Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Конягина М. Н.
профессор кафедры экономики Северо-Западного института управления
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук


Внедрение инновационных методов борьбы с незаконными банковскими операциями
В условиях развития цифровой экономики проблема незаконных банковских операций приобретает особую актуальность. Поэтому предложение инновационных подходов и методов противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, стало целью настоящей статьи. В процессе исследования проблемы применялись методы систематизации и обобщения, а также экспертно-аналитический подход. В результате обобщены и представлены в рамках единой методики действия кредитной организации при финансовом мониторинге, предложено использовать информационно-аналитические системы проверки контрагентов при заключении договоров с клиентами, а также внедрить скоринг-метод
Ключевые слова: инновация, информационно-аналитические системы, комплаенс-контроль, корпоративное управление, риск, скоринг-метод
УДК 336.74; ББК 65.262.1   Стр: 183 - 187

В России проблеме противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ) уделяется повышенное внимание с 2001 г., когда был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ [4]. Три месяца спустя был издан Указ Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3]. Наша страна активно включилась в борьбу с финансовыми преступлениями, обязав кредитные организации, как центральное звено финансовой системы, проводить финансовый мониторинг на предмет выявления противоправных сделок и схем отмывания преступных доходов.
Среди теоретиков, кто первым стал в России изучать методологию такого понятия, как финансовый мониторинг, выделяется имя Л.Л. Фитуни [13;14;15;16], который рассматривал проблемы отмывания средств, полученных преступным путем и разрабатывал подходы построения системы финансового мониторинга [14]. Сегодня этими проблемами занимаются многие отечественные специалисты, среди которых можно назвать А.В. Шашкову [19; 20; 21; 22], М.М. Прошунина [9] и других экономистов и юристов, внесших свой вклад в адаптацию и активизацию использования международных стандартов применения правил финансового мониторинга на практике.
За рубежом над данной проблемой трудились Феллаг Ш. [12], Сюй Кайю [10], Тарулло Д.К. [11] и многие другие авторы, чьи работы подчеркивают роль финансовых посредников в отмывании активов и важность эффективности внутреннего контроля как части корпоративного управления. Особое место отводится деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Базельского комитета по банковскому надзору (БК БН), чьи специалисты непрерывно трудятся над совершенствованием требований финансового мониторинга, разработкой регулятивных документов.
Несмотря на отличие во взглядах на отдельные проблемы, все авторы единодушно утверждают, что противодействие легализации преступных доходов необходимо, а работа над этим процессом должна быть вписана в систему корпоративного управления каждого банка. В кредитных организациях должна быть создана эффективная структура совета директоров, обеспечивающая качественный контроль деятельности и, в частности, комитет по рискам, что будет обеспечивать безопасность банка и устойчивость от финансовых и нефинансовых факторов. Настоящая статья вносит скромную лепту в разработку этой актуальной проблемы: в частности, в результате систематизированного новейшего опыта работы кредитных организаций предлагается внести некоторые усовершенствования в алгоритм работы с информацией и клиентами, чтоб избежать вовлеченности в легализацию преступных доходов. Кроме того, материал статьи нацелен на освещение новейших приемов работы с информацией о клиентах, что позволяет решить еще одну чрезвычайно важную проблему управления операционными издержками — снижение затрат на ПОД/ФТ.
Согласно принципам корпоративного управления [8], в кредитных организациях должны быть созданы и обеспечены основы для эффективной структуры корпоративного управления. В силу особенного положения финансовых посредников в системе экономических отношений, к числу заинтересованных сторон — стейкхолдеров — следует относить и государственные органы, обеспечивающие регулирование банковской деятельности, и клиентов кредитных организаций, доверяющих им свои средства и значимую информацию о себе [2]. В обязанности Совета директоров банка входит обеспечение безопасности кредитной организации, как с финансовой, так и с информационной, организационной точек зрения. Поэтому сегодня в ряду задач по решению многих проблем также стоит проблема оградить кредитные учреждения от «нежелательных» клиентов, которые могут заниматься преступной деятельностью, дискредитируя банк, ставя его под угрозу банкротства и отзыва лицензии. Безусловно, для крупных банков эту проблему решить сложнее из-за большого количества клиентов. Поэтому необходимо создание эффективной системы противодействия легализации преступных доходов.
Кредитная организация, учрежденная на территории Российской Федерации, обязана разрабатывать, постоянно актуализировать и соблюдать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, которые в свою очередь должны соответствовать Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ [4], Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П [6], а также ряду других нормативных актов Банка России.
Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью системы внутреннего контроля банка и осуществляется на постоянной основе. Высшую ступень в иерархии подчиненности и контроля в этой системе занимает руководитель банка, который осуществляет кураторство Департамента комплаенс-контроля (контроля над соответствием системы и ее функционирования действующему законодательству) и финансового мониторинга. Данный департамент включает в себя Управление мониторинга банковских операций (далее — УМБО), которое следит за тем, как подразделения и должностные лица реализуют правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Ответственные сотрудники отдела ПОД/ФТ филиалов подчиняются непосредственно управляющим филиалами, а их функциональную координацию осуществляет ответственный сотрудник УМБО филиалов. В филиалах могут быть созданы группы мониторинга банковских операций (группы МБО). Ответственный сотрудник отдела ПОД/ФТ филиала является руководителем группы МБО филиала.
Управление мониторинга банковских операций решает следующие задачи:
1. обеспечивает функционирование в банке системы внутреннего контроля и ее соответствие действующему законодательству и требованиям Банка России;
2. минимизирует риски вовлечения кредитной организации в осуществление клиентами операции по легализации преступных доходов;
3. регулирует риски несоблюдения международных санкций при проведении банковских операций;
4. осуществляет подготовку методических рекомендаций и регламентов по реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
5. обеспечивает соблюдение ограничений, установленных законодательством, мониторинг и анализ операций по корреспондентским счетам связанных и зависимых кредитных организаций;
6. в рамках своей компетенции выявляет операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, фиксирует информацию о подозрительных операциях в анкетах клиентов, и при необходимости изменяет уровни рисков, присвоенных клиентам;
7. проводит текущий мониторинг и анализ операций по счетам клиентов и контрагентов Банка в целях выявления операций с участием лиц, в отношении которых применены меры по замораживанию денежных средств или иного имущества;
8. анализирует влияние подозрительных операций на агрегированные показатели деятельности клиентов;
9. осуществляет мониторинг операций финансовых учреждений в режиме реального времени по корреспондентской сети головной организации Банка в целях анализа риска легализации преступных доходов.
В эпоху цифровой экономики, когда большая часть информации о физических и юридических лицах дискретно размещена в виртуальном пространстве, и для работы по ее сбору и обработке уже созданы информационно-аналитические системы, банки начинают широко применять их в целях ПОД/ФТ. Информационно-аналитические системы обрабатывают широкий спектр информации, размещенной на сайтах налоговых органов, служб статистики, Центрального банка РФ, прокуратуры и множества других официальных источников и выдают подробную информацию о клиентах банков и о тех, кто только собирается ими стать. Обладая правами пользования такой системой можно выяснить не только структуру собственности, историю компании, но и ее финансовое состояние на момент последней сдачи налоговой отчетности, наличие задолженности, текущих судебных дел, структуру собственности, надежность фирмы как контрагента, наличие у нее связей с нерезидентами и другое. Такие системы довольно надежно помогают провести идентификацию каждого клиента и принять решение об открытии ему счета.
Подразделения банка вправе отказаться от заключения договора с потенциальным клиентом, если есть основания полагать, что его целью является совершение операции для легализации преступных доходов. Основаниями для такого решения могут быть:
– непредоставление клиентом документов, подтверждающих сведения, необходимые для идентификации в соответствии со статьей 7 Федерального Закона № 115-ФЗ;
– отсутствие по адресу юридического лица органа или представителя юридического лица;
– наличие сведений о том, что клиент, его представитель, выгодоприобретатель или бенефициарный владелец является лицом, в отношении которого применены меры по блокировке счета или иного имущества;
– наличие сведений, что в отношении клиента или его представителя, действуют международные санкции;
– размер уставного капитала компании равен или незначительно превышает минимально требуемый для регистрации размер уставного капитала;
– с момента регистрации юридического лица прошло менее 6 месяцев, при этом юридическое лицо, предоставляя информацию о целях установления деловых отношений с банком, указало осуществление сделок с денежными средствами в наличной форме или для международных расчётов;
– в качестве адреса юридического лица указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы России о расположении по нему других юридических лиц;
– отсутствие информации о постоянном источнике дохода клиента при предоставлении услуг платежных карт, режим обслуживания которых предусматривает более высокий лимит снятия денежных средств по сравнению со стандартными условиями договора.
Кроме того, чтобы на ранней стадии исключить вовлеченность банков в преступные финансовые схемы, им запрещено проводить следующие действия, как на этапе заключения договора с клиентом, так и в процессе его обслуживания:
– открывать и вести счета на анонимных клиентов;
– открывать текущие счета клиентам без личного присутствия физического лица, либо расчетные счета без представителя клиента;
– устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющих на территории государств, на которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
– заключать договор банковского счета, если клиент не представил необходимые документы для его идентификации;
– информировать клиентов банка и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ, за исключением информирования клиентов о замораживании его счета.
Такой тщательный подход к анализу потенциальных и действующих клиентов, обязанность оповещать Банк России и иные государственные службы о нарушении режима использования счетов клиентами, казалось бы, перечеркивает смысл понятия «банковская тайна». Тем не менее, вопрос защиты информации о клиенте имеет чрезвычайное значение, т.к. переносит проблему в сферу противодействия мошенничеству и несанкционированному списанию средств клиентов. Поэтому порядку обеспечения конфиденциальности информации о клиентах отводится особое внимание.
Банковские служащие обязаны соблюдать конфиденциальность сведений о клиентах. К таковым относится информация о документах внутреннего контроля, о способах и методах осуществления в банке внутреннего контроля, о случаях отказа в заключении банковского договора, о случаях блокировки счета, о выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, сомнительным операциям и. т.д.
Почти двадцатилетний опыт определения банками благонадежности клиентов привел к систематизации такой оценки по следующим видам риска: 1) риск по типу клиента; 2) страновой риск; 3) риск по типу операций. Каждый вид риска предполагает анализ нескольких факторов, в результате которого клиенту присваивается один из трёх уровней риска: высокий, средний или низкий. Такой подход позволяет построить аналитическую модель и автоматизировать процедуру принятия решения по клиенту в целях ПОД/ФТ.
Определение размера риска по типу клиента, на наш взгляд, является наиболее объективной и удобной для автоматизации процесса (табл.1), где можно вносить размер риска, определяемый по каждому фактору экспертно-аналитическим или, в зависимости от ресурсов кредитной организации, статистическим методом.

Таблица 1
Категории риска по типу клиента и возможная их оценка
ФакторВид рискаРазмер риска (пример)
Отсутствие постоянного места жительства у физического лицавысокий0,9
Клиент / его представитель, в отношении которого применены меры по замораживаниювысокий0,75
Наличие сведений, что предоставленные им документы недостоверныевысокий1
Наличие сведений о клиенте — юридическом лице в разделе «адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на официальном сайте ФНС в интернетесредний0,45
Отсутствие информации о финансово-хозяйственной деятельности организациисредний0,5

По аналогии, при оценке странового риска учитываются следующие факторы:
– в отношении иностранного государства, в котором зарегистрирован клиент, его контрагент, банк, обслуживающий контрагента, или зарегистрирован бенефициарный владелец клиента, применяются международные санкции, одобренные Российской Федерацией;
– в отношении иностранного государства, в котором зарегистрирован клиент, контрагент клиента, банк, обслуживающий контрагента клиента, применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ [5];
– государство, в котором зарегистрирован клиент, контрагент клиента, банк, обслуживающий контрагента клиента, включено в перечень государств, которое не выполняет рекомендации ФАТФ.
При оценке риска по типу операции выделяют следующие факторы (табл.2), которым также можно было бы дать оценку.

Таблица 2
Категории риска по типу операций и возможная их оценка
ФакторРискиРазмер риска (пример)
Деятельность клиента, связанная с благотворительностью или иным видом нерегулируемой некоммерческой деятельностивысокий0,8
Деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание розничной торговли, общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газопроводных станциях)высокий0,95
Связь с производством оружия или посредническая деятельность клиента по реализации оружиявысокий0,95
Туристическая деятельностьсредний0, 5
Деятельность клиента, связанная с организацией и содержанием тотализаторов и игорных заведений (казино, букмекерских контор)высокий0,85
Деятельность, связанная с совершением сделок с драгоценными металламивысокий0,8
Совершение сделок с недвижимым имуществомвысокий0,8

Также следовало бы расширить оценку рисков путем включения в нее количественных показателей, например, объем сделок с нерезидентами в общем объеме сделок за период, количество транзакций нерезидентам, частота расчётных операций в рамках одной и той же сделки, количество или доля однотипных операций за период и т.п. Сотрудники отдела финансового мониторинга ежедневно контролируют банковские операции, что трудоемко и затратно. Предлагаемый подход к оценке риска по принципу скоринговых моделей призван решить эти проблемы через автоматизацию процесса финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
Расчет рейтинга клиента в рамках такой скоринговой модели может проводиться на основе приведенных качественных и количественных показателей, также необходимо учитывать возможные дополнительные факторы риска.
Количественные факторы рассчитываются на основании статистики банка по обслуживанию клиента. Неколичественные показатели рейтинговой модели заполняются на основании экспертно-аналитических оценок специалистов УМБО, а в отдельных случаях заключения подразделения безопасности и юридической службы.
В модели расчета рейтинга клиента в целях ПОД/ФТ каждому показателю присваивается вес. Формула может быть представлена в следующем виде (формула 1):
R = (a1*x1 + a2*x2 + an*xn)*wкол. + (b1*y1 + b2*y2­ + bn*en)*wкач. (1)
где an — вес количественного фактора в модели;
xn — значение количественного фактора (балл);
wкол., wкач. — совокупный вес количественных / качественных факторов риска в модели;
bn — вес качественного фактора в модели;
yn — значение качественного фактора (балл);
R — рейтинг.
Внутренняя методика банка по применению рейтинговой модели в целях ПОД/ФТ должна содержать указания по отнесению клиентов к определенным категориям и автоматической блокировке их счетов в зависимости от результата применения модели.
В большинстве банков эта деятельность пока проводится усилиями живых работников. И лишь крупнейшие отечественные банки сегодня автоматизировали ее, внедрив специальную программу по анализу операций клиентов. Работа таких «роботов» пока не вызывает теплых откликов ни у клиентов, ни у работников служб поддержки операций, т.е. требует тонкой настройки модели, что, в свою очередь, нуждается в накоплении опыта и статистики по чувствительности факторов.
Рассмотрим операции клиентов, подлежащие обязательному контролю и учитываемые в аналитических моделях для автоматизации:
1. Операция на сумму 600 000 рублей и более, либо эквивалентной ей в иностранной валюте;
2. Операции с наличными денежными средствами:
– снятие или зачисление на счёт юридического лица денежных средств, если это не обусловлено характером его предпринимательской деятельности;
– покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
– приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчёт;
– получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
– обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
– внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денег в наличной форме;
3. Любые операции (получение займа, операции с ценными бумагами и. т. д.), если хотя бы одна из сторон по договору зарегистрирована или находится на территории страны, не выполняющей рекомендации ФАТФ, либо операции проводятся при участии банков, зарегистрированных в данной стране;
4. Следующие операции с использованием банковских счетов:
– размещение денег во вклад (депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад на предъявителя;
– открытие вклада в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
– перевод денежных средств за рубеж на счёт анонимного владельца или поступление денег из-за рубежа с такого счета;
– зачисление денег на счёт или их списание со счета юридического лица, период деятельности которого составляет не более трёх месяцев с момента его регистрации;
– зачисление денег на счёт или их списание со счета юридического лица, в случае если операции по данному счету не производились с момента его открытия.
5. Иные сделки с движимым имуществом:
– помещение драгоценных металлов, ювелирных камней и. т. д. в ломбард, их купля или продажа;
– выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или другим видам накопительного страхования и пенсионного возмещения;
– получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
– переводы денег, осуществляемые не кредитными организациями по поручению клиента;
– получение денежных средств посредством платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств посредством выигрыша, полученного от участия в указанных играх.
6. Сделка с недвижимым имуществом на сумму более 3 млн рублей;
7. Операция по получению некоммерческой организацией денег или иного имущества от иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства на сумму более 100 000 рублей;
8. Операция, при которой, хотя бы одна из сторон является физическим или юридическим лицом, в отношении которых имеется информация об их причастности к терроризму;
9. Операции по зачислению денег на счёт, покрытый аккредитив или их списание со счёта подлежит обязательному контролю, если сумма равна или превышает 10 млн рублей.
Подразделения головной организации банка осуществляют выявление таких операций с целью представления указанных сведений в УМБО до 11:00 часов дня, следующего за совершением операций, с использованием имеющегося для этих целей программного обеспечения, а при отсутствии, что пока более частая практика, — вручную. При этом понятие операции, подлежащей обязательному контролю, не эквивалентно понятию подозрительной. В первом случае это может быть просто сделка, выбивающаяся из регулярной деятельности компании, или нестандартная транзакция для частного клиента. Правда, в ряде случаев она может быть признана подозрительной и повлечь блокировку счета, т.к. банк принимает меры по защите средств клиента от несанкционированного списания или следует довольно жестким требованиям закона, нарушение которых может повлечь применение мер регулятором вплоть до отзыва лицензии. Методические рекомендации банков указывают на следующие признаки подозрительности:
1. Запутанный характер операции, которая не имеет очевидного экономического смысла;
2. Несоответствие операции целям деятельности фирмы;
3. Выявление неоднократного совершения операций, характер которых указывает на то, что целью их проведения является уклонение от процедур обязательного контроля;
4. Подозрения в проведении операций, связанных с финансированием терроризма;
5. Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у сотрудников банка возникают подозрения, что указанная операция проводится в целях легализации преступных доходов.
Могут возникнуть случаи, когда в список подозрительных операций включаются сведения о нескольких операциях. Во-первых, подозрения может вызывать сделка в целом, если клиент регулярно совершает расчётные операции в рамках одной и той же сделки. Во-вторых, систематическое проведение клиентом однотипных операций. Конечно, такие признаки не касаются общераспространенных сделок, как например с естественными монополиями.
Если в отношении клиента, были выявлены сомнительные операции, то уделяют повышенное внимание всем его последующим операциям, ведётся углубленный анализ его деятельности, дополнительно изучаются его контрагенты, партнеры по бизнесу, связанные и зависимые компании. Также у такого клиента запрашивают следующие документы:
1. Сведения о сторонах договора, если операции совершены по агентскому договору, договору поручения, комиссии и доверительного управления;
2. Документы, являющиеся основанием для совершения операции (договоры, дополнительные соглашения, протоколы);
3. Документы, раскрывающие содержание операций (инвойсы, таможенные декларации, перечни товаров, поступивших на реализацию);
4. Для клиента-резидента, осуществившего значительные платежи в пользу нерезидентов, запрашивают:
– бухгалтерские балансы за несколько последних отчётных периодов;
– налоговые декларации с отметкой налоговых органов об их получении;
– документы, подтверждающие исполнение нерезидентом своих обязательств перед резидентом-плательщиком (товарно-транспортные, складские, таможенные документы, подтверждающие передачу ценных бумаг).
Если клиент продолжает осуществлять подозрительные операции, то банк обязан принять следующие меры:
– провести переговоры с клиентом, направленные на добровольное прекращение совершения им подозрительных операций;
– отказать в приеме распоряжений на совершение операций по банковскому счёту;
– инициировать установление индивидуальных тарифов для клиентов, которые проводят подозрительные операции, стимулирующих к снижению подозрительной активности по счетам.
Последнему способствует гибкая публичная тарифная политика, все чаще применяемая кредитными организациями.
Все перечисленные требования и условия по работе в рамках ПОД/ФТ обобщаются в рамках рабочих документов, которые периодически обновляются после получения банком новых методических рекомендаций от Банка России. Каждый банк обязан реагировать на данные рекомендации и выполнять требования, указанные в них, которые, в свою очередь, разрабатываются в рамках взаимодействия национальных регуляторов банковских систем, Базельского комитета по банковскому надзору, ОЭСР и других международных организаций.
Современным кредитным организациям рекомендовано уделять особое внимание разработке программ по идентификации клиентов и их контрагентов для эффективной работы системы контроля над уровнем банковских рисков. Процедуры оценки клиентов и мониторинга финансовых операций сегодня проводятся в подавляющем большинстве случаев вручную и должны учитывать множество требований Центрального банка, нарушение которых влечет за собой проблемы для кредитной организации, вплоть до отзыва лицензии. Блокировка счетов, вызванная следованием всем упомянутым требованиям, влечет дополнительные высокие нагрузки на группы сопровождения банковских операций и крайнее недовольство клиентов. Поэтому очень важно внедрение многоуровневого метода, который будет обеспечивать одновременно более тщательный, дешевый, точный и менее трудоемкий анализ банковских счетов и операций.
Для этого банкам необходимо:
1. Использовать информационно-аналитические системы, позволяющие проводить проверку контрагентов и потенциальных клиентов на стадии приема их на операционно-кассовое обслуживание.
2. На основе скоринговых методов оценки, разрабатывать и внедрять в своей практике модели оценки уровня риска клиентов в сфере ПОД/ФТ. Эти модели должны включать в себя количественные и качественные критерии оценки, постоянно совершенствоваться на основании статистических данных и подстраиваться под обновляемые требования Банка России.
3. Процедуры сбора, обработки и хранения данных в рамках указанного скорингового метода должны быть автоматизированы, а также адаптивны к внедряемым в банковской деятельности нейросетям.
Безусловно, предлагаемые меры не избавят банковскую деятельность от преступных схем, но помогут снизить затраты на реализацию процедур мониторинга, повысят его скорость и точность. Это, в свою очередь, станет еще одним шагом в сторону совершенствования внутреннего контроля в кредитных организациях и вкладом в обеспечение основ для формирования эффективной структуры корпоративного управления в каждом банке.


Литература
1. Joseph, Lester. Suspicious Activity Reports Disclosure and Protection/ Lester Joseph // Money Laundering. 2007, September. Vol.55, # 5. P.2–11. — URL: https://www.justice.gov/sites/default/files/usao/legacy/2007/10/16/usab5505.pdf (дата обращения: 12.03.2018)
2. Конягина М.Н. Состояние и перспективы развития системы мониторинга качества корпоративного управления в банках // Финансы и бизнес. — 2010. — №3. — С.60–72.
3. Об уполномоченном органе по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Указ Президента Российской Федерации №1263 от 01.11.2001 г. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33838/ (дата обращения: 30.03.2018)
4. О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон Российской Федерации №115 от 7 августа 2001 г.– [Электронный ресурс]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12123862/paragraph/92387:1 (дата обращения: 30.03.2018)
5. О специальных экономических мерах: Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64883/ (дата обращения: 20.03.2018)
6. О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Положение Банка России от 02.03.2012 №375-П. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128351/eeb5679e3c5ccae487c71b3bcf35b0463a558df9/ (дата обращения 29.04.2018)
7. Principles for enhancing corporate governance / Bank for International Settlements 2010 // Официальный сайт Базельского комитета по банковскому надзору. — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bis.org/publ/bcbs176.pdf (дата обращения: 1.03.2018)
8. Principles of Corporate Governance, OECD Publishing, Paris. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/governance/g20-oecd-principles-of-corporate-governance-2015_9789264236882-en (дата обращения: 3.03.2018)
9. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — №330. — С.105–108.
10. Сюй Кайю. Китайско-российское сотрудничество в противодействии отмыванию денег: необходимость и перспектива // Актуальные проблемы экономики и права. — 2009. — №4. — С. 204–209.
11. Tarullo, Daniel K. Corporate governance and prudential regulation / Daniel K Tarullo // Официальный сайт Базельского комитета по банковскому надзору. — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bis.org/review/r140610c.pdf (дата обращения: 3.03.2018)
12. Феллаг Ш.М.Э.А., Левченко В.В. Зарождение новой профессии для борьбы с терроризмом и отмыванием денег // В сборнике: Приоритеты развития социо-гуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты Материалы международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.Е. Туркулец. — 2017. — С. 199–203.
13. Fituni L. Russia: Organised Crime and Money Laundering. — Journal of Money Laundering Control. 1998. vol. 1. #4. P. 360–373.
14. Фитуни Л.Л. Финансовый мониторинг // Межведомственная комиссия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. — Москва, 2002.
15. Фитуни Л.Л. Бегство капитала в системе глобального перераспределения национальных богатств // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2000. — №3. — С. 18–33.
16. Фитуни Л.Л. Роль теневого международного движения капитала в условиях глобализации // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — 2000. — № 3. — С. 18–19.
17. Hampton, Alan. Sources of Information in a Financial Investigation / Alan Hampton // Money Laundering. 2007, September. Vol.55, # 5. P.48–54. — URL: https://www.justice.gov/sites/default/files/usao/legacy/2007/10/16/usab5505.pdf (дата обращения: 15.03.2018)
18. Hilaire, Alvin. The Imperative of Strong Corporate Governance for Financial Stability / Alvin Hilaire // Официальный сайт Базельского комитета по банковскому надзору. — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bis.org/review/r170818a.pdf (дата обращения: 12.03.2018)
19. Шашкова А.В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан: монография. — М., 2013. — 167 c.
20. Шашкова А.В. Коррупция как проблема политической теории // Вестник МГИМО Университета. — 2015. — №6(45). — С. 64–73.
21. Шашкова А.В. Значение кодекса корпоративного управления Банка России 2014 г. // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — №4(37). — С. 253–263.
22. Шашкова А.В. Отмывание денег и конституционные права // Вестник МГИМО Университета. — 2013. — №6(33). — С. 190–196.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия