Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Хасиев А. А.
студент 4 курса Финансово-экономического факультета
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


Моделирование действия стимулов более позднего выхода на пенсию в действующей пенсионной формуле
В статье показаны законодательные изменения в части формирования страховой и накопительной пенсии в последние годы. Дана характеристика направленности государственной пенсионной политики, а также направленность данных изменений на стимулирование более позднего выхода на пенсию
Ключевые слова: пенсионный возраст, индивидуальный пенсионный коэффициент, пенсионная модель
ББК У27(2)222-183я73   Стр: 250 - 251

Прежде чем анализировать, как может измениться поведение людей старшего возраста на рынке труда после введения новой пенсионной формулы, необходимо описать, как она рассчитывается и в чем ее основные отличия от предыдущей. Новая пенсионная формула была введена Федеральным законом № 400 «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. и вступила в силу с 1 января 2015 г. (за исключением отдельных положений), заменив тем самым закон № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. Согласно этому закону страховая трудовая пенсия по старости будет рассчитываться по схеме:
СПст = ИПК × СПК ,
где СПст — страховая пенсия по старости, ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПК определяется Правительством РФ дважды в год и растет, как минимум, на уровень инфляции.
Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов до 1 января 2015 г. считается по формуле:

где П — размер страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам предыдущего закона № 173-ФЗ; СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., равная 64,1 руб.; НПi — сумма коэффициентов, засчитываемых в страховой стаж за так называемую иную деятельность, имевшую место до 1 января 2015 г., и за которую также полагается начисление коэффициентов. В такую деятельность входят периоды прохождения военной службы по призыву, ухода одним из родителей за детьми до достижения ими возраста 1,5 лет, ухода за родственниками старше 80 лет или инвалидами I группы и другие виды деятельности. Подробнее смотрите ст. 12 данного Закона.
Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов после 1 января 2015 г. рассчитывается следующим образом:

где первое слагаемое отражает сумму коэффициентов за каждый год, определяющихся на основании размера выплат страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Второе слагаемое отражает сумму коэффициентов, накопленных в результате иной деятельности в каждый календарный год.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента в год i определяется как

где СВгод, i — сумма страховых взносов, уплаченных в год i; а НСВгод, i — нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости. ИПКi не может превышать 10, в случае если у человека не формируется накопительной части пенсии, и 6,25 — в обратном случае. Наконец, ежегодный нормативный размер страховых взносов рассчитывается как
НСВгод,i = СЗПi × 12 × ПК
где СЗПi — средняя заработная плата в i году, ПК — повышающий коэффициент, равный 2,3.
Отдельно к страховой трудовой пенсии начисляется фиксированная выплата, равная 3935 руб. в начале 2015 г. и индексирующаяся на индекс потребительских цен (ИПЦ) каждый год. Для контроля над тем, чтобы пенсия не оказалась ниже установленной ранее, в закон вводится норма, по которой индивид может потребовать изменить схему начисления своей пенсии на формулу по прошлому законодательству.
Таким образом, общая логика новой пенсионной модели проста. Каждый год индивид получает коэффициенты в зависимости от своей заработной платы относительно среднего показателя в стране, но не более 10, если у него нет накопительной части трудовой пенсии, или 6,25 — в обратном случае. Его накопленный до 1 января 2015 г. пенсионный капитал также переводится в коэффициенты. К сумме пенсионных коэффициентов за трудовую деятельность добавляются коэффициенты за нетрудовую иную деятельность. Общую сумму коэффициентов достаточно просто высчитать (при условии, что человек знает размер своей страховой части трудовой пенсии по старости до 2015 г.). Неопределенной остается стоимость одного коэффициента, которая будет пересматриваться Правительством России несколько раз в год.
В законе был установлен ряд переходных положений, касающихся размеров тех или иных коэффициентов в период с 2015 до 2021–2024 гг.:
1) ПК при расчете нормативного размера страховых взносов будет составлять 1,7 в 2015 г. и должен увеличиваться на 0,1 каждый год до 2021 г., когда он станет равным 2,3;
2) страховой стаж, необходимый для назначения пенсии в 2015 г., составит 6 лет и будет увеличиваться на год ежегодно до 2024 г., когда он составит 15 лет;
3) максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента за период 2015–2021 гг. будет увеличиваться с 7,39 до 10 для тех, у кого не формируется накопительная пенсия, и с 4,62 до 6,25 — у тех, у кого она формируется.
Таким образом, новая пенсионная формула хоть и меняет схему расчета пенсий, не вводит кардинально новых механик, как, например, введение накопительной части в реформе 2001 г.
Пожалуй, стоит выделить лишь два основных отличия, которые могут привести к изменению трудовой активности людей:
1) увеличивается с 5 до 15 лет минимальный страховой стаж, по которому возможно оформить пенсию по старости, а также устанавливается минимальное число пенсионных коэффициентов в размере 30. Людям, у которых один или оба показателя не достигнут хотя бы минимального значения, будет выплачиваться социальная пенсия по старости существенно меньшего размера;
2) как страховая пенсия, так и фиксированная выплата к ней увеличивается в зависимости от возраста обращения за ней. Чем позднее человек обращается за получением пенсии, тем в большем размере он будет ее получать. Подобная норма была и в старом законе, где рост определялся снижением числа месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий, таким образом, мы говорим не о введении новой нормы, а лишь о ее доработке. В табл. 3 сравниваются повышающие коэффициенты в текущей формуле с теми, что действуют до 2015 г. Хорошо видно, что коэффициенты и по страховым пенсиям, и по фиксированным надбавкам в новой пенсионной формуле при оформлении пенсии через 1–5 лет после возникновения права на них — несколько выше. В то же время, если по прошлому законодательству максимально возможное увеличение пенсии происходило через пять лет ожидания, то по-новому — через 10 лет. Следовательно, новый закон направлен в первую очередь на удержание пенсионеров на рынке труда более чем на пять лет. Заметим, что подобный механизм не в первый раз используется с момента введения трудовых пенсий по старости в 1930-х годах. Еще в советское время вводились подобные повышающие коэффициенты, однако этот эксперимент провалился (Синявская, 2001, с. 49).

Таблица 1
Сравнение повышающих коэффициентов в новой и старой пенсионной формуле*
Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старостиНовая формулаСтарая формула
Страховая пенсияФиксированная надбавкаСтраховая часть
Менее 12111
121,071,0561,056
241,151,121,12
361,241,191,19
481,341,271,27
601,451,361,36
721,591,461,36
841,741,581,36
961,91,731,36
1082,091,91,36
1202,322,111,36
* Источник: Федеральные законы № 400-ФЗ и 173-ФЗ.

При этом причину провала можно искать не только в нерациональности индивидов, действующих в экономике. Действительно, хотя пенсия с каждым годом отсрочки будет постепенно увеличиваться, не факт, что общий размер пенсии, на которую претендует индивид, будет также расти. Например, если человек предполагает, что он проживет еще 15 лет после оформления прав на пенсию, то из двух альтернатив: начать получать ее сразу в обычном размере или через 10 в удвоенном — ему выгоднее выбрать первый вариант.
К сожалению, использовать метод прогноза, который был применен в прошлой части статьи, невозможно. Он применим только для прогнозирования изменений в параметрах той или иной модели, но не позволяет оценить, что повлечет за собой изменение исходной формулы начисления. Однако, в рамках новой пенсионной формулы можно оценить, будут ли повышающие коэффициенты создавать стимулы продолжать рабочую карьеру или нет.
Для того чтобы оценить, насколько данные пенсионные коэффициенты окажутся эффективными, был рассчитан размер ожидаемого объема пенсионных начислений (ООПН, англ. транскрипции Social Security Wealth, SSW). Первоначально этот показатель использовался в модели Стока–Вайза (Stock, Wise, 1990). В общем виде этот показатель прогнозирует общий объем пенсий, приведенный к ценам текущего периода, который человек получит, если он начнет получать пенсию в некотором возрасте T. В российских условиях он рассчитывался по формуле

где T — возраст оформления пенсий; penst — ожидаемый индивидом размер пенсий в возрасте t; rt — фактор дисконтирования; pt — вероятность данного индивида дожить до возраста t.
Таким образом, ожидаемый объем будущих пенсионных начислений человека зависит не только от размера пенсий, но и от ожидаемой продолжительности его жизни, фактора дисконтирования и возраста оформления пенсии.
Фактор дисконтирования в данном случае понимается как представление о том, насколько индивиду выгоднее получить деньги в текущем году, чем в будущем. Если при расчете ООПН пенсии рассчитываются в реальном выражении, т.е. учитывают инфляцию, то фактор дисконтирования может быть отличен от единицы в двух случаях. С одной стороны, если реальный процент выше нуля, т.е. индивиду выгоднее получить деньги сегодня и вложить их в какой-либо финансовый инструмент и получить в следующем году выигрыш относительно инфляции. С другой стороны, этот фактор отражает недоверие индивида к новой пенсионной формуле, его желание получать пенсию сейчас, а не откладывать ее оформление на некоторое время с целью увеличения ее размера.
Введение данного фактора не выводит нас за рамки стандартной экономической теории, рассматривающей только рациональное поведение людей. Действительно, такое недоверие отражает нелюбовь людей к изменениям и может быть вызвано высокими рисками, присущими пенсионной системе в результате ее постоянных изменений. Следовательно, индивиды, находясь в роли инвесторов, будут стараться снизить такие риски, даже если это приведет к уменьшению их долгосрочного среднего уровня доходов от пенсионных начислений. Для учета этого аспекта в формулу, представленную выше, и введен фактор дисконтирования.
Как показали симуляции, повышение пенсионного возраста приведет к увеличению занятости среди групп, которых в первую очередь коснется такая реформа — 55–59-летних женщин и 60–64-летних мужчин. Их уровень экономической активности возрастет примерно на 11–14 п.п. Однако такая реформа может иметь и неблагоприятные последствия, например, снижение уровня здоровья пожилых, которым придется дольше оставаться на рынке труда.
Новая пенсионная формула призвана решить эту проблему через механизм повышающих коэффициентов. Таким образом, должна создаваться система стимулов для людей, достигших пенсионного возраста и готовых продолжать работать, оформлять пенсии в более поздний срок и продолжать свою трудовую деятельность. К сожалению, расчеты, приведенные в нашей работе, показывают, что данная система стимулов недостаточна. В среднем мужчинам при заложенных в системе коэффициентах выгоднее оформлять пенсию сразу же, даже если они намерены продолжать работать. Для женщин ситуация оказывается менее однозначной и многое в решении зависит от того, какие временные предпочтения имеются у конкретной женщины. Если ей важнее иметь возможность получить деньги в текущий момент времени, пусть и в меньшем размере, то ей выгоднее оформить пенсию сразу. Если же ей важнее возможность получить пенсию большего размера, пусть и позднее, новая пенсионная формула дает ей стимулы отложить момент оформления пенсии. Данные выводы можно отнести к людям со средним состоянием здоровья, тогда как ожидающие, что проживут больше, чем средний человек, будут иметь и более высокие стимулы позднее оформлять пенсии, и, следовательно, они будут продолжать работать дольше.
В целом одним из основных способов решения проблемы несбалансированности пенсионной системы остается повышение пенсионного возраста. Новая пенсионная реформа вряд ли будет способна оказать настолько же серьезное влияние на реальный пенсионный возраст (т.е. возраст, в котором люди в среднем в стране начинают получать трудовые пенсии по старости), а также на уровень занятости, как повышение пенсионного возраста.


Литература
1. Галишникова Е.В. Обязательный пенсионный компонент в пенсионных системах: отечественный и зарубежный опыт // Финансовый журнал. — 2013. — № 4. — С. 135–144.
2. Гурвич Е. Принципы новой пенсионной реформы // Вопросы экономики. — 2011. — № 4. — С. 4–31.
3. Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Сер. «Аналитические доклады НИСП». — М.: Поматур, 2005.
4. О страховых пенсиях: Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/
5. Пенсионная реформа в России [Электронный ресурс] // Эксперт РА. 2014. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/strategy/conception/ part4/5/52/.
6. Синявская О. Человек и государство в российской пенсионной системе // Pro et Contra. — 2001. — Т.6. — №. 3. — С. 46–62.
7. Соловьев А.К. Пенсионные системы в контексте страховых принципов экономической теории //Журнал Новой экономической ассоциации. — 2012. — №3. — С. 141–167.
8. Cameron A.C., Trivedi P.K. (2009). Microeconometrics Using Stata. College Station: Stata Press. Vol. 5.
9. OECD (2011). Publishing. Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries. Organisation for Economic Co-operation and Development.
10. Stock J.H., Wise D.A. (1990). The Pension Inducement to Retire: An Option Value Analysis //Issues in the Economics of Aging.University of Chicago Press. P. 205–230.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия