Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Бедяева Т. В.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук

Макарова М. Д.
магистрант по программе «Управление фирмой и туристскими рынками»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Развитие туризма в регионе Байкал
Туризм в Байкальском регионе в настоящее время очень перспективен и имеет неплохие предпосылки для развития. На Прибайкальских территориях имеются рекреационные ресурсы мирового значения. Туризм, благодаря ресурсам данной дестинации, способен развить экономику не только региона, но и страны в целом, так как Всемирная туристская организация прогнозирует вход России в число 20 крупнейших по въезду туристов стран к 2020 году
Ключевые слова: Байкал, развитие туризма, туристский поток, региональная политика, развитие региона, экология
УДК 332.1; ББК Ч518.14(2Р54.7)я431(2Р)   Стр: 214 - 216

В последние годы из-за политической ситуации в мире и санкций против России туризм на Байкале стал более популярным. Ведь для россиян внутренний туризм теперь является наиболее выгодным, чем выездной.
Однако существуют определенные факторы, которые сдерживают расширение туризма в Байкальском регионе и сегодня. Например: неразвитая инфраструктура региона, высокие цены на транспортное обслуживание и проживание, небольшое количество гостиниц с высоким уровнем сервиса и так далее.
Наиболее популярными среди туристов регионами Прибайкалья являются Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы, а также Иркутск, который еще называют «въездными воротами» к озеру.
Туристов в регионе с каждым годом становится все больше. В 2015 году Байкал посетили около 1,4 млн человек, из которых 130 тысяч — иностранцы. Данный показатель на 8% превышает показатели 2014 года. В регионе в сфере туризма осуществляют деятельность: 88 туроператоров, 245 турагентств, более 200 гостиниц, а также 165 турбаз и домов отдыха.[7]
На сегодняшний день среди иностранцев, посещающих Байкальский регион, доминируют жители Китая. В последние 2 года каждый второй иностранный турист был китайцем. Туристов из США было около 18%, Германии — 16%, Японии — 5%. Каждый год российских туристов становится больше примерно на 15%, иностранных туристов — на 6%. По прогнозам специалистов Россию к 2020 году будут посещать около 15 млн азиатских туристов, и более 10% захотят посетить именно Байкал. Отечественных туристов по прогнозам тоже будет немало, и в основном это будут люди с высоким уровнем дохода [5].
Так как туристов, желающих посетить Байкал, становится все больше, то начинает чувствоваться нехватка гостиниц и других средств размещения. Большинство туристских баз Прибайкалья могут принимать туристов только летом. Средства размещения способны предоставить своим гостям минимальные удобства. В летние месяцы в основном предлагается проживание в палатках или в необустроенных домиках. Около 50% номеров в санаторно-курортных учреждениях вовсе не имеют удобств. И лишь 10% номеров можно отнести к классу «люкс». В подобных условиях туристы лишены комфорта. А тем временем они становятся все более прихотливыми, рассчитывают на комфортное проживание и высокий уровень сервиса. В байкальском регионе далеко не все средства размещения способны обслужить клиентов на высшем уровне.
Туристы, приезжающие на Байкал, проводят там, в среднем, от 7 до 14 дней и посещают 3–4 места. Туристские группы чаще всего состоят из 8–10 человек, что обусловлено ограниченным количеством мест в средствах размещения. Чаще всего путешественники имеют цель посетить несколько мест за один тур, то есть переезжают из одного места в другое каждые 2–3 дня. Если же туристы прибывают с целью поохотиться, порыбачить, заняться горнолыжным спортом или поправить здоровье на минеральных источниках, то пребывание занимает гораздо большее время. Однако в ближайшие годы туристов из Америки и Европы скорее всего будут интересовать непродолжительные туры от 3 до 5 дней. На сегодняшний день доминируют туры, которые начинаются с прибытия в Монголию, затем туристы добираются до Байкала на автотранспорте, а оттуда едут в Китай [9].
В настоящее время существуют факторы, которые препятствуют развитию туризма в байкальском регионе.
1. В первую очередь к таким факторам относится дороговизна туров. Примером может послужить стоимость недельного тура на острова Атлантического океана, которая составляет для европейца от $500 до $700 (30–45 тысяч рублей). А только дорога на Байкал стоит не менее $1000 (60 тысяч рублей). Поэтому можно с уверенностью сказать, что отдых на Байкале является дорогим. Отелей высокого класса на берегу озера практически нет. Стоимость номера на двоих в гостинице с более-менее приемлемыми условиями и питанием составляет порядка 5–7 тысяч рублей в сутки. А номер в элитных комплексах, находящихся на берегу Ангарского водохранилища (45 км от Байкала) стоит 15–20 тысяч рублей в сутки. Также есть возможность арендовать коттедж на длительный период времени. Стоимость аренды доходит до 80 тысяч рублей в сутки. Иностранные туристы чаще всего предпочитают останавливаться в малых средствах размещения, таких как мини-гостиницы. Удобства в таких гостиницах практически отсутствуют, но эту неприятную особенность компенсируют прекрасные виды.
Причина высоких цен на размещение — высокая стоимость строительства отелей и короткий туристский сезон (2–4 месяца в году). Однако для европейцев вопрос цены на гостиничные услуги является центральным при принятии решения о поездке.
2. Следующим фактором, препятствующим развитию туризма в регионе, является сложность для иностранцев в получении российской визы.
3. Еще отталкивает от посещения целлюлозно-бумажный комбинат в городе Байкальске и Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Данные комбинаты находятся на берегу озера и отрицательно влияют на окружающую среду.
4. Кровососущие клещи также отпугивают туристов. Более того, некоторые из них — носители энцефалита.
В Иркутской области уже не первый год ведутся разговоры о том, что следует развивать туристскую отрасль, так как она не только популяризует регион, но и положительно повлияет на его экономику. В настоящее время властями подготовлена стратегия развития туризма Иркутской области до 2030 года.2 августа 2016 года документ был предоставлен экспертам отрасли. Для развития инфраструктуры региона будут реконструироваться существующие туристские объекты, и создаваться новые. Будет также уделено внимание повышению связи между региональными зонами и областным центром по основным магистралям движения туристских потоков. Здесь имеются ввиду маршруты «Иркутск — Листвянка-КБЖД-Выдрино», «Иркутск — Еланцы — Ольхон», «Иркутск — Большое Голоустное», «Иркутск — Байкальск — Аршан-Монды».[7]
Самым посещаемым среди туристов местом в байкальском регионе является Листвянка. В планах у властей реконструкция поселка и создание из него так называемого «рая на Байкале». Власти считают, что создание Байкальского музея естественной истории популяризует научный туризм в регионе, а строительство Экспоцентра поспособствует росту популярности делового туризма. «Листвянка — это сибирский Давос. Создание Экспоцентра, популяризация делового туризма поспособствуют снижению фактора сезонности, — прокомментировала исполнительный директор ассоциации «Байкальская Виза» Татьяна Тененбаум. — Листвянка может принимать страны ШОС и быть центром АТР» [7].
Однако Листвянка далеко не единственное место, где планируется развивать туризм. В поселке Большое Голоустное, входящим в границы ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», планируется создать интересные объекты размещения, например детский лагерь.
Ольхонский район также является «магнитом» для туристов. Его планируют организовать по примеру Йеллоустоунского национального парка в США, который достаточно популярен среди туристов, его посещают более 2 миллионов человек в год.«При этом природе на территории будет наноситься минимум ущерба благодаря правильной организации инфраструктуры и рейнджерам, которые будут сопровождать туристов»,– поясняет директор «Байкальской визы» [7].
Также планируется на острове Ольхон развивать и этнографический туризм: показывать туристам традиции и культуру местного населения.
Помимо вышеописанных территорий власти считают необходимым развивать туризм в Слюдянском районе. Транссиб и федеральная трасса М-55 являются его преимуществами. Данная трасса соединяет Сибирь и Дальний Восток с центром страны. В планах создание в районе музея железнодорожной архитектуры, резиденции Байкальского Деда Мороза и Култукского острога. Также планируется привлекать туристов к горному хребту Хамар-Дабан.
Город Байкальск предлагают развивать как горнолыжный курорт, так как там имеются условия для занятия зимними видами спорта и создания федерального тренировочного центра. Примером для организации курорта в Байкальске служит кузбасский курорт «Шерегеш».
По прогнозам проекта программы социально-экономического развития «Байкал — великое озеро великой страны» туристский поток в регионе будет увеличиваться. К 2025-му году он составит около 5 млн человек в год.
По плану к 2025 году в сфере туризма увеличится и число рабочих мест, его количество достигнет 374 тыс. И также число современных площадок для приема туристов планируется довести до 50 к 2018 году и до 300 — к 2025.Работа будет организована в форме государственно-частного партнерства, ее начнут проводить в 2017г. в республике Бурятия, Иркутской области и Забайкалье. По планам окончание работ придется на 2025 год [12].
В первую очередь авторы проекта считают необходимостью уменьшить сбросы сточных вод в озеро Байкал. По их прогнозам возможным является сокращение до 53,3% к 2018 году, а к 2020 и вовсе сведение сбросов к 0. Также планируется увеличить количество ценных видов рыб в озере на 132% в 2018 году и 143,5% — в 2020 [9].
«9 февраля в Минприроды России была организована группа, которая займется подготовкой паспорта проекта «Байкал: великое озеро великой страны».Задача рабочей группы состояла в сборе предложений по наполнению проекта мероприятиями. Данную задачу необходимо было выполнить до 1 марта 2017 года. Паспорт проекта нужно предоставить в правительство РФ до 25 апреля 2017 года», — отмечает заместитель главы Минприроды РФ Сергей Ястребов.
Сергей Левченко — губернатор Иркутской области, считает необходимым в первую очередь разработать модель, по которой будет осуществляться управление процессами жизнедеятельности на территориях, прилегающих к Байкалу. По мнению губернатора это обеспечит баланс интересов экологии, экономики, населения и общества.
Также было предложено создать в Байкальске территорию опережающего социально-экономического развития, обустроить индустриальные парки, реализовать экологические проекты по сбору и переработке дикорастущих растений, построить тепличные комплексы, открыть реабилитационные центры. Обсуждалось и то, что можно развить инфраструктуру благодаря ландшафтному планированию Байкальской природной территории.
Алексей Цыденов — временно исполняющий обязанности главы республики Бурятия, на заседании предложил отстраивать и реконструировать очистные сооружения и причальные постройки, создавать новые полигоны для мусора, переводить котельные на работу по экологически чистым технологиям [8].
На Байкале вскоре может появиться туристский кластер. Создание кластера планируется в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного китайской компанией «Чжунцзинсинь» и одной из крупнейших в Прибайкалье туристской компанией «Гранд Байкал».Инвестиции составят примерно $11 миллиардов. На начальном этапе проекта инвесторы из Китая подготовят технико-экономическое обоснование и обязывающие юридические соглашения.
«Работа будет состоять не только в постройке современных туристских объектов, но и создании транспортной инфраструктуры в регионе Байкала. Эти действия необходимы для обеспечения масштабного туристского потока», — говорится в заявлении.
При реализации проекта необходимо соблюдать экологические нормы и требования законодательства по охране озера. В регионе ранее действовал целлюлозно-бумажный комбинат. Он находится в городе Байкальске. Именно его территория и будет базовой площадкой для проекта. Это приведет данную территорию к социально-экономическому развитию. На сегодняшний день Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) планирует перевести проект в разряд приоритетных [7].
В октябре 2016 г. национальное агентство финансовых исследований НАФИ провело среди россиян опрос, участникам которого нужно было назвать 3 достопримечательности России, которые на их взгляд являются главными. В опросе приняли участие 2000 человек, возраст которых старше 14 лет [12].
По результатам опроса озеро Байкал оказалось вторым по популярности ответом, за него проголосовало 19% опрошенных. На первом месте оказался Кремль, за который проголосовало 36%. Многие участники опроса, а именно 62%, считают необходимым защищать озеро от экологической опасности, выделяя на это средства из федерального бюджета. 70% жителей Сибири и 75% жителей Урала желают присвоить проблемам озера статус значимых. 37% опрошенных имеют желание побывать на Байкале. Озеро Байкал -третье по популярности место, куда бы хотели отправиться россияне. На лидирующей позиции находится Крым, за него проголосовали 44% опрошенных, на втором месте — Санкт-Петербург — 40%.
Туризм на Байкале способен приносить немалую прибыль, ведь у региона выгодное географическое положение и многовековая история. За последние несколько лет туризм стал индустрией массового потребления туристских ресурсов, которая уже успела внести свой вклад в региональный бюджет. Ранее туризм был лишь способом выживания для некоторой части местного населения.
Существуют различные пути, с помощью которых можно привлечь на Байкал дополнительных туристов. Например:
– деловой туризм (служебные цели поездок);
– посещение Байкала туристами, которые путешествуют в другие места Сибири и Дальнего Востока, но имеют остановки в аэропорту или на вокзалах Прибайкальского региона;
– экзотический туризм, например охотничьи туры;
– развитие спортивного туризма (площадки для занятия зимними видами спорта);
– развитие исторических парков, чтобы туристы имели возможность погрузиться в атмосферу прошлых лет (бурятские улусы, эвенкийские стойбища, деревни старообрядцев, станицы забайкальских казаков, казематы, тюрьмы и так далее).
Таким образом, в связи с ростом туристского потока, прежде всего, потребуется развитие инфраструктуры — увеличение количества гостиничных номеров. Ориентировочно, на территориях рядом с озером Байкал потребуется до 150 тысяч мест, 100 тысяч из которых будут приходиться на Бурятию [9].


Литература
1. 128 мероприятий: Приангарье и Бурятия думают, как сохранить Байкал // ИА REGNUM. 21.02.17.Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2241393.html. (дата обращения: 20.05.2017)
2. Байкал — визитная карточка России. // Информационный портал «ВИПЕРСОН». 06.12.16 Режим доступа: http://viperson.ru/articles/baykal-vizitnaya-kartochka-rossii(дата обращения: 20.05.2017)
3. Байкал: великое озеро великой страны: проектное предложение по приоритеному направлению. Аналитический центр при правительстве РФ. 2016. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/content/10043/baikal-2–4-pdf.pdf(дата обращения: 20.05.2017)
4. Бережных В. Заметки о туризме на Байкале // Прибайкалье: журнал. — 2017. — № 1. — С. 16–17.
5. КазакевичА.Развитие туризма в Иркутской области: планы властей и взгляд экспертов от отрасли // ИА i38.ru.Телеинформ. 03.08.2016 http://i38.ru/baykal-kommenti/razvitie-turizma-v-irkutskoy-oblasti-plani-vlastey-i-vzglyad-ekspertov-ot-otrasli (дата обращения: 20.05.2017)
6. Карнышев А.Д. Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий. — Иркутск: Изд-во БГУ, 2013. — С. 252–254.
7. Китай инвестирует $11 миллиард в развитие туризма на Байкале. Онлайн-журнал Forbes. 24.10.16. Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/331349-kitai-investiruet-11-mlrd-v-razvitie-turizma-na-baikale (дата обращения: 20.05.2017)
8. Козин А. Станет ли Байкал раем для туристов // Информационный портал Байкал-Lake. 2014.Режим доступа: http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=1253(дата обращения: 20.05.2017)
9. Медведев призвал за 7 лет вывести Россию в ТОП-10 самых популярных у туристов стран, онлайн-журнал Forbes. 19.03.13. Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/235917-medvedev-prizval-za-7-let-vyvesti-rossiyu-v-top-10-samyh-populyarnyh-u-turistov-stran (дата обращения: 20.05.2017)
10. Новый проект по развитию Байкала предусматривает увеличение турпотока до 5 миллионов человек // ИА «Иркутск онлайн». 07.09.16 https://www.irk.ru/tourism/news/20160907/tourists/ (дата обращения: 20.05.2017)
11. Новый проект по развитию Байкала предусматривает увеличение турпотока до 5 миллионов человек. Онлайн-справочник.07.09. 16. Режим доступа: http://poisk38.ru/news?id=74516 (дата обращения: 20.05.2017)
12. Постникова Т. Китайское лицо байкальского туризма // Информационный порталOzero.ru. 15.03.16. Режим доступа: https://ozero.ru/article/default/1075/kitayskoe-lico-baykalskogo-turizma.html(дата обращения: 20.05.2017)
13. Развитие туризма в Иркутской области: планы властей и взгляд экспертов от отрасли // ИА «Телеинформ», 03.08.16.
14. Развитие туризма в Иркутской области: планы властей и взгляд экспертов от отрасли // i38.ru: телеинформ. — Режим доступа: http://i38.ru/http://i38.ru/baykal-kommenti/razvitie-turizma-v-irkutskoy-oblasti-plani-vlastey-i-vzglyad-ekspertov-ot-otrasli (дата обращения: 20.05.2017)
15. Разуваев А. «Байкал: великое озеро великой страны» — новый национальный проект // «РИА Новости».21.02.17 Режим доступа: https://ria.ru/ecology_news/20170221/1488480976.html. (дата обращения: 20.05.2017)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия