| | Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Пилявский В. П. ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций»,
доктор экономических наук, профессор Павленко И. Г. доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье отражены проблемы развития и направления модернизации туристского образования в Российской Федерации. Показано, что качественное туристское образование является ключевым моментом инновационного развития отечественной индустрии гостеприимства | Ключевые слова: модернизация образования, индустрия гостеприимства, инновационное развитие, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, национальная система профессиональной квалификации | ББК Ч518.14(0)я73 Стр: 200 - 202 | Индустрия гостеприимства является одним из регуляторов занятости населения. Экономическая деятельность, связанная с туризмом, предоставляет работу более 12 миллионам человек в Европейском союзе. Почти 7 миллионов из этих людей работают в пищевой промышленности, а 2 миллиона — на транспорте. На сектор размещения (не включая недвижимость) приходится 2,4 млн рабочих мест в ЕС; туристические агентства и туроператоры трудоустраивают почти полмиллиона человек. В трех отраслях, деятельность которых почти полностью связана с туризмом (жилье, туристические агентства / туроператоры, воздушный транспорт), в ЕС работает 3,3 миллиона человек. В целом, на индустрию туризма приходится 22% людей, занятых в секторе услуг. Рассматривая общую нефинансовую экономику бизнеса, в отраслях туризма приходится 9% занятых [3].
Создание рабочих мест в гостиницах и ресторанах в развитых странах, согласно данным Международной организации труда (МОТ), росло темпами, вдвое превышающими объем всей экономики в период с 2009 по 2013 год. В 2015 году туризм напрямую произвел 2,5 миллиона новых рабочих мест по всему миру, достигнув в общей сложности 108 миллионов прямых рабочих мест (3,6% от общего объема глобальной занятости и 3% от общего ВВП). Принимая во внимание ее обширные воздействия на другие сектора экономики (включая прямые, косвенные и индуцированные) в 2015 году на индустрию туризма пришлось: почти 10% от общего объема ВВП в мире, 1 из 11 рабочих мест по всему миру, одно рабочее место в секторе туризма создает около 1,5 дополнительных или косвенных рабочих мест в отраслях экономики, связанных с туризмом [2].
Подготовка квалифицированного персонала для туристского бизнеса признается значимым условием развития экономики государств во всем мире. По данным ВТО, в начале 90-х годов XX века в Европе насчитывалось 105 высших и 139 профессиональных учебных заведений, готовивших специалистов туристического профиля, 6 и 17 — в Америке и 13 и 35 — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соответственно. Большинство учебных заведений, обучающих персонал для индустрии туризма, расположено в Великобритании (37), Испании и Италии (по 28), Канаде (25), Франции и США (по 22), Австралии (16), Чили (12), Китае (6), Филиппины (5) и Япония (4).
По оценкам экспертов, в Российской Федерации, которая ходит в десятку самых посещаемых стран мира [4], по оценкам ВТО, в настоящее время потребности специалистов всех подразделений туристической отрасли удовлетворяются только на 55%. Около 80% туристических кадров являются специалистами среднего звена. По данным Федерального агентства по туризму, функционирует 401 высшее и профессиональное образовательные учреждения, которые обучают персонал туристической отрасли. Российские университеты ежегодно обучают около 25 000 специалистов в сфере туризма. Около трети всех образовательных учреждений расположены в Центральном федеральном округе, около 17% — в Южном федеральном округе и 13% — в Приволжском федеральном округе [1].
Важным условием формирования экономики инноваций выступает модернизация существующей системы профессионального образования — основы динамического социально-экономического роста и условия качественного развития общества, ключевого фактора обеспечения текущего благополучия граждан и основы безопасности государства. Конкуренция в системах образования становится неотъемлемым элементом глобальной конкуренции, которая требует постоянного обновления существующих технологий, более ускоренного освоения и внедрения инноваций, своевременной и оперативной адаптации к запросам и требования динамично развивающегося рынка и, в частности, рынка туризма и рекреации [11].
В сегодняшних непростых условиях развития российской туристической индустрии, которая оказалась перед долговременными системными вызовами, наша страна испытывает потребность в создании гибкой системы подготовки кадров, адаптивной к требованиям рынка туристских услуг. С целью решения обозначенной проблемы указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249 был основан национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), который, в частности, координирует работу по приведению федеральных государственных образовательных стандартов в соответствие с профессиональными стандартами и формирование системы независимой оценки профессиональной квалификации.
Целью настоящего исследования является изучение вопросов модернизации туристского образования как основы инновационного развития туриндустрии.
В настоящее время такие важные в системе образования понятия, как «квалификация работников» и «профессиональный стандарт» раскрыты в Трудовом Кодексе РФ [12] Ст. 195.1 отмечает, что квалификация работника представляет собой объективное отражение уровня знаний, умений и профессиональных навыков, а также опыта работы.
Необходимо соотнести квалификации различных уровней и типов на основании набора общих и согласованных описаний, что обеспечивает прозрачность квалификации и позволяет создавать новые траектории периода от образования к трудовой деятельности.
Актуальность вопросов подготовки кадров для туристской индустрии в России в последние годы обусловлена целым рядом причин и факторов, основными из которых являются следующие:
– модернизация всего российского образования, возрастание его роли и значения в связи с усилением социально-экономических процессов в обществе, предъявляющих к образованию новые требования (обновляемости содержания, технологий, методики, организационных форм, гибкости и т.д.);
– интеграция отечественного высшего образования в европейское пространство в сфере образования (Болонский процесс) и особенно вступление России в ВТО, что неминуемо повлечёт за собой как положительные, так и отрицательные последствия;
– повышение роли персонала в обеспечении конкурентоспособности компаний, в улучшении качества продукций и услуг. Как известно, спецификой туристского продукта, отличающей его, прежде всего, от промышленных товаров, является то, что люди (персонал) составляют его значительную часть. Именно они предоставляют туристические услуги (услуги туристских операторов и агентов, предприятий гостеприимства, транспорта, аттракций и др.), являющиеся важнейшим компонентом турпродукта;
– ухудшение экономических показателей российского туризма, проявляющееся в частности, в росте дефицита платёжного баланса (соотношение экспорта/импорта услуг) РФ по статье «Поездки».
В 2011 г. Российская Федерация перешла на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Для обеспечения этого перехода были разработаны принципиально новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), предоставляющие вузам ранее невиданные академические свободы в разработке основных образовательных программ (ООП).
Теперь не менее 50% учебного времени в бакалавриате и не менее 70% в магистратуре отводится на вариативную (вузовскую) часть для создания соответственно профильной подготовки бакалавров и магистерских программ.
Существующие на сегодняшний день профили бакалавриата по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» соответствуют современным образовательным и рыночным требованиям не в полной мере, т.к. представляют собой стандартный перечень основных видов деятельности вне зависимости от потребностей конкретных российских регионов.
Потребности туристского рынка в кадрах определяют:
– необходимость создания базовых кафедр, объединяющих учебные, научные и производственные комплексы, обеспечивающих взаимосвязь всех сторон образовательного процесса, отраслевой науки и турбизнеса, которые позволят в учебном процессе отрабатывать производственные профессиональные навыки на рабочих местах и внедрять в систему подготовки кадров инновационные технологии;
– потребность совершенствования и внедрения в широкую практику дополнительного профессионального образования путем организации краткосрочных целевых стажировок, тренингов, мастер-классов с применением модульной системы формирования учебных программ для наибольшего удобства обучающихся и повышения эффективности освоения программ с увеличением их количества и направлений для расширенной подготовки кадров, имеющих базовое начальное и среднее профессиональное образование;
– необходимость формирования условий для осуществления тесного взаимодействие отечественных и зарубежных образовательных центров и учебных заведений в целях передачи опыта, обмена используемыми методиками и формирования современных технологий подготовки кадров;
– создание образовательных кластеров, включающих все уровни профессионального образования, систему дополнительного образования и работодателей [10].
Сегодня все без исключения эксперты в области высшего образования (в частности специалисты по разработке и реализации ФГОС) заявляют о необходимости согласования профилей подготовки, их целей и содержания ООП, с объединениями работодателей, обеспечения востребованности заявленных профилей обучения региональным рынкам труда. Данные рекомендации выданы вузам, УМО, разработчикам ФГОС и федеральным органам исполнительной власти для внедрения в практику работы [7]. В течение 2015 года в рамках реализации этих положений было сделано следующее:
– согласно данным изучения приемной кампании, проводимой в рамках 2015–2016 учебного года на обучение в 12 образовательных организациях по практико-ориентированным программам высшего образования принято 39 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета — 33,4 тысячи человек, что в 1,4 раза больше, чем аналогичный показатель 2014 года.
– осуществлялась методическая поддержка совершенствования системы сетевого взаимодействия образовательных организаций и работодателей, были разработаны и утверждены 28.09.2015 г. № АК 2563/05 методические рекомендации по организации образовательного процесса при применении сетевых форм осуществления образовательных программ [8].
Решению проблемы профилирования подготовки должно помочь массовое и ориентированное на отдельные регионы внедрение программ «прикладного бакалавриата» как высшего образования. В данном случае под программой «прикладного бакалавриата» подразумевается программа высшего образования первого уровня, ведущая к получению профессиональной квалификации наряду со степенью бакалавра. Выпускники такого вида бакалавриата будут обладать практико-ориентированным характером полученных знаний и умений, которые будут обеспечены в том числе посредством увеличения объема практик в 3–4 раза [6].
В некоторых вузах уже сейчас функционируют самостоятельные лаборатории и производственные базы, в которым могут получать знания и умения бакалавры. Академические и прикладные студенты первые несколько семестров будут учиться по одинаковой программе, что позволит им в будущим сделать более осознанный выбор между академическим образованием или прикладным. Согласно планам Минобрнауки к 2020 году около 30% студентов будут учиться по программам прикладного бакалавриата [5].
Анализ перечня вузов, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Туризм», «Гостиничное дело» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», размещенного на сайте Ростуризма, показывает, что подготовку студентов по данным направлениям осуществляют более 300 вузов и более 160 филиалов [9]. Априори можно сказать, что значительное количество филиалов (57,3 % от числа вузов) не способствует повышению качества подготовки кадров для туриндустрии. Подавляющее число филиалов, как и самих головных вузов, не являются профильными туристскими образовательными учреждениями, а представляют образовательные организации гуманитарного и педагогического профиля, классические университеты, технические, транспортные, сельскохозяйственные и др. вузы.
При такой массовости подготовки кадров для индустрии туризма, к сожалению, невозможно обеспечить ее достойное качество. Необходимость в оптимизации численности вузов, в ужесточении требований к открытию туристских программ (особенно в непрофильных вузах) давно назрела.
Из ведущих классических и исследовательских университетов эта подготовка должна быть удалена как несоответствующая миссии и целям этих вузов, как имеющая прикладной характер и недостаточную наукоёмкость по сравнению с другими ООП, реализуемыми в этих университетах.
Учитывая, что туристское образование у нас в подавляющем большинстве платное, целесообразно эту подготовку осуществлять в крепких негосударственных вузах, уже не одно десятилетие успешно работающих на данном поприще. С учетом обязательного доступа этих вузов к бюджетному финансированию на основе честной конкуренции с государственным сектором.
С 2016 г. совместно с объединениями работодателей планировалось обеспечение формирования и развития национальной системы профессиональных квалификаций, создание сети сертификационных центров, независимых от системы образования и конкретных работодателей.
Государство (в лице соответствующих министерств) совместно с работодателями и образовательными учреждениями должно и далее разрабатывать и совершенствовать профессиональные стандарты, требования к профессиям и должностям, а далее синхронизировать их с ФГОС. Необходимо исключить ситуации, когда ФГОС разрабатывались без учета профессиональных стандартов.
К числу основных мероприятий реформирования системы туристского образования на ближайшие годы необходимо отнести следующие:
– дальнейшую качественную, количественную и территориальную оптимизацию сети туристских вузов;
– введение программ прикладного бакалавриата с ориентацией на региональные рынки труда и повышения специализации данных программ;
– введение независимой внешней оценки уровня знаний студентов — единый бакалаврский экзамен (после 2-го курса и после выпуска);
– внедрение общественной и профессионально-общественной аккредитации вузов и образовательных программ;
– структурный пересмотр ФГОС по мере внедрения профессиональных стандартов;
– совершенствование негосударственного сектора высшего туристского образования и т.д.
Таким образом, реализация вышеуказанных мероприятий может стать основой модернизации системы туристского образования в стране и тем самым способствовать развитию всей индустрии. |
| |
|
|