся во вхождении страны в Движение неприсоединения. Следует напомнить, что Белоруссия также является членом данной международной организации (несмотря на участие в Организации Договора о коллективной безопасности), а Казахстан и Армения остаются в ней наблюдателями. Подобные выводы — результат не совсем правильных параллелей с государственой политикой международного политического нейтралитета Туркменистана, которая, безусловно, накладывает гораздо больше ограничений на участие страны в интеграционных процессах. [40]
В связи с этим, подобные заявления следует воспринимать как еще одно напоминание о себе как высокоэффективном партнере, декларирование вероятных упущенных выгод от выбранного в сторону Армении вектора интеграции, а также в качестве утверждения актуальности скорейшего разрешения нагорно-карабохского конфликта для России. Недостаток мотивации руководства Азербайджана к усилению политической или экономической интеграции может быть восполнен исключительно решением данной проблемы в духе текста резолюций Совета Безопасности ООН [39].

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия