Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Юань Чжэн
аспирант кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского
государственного университета промышленных технологий и дизайна


Особенности современного развития легкой промышленности как сектора экономики
В статье рассматриваются особенности развития сектора легкой промышленности в условиях возникновения глобальных рынков и интенсивного использования информационно-коммуникационных технологий. Показана важность легкой промышленности как сектора экономики, формирующего новые рабочие места и создающего новые инновационные продукты
Ключевые слова: легкая промышленность, отрасль экономики, глобализация, инновационное развитие
УДК 338.45; ББК 65.011.4   Стр: 166 - 169

Легкая промышленность как отрасль представляет совокупность предприятий, выпускающих товары, конкурирующие между собой и удовлетворяющие сходные потребности. Потребность в продукции легкой промышленности постоянно растет. Покупатели все больше предпочитают качественный товар, хотя в недалеком прошлом определяющей при выборе продукции была цена. Для характеристики отрасли используются показатели концентрации производства (доли предприятия в общем объеме производства товаров одной группы) и концентрации рынка (доли предприятий в объеме выпуска продукции, доминирующих на рынке данной отрасли), а также показатели отраслевого предложения, отраслевого спроса. Отрасль предполагает свободный вход и выход из нее. Вступление в отрасль определяется извлечением экономической прибыли больше нормальной. Выход из отрасли определяется извлечением прибыли ниже нормальной. Легкая промышленность представляет мощный многоотраслевой комплекс, как по производству товаров народного потребления, так и товаров производственного назначения, и включает около 30 крупных отраслей. Лёгкая промышленность осуществляет, как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.
Продукция легкой промышленности, предназначенная для производственного назначения, используется в других отраслях промышленности в виде сырья и вспомогательных материалов (в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и др.). Широкий ассортимент продукции производственно-технического и стратегического назначения удовлетворяет потребности силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике, в техническом текстиле и средствах индивидуальной защиты от экстремальных и техногенных воздействий окружающей среды, производственного травматизма, пожаров. Отрасль выпускает свыше 40% всех непродовольственных товаров [1].
Предприятия отрасли расположены почти в каждой стране и регионе, а масштабы производства обеспечивают не только потребности региона, но и, как правило, экспортируются за его пределы. В зависимости от структуры экономики каждой страны на предприятиях отрасли сосредоточено около 10% общей численности промышленно-производственного потенциала промышленности и до 5% стоимости основного капитала [1]. Доля лёгкой промышленности в ВВП развитых стран начала сокращаться с середины 1980-х годов из-за перемещения производства в страны с дешёвой рабочей силой (Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан и т.д.). Размеры предприятий легкой промышленности, как правило, невелики и не требуют так много энергии и воды как металлургические производства, что позволяет их размещать в районах, не имеющих крупных энергетических, водных и других ресурсов.
Проведенный нами анализ показал, что отрасль легкой промышленности имеет мощный производственный потенциал, способный производить широкий спектр товаров широкого потребления и промышленного назначения (рис.1.).
Рис. 1. Структура легкой промышленности (сырье и размещение)

Легкая промышленность связана со многими смежными отраслями и обслуживает весь народнохозяйственный комплекс. Главной особенностью легкой промышленности является довольно быстрый возврат средств, вложенных в производство, и быстрое изменение ассортимента продукции, которая выпускается, с «минимальными» затратами.
Легкая промышленность как отрасль экономики принимает непосредственное участие в формировании государственных бюджетов. Она объединяет большое количество отраслей, среди основных можно выделить такие как швейная, обувная, текстильная, кожевенная, меховая. Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной отраслей.
Легкая промышленность инвестиционно-привлекательна, так как вложения быстро окупаются, благодаря:
– быстрой отдаче вложенных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства за счет быстрого товарооборота (3–4 раза в год). В Российской Федерации это обеспечивает прирост объема производства на каждый дополнительный рубль оборотных средств на 3,5–4,0 руб. в год [2]
– незначительным срокам производства и реализации продукции;
– высокой мобильности производства и технологическим возможностям предприятий, что позволяет при конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, осуществлять быструю смену ассортимента продукции, не уменьшая объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления;
– наличию местных сырьевых ресурсов (шерсть, лен, кожсырье);
– потенциальной емкости рынка сбыта.
Эффективность отрасли зависит от рационального размещения ее предприятий. Для легкой промышленности характерна менее выраженная по сравнению с другими отраслями территориальная специализация, так как практически в каждом регионе имеются те или иные ее предприятия. Часто отрасли легкой промышленности являются дополняющими хозяйственный комплекс регионов, обеспечивающими только внутренние потребности регионов.
Например, в мировой текстильной промышленности сложились пять главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, зарубежная Европа и США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химических волокон, остальные же отрасли (шерстяная, льняная, шелковая) имеют менее важное значение. Среди мировых лидеров в производстве тканей в составе ведущей пятерки — Китай, Индия, Россия, США, Япония.
Факторы размещения предприятий легкой промышленности в мире разнообразны, однако к основным можно отнести [3]:
– сырьевой фактор, влияющий преимущественно на размещение предприятий по первичной обработке сырья (например, льнообрабатывающие фабрики расположены в районах производства льна, шерстомоечные предприятия — в районах овцеводства, предприятия по первичной обработке кож — вблизи крупных мясокомбинатов). Отрасли лёгкой промышленно­сти, как правило, не нуждаются в значительных одноразовых по­ставках сырья, поэтому отсутствует необходимость размещать предприятия возле железнодорожных магистралей. Это расширяет возможности производителей и поэтому новые производ­ства все чаще размещаются в небольших городах и сельских районах, создавая новые рабочие места. Это позволяет уменьшить отток населения из деревень вследствие по­стоянного снижения занятости в сельском хозяйстве. Кроме того, большую часть поставок сырья и перевозок готовой продукции возможно осуществлять автомобильным транспортом, что соответствует тенденции расширения автодорожной сети.
– потребительский фактор, так как готовая продукция легкой промышленности менее транспортабельна по сравнению с полуфабрикатами. Например, дешевле поставлять прессованный хлопок-сырец, чем хлопчатобумажные ткани.
– фактор трудовых ресурсов, предусматривающий их значительные размеры и квалификацию, так как все отрасли легкой промышленности трудоемкие. Исторически сложилось так, что в отраслях легкой промышленности используется преимущественно женский труд, поэтому необходимо учитывать возможности использования в регионах и женского, и мужского труда (т.е. развивать легкую промышленность в районах сосредоточения тяжелой индустрии, создавать соответствующие производства в регионах концентрации легкой промышленности).
– экологичность лёгкой промышленности — в целом отрасль экологически чистая, поскольку источником энергии для неё является, главным образом, электричество, а вредные отходы и загрязнение атмосферы минимальны. Поэтому предприятия отрасли часто расположены возле жилых районов, предоставляя, таким образом, готовые рабочие места в непосредственной близости от жилья работников.
В легкой промышленности наблюдается постоянное увеличение концентрации производства, выразившееся в преобладании крупных предприятий за счет «вымывания» мелких. Концентрация тесно связана с комбинированием производства, наиболее характерным для предприятий текстильной, обувной и кожевенной промышленности. Концентрация до определенных пределов позволяет увеличить масштабы производства, повысить производительность труда, что приводит к снижению себестоимости единицы продукции, эффективному применению высокопроизводительного оборудования. Однако менее крупные предприятия более гибко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры и спроса на продукцию. Не случайно, что в развитых странах в этой отрасли преобладают мелкие предприятия, ориентированные на узкие продуктовые ниши, эксклюзивную продукцию.
Вместе с тем, легкая промышленность, являющаяся одним из важнейших секторов каждой национальной экономики, стоит на пороге коренных изменений, связанных с формированием инновационной составляющей, увеличением занятости населения, развитием импортозамещения и ростом производительности труда [2].
Обеспечение динамичного развития легкой промышленности за счет ускоренного развития научного потенциала, способствующего модернизации и техническому перевооружению, оптимизации потенциала отрасли и необходимым структурным преобразованиям определяет новый этап развития легкой промышленности с постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков.
За последнее время легкая промышленность претерпела значительные преобразования, включая:
– глобальное смещение производственных центров;
– структурные изменения рынков сбыта;
– изменение философии управления отрасли.
Такие преобразования легкой промышленности были вызваны целым рядом причин:
– структурными сдвигами в экономиках стран-производителей за счет переноса производства в страны с низкой стоимостью рабочей силы;
– увеличением доли основного капитала в активах предприятий, связанным с ростом уровня технологического развития;
– принятием стандартов ВТО для регулирования отрасли с последующей отменой квот;
– периодическими колебаниями потребительской активности в связи с кризисными явлениями в экономике;
– ростом требований потребителей к качеству, износо­стойкости и дизайну ко всему спектру продукции легкой промышленности;
– оперативному обновлению ассортимента («быстрая мода»).*
За последнее время отмечается перемещение центров производства легкой промышленности в страны Юго-Восточной Азии, Турции, Латинской Америки, на которые приходится в настоящее время 70% мирового экспорта одежды и текстиля. Только на Китай приходится более 30% всего мирового экспорта. Хотя уровень потребления в США, Германии, Франции и Японии превышает 50% от мирового потребления одежды и текстиля [4], эти страны, считавшиеся ранее лидерами в этой сфере, приняли роль импортеров продукции легкой промышленности. Произошедшая реструктуризация рынков явилась следствием распространения процедур ВТО на мировые торговые отношения, их последующая либерализация и отмена импортных квот в ряде стран. Поэтому даже сохранившиеся кое-где таможенно-тарифные барьеры не смогли сдерживать экспансию развивающихся стран. В данном случае сыграли свою роль такие особенности легкой промышленности, как:
– постоянное присутствие предприятий легкой промышленности в каждой стране, поэтому создание и расширение такого производства не является для местного бизнеса принципиально новым делом;
– низкие барьеры входа в отрасли легкой промышленности;
– относительно простой и гибкий технологический процесс производства;
– низкая занятость экономически активного населения в развивающихся странах, что предполагает широкие возможности его привлечения на предприятия легкой промышленности и низкую оплату труда;
– короткий период обучения персонала из-за невысоких требований к его квалификации.
Все это позволило развивающимся странам увеличивать масштабы своего производства с целью выхода на международные рынки, опираясь на особенности легкой промышленности и имеющиеся конкурентные преимущества в цене продукции. Из-за более высоких издержек производители в развитых странах вынуждены были сократить объем производства, а то, что сохранилось стало переориентироваться на товары класса «премиум». Такое производство требует меньшего объема выпуска, высокого качества, дизайна продукции, что и сопутствует появлению бренда, а значит должно базироваться на инновационных технологиях, и, следовательно, является более капиталоемким. Поэтому в развитых странах наблюдается тенденция увеличения доли небольших предприятий с высокой стоимостью выпуска. В свою очередь производители из развивающихся стран увеличивают масштаб производства, все большее внимание уделяя концентрации производства, применению высокопроизводительных технологических комплексов оборудования, выпуск которого осуществляется на национальных рынках.
Легкая промышленность становится все более наукоемкой [5], что вызывает потребность разработки и внедрения новых продуктов и технологий для укрепления конкурентоспособно­сти. Эта тенденция определяется как возможностями наращивания объема производства агропромышленным комплексом, так и инновациями в химической промышленности. Поэтому рост объемов производства, изменения его структуры и обновление ассортимента легкой промышленности напрямую зависит от развития вышеуказанных отраслей. Современные научные разработки стимулируют внедрение информационных технологий в производственный процесс, а также новые технологические процессы [6; 7], включая:
– автоматизацию процесса проектирования и производства продукции;
– способы крашения исходных материалов;
– способы заключительной обработки тканей,
– цифровые методы подбора цвета.
Повышение наукоемкости легкой промышленности является следствием острой конкурентной борьбы на международных рынках из-за интернационализации производства. В свою очередь интернационализация сопровождается массовым перемещением производственных мощностей в страны с более дешевой рабочей силой. Страны Западной Европы (в частности, Германия, Италия, Франция) сначала перенесли производство в страны Восточной Европы (Венгрию, Чехию). Далее эти страны стали размещать производство в: Азии (Китай, Индия, Таиланд, Вьетнам, Пакистан, Узбекистан); Европе (Литва, Белоруссия); Латинской Америке.
Интернационализация производства в легкой промышленности осуществляется также посредством создания совместных предприятий, путем реализации совместных проектов, обмена опытом и информацией, объединением инвестиций и ресурсов, особенно в научно-технической сфере.
Эта тенденция выражается в консолидации проектирования и массового производства модной продукции европейскими производителями, путем:
– представления дизайнерских коллекций на подиумах и продажи отдельным покупателям в рекламных целях;
– последующей адаптации отобранных моделей для массового потребления и организация массового производства на предприятиях.
Подобное сотрудничество является обоюдно выгодным для:
– производителей исходных материалов, которые, поставляя исходные материалы для дизайнеров, имеют все возможности для подготовки производства с целью своевременного обновления ассортимента;
– модных домов (дизайнеров), которые имеют возможность уменьшить свои издержки за счет инвестирования со стороны производителей исходных материалов и конечной продукции, а также приобретая возможность усилить рекламное воздействие на наконечных потребителей, продвигая свою продукцию в интересах всех трех сторон;
– производителей конечной продукции, которые своевременно обновляют свой ассортимент, ориентируясь на модную продукцию, пользующуюся повышенным спросом, уменьшают риск производства новой продукции.
За счет такой стратегии поведения производителей получают выгоду и конечные потребители — за счет расширения выбора и доступных цен. Таким образом, согласование операций проектирования изделий и промышленного производства в непрерывной цепочке добавленной стоимости является весьма перспективным направлением развития легкой промышленности [8]. Для всех участников развитие такого сотрудничества позволяет перейти от концепции получения преимуществ от узкой специализации к концепции минимизации издержек на всей цепочке добавленной стоимости продукции.


Литература
1. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России: докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1–4 апр. 2014 г. / В.В. Радаев (рук. исслед. кол.), В.Н. Данилина, З.В. Котельникова, Е.А. Назарбаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 333 с.
2. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.roslegprom.ru/Go/ ViewArticle/id=1692
3. Фетисов Г.Г. Закономерности и факторы размещения экономики. http://www.elitarium.ru/faktory_razmeshhenija_jekonomiki/
4. Ключевые проблемы в развитии легкой промышленности в России и способы их преодоления: Аналит. отчет. — М.: Высшая Школа Экономики, 2013. — 344 с.
5. Yepanchintseva S.E. State mechanism to ensure enterprise competitiveness in textile and clothing industries: Use of international experience for Kazakhstan // Interdisciplinary Perspectives on Social — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ., 2014. — P. 129–136.
6. Ngai E. T., Peng S., Alexander P., Moon K. L. Decision support and intelligent systems in the textile and apparel supply chain: An academic review of research articles // Expert Systems with Applications. — 2014. — Vol. 41, Iss. 1. — P. 81–91.
7. Brousek N. Fertigung technischer Textilien und Hochleistungsgewebe mit Profinet und SPS // Melliand Textilber. — 2013. — T. 94, No. 3. — S. 159–160.
8. Епанчинцева С.Э. Альянс моды и легкой промышленности: перспективы для Казахстана // Вестник КазЭУ. — Алматы: «Экономика», 2014. — № 4. — С. 23–29.

Сноски 
* Термин fast fashion («быстрая мода») означает появление на массовом рынке коллекций одежды точно копирующих бренды, только что продемонстрированные на главных мировых неделях моды, т.е. дизайнерские идеи, молниеносно растиражированные по дешевке в массы. Базируется на предпочтении дорогим вещам из дизайнерских коллекций не менее стильные и качественно сшитые на китайских фабриках платья уличных марок. Это ставка на небольшой тираж каждой модели и ее быстрый уход с рынка, т.е. схема «быстрого шопинга» с постоянной сменой предлагаемого ассортимента.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия