Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Житлухина О. Г.
заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук, профессор

Ящук М. А.
ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)


Особенности организации учетно-аналитического процесса в некоммерческих организациях жилищной сферы
В статье рассмотрены особенности организации учетно-аналитического процесса в таких некоммерческих организациях сферы жилищных услуг, как: товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы. Определены основные недостатки нормативного регулирования бухгалтерского учета в этой сфере. Показаны причины их возникновения. Предложены рекомендации по совершенствованию и унификации требований к организации бухгалтерского учета и отчетности организаций жилищной сферы
Ключевые слова: некоммерческие организации, жилищная сфера, бухгалтерский учет, бюджетное планирование
УДК 332.8; ББК 65.05   Стр: 194 - 198

Жилищная сфера представляет собой многоотраслевую сферу, в которой возникает множество социально-экономических отношений по удовлетворению потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Стремление повысить качество предоставляемых услуг и эффективность управления отдельными объектами сферы жилищных услуг, а также самостоятельно решать вопросы владения, пользования и распоряжения общим их имуществом способствовало развитию самоуправления в этой области. Появление самоуправления в сфере жилищных услуг обусловило образование таких некоммерческих организаций, как: товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы (ЖК) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Важным преимуществом самоуправления отдельными объектами сферы жилищных услуг и, прежде всего, многоквартирными домами, как основы любого жилищного фонда, является возможность осуществления контроля собственниками таких жилых помещений за финансово-хозяйственной деятельностью созданных ими некоммерческих организаций жилищной сферы [11, с. 6–7]. Поэтому правильная организация учета в таких некоммерческих организациях должна формировать учетную информацию, отвечающую следующим требованиям: достоверность, прозрачность, своевременность, доступность и аналитичность. Это позволяет доводить до пользователей надежную и достаточно полную информацию о распределении денежных средств и о финансово-хозяйственном положении некоммерческой организации в целом.
Для организации бухгалтерского учета важное значение имеет классификация некоммерческих организаций жилищной сферы в зависимости от функционально-целевой специфики их деятельности. Так, ЖК и ЖСК создаются с целью строительства, реконструкции и последующего содержания многоквартирных домов, а ТСЖ — только для их содержания. При этом особенности бухгалтерского учета некоммерческих организаций жилищной сферы обусловливаются также их гражданско-правовым статусом. Изучение экономических источников организации бухгалтерского учета в жилищной сфере показало, что в настоящее время практически отсутствуют отраслевые методики бухгалтерского учета и формирования показателей финансовой отчетности. Исключение составляет Приказ Госстроя РФ № 17–45 «Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья», требования которого, к сожалению, распространяются только на регулирование учета деятельности ТСЖ. Кроме того, многие его положения являются в условиях рыночной экономики неактуальными и не отвечают современной практике учета. Поэтому на практике некоммерческие организации жилищной сферы зачастую вынуждены приспосабливать к специфике своей деятельности нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет коммерческих предприятий.
При этом важно отметить, что не для всех вышеперечисленных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, могут быть полностью использованы правила бухгалтерского учета коммерческих предприятий. Так, основным отличием бухгалтерского учета и отчетности ТСЖ, ЖК и ЖСК являются способы ведения учета и формат отчетности, а именно: право применения упрощенных способов (упрощенный формат) — для ТСЖ и только общеустановленный порядок — для ЖК и ЖСК [8]. Изучение практики организации учета некоммерческих организаций разных организационно-правовых форм показало, что применение общеустановленного порядка для ЖК и ЖСК после ввода жилого дома в эксплуатацию и выплаты пайщикам паевых взносов является недостаточно обоснованным. Поэтому можно согласиться с некоторыми авторами, которые считают, что после ввода жилого дома в эксплуатацию и выплаты пайщикам паевых взносов практически все характеристики деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК становятся идентичными, а именно совпадают: цель, для которой они созданы; характер уставной деятельности; источники финансирования уставной деятельности; структура управления и отношения собственности, следовательно, все требования и рекомендации по бухгалтерскому учету должны быть применимы в равной мере [5, с. 38]. Отсюда, по нашему мнению, возникает необходимость уточнения некоторых нормативных положений, касающихся регламентации возможностей применения упрощенных форм учета в жилищной сфере. В частности, в Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ, ст. 6, п.5, пп.2) целесообразно внести уточнения о том, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета должны применяться жилищными и жилищно-строительными кооперативами после ввода жилых домов в эксплуатацию и выплаты пайщикам паевых взносов.
Следует отметить, что, в процессе строительства, реконструкции многоквартирных домов (до ввода их в эксплуатацию) на жилищные и жилищно-строительные кооперативы возложена обязанность представления для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторского заключения за последний год осуществления предпринимательской деятельности [1, 6]. Однако после ввода жилых домов в эксплуатацию и выплаты пайщикам паевых взносов проведение аудита для ЖК и ЖСК в последующем содержании многоквартирных домов не является обязательным [7]. Кроме того, по решению общего собрания членов, жилищные и жилищно-строительные кооперативы могут быть преобразованы в товарищества собственников жилья, а могут осуществлять дальнейшее управление многоквартирными домами в прежних организационно-правовых формах. Поэтому, при осуществлении функций по содержанию многоквартирных домов, исключая строительство и реконструкцию, требования к организации бухгалтерского учета и отчетности ЖК, ЖСК и ТСЖ должны быть аналогичными. Так, например, Жилищным Кодексом РФ предусмотрено разграничение контроля за деятельностью ЖК и ЖСК во время осуществления строительства, реконструкции и последующего содержания многоквартирных домов. Подобное разграничение требований целесообразно, по-видимому, отнести и к организации бухгалтерского учета и отчетности, предоставив, при этом, право жилищным и жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим функцию, исключительно касающуюся содержания многоквартирных домов, применять упрощенные формы отчетности для социально-ориентированных некоммерческих организаций [4]. Кроме того, необходимо также распространить сферу действия Приказа № 17–45 на жилищные и жилищно-строительные кооперативы при выполнении ими функций по содержанию многоквартирных домов, исключая строительство и реконструкцию. Это, на наш взгляд, позволит уровнять требования и рекомендации к бухгалтерскому учету и отчетности некоммерческих организаций жилищной сферы, обеспечивающих управление многоквартирными домами.
Согласно приведенному выше Приказу, главным элементом финансового планирования доходов и расходов является составление годового бюджета (сметы доходов и расходов). Анализ формы предлагаемой годовой сметы доходов и расходов показывает, что разница между доходной и расходной частями бюджета не образует финансового результата. Это объясняется тем, что результат деятельности некоммерческих организаций не выражается прибылью или убытком, а создает нефинансовые выгоды для общества и выполняет те задачи, которые ставятся финансирующими его лицами [10]. На основе сопоставления доходной и расходной частей годового бюджета можно получить информацию о величине полученных и израсходованных денежных средств на управление многоквартирными домами, а также величину остатка денежных средств, который может быть израсходован на содержание домов в следующем отчетном периоде. Однако для планирования расходов на следующий отчетный период необходима информация о величине кредиторской и дебиторской задолженностей, которые возникают при расчетах с членами товарищества, бюджетными и внебюджетными органами, сотрудниками, подотчетными лицами, поставщиками работ и услуг, банками, покупателями (в случае осуществления предпринимательской деятельности) и прочими дебиторами и кредиторами. Так, кредиторская задолженность эти средства в конечном итоге уменьшит, а дебиторская задолженность, наоборот, в случае, оплаты задолженности по членским взносам, эти средства увеличит [12]. Структура доходной и расходной части бюджета на примере бюджета товариществ собственников жилья, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура бюджета товариществ собственников жилья

Как видно из рис.1, доходная и расходная части бюджета не дифференцируются, согласно статьям взносов, которые образуют тариф по оплате услуг содержания многоквартирных домов. Отсутствие такого структурирования не позволяет проанализировать дефицит или профицит денежных средств по каждой статье взносов за отчетный период для оценки соответствия установленной величины взносов, фактически понесенным затратам, и избежать использования средств, полученных по одной статье на оплату расходов другой [12]. Так, в случае, если раздел доходной части бюджета «взносы домовладельцев» имеет сложный состав (т.е. состоит из нескольких статей, что обычно имеет место на практике), то и величина остатка денежных средств данных взносов должна быть рассчитана по каждой статье взносов. Что касается ее общей суммы, то она должна соответствовать эквиваленту остатков по счетам учета денежных средств: «Касса», «Расчетные счета», «Специальные счета в банках». Расходная часть бюджета при этом также должна дифференцироваться по соответствующим статьям, что положительно влияет на обеспечение контроля за расходованием целевых средств. Поэтому, на наш взгляд, для корректного определения остатка денежных средств по каждой статье взносов домовладельцев разделы расходной части бюджета также целесообразно отражать по данным статьям. Это дает возможность формировать более надежную отчетную информацию для ее пользователей, а именно, для собственников жилых помещений многоквартирных домов. Такой подход, по нашему мнению, усиливает контрольно-аналитическую функцию учета.
Следует обратить внимание на то, что Приказом № 17–45 определен перечень исходных данных, необходимых при составлении бюджета, однако некоторые из них требуют уточнений и дополнений (табл. 1).
Предложенные уточнения и дополнения к приведенным в таблице 1 исходным данным при составлении бюджета позволяют, на наш взгляд, более точно прогнозировать величину доходов, расходов и остатка денежных средств на новый отчетный период. А также они будут способствовать формированию более надежной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей, так как регуляторы учета деятельности жилищной сферы обновятся за счет введения детализированной, конкретной информации, имеющей практическую значимость.
Одним из существенных недостатков организации учета в некоммерческих организациях жилищной сферы является имеющаяся в действующих нормативных актах рекомендация о применении плана счетов, ориентированного на административно-регулируемую экономику (утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.94 № 173), поэтому в его содержании имеют место старые шифры счетов [2]. Отсюда возникает необходимость замены действующего рабочего плана счетов на рабочий план счетов (рекомендуемый нами), который сегодня применяется коммерческими организациями (утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) [3]. Сравнительная характеристика действующего и рекомендуемого рабочих планов счетов некоммерческих организаций жилищной сферы представлена в табл. 2.
Из таблицы 2 видно, что некоммерческие организации жилищной сферы используют план счетов, содержащий счета и субсчета, которые в условиях рыночной экономики не применяются. Поэтому организациям в жилищной сфере целесообразно применять план счетов, действующий в национальной учетной практике, тем более, что он во многом ориентирован на международные стандарты учета. Однако спорным является вопрос об отражении в учете некоммерческих организаций сферы жилищных услуг жилищного фонда на счете 01 «Основные средства». Так, в экономической литературе встречаются мнения, что отражение стоимости всего жилищного фонда в бухгалтерских балансах как ТСЖ, так и ЖСК является ошибочным [9]. Это объясняется тем, что в соответствии с Приказом № 17–45 требуется введение к счету «Основные средства» отдельного субсчета «Жилищный фонд» для товариществ, имеющих на своем балансе жилые дома. При этом про жилищно-строительные кооперативы в данном Приказе никаких указаний не содержится, поэтому, на наш взгляд, возникает сомнение в том, что это правило должно распространяться и на ЖСК. В то же время рекомендации по учету жилищного фонда, находящегося в коллективной собственности, на счете «Основные средства» (в соответствии с этим же приказом) являются недостаточно корректными, так как право собственности на жилищный фонд принадлежит жильцам, а общее имущество многоквартирных домов является долевой собственностью. Поэтому жилищный фонд и общее их имущество целесообразно отражать не в бухгалтерском балансе, а на забалансовом счете [5, с.44].
При отражении затрат по некоммерческой деятельности по действующим в настоящее время нормативным актам предусмотрена возможность ввода дополнительных субсчетов к счету «Основное производство» (некоммерческая деятельность) для учета затрат по отдельным видам основной деятельности [2]. Однако, подобную аналитику целесообразно формировать идентично тем статьям затрат, которые показывают величину членского взноса по оплате содержания многоквартирных домов. Согласно Жилищному Кодексу РФ, структура платы за жилое помещение, включает в себя: плату за содержание общего имущества многоквартирных домов, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги. Кроме того, расчеты с членами товарищества (кооператива) по взносам по счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» также целесообразно организовать постатейно в разрезе структуры платы. Введение данных субсчетов позволит оценить соответствие установленного тарифа по оплате жилищных услуг фактически понесенным затратам.
Из таблицы 2 также видно, что необходимо актуализировать действующие нормы, связанные с формированием финансовых результатов, в частности ввести счета: «Продажи», «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки», которые применяются для отражения дохода по деятельности, осуществляемой на коммерческой основе, и прочих внереализационных доходов, возникающих в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. При этом важно иметь ввиду, что, в случае отсутствия предпринимательской деятельности, предусмотренной Гражданским Кодексом РФ и иной деятельности, приносящей доход, весь доход некоммерческих организаций жилищной сферы складывается из целевых поступлений. Эти поступления, как известно, не идентифицируются в аспекте бухгалтерского учета как финансовый результат (прибыль или убыток) таких некоммерческих организаций, который формируется по окончании отчетного периода. Это объясняется тем, что эти операции не оформляются бухгалтерскими записями по счету «Прибыли и убытки». В данном случае счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в бухгалтерском учете не используется, а счет «Целевое финансирование» является результирующим, по дебету которого отражается списание всех затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, а по кредиту — начисление целевых взносов на ее осуществление [13, с. 69]. Такой подход к построению рабочего плана счетов бухгалтерского учета некоммерческих организаций жилищной сферы позволяет правильно сформировать отчетную информацию, необходимую для проведения анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.
Кроме того, состав годовой бухгалтерской отчетности, согласно Приказу Госстроя, должен определяться по согласованию с налоговыми органами. Однако, специального согласования с налоговыми органами по-видимому не требуется, так как объем и формы отчетности строго регламентированы Федеральным законом № 402-ФЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что в организации бухгалтерского учета в жилищной сфере имеются существенные недостатки, которые не только снижают контрольное значение учета, но и отрицательно влияют на принятие управленческих решений. К ним относятся, прежде всего, отсутствие унифицированных форм смет доходов и расходов и порядка их заполнения, также требование об использовании «сжатых» форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательных для некоммерческих организаций, статьи которых не позволяют провести достаточный анализ финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому предложенные в статье рекомендации по модификации нормативно-законодательных актов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета и отчетности всех форм сферы жилищных услуг, позволит обеспечить пользователей надежной и достоверной информацией и решить проблемы учетно-аналитичекого процесса в управленческом аспекте.

Таблица 1
Исходные данные при составлении бюджета, комментарии, дополнения и уточнения к основным его показателям
Исходные данные при составлении бюджета, согласно ПриказаКомментарии, дополнения и уточнения авторов
Бюджет прошлых лет (на 1–3 года) и его выполнениеБюджет прошлых лет и его выполнение позволяет оценить динамику в поступлении и расходовании средств и структуру доходов и расходов. Анализ бюджетов прошлых лет в разрезе статей расходов, которые не были осуществлены, должен быть нацелен на их выявление и планирование выполнения на новый период
Технические характеристики недвижимого имущества (площади помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность здания, количество лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья, и т.д.)Помимо указанных характеристик целесообразно также учитывать процент недобросовестных плательщиков, количество производимых выплат и масштабы финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации расходов
Уровень инфляцииНеобходимо учитывать периодичность и величину повышения тарифов по приобретаемым и реализуемым услугам с целью предотвращения отрицательного денежного потока
Регулярность поступления бюджетных дотаций на содержание и ремонт жилого фонда и субсидий по оплате жилья и коммунальных услугТакже целесообразно учитывать примерную величину недополученных вовремя членских взносов собственников (нанимателей) жилых помещений
Предполагаемая заработная плата управленческого и обслуживающего персоналаВ случае, если штат сотрудников не изменяется, можно переносить с предыдущего периода
Цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фондаВажно не только учитывать цены, но и наличие кредиторской задолженности поставщикам за оказанные ранее работы (услуги), а также объем планируемых к проведению работ (оказанию услуг) на новый отчетный период
Остатки финансовых средств с прошлых летНеобходимо учитывать отдельно по каждой статье взносов с целью предотвращения нецелевого расходования средств между статьями. В качестве остатков финансовых средств целесообразно учитывать не только денежные средства в кассе, на расчетных счетах и специальных счетах в банках, но и сальдо по счету «Расчеты с подотчетными лицами», гарантированное к получению в форме денежных средств или МПЗ
Остатки материальных ресурсов на содержание и ремонтКак правило, на практике не предполагается наличие остатков материалов, так как они приобретаются строго для выполнения определенной работы. Отвлечение денежных средств на приобретение большего объема материалов негативно сказывается на финансовой деятельности


Таблица 2
Сравнительная характеристика действующего и рекомендуемого рабочих планов счетов бухгалтерского учета некоммерческих организаций жилищной сферы
Действующий рабочий план счетов
(согласно Приказа Госстроя РФ №17–45)
Рекомендуемый рабочий план счетов
(согласно Приказу Минфина РФ №94н)
Номера и наименование счетов (субсчетов)Номера и наименование счетов (субсчетов)
01 «Основные средства»:
1 «Жилищный фонд»;
2 «Прочие основные средства»
01 «Основные средства»:
1 «Основные средства»
2 «Выбытие основных средств»
20 «Основное производство» (некоммерческая деятельность):
1 «Содержание домового хозяйства»;
2 «Капитальный ремонт жилищного фонда»
20 «Основное производство» (некоммерческая деятельность):
1 «Содержание общего имущества»;
2 «Коммунальные услуги»;
3 «Капитальный ремонт жилищного фонда»
46 «Реализация продукции» (работ, услуг»):
1 «Реализация продукции» (работ, услуг»);
2 «Прочая реализация»
90 «Продажи»
91 «Прочие доходы и расходы»
80 «Финансовые результаты и использование прибыли»:
1 «Прибыли и убытки от реализации отчетного периода»;
2 «Прибыли и убытки от внереализационных доходов и расходов»;
3 «Использование прибыли»
99 «Прибыли и убытки»:
1 «Прибыли и убытки от реализации отчетного периода»;
2 «Прибыли и убытки от внереализационных доходов и расходов»;
3 «Налог на прибыль»
87 «Добавочный капитал»:
1 «Прирост стоимости имущества при переоценке или переоценка»;
2 «Безвозмездное получение ценностей»
83 «Добавочный капитал»:
1 «Прирост стоимости имущества при переоценке или переоценка»;
2 «Безвозмездное получение ценностей»
88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:
1 Отчетного года;
2 Прошлых лет;
3 Фонд накопления;
4 Фонд социальной сферы;
5 Фонд потребления
84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:
1 Нераспределенная прибыль;
2 Непокрытый убыток
90 «Кредиты банков и другие заемные средства»:
1 Кредиты банков краткосрочные;
2 Кредиты банков долгосрочные»
3 Прочие заемные средства
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам банка»
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам банка»
96 «Целевое финансирование и поступления»:
1 «Финансирование муниципальными и правительственными органами»;
2 «Обязательные взносы членов товарищества»;
3 «Дополнительные взносы членов товарищества»;
4 «Целевые взносы за коммунальные услуги»
86 «Целевое финансирование»:
1 «Целевые взносы на содержание общего имущества»;
2 «Целевые взносы за коммунальные услуги»;
3 «Целевые взносы на капитальный ремонт жилищного фонда»
4 «Финансирование муниципальными и правительственными органами (субсидии, дотации)»


Литература
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 27.04.2017).
2. Приказ Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17–45 «Об утверждении рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья» . — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16411/ (дата обращения 28.04.2017).
3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/ (дата обращения 26.04.2017).
4. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения 22.04.2017).
5. Скляренко З.А., Трушицына А.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет в жилищных, жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2009. — №21. — С. 37–53.
6. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51038/ (дата обращения 26.04.2017).
7. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения 25.04.2017).
8. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 17.04.2017).
9. Фельдман И. Особенности бухгалтерского учета в жилищно-строительных кооперативах и товариществах собственников жилья //Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2002. — № 7.
10. Черемушкин С.В. Анализ финансовой результативности некоммерческой организации//Некоммерческие организации в России. — 2010. — №3. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nkor.ru/articles/2010/3/5099.html (дата обращения 20.04.2017).
11. Чугунова О.В. Особенности организации бухгалтерского учета в Товариществах собственников жилья // Учет в некоммерческих организациях. — 2013. — №11 -(323). — С. 6–12.
12. Ящук М.А. Рекомендации по оценке доходов и расходов товариществ собственников жилья // Научный альманах. — 2015. — №7(9). [Электронный ресурс]: — URL: http://ucom.ru/doc/na.2015.07.pdf (режим доступа 28.04.2017).
13. Ящук М.А. Порядок отражения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций сферы жилищных услуг в отчетности // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 23 апр. 2016 г. / Под науч. ред. Е.М. Сорокиной. — Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. — 388 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия