Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Лескова Т. М.
заведующий кафедрой экономики
Забайкальского института железнодорожного транспорта (г. Чита),
кандидат экономических наук


МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕГИОНАХ РОССИИ

Основные причины спада предпринимательской деятельности связывают с несовершенным законодательством в отношении малых форм хозяйствования, административными барьерами, отсутствием или неразвитостью финансово-кредитных институтов, высокими процентными ставками для малого предпринимательства, множеством контролирующих организаций, мешающих работе, и т. п.
Вместе с тем необходимо обратить внимание и на то, что малое предпринимательство существует в рамках общей социально-экономической системы государства и каждый регион, в силу своего исторически сложившегося развития, занимает определенное место, имеет свои особенности и отличия не только в географическом расположении, но и в уровне социально-экономического развития. Малое предпринимательство функционирует на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков. Именно поэтому важным аспектом изучения возможностей дальнейшего развития малого предпринимательства является изучение социально-экономического уровня развития региона.
Как часть экономической системы малое предпринимательство вносит свой особый вклад в развитие регионов: увеличивает количество занятых, следовательно, снижает уровень безработицы; производит товары для населения, т. е. наполняет потребительский рынок, в первую очередь региональный; снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий. Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Предоставление большого ассортимента услуг не только населению, но и различным предприятиям и организациям повышает комфортность проживания граждан. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения в целом и способствует формированию "среднего класса". Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду и тем самым помогает прогрессивному развитию экономики территории в целом.
Социально-экономическая оценка регионов должна быть комплексной и включать в себя несколько направлений, непосредственно влияющих на уровень развития малого предпринимательства: уровень экономического развития, демографическую ситуацию, занятость населения, уровень и качество жизни, уровень социальной инфраструктуры.
По основным экономическим показателям существуют огромные различия в Европейской и Азиатской, Северной и Южной частях Российской Федерации. Этому предшествовало как историческое развитие России, так и планомерное размещение производительных сил на протяжении 70 лет прошлого века. Так, Европейская часть концентрирует 80,0% производства обрабатывающей промышленности, а Сибирь и Дальний Восток - почти 2/3 выпуска добывающей промышленности и преобладающую часть запасов важнейших природных ресурсов. Экономика северных районов также сильно отличается от остальной территории страны по отраслевой структуре, сравнительной эффективности различных производств, условиям воспроизводства рабочей силы и жизнедеятельности.
В 2002 г. только на два федеральных округа из семи (Центральный, Приволжский) приходилось 49,2% занятых в экономике, 43,3% основных фондов, 39,5% промышленного производства, а с Уральским и Сибирским федеральными округами - 71,7%; 74,5%; 66,4%.
Региональное социально-экономическое развитие Российской Федерации за последние годы характеризовалось: ростом основных показателей экономического и социального развития регионов; сохранением концентрации социально-экономического потенциала страны в высокоразвитых регионах; сокращением межрегиональной дифференциации по темпам экономического и социального развития регионов; расширением группы регионов со средним уровнем социально-экономического развития; сохранением достаточно высокого уровня межрегиональных различий по уровню безработицы и доходам населения, производительности труда, объемам инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности регионов.
Несмотря на то что процесс дифференциации регионов продолжается, несколько последних благоприятных лет постепенно меняют ситуацию в сторону снижения различий в социально-экономическом положении регионов. Анализ макроэкономических показателей, характеризующих эту дифференциацию (производство валового продукта и промышленной продукции на душу населения относительно аналогичных показателей в России), показал, что за период 1998-2000 гг. уровень территориальных различий не снизился. В 1998 г. разница в максимальном и минимальном уровне производства ВРП на душу составляла около 12 раз, промышленной продукции - более 60 раз; в 2000 г. эти соотношения по производству валового регионального продукта составили примерно 15 раз, по производству промышленной продукции увеличились до 70 раз.
По оценке Минэкономразвития России, в 38 регионах России с уровнем социально-экономического развития выше среднего и близкого к среднероссийскому значению в 2003 г. произведено 78% совокупного объема ВРП, на долю этих регионов приходится 63% от общей численности занятых в экономике. Как и в прежние годы, более половины объема ВРП производилось в 10 субъектах Российской Федерации. К ним относятся: Москва - 22,0%; Ханты-Мансийский автономный округ - 6,0%; Санкт-Петербург -4,0%; Московская область - 4,0%; Ямало-Ненецкий автономный округ - 4,0%; Самарская область - 3,0%; Свердловская область - 3,0%; Краснодарский край - 2,0%; Красноярский край - 2,0%; Республика Татарстан - 2,0%; другие субъекты - 48,0%. Однако в 2001-2003 гг. в регионах с более высоким уровнем социально-экономического развития проявилось замедление темпов роста, что привело к некоторому сглаживанию межрегиональных различий в темпах экономического развития регионов. Для сравнения: в регионах с уровнем развития выше среднего средневзвешенные темпы роста составили в 2000 году - 113,0% к уровню 1999 г., а в 2003 г. к 2002 г. - 107,0%. В регионах с крайне низким уровнем развития средневзвешенные темпы роста объемов ВРП составили в 2000 г. 108,1% к 1999 г. и 105,8% в 2003 г. по отношению к 2002 г. Таким образом, темпы роста промышленного производства по группам регионов в 2003 г. по сравнению с 2002 г. стали сближаться, что свидетельствует о некотором сокращении межрегиональных различий в темпах экономического развития.
Среди показателей социально-экономического развития регионов важнейшее значение имеют демографические (численность населения, его структура, демографическая нагрузка, коэффициенты рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста, занятость и уровень безработицы).
Численность населения во всех федеральных округах продолжает сокращаться, хотя в 17 регионах в 2003 г. наблюдался естественный прирост. Это республики Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Чеченская и Кабардино-Балкарская республики, Тюменская область, в том числе Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Чукотский автономные округа, имеющие высокие коэффициенты рождаемости, связанные, в том числе, с этническими традициями населения.
Малое предпринимательство не может развиваться обособленно, поскольку само является частью социально-экономической системы региона. Неблагоприятное демографическое положение ограничивает возможности организации новых фирм, так как инициативная деятельность присуща людям молодого и среднего трудоспособного возраста, которые более восприимчивы к нововведениям, не боятся риска. Кроме того, мигрируют, как правило, люди профессионально подготовленные, имеющие высокий уровень квалификации, способные найти применение своим знаниям и навыкам в малом предпринимательстве.
Уменьшение естественного прироста населения вкупе с оттоком наиболее экономически активной его части уменьшает шансы поступательного развития экономики региона, в том числе и малого предпринимательства. Более того, с изменением демографической структуры меняется спрос на товары и услуги как в количественном выражении, так и по ассортименту. Таким образом, изменяется объем и структура товарного рынка. С одной стороны, появляется возможность расширения бизнеса с целью предоставления новых видов услуг, с другой - потребности населения в товарах и услугах могут быть весьма консервативны и предприниматели ограничены в создании нового и расширении существующего бизнеса, в ответ на новации, моду и другие изменения во внешней среде.
Доходы населения непосредственно влияют на развитие малого предпринимательства, поскольку сужают возможность приобретения потребительских товаров и услугу. Объем платных услуг населению в 2003 г. по сравнению с 2002 г. сократился в 15 регионах. Среди них Калининградская, Кировская, Нижегородская, Тверская, Тульская, Пермская, Томская и Камчатская области, Республика Хакасия, Коми-Пермяцкий автономный округ. Несмотря на общую положительную динамику объема платных услу, продолжает сохраняться значительная дифференциация между субъектами Федерации по среднедушевому объему платных услуг населению.
Почти три четверти объема платных услуг приходится на связь, транспорт, образование, коммунальные и бытовые услуги. На развитие рынка услуг оказывают влияние следующие основные факторы: динамика платежеспособного спроса населения, изменение цен и тарифов на платные услуги, развитие рынка социальных услуг, ранее предоставляемых бесплатно (здравоохранение, образование, юридические услуги). Очевидно, что сфера услуг является широким полем деятельности для малого предпринимательства. Однако вышеназванные факторы сдерживают развитие этих видов услуг.
Дифференциация регионов по развитию отраслей социальной инфраструктуры еще более глубокая, чем по уровню экономического развития.
Все вышеизложенное оказывает влияние на развитие малого предпринимательства.
В 2003 г. количество малых предприятий увеличилось, что способствовало повышению уровню занятости, увеличению объемов произведенной продукции. Вместе с тем динамика развития малого предпринимательства неодинакова по Федеральным округам.
О вкладе малых предприятий в экономику России можно судить по следующим данным. В 2003 г. доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам) на предприятиях всех отраслей экономики России составила 14,9%, в выпуске товаров и услуг - 8,1%, в инвестициях в основной капитал - около 3%. На конец 2003 г. на территории Российской Федерации действовало 890,9 тыс. малых предприятий. По состоянию на конец 2003 г. наибольшее число малых предприятий функционировало в Центральном (36,2%), Приволжском (16,6%) и Северо-Западном (15,3%) федеральных округах. При этом в Москве действовало 21,4% малых предприятий от их общего количества. По другим регионам России малые предприятия наиболее широко представлены в Санкт-Петербурге (10,1%), в Московской (4,2%), Самарской (3,5%) областях, в Краснодарском крае (3,3%), в Новосибирской (3,0%), Ростовской (2,7%) областях. Распределение малых предприятий и их динамика по федеральным округам представлены в таблице.

Распределение малых предприятий по федеральным округам
Наименование федеральных округовЧисло МП тыс. ед.2003 г. к
2002 г. в %
2002 г.2003 г.
Центральный федеральный округ331,3322,597,3
Северо-Западный федеральный округ132,5136,3102,9
Южный федеральный округ85,594,4110,4
Приволжский федеральный округ148,8147,999,4
Уральский федеральный округ56,657,9102,3
Сибирский федеральный округ92,198,9107,4
Дальневосточный федеральный округ35,533,093,0

Как видно из таблицы, число малых предприятий увеличилось в тех округах, где увеличились тенденции повышения социально-экономического уровня и наметилось сближение с развитыми регионами России. Таким образом, рост производственного потенциала регионов, повышение уровня доходов населения, создание лучших условий проживания, совершенствование инфраструктуры повышают уровень жизни населения и влияют на развитие малого предпринимательства. В свою очередь и малые предприятия вносят заметный вклад в повышение социально-экономического уровня регионов. Актуальной проблемой остается разработка региональных программ поддержки малого предпринимательства.


Источники статистических данных, приведенных в статье и послуживших основанием для расчетов: Статистический ежегодник // Регионы России. - М., 2003. Статистический бюллетень. О развитии малого предпринимательства в 2003 г. - М., 2003. Интернет-сайт Минэкономразвития РФ.

Литература
1. Блинов А.О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития // Этнополитический вестник. - 1995. - N 4.
2. Блохин Ю.В. Региональные проблемы размещения производства. - М.: Экономика, 1975.
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. - М.: ИНФРА, 1997.
4. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 1996. - N 7.
5. Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. - М.: Финстатинформ, 1999. - 175 с.
6. Котилко В. Региональные приоритеты развития частного сектора // Экономист. - 1995. - N 8. - С. 45-51.
7. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. В.Я.Горфинкеля. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
8. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2-х т. Т.1. - М.: Республика, 1992. - 399 с.
9. Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. - М.: Прогресс, 1983-1984.
10. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М.: ТЕИС, 2000. - 231 с.
11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 216 с.
12. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха / Пер. с англ. - М.: Прогресс-Универс, 1992. - 176 с.
13. Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практ. пособие / Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 352 с.
14. Шамхалов Ф.И., Котилко В.В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. - М.: Экономика, 1997. - 352 с.
15. Шамхалов М. Взаимодействие государственных властных и предпринимательских структур в регионе // Маркетинг. - 1997. - N 5. - С. 15-21.
16. Шапиро В.Д. Управление проектами. - СПб.: Два Три, 1995.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия