Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Ягафаров А. Д.
аспирант кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Инновационная деятельность связана с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий. Как утверждает Г.С. Гамидов, инновационная деятельность - это системный вид деятельности, направленный на создание и реализацию в общественную практику инноваций - нововведений "под ключ"[1]. Соответственно, основными компонентами инновационной деятельности в условиях рынка выступают новации, инвестиции и инновации.
Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть: а) "подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них", необходимые для создания нового технологического процесса; б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала;
в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок; г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; д) приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций; е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур..."[2].
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники.
Инновационная деятельность субъектов хозяйствования может быть раскрыта в следующих принципах ее организации: 1) приоритетность инновационного производства над традиционным; 2) экономичность инновационной деятельности; 3) гибкость инновационной деятельности; 4) общественная полезность;
5) поддержка фундаментальной науки; 6) финансовая обеспеченность нововведения; 7) конкурентоспособность; 8) итерационный характер; 9) эффект коммерциализации нововведения; 10) единая инновационная стратегия; 11) защищенность инновационной деятельности; 12) экологическая безопасность.
Период реформирования экономики России 80-х-90-х гг. XX столетия сопровождался ломкой существовавших ранее производственных отношений, основанных на единой форме собственности, и становлением новых, базирующихся на множественности форм собственности, развитии конкуренции, рынка средств производства и предметов потребления. Экономико-управленческая революция обнажила застойные тенденции в развитии общества, существенное отставание от многих стран мирового содружества, несовершенство структурных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках.
В основе выхода из кризиса лежит перепрофилирование промышленности в соответствии с новыми потребностями, основанное на широком внедрении и распространении новой техники и передовых технологий, способных возродить спрос и, следовательно, экономическое развитие. Теория экономических колебаний и длинных волн, родоначальником которой является Н.Д. Кондратьев, а продолжателями его идеи И. Шумпетер, Т. Менш, Г. Кларк, К. Фримэн, Дж. Ван Дейн, А. Клакнехт, Ю.В. Яковец, С.Ю. Глазьев и др., во многом определяет современные подходы к государственному регулированию и гласит, что технологические инновации формируют новые виды деятельности, новые секторы экономики, способствуют созданию новых рынков, появлению прорывных направлений в экономическом развитии. В определенный момент производственные мощности этих секторов начинают превышать спрос внутреннего рынка. Появляются стимулы для развития внешнеэкономической деятельности, выработки экспортной стратегии и т. п., т. е. инновационные процессы играют первостепенную роль в обновлении общества
Обновление производства является объективным законом развития, отражающим диалектику расширенного воспроизводства и непрерывное техническое совершенствование материальных элементов производственных сил. Обновление производства вообще и техническое обновление в частности присуще всем общественно-экономическим формациям. Периодичность его обусловлена физическим износом и моральным старением материально-вещественных элементов производства.
В условиях переходной экономики, с расширением видов собственности на средства производства, общественные потребности в новой технике наполняют новым содержанием весь процесс воспроизводства, соответственно проявляется противоречие между ограниченными естественными ресурсами, средствами для производства товаров и растущими потребностями в новых товарах и услугах. Возникает необходимость качественного обновления производства. Традиционными методами это неразрешимо, необходима организация инновационной деятельности
Если в СССР планово-распорядительная система позволяла реализовывать крупномасштабные инновации, концентрируя ресурсы на приоритетных и важнейших направлениях науки и техники, то в период рыночных реформ основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с рядом следующих факторов:
- нехваткой собственных средств;
- ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования;
- недоступностью из-за высокой процентной ставки привлечения заемных средств;
- спадом производства;
- раздроблением (реструктуризацией) многих научных центров;
- невыплатой заработной платы научным сотрудникам и ведущим специалистам;
- низкой заработной платой, не обеспечивающей прожиточный минимум;
- оттоком высококвалифицированных кадров за рубеж и в другие отрасли народного хозяйства;
- невостребованностью научных разработок государством и предприятиями.
Современная инновационная политика должна быть направлена на рост ВВП страны за счет освоения принципиально новых видов продукции и технологий и расширения рынков сбыта производимых в России товаров (работ и услуг).
Одновременно инновационная политика предполагает вытеснение устаревших технологий и повышение конкурентоспособности продукции (работ и услуг). При этом широкое развитие в инновационной деятельности должна получить система коммерческих форм взаимодействия науки и производства, базирующаяся на структурных изменениях экономики в целом и структурных изменениях основных производственных фондов. Этому должно предшествовать формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере.
Главными направлениями современной инновационной политики должны стать:
- государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
- совершенствование налоговой системы в отношении инновационной деятельности;
- формирование механизма внешнеэкономической поддержки по созданию условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции с дальнейшей реализацией ее на внешнем рынке;
- получение квот в зарубежных кредитных линиях и реализация высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства;
- объединение усилий государства и частных инвесторов по взаимодействию со странами дальнего и ближнего зарубежья;
- развитие лизингового механизма по привлечению наукоемкого оборудования;
- разработка механизма участия инновационно активных организаций в международных конкурсах;
- планирование в бюджетах разных уровней выделения прямых государственных инвестиций в программы и проекты, имеющие государственные (национальные) приоритеты, но отвечающие требованиям инвестиционной привлекательности.
В период становления рыночных отношений у большинства отечественных предприятий наблюдается дефицит собственного капитала. Государственный механизм оказывает слабую поддержку таким предприятиям. И как следствие, малоэффективные предприятия в первую очередь направляют средства на текущие нужды, не выделяя средств на новые технологии или выделяя их в незначительных размерах. Такое положение дел объясняется тем, что инновационное предпринимательство до сих пор остается малопривлекательным для отечественного и иностранного капиталов (включая и банковский).
Для реализации инновационной политики, ее активизации необходимо принять ряд кардинальных действий, а порой и нестандартных решений. К таким решениям следует отнести:
- учет, контроль и на базе этого совершенствование системы государственных инвестиций;
- разработку на уровне государства кредитной, налоговой политики в области инвестирования в инновационную деятельность;
- определение четкого взаимовыгодного механизма внебюджетного финансирования инновационной деятельности;
- упорядочение системы управления и координации действий инновационных процессов в стране;
- четкое выделение в перспективных программах экономических, социальных и политических приоритетов инновационных программ и источников их финансирования.
В развитых промышленных странах экономический рост достигается за счет инновационной деятельности. Эффективное использование научно-технического потенциала обеспечивает экономический рост на 60-90%, в том числе за счет коммерциализации результатов научно-технических разработок. Поэтому в России первостепенной проблемой является создание отечественного рынка наукоемкой продукции с приобретением определенного опыта сбыта научной продукции. Отсутствие опыта объясняется недостатком квалифицированных менеджеров, аналитиков, маркетологов, специалистов в области ценообразования, а также пиар-технологий. Это объясняется неразвитостью корпоративных структур в наукоемких отраслях. Вместе с тем отдельные проблемы медленно, но решаются. Так, в 2000 г. завершилась реализация межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России.
Результаты данной программы следующие: в 25 регионах, обладающих высоким технологическим потенциалом, созданы инновационно-технологические центры (ИТЦ); созданы инновационно-технологиеские комплексы (ИТК), где разместились сотни малых технологических предприятий, решающих проблемы инновации более чем в 20 секторах экономики; образован Союз ИТЦ России; введена в эксплуатацию первая очередь системы информационного обеспечения инновационной деятельности; разработана технология продвижения результатов НИОКР в производство; налажена и функционирует многоуровневая система по подготовке специалистов для инновационной деятельности; разработаны технологии продвижения результатов НИОКР в производство.
Согласно поручению Правительства РФ от 11 ноября 2000 г. N ИК-П8-30435 приоритеты программы сохранены, и в настоящее время работа ведется по следующим направлениям:
- развивается инновационная инфраструктура, что подтверждается правительственными и отраслевыми документами;
- совершенствуется система подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;
- происходит объединение организационных и финансовых ресурсов участников инновационной деятельности;
- концентрируются усилия федеральных и региональных органов управления с научными, инновационными и финансовыми структурами по созданию условий и механизмов государственного содействия коммерциализации НИОК.
Основными целями и задачами продолжения Программы являются:
- формирование сегмента национальной инновационной системы для сферы малого бизнеса;
- осуществление комплексных мер по обеспечению развития инновационной инфраструктуры (информационной, кадровой, консультационной, инвестиционной, нормативной);
- активизация работы с субъектами РФ и администрациями федеральных округов по выполнению комплексных программ (проектов);
- разработка механизма совместного финансирования инновационных коммерческих проектов с привлечением федеральных и региональных бюджетных и внебюджетных источников, венчурного капитала, международных кредитов.


1 Гамидов Г.С. и др. Введение в системологию инноватики. - Махачкала: Дагпресс, 2000. - С.3.
2 Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь /Под ред. Л.М. Гохберга. - М.:ЦИСН, 1996.


Литература
1. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса: Учеб. пособие /Под ред. акад. А.И. Муравьева. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. - С. 57.
2. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. - М.: Экономика, 2000. - С. 4.
3. Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетов Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 1980. - С. 17.
4. Лойко Л.В. Жизненный цикл инновации // Практика и вопросы изобретательской работы: Материалы краткосрочного семинара. - СПб: ДНТП, 1992. - С. 63.
5. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: Организация и маркетинг. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.- С. 5.
6. Научно-технический потенциал и научно-техническая политика // Общество и экономика. - 1993. - N 7-8. - С. 16.
7. Российские экономические школы / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: МФК, 1996. - С. 182-284.
8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с англ./ Общая ред. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - С. 83.
9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - С. 254.
11. Allen J.A. Scientific innovation and industrial prosperity. - London, 1996. - Р. 31.
12. Harman A.J. The International Computer Industry. Innovation and Comparative Advantage-Cambridge (Mass): Harvard University Press, 1971. - P. 41.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия