Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ НА ТЕМУ «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Калашников Л. И.
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ,
евразийской интеграции и связям с соотечественниками

Слуцкий Л. Э.
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по международным делам

О законодательном регулировании приграничного сотрудничества в Российской Федерации

Приграничное сотрудничество является важнейшей сферой международных отношений Российской Федерации — страны, имеющей самую большую территорию и государственную границу в мире. Однако в нашем законодательстве отсутствует специальный нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу международной деятельности. При этом общие законодательные нормы не учитывают в полном объеме специфики приграничных связей, не определяют правовой статус приграничных территорий и субъектов приграничного сотрудничества, что существенно снижает эффективность использование потенциала приграничного сотрудничества.
Поэтому в современных условиях особенно актуальным становится принятие Федерального закона №351626-5 «Об основах приграничного сотрудничества Российской Федерации». Он был принят Государственной Думой в первом чтении 30 июня 2010 года и в настоящее время подготовлен к рассмотрению во втором чтении с учетом поправок Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2016 года.
В целях всесторонней проработки законопроекта Комитет Государственной Думы по международным делам совместно с Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками провел 10 апреля 2017 года парламентские слушания на тему: «Законодательное регулирование приграничного сотрудничества в Российской Федерации: состояние и перспективы развития». Слушания открыл и вел Первый заместитель Председателя Государственной Думы И.И. Мельников. В слушаниях приняли участие и выступили депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководство министерств и ведомств Правительства Российской Федерации, главы и председатели законодательных органов субъектов Российской Федерации, ведущие ученые и эксперты.
В ходе обсуждения получили поддержку правительственные поправки к законопроекту, которые включают в орбиту законодательного регулирования такие новые для российской правовой системы понятия, как «территории приграничного сотрудничества», «проект приграничного сотрудничества». Участники отметили, что поправки более четко определяют полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества, полномочия органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований в сфере приграничного сотрудничества. Кроме того, усовершенствован механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве на региональном уровне путем учета органами государственной власти субъектов Российской Федерации интересов приграничных муниципальных образований. Наиболее значимыми с правовой точки зрения являются также положения законопроекта, в соответствии с которыми к компетенции органов местного самоуправления отнесены полномочия по заключению соглашений о приграничном сотрудничестве с органами местного самоуправления сопредельных государств.
Принятие законопроекта с учетом правительственных поправок позволит Российской Федерации выполнить международно-правовые обязательства, взятые при присоединении к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, Дополнительному протоколу, Протоколу №2 к ней, а также к внесенному на ратификацию Протоколу №3, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС). Это особенно актуально для приграничного сотрудничества со странами-членами Совета Европы (Азербайджан, Норвегия, Прибалтийские страны, Польша, Украина, Финляндия).
Вместе с тем на слушаниях раскрывались особенности и значение приграничного сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Достаточно отметить, что российско-казахстанская граница имеет протяженность более 7000 км.
Приграничные отношения в рамках СНГ предполагают более тесное сотрудничество как минимум по двум основаниям: во-первых, границы между республиками в СССР были всего лишь административными, поэтому приграничные районы взаимозависимы друг от друга. Это справедливо и для транспортных коммуникаций, и для экономических связей, и для культурно-гуманитарных отношений. Да и население приграничных областей во многом носит один и тот же этнический характер. Во-вторых, особый характер приграничным отношениям России и стран СНГ придают безвизовый режим, зона свободной торговли, культурно- языковая общность.
Необходимость более тесного взаимодействия приграничных регионов признается всеми странами СНГ, которые закрепили такой подход в ряде международных соглашений. Это и принятая в 2008 году по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ Конвенция приграничного сотрудничества государств-участников СНГ, подписанная в сентябре 2016 года Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств-участников СНГ и Программа приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012–2017 годы. Развитие евразийской интеграции в перспективе будет еще больше стимулировать развитие правовых систем приграничного сотрудничества государств Евразийского экономического союза.
Курс на достижение сопряженности процессов укрепления Евразийского экономического союза и формирования Экономического пояса Шелкового пути создает предпосылки для приграничной интеграции регионов Российской Федерации, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики и Монгольской Народной Республики. Так, действенным механизмом в расширении интеграции и приграничного сотрудничества на евразийском пространстве зарекомендовал себя международный координационный совет «Наш Общий Дом Алтай», объединяющий центрально- азиатские приграничные регионы Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Монгольской Республики и Республики Казахстан. Интерес к этому объединению проявляют ряд стран Тихоокеанского региона, особенно Южная Корея и Япония.
Следует особо подчеркнуть, что при образовании международного координационного совета «Наш Общий Дом Алтай» использовался опыт приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов. В настоящее время в рамках этого Совета успешно реализуется ряд совместных проектов по развитию трансграничного сотрудничества в сфере экономики, культуры, экологии, образования и туризма.
Совместно с органами власти приграничных центрально-азиатских территорий России и при участии членов Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками создан трансграничный биосферный резерват «Большой Алтай» под эгидой ЮНЕСКО, который является первым трансграничным природоохранным проектом и для России, и для Казахстана. Крайне положительные и заслуживающие изучения результаты были достигнуты Республикой Саха (Якутия) в сотрудничестве с Китаем и Японий.
По итогам слушаний были приняты Рекомендации, направленные на ускорение принятия Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества Российской Федерации» с учетом сделанных замечаний.
Предлагаем читателям международного научно-аналитического журнала «Проблемы современной экономики» обзор по материалам парламентских слушаний, прошедших в Государственной Думе.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия