Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Володичев К. В.
Руководитель направления по флоту ООО «Газпромнефть-Сахалин» (г. Санкт-Петербург)

Современная транспортная инфраструктура на рынке СПГ Азии: тренды и перспективы
Статья посвящена вопросам развития транспортной инфраструктуры на рынке сжиженного природного газа (СПГ) в Азии на фоне формирования новой экономической и политической системы Мира, а также развитию технологий транспортировки и доставки данного продукта (СПГ) до конечного потребителя в странах Азии. В статье показано насколько тесно связаны вопросы экологии и энергетической эффективности производства с экономическим, социальным и политическим развитием данных стран, а также каковы существующие тренды развития данных рынков для экспортеров такого продукта как СПГ
Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, инфраструктура, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), газ, тренд, современная технология
УДК 33.339; ББК 65.37   Стр: 224 - 228

Развитие мировой политической системы и ее трансформация на каждом из этапов была непременно связана с техническим прогрессом и движением любого из существовавших на различных территориях объединений людей в сторону самосовершенствования, власти и независимости. XXI век принято считать «веком технологий», однако, за развитием таких технологий непременно стоят люди, а также источники энергии, без использования которых результат не был бы возможен ни на одном из этапов технологических революций и развития общества. Среди ключевых ученых-философов, социологов это выделяли Элфин Тоффлер в своих работах «Шок будущего», «третья волна», «будущее как образ жизни» и Дэниэл Белл в работах «Конец идеологии» и «грядущее постиндустриальное общество».
Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трёх волн. Для возникновения Первой Волны, по словам Тоффлера, потребовались тысячелетия, но она, в конце концов, позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся охотой-собирательством) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. Вторая Волна произошла гораздо быстрее — за несколько столетий она перевела почти всё человечество от аграрно-феодально-сельской экономики к индустриально-рыночной городской. Третья Волна, как утверждает Тоффлер, продолжает набирать силу и достигнет кульминации всего через несколько десятилетий. Мы называем её «информационным взрывом», «постиндустриальной экономикой»1.
В значительной степени успеху «информационного взрыва» и формированию постиндустриального этапа мировая экономика и современная система международных отношений обязана странам Азии. Ведь для того, чтобы человечество перешло на каждый из этапов своего развития, требуются значительные человеческие ресурсы. Ранее для этого требовались тысячи лет, затем, после увеличения плотности населения — сотни лет, а, в связи с тем, что плотность населения в Мире растет огромными темпами, этот счет перешел на десятилетия. Плотность населения в странах Азии же наиболее велика. К примеру, 200 лет назад население планеты составляло менее 1 млрд человек, сегодня, по данным ООН, численность населения планеты превышает 7 млрд человек2.
В странах Азии, по данным ООН, рост продолжится до 2050–2060 гг. (рис. 1)3.
Рис. 1. Азия: население
Источник: ООН, Департамент по экономическим и социальным вопросам, отдел народонаселения (2017). Перспективы численности населения Мира. 2017 г. Корректировка: http://esa.un.org/unpd/wpp/

Развитие стран Азиатского региона такими темпами невозможно без использования огромного количества энергии. В современном мире, где технологии преобладают над человеческими ресурсами, поиск обеспечения источниками энергии для стран Азии является стратегической целью и включается в энергетическую политику многих государств, таких как Индия, и выпущенная 27 июня 2017 версия ее энергетической политики4, КНР (согласно данных National Renewable Energy Laboratory5), Япония6 (бюллетень 20 вопросов для понимания текущей энергетической ситуации), Корея7.
Странам Азии приходится уходить в развитие высокотехнологичных источников энергии — ядерной энергии (энергии атома), прочих природных источников, в том числе Сжиженного Природного Газа (здесь и далее — СПГ).
Необходимость использования СПГ в качестве источника энергии вызвана для стран Азии несколькими составляющими, в том числе:
1. Высокой степенью энергоэффективности данного вида сырья
2. Стоимостью сырья в комплексе (доставка, накопление, потребление, результат)
3. Снижением выброса вредных веществ в атмосферу для страны, использующей данное сырье.
Страны Азии являются на сегодняшний день основными потребителями данного сырья, так как именно они приняли на себя основные производственные мощности США, Европы, РФ по показателю стоимости затрат на единицу производимого товара за последние 20 лет. Исследование информационно-аналитического управления министерства энергетики США показало, что КНР в 2017 г. вышел по объемам импорта СПГ на второе место после Японии. Объем импорта СПГ в КНР, согласно данных Правительства Китая, данным исследовательского агентства IHS market, составлял 7,8 млрд кубических фута / день в декабре 2017 г.8 (~220 млн м3).
На конец 2017 г. пять ведущих импортеров СПГ в Мире: Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Тайвань (рис. 2)9.
СПГ признан на сегодняшний день среди всех источников энергии одним из наиболее «чистых», а, в сравнении с нефтью, и восполняемым ресурсом. Взаимосвязанность чистоты данного источника энергии и его экономической эффективности также подтверждается многими международными нормами и актами.
В декабре 1997 г. в г. Киото (Япония) был подписан Киотский протокол, рамочный документ к Конвенции ООН об изменении климата. Страны, подписавшие документ, договорились о сокращении выбросов парникового газа в атмосферу для снижения темпов глобального потепления климата.
Рис. 2. Пять ведущих международных импортеров СПГ (2013–2017 гг.)

Приложением B данного Протокола были оговорены определенные количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов в процентах от базового года или периода. Первой страной Азии, согласившейся подписать данный протокол стала Япония, однако далее протокол ратифицируется и подписывается практически всеми странами Азии. При этом, развивающиеся страны, такие как Китай и Индия обязательств на себя не брали.
Вероятнее всего, этого не было сделано в связи с пониманием невозможности его исполнения, а также отсутствием экономической эффективности. Киотский протокол постепенно совершенствовался и выходил за рамки простого международного документа. Уже в 2001 г. к Протоколу были разработаны так называемые «механизмы гибкости», среди которых также есть и механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов на территории одной из стран. Использование СПГ в качестве энергоресурса является одним из таких проектов.
Сокращая выбросы в атмосферу, развитые страны могут продавать квоты тем странам, которым не удается повысить экологическую и энергетическую эффективность своего производства.
Отдельно стоит отметить, что согласно данных Международного Энергетического Агентства (IEA), десять стран АСЕАН10 также являются одной из наиболее динамичных частей глобальной энергетической системы, а спрос на потребление энергии в этих странах вырос на 60% за последние 15 лет. В то же время, несмотря на планируемую перспективу увеличения степени отдачи энергии заводами региона до 2040 на 60%, спрос на СПГ в качестве источника энергии в регионе останется стабильно высоким и выйдет на второе место по потреблению после Угля, в то время как потребление нефти существенно снизится (рис. 3)11.
Рис. 3. Изменение в типе используемых генераторных установок к 2040 году

Рост объемов потребления СПГ странами Юго-Восточной и Восточной Азии неизбежно ведет к необходимости совершенствования ее транспортной инфраструктуры, что вызвано необходимостью доставки продукта (СПГ) до его конечного потребителя. Однако, транспортная инфраструктура стран, нуждающихся в постоянном снабжении СПГ во многом зависит от способов доставки такого продукта, места его происхождения, конечного потребителя ресурса, а также целей каждого государства и доступного для совершенствования такой инфраструктуры финансирования.
Наиболее эффективным способом доставки СПГ из одной точки мира в другую, иногда между континентами, продолжает оставаться морской. Исходя из постоянного роста спроса на определенный тип перевозок судовладельцами для обеспечения длительных договоров перевозок были разработаны и построены специализированные типы судов. Объемы груза, которые могли перевозить суда выросли с 71 500 м3 в 1960- х гг. до 260 000 м3 в 2017 г.
Среди наиболее интересных проектов первая перевозка СПГ из США в Великобританию судном Methane Pioneer в 1959 г.12, а также перевозки СПГ из Аляски в Японию судами Polar Alaska и Arctic Tokyo в 1969 г.
Рост размера судов и объема перевозки грузов во многом определил требования, предъявляемые Терминалам по приемке СПГ (импортным терминалам) в Азии. Строительство и развитие таких терминалов напрямую продиктовано условиями рынка. Иногда, конечному покупателю в одной из стран Азии выгоднее приобрести СПГ из экспортного терминала, расположенного в Африке или Америке, чем из стран Ближнего Востока, даже с учетом его доставки до данного терминала. Это объясняется постоянным увеличением на рынке количества судов, способных обеспечивать такие перевозки, количеством судов, заказанных к постройке на верфях, что приводит к удешевлению стоимости перевозки 1 м3. По данным Fearnley LNG13 на май 2014 г. в период 2006–2011 гг. на рынке перевозок СПГ наблюдалась относительная стабильность ставок в диапазоне 40–80 тысяч долл. США в сутки за судно вместимостью 138–155 тыс. м3, затем, в связи с ростом спроса произошел резкий их рост в 2012–2013 гг. до уровня 120–160 тыс. долл. США в сутки и после резкого падения цен на нефть и спуска на воду заказанного ранее на верфях флота, произошел откат рынка до уровней 2006–2007 гг.14
Развитие рынка перевозок СПГ, постоянный рост спроса на данный продукт, а также совершенствование методов его доставки до наиболее экономически выгодных привело к разработке не только новых транспортных средств, но и изменению способов его хранения. Строительство терминалов по хранению СПГ, его обработке и отгрузке требует от инвесторов существенных вложений и, как правило, не обходится без партнерских отношений между несколькими сторонами.
Например, основной импорт продукта в Индии осуществляется через 4 терминала под управлением трех различных компаний. Это терминалы Dahej и Kochi в собственности у индийской компании Petronet, завод СПГ Hazira в собственности Shell и Total и терминал Dabhol под управлением компании Ratangiri Gas and Power (рис. 5).
Инфраструктура терминалов Индии развивалась на протяжении последних 20 лет стремительными темпами. От образования в 1997 г. по просьбе Правительства Индии проектной компании Petronet LNG Ltd., которая была создана с привлечением 4-х основных нефтегазовых компаний и объединений Индии: Gas Authority of India (GAIL), Oil and Natural Gas Corporation (ONGC), Indian Oil Corporation (IOC) и Bharat Petroleum Corporation Ltd (BPCL) для развития совместных проектов по импорту СПГ15 и при участии французской Gaz de France, строительства регазификационного терминала и порта Hazira двумя международными компаниями Total и Shell в 2005 и получения первой партии СПГ из Австралии, до сдачи в эксплуатацию терминала Kochi в 2013 г.
Указанные терминалы в Индии расположены на западном побережье, в Аравийском море и встроены в систему трубопроводов, обеспечивающих газом северные штаты. Страна активно занимается развитием трубопроводной сети для обеспечения восточных штатов, а также строительством терминалов СПГ на берегу Бенгальского Залива.
С целью минимизации рисков эксплуатации терминалов СПГ в любой точке Мира, особенно в странах с развивающейся экономикой, нерешенными вопросами территориальных границ и расположенных близко к основным очагам международной напряженности (Центральная Азия (Афганистан), Юго-Восточная Азия (Малаккский пролив, Южно-Китайское море) поставщиками продукта (СПГ) разработано наиболее оптимальное, мобильное решение, позволяющее исключить риск потери / утраты продукта, снизить стоимость строительства терминала. Такие единицы называются FSRU (Floating Storage Regasification Unit, то есть Плавучее хранилище и регазификационная установка) и широко распространены во многих странах Азии.
FSRU представляют собой танкеры-газовозы типа Moss, установленные на определенном удалении от берега и подключенные к береговому трубопроводу для отгрузки готового продукта (рис. 4)16.
Как известно, продукт перевозится в сжиженном виде танкерами после получения с береговой линии. После доставки до FSRU он подготавливается и далее передается в трубопровод на берегу.
Первым таким проектом в Мире стал FSRU Golar Spirit, созданный на основе газовоза, построенного на японской верфи Kawasaki Shipbuilding Corporation в 1981 г. С 2008 г. компания-собственник судна отфрахтовала его бразильской Petrobras на 10 лет до 2018 г. Судно находится на терминале в порту Пецет.
Учитывая риски, описанные выше, а также географическую расположенность (островная часть Малайзии, Индонезии, Таиланда), многие страны Азии все больше пользуются именно таким способом подготовки СПГ и такими терминалами. Использование таких судов не просто выгодно, но и удобно, так как по истечении срока эксплуатации судна, его легко может заменить новое.
Из известных проектов — FSRU Khannur в Индонезии, FSRU для Таиланда (запуск запланирован на 2024 г.), Port Qasim в Пакистане (п. Карачи, 2 судна), Melaka (Малайзия), Moheshkhali (Бангладеш)(запуск запланирован на конец 2018 г.), а также более поздние проекты Dawei (Мьянма — 2020 г.), Batangas (Филиппины — 2019 г.), Son My (Вьетнам — 2023 г.).
Рост спроса на электроэнергию в странах Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, увеличение численности населения и необходимость соблюдения международных экологических норм, позволяют сделать вывод, что рост объема экспорта такого энергоресурса как СПГ для стран этих регионов будет продолжаться стабильными темпами. Страны продолжат привлекать для импорта данного продукта и развития транспортной инфраструктуры иностранных партнеров, однако, более заинтересованных в получении прибыли, нежели чем в развитии инфраструктуры указанных стран региона, а технологическое совершенствование способов обработки СПГ позволит сократить издержки государств региона на строительство специализированных терминалов.
Рис. 5. СПГ Терминалы, Индия
Источник: Интерфакс


Литература
1. Роберт Антон Уилсон Психология эволюции. — Киев: изд. «Янус», 2001. — С. 264–266.
2. Michael Kremer, 1993 “Population growth and technological change: one million B.C. to 1990”, Quarterly Journal of Economics, August 1993, pp. 681–716
3. Energy transition and renewable energy in Korea”, 12/12/2017 Sanghoon Lee, Director, Green Energy Strategy Institute, UN ESCAP
4. «China becomes world’s second largest LNG importer, behind Japan», February 2018, EIA.

Сноски 
1 http://vikent.ru/enc/2088/ (Роберт Антон Уилсон «Психология эволюции», 2001 г., Киев, Украина, изд. «Янус», с. 264-266)
2 https://ourworldindata.org/world-population-growth (Michael Kremer, 1993 “Population growth and technological change: one million B.C. to 1990”, Quarterly Journal of Economics, August 1993, pp 681-716)
3 https://esa.un.org/unpd/wpp/Graphs/Probabilistic/POP/TOT/ World Population Prospects 2017, Graph Asia: Total Population
4 http://indiaenergy.gov.in/wp-content/uploads/2017/10/Draft-National-Energy-Policy.pdf 12 июня 2018 г.
5 https://www.nrel.gov/docs/fy04osti/35786.pdf 14 июня 2018 г.
6 http://www.enecho.meti.go.jp/en/category/brochures/pdf/japan_energy_2016.pdf бюллетень «20 вопросов для понимания текущей энергетической ситуации», Министерство Экономики, Торговли и Промышленности Японии, 16 июня 2018 г.
7 http://www.unescap.org/sites/default/files/Session%201-6.%20Sanghoon%20Lee_GESI.pdf “Energy transition and renewable energy in Korea”, 12/12/2017 Sanghoon Lee, Director, Green Energy Strategy Institute, UN ESCAP, 18 июня 2018 г.
8 https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=35072#tab1 “China becomes world’s second largest LNG importer, behind Japan», February 2018, EIA, 18 июня 2018 г.
9 https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=35072 U.S. Energy information Administration
10 АСЕАН – Ассоциация Государства Юго-Восточной Азии. Образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке (Таиланд). Цели и задачи – усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.
РИА Новости https://ria.ru/spravka/20171110/1508386532.html, 18 июня 2018 г.
11 Отчет от 24 октября 2017 г. Международного Энергетического Агентства https://www.iea.org/southeastasia/ 25 июня 2018 г.
12 Источник: https://higherlogicdownload.s3.amazonaws.com/SNAME/1dcdb863-8881-4263-af8d-530101f64412/UploadedFiles/c3352777fcaa4c4daa8f125c0a7c03e9.pdf 27 июня 2018
13 Fearnley LNG – Норвежский брокерский дом, основанный в 1869 г., занимающийся аналитикой и предоставлением информации, поддержки при заключении сделок каждой из заинтересованных в перевозке сторон
14 Источник https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1603016/000119312514259959/d701161df1.htm 28 июня 2018 г.
15 Из материала Dr. S.C. Sharma, Коммерческого директора Petronet LNG Limited
16 Источник hoeghlng.com, 30 июня 2018 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия