Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Константинова Е. А.
доцент кафедры международных отношений и интеграционных процессов
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат экономических наук


Развитие инновационного потенциала стран евразийского пространства

Вот уже два десятилетия в мировой экономической системе происходят качественные сдвиги, свидетельствующие о том, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих развитие отдельных национальных экономик. Возможности традиционных ресурсов экономического роста сокращаются и на передний план выходит широкий спектр инновационных процессов, которые становятся неотъемлемой частью и важным элементом экономического развития. Новые технологии — это основа преобразований социально-экономических систем, они определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих структурно-технологических изменений.
В этой связи инновационный потенциал национальных экономик становится основой развития экономики, стратегическим ресурсом, определяющим их роль и место в мировом сообществе.
В странах евразийского региона сегодня отмечается высокое политическое и общественное внимание к проблеме инновационного экономического развития. Идет поиск путей превращения инновационного потенциала в ресурс для обеспечения конкурентоспособности экономики и устойчивого роста.
Представляется очевидным, что для создания общей инновационной политики евразийского региона, необходимо формирование в каждой стране ЕАЭС эффективной национальной инновационной системы, соответствующей целям долгосрочного инновационного развития. Но инновационный потенциал стран евразийского региона значительно различается.
Российская Федерация располагает значительным научным потенциалом, имеет существенные результаты и достижения в области нано, биотехнологий, атомной энергетики, аэрокосмических технологий, производства военной техники, средств связи и информационных технологий. Масштабы российского потребительского рынка потенциально позволяют развивать систему производств, ориентированных на потребление конкурентоспособной инновационной продукции.
В своем недавнем послании Федеральному Собранию Президент РФ обозначил инновационное развитие приоритетным направлением: «Мы должны четко понимать, какие вызовы стоят перед нами. Скорость технологических изменений нарастает стремительно. Тот, кто использует эту технологическую волну — вырвется далеко вперед, тех, кто не сможет этого сделать — эта волна захлестнет, утопит. Технологическое отставание, зависимость означает снижение безопасности и экономических возможностей страны. А в результате потерю суверенитета»[37].
Чуть позже, на Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ обозначил направления цифровизации экономики, позволяющие наращивать наши кадровые, интеллектуальные, технологические преимущества в сфере цифровой экономики [36].
В целом, исследование национальной инновационной системы Российской Федерации, позволяет отметить высокий потенциал развития национальной инновационной системы.
Относительно Республики Казахстан, нужно отметить, что страна обеспечивает условия для развития инновационной предпринимательской деятельности, обладает достаточным количеством квалифицированных кадров. В Казахстане реализуется программа создания инновационной системы, ориентированная, в первую очередь, на развитие её инфраструктуры, обеспечивающей необходимые условия для привлечения инвестиций. Как и в России, в Казахстане инновационная система существует и работает. Однако, среди главных проблем следует выделить незавершенность исследований, их разрыв с производством. Большое количество исследований являются фундаментальными, а проводимые прикладные разработки испытывают проблемы с коммерциализацией, в результате для них характерен низкий уровень инженерно-технического обеспечения.
Республика Беларусь обладает развитым транспортно-коммуникационным потенциалом, имеет в своем распоряжении высокотехнологичные производственные мощности. Страна также имеет квалифицированную рабочую силу, обладает значительным научным и кадровым потенциалом в области высоких технологий. Активно развивается сфера применения биотехнологий, информационных технологий, современных компьютерных и программно-технических средств. На данном этапе развития можно отметить, что в Белоруссии только сформулирована концепция осуществления инновационных программ. Особенностью белорусской инновационной системы является четкая система информационного и идеологического обеспечения государственной инновационной программы, а также система мониторинга инновационного развития отраслей и регионов.
Инновационный потенциал Кыргызской Республики намного ниже потенциала ведущих стран ЕАЭС, однако условия для развития инновационного потенциала и его интеграции в рамках единого экономического пространства присутствуют. Кроме того, у Кыргызской Республики есть важная составляющая инновационного потенциала — наличие кадров. Также следует отметить, что для инновационной системы Киргизии характерен еще более низкий уровень интеграции организационных, законодательных, структурных и функциональных компонентов, не обеспечивающий развитие инновационной деятельности. На данном этапе национальная инновационная система является набором отдельных элементов, которые не способствуют достижению общей цели инновационного развития. Основная проблема — отсутствие системной законодательной базы, которая бы способствовала правовому регулированию отношений в сфере инноваций.
Что касается Армянской Республики, в отличие от рассмотренных выше стран, здесь еще не выработалась сама идея национальной инновационной системы. Хотя, следует отметить, что некоторые ее элементы уже существуют и имеется тенденция к её дальнейшему формированию. Однако, ни существующая система образования, ни система профессиональной подготовки кадров пока еще не ориентированы на решение задач, определяемых направлением развития, которое должно опираться на человеческий капитал. Очевидно, что научно-технический и инновационный потенциал в Армении намного ниже, чем в других государствах ЕАЭС.
В заключение можно отметить, что страны-участницы Евразийского экономического союза не достигли пока значимого успеха в создании «инновационного климата». Можно видеть противоречия между цивилизационными вызовами, формирующимися глобализацией и научно-техническим прогрессом и реальным положением дел в странах-участницах Евразийского экономического союза. Пока в экономике данных стран господствует сырьевая ориентация, что не способствует стабильному инновационному и экономическому развитию.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия