Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Ишназарова З. М.
старший научный сотрудник научно-исследовательского центра в г. Сибай
Института стратегических исследований Республики Башкортостан,
кандидат экономических наук


Формирование человеческого капитала и его распределение на современном рынке труда
В статье проанализированы статистические данные формирования человеческого капитала и его распределение на рынке труда. Установлено, что в последние годы уменьшается количество высших и средних учебных заведений, а также выпускников. Несмотря на это пропорции трудоустройства на рынке труда стабильно сохраняются в течение нескольких лет
Ключевые слова: человеческий капитал, рабочая сила, рынок труда, образование
УДК 331.1; ББК 65 У   Стр: 79 - 82

Наиболее важной тенденцией современной экономики является рост значения человеческого капитала. Именно человеческие ресурсы, в особенности интеллектуальные способности человека, создают все новые информационные данные и сформированные знания. Знание в настоящее время является первичным и в этом статусе получило свою капитализацию. Источником знаний является интеллектуальный капитал. Таким образом, ключевым ресурсом конкурентоспособности страны является человеческий капитал, в частности интеллектуальная ее часть. Поэтому важно сохранение, развитие и эффективное использование данного вида капитала [1].
Реализация человеческого капитала происходит на рынке труда, где с одной стороны отдельный индивид, как носитель знаний предлагает их работодателю в обмен на достойную, по его мнению, оплату за свой труд, с другой стороны — работодатель, ведущий поиск наиболее результативного труда за установленную им плату. Однако всегда существовали проблемы нахождения точки равновесия между предложением и спросом труда на рынке.
В последние несколько лет, как со стороны государства, так и общества особое внимание уделяется сфере образования. Принимаются и корректируются нормативно-правовые акты, происходят реформы, бурно обсуждаются результаты и последствия этих изменений. Количественные итоги данных преобразований можно увидеть по анализу статистических показателей [2]. В течение последних 15 лет происходит уменьшение числа образовательных организаций высшего и среднего звеньев (рис.1.) По России, начиная с 2010/11уч.г. количество высших учебных заведений уменьшилось на 146 единиц (на 13%), в Приволжском федеральном округе сокращение происходит с 2005/06 учебного года на 35 единиц (на 20%), в Республике Башкортостан — на 6 единиц (35%).
Рис. 1. Число образовательных организаций высшего звена (на начало учебного года)

В разрезе федеральных округов по количеству высших учебных заведений лидирует Центральный федеральный округ, при этом по числу закрытых к 2013/14 уч.г. он находится на последнем седьмом месте. Так, сокращение количества учебных заведений по сравнению с 2005/06 уч.г. составило 0,3%. Приволжский федеральный округ находится на втором месте по наличию высших учебных заведений, при этом по сокращению их числа находится на первом месте (на 20% по сравнению с 2005/06 уч.г.). Наименьшее количество учебных заведений высшего звена имеется в Дальневосточном федеральном округе — 39 единиц (табл.1).

Таблица 1
Изменение количества образовательных организаций высшего образования по федеральным округам РФ
2005
/06
2010
/11
2011
/12
2012
/13
2013
/14
Относительное
изменение
2013/14 к 2005/06 уч.г.
Рейтинг
по кол-ву
организаций
Рейтинг
по числу
закрытых организаций
РФ
в т.ч. по ФО:
1068111510801046969-9%  
1.Дальневосточный4951474139-20,0%74
2.Приволжский178168161152143-20,0%21
3.Северо-Западный130131122116107-18,0%32
4.Сибирский114114116115105-8,0%45
5.Уральский7073707167-4,0%66
6.Центральный378428417410377-0,3%17
7.Южный8885838276-14,0%53
Рис. 2. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров (тыс. человек)
Рис. 3. Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих (на начало учебного года)

Наибольшее количество учебных заведений в Приволжском федеральном округе находится в Республике Татарстан — 26 единиц, по сравнению с 2005/06 уч.г. сокращение произошло на 9 единиц или 26%, по рейтингу закрытых организаций данный регион расположился на седьмом месте. Лидером в закрытии учебных заведений высшего звена является Саратовская область — на 43%, на последнем месте Удмуртская Республика, которая за 4 последних анализируемых года реорганизовала лишь 1 учреждение высшего образования, прирост по сравнению с 2005/06 уч.г. составил 14%. Республика Башкортостан сократила число учебных заведений на 35% (6 единиц). Пермский край, напротив, увеличил число учебных заведений с 2005/06 уч.г. с 15 до 16 единиц (на 7%).
Вместе с тем уменьшается число выпущенных бакалавров, специалистов и магистров (рис. 2) [3]. Возможно, это связано с уменьшением количества соответствующих учебных заведений и мест, финансируемых из бюджета для отдельных направлений.
Несмотря на политику «повышения престижа рабочих специальностей» [3] число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих с каждым годом уменьшается. По России начиная с 2005/06 уч.г. происходит их резкое снижение с 3393 до 1271 единиц (на 63%), по Приволжскому федеральному округу с 785 до 242 единиц (на 69%), по Республике Башкортостан — с 120 до 95 (на 21%).
Всего в России насчитывается 977 учреждений среднего профессионального образования [4]. Наибольшее количество данных учреждений находится в: г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Краснодарском крае, в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Ненецком автономном округе, Псковской области и Республике Алтай.
Число выпущенных квалифицированных рабочих и служащих также уменьшается. Так, с 2005 г. по России их снижение произошло на 38%, в Приволжском федеральном округе — на 40%, в Республике Башкортостан — на 26% (рис.4).
Значительно уменьшилось с 2005/2006 уч.г. по 2013/2014 уч.г. и число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена (на начало учебного года) на 196 единиц в РФ, на 79 единиц в ПФО и 16 единиц в РБ (рис.5).
Также в период с 2005 по 2013 гг. происходит резкое уменьшение выпущенных специалистов среднего звена (рис.6).
Анализ образовательных организаций как высшего, так и среднего звена показывает, что уменьшается количество самих образовательных организаций, так и число выпускников бакалавров, специалистов, магистров, рабочих и служащих.

Таблица 2
Изменение количества образовательных организаций высшего образования по регионам в Приволжском федеральном округе РФ
 2005
/06
2010
/11
2011
/12
2012
/13
2013
/14
Относительное
изменение
2013/14 к 2005/06 уч.г.
Рейтинг
по количеству
организаций
Рейтинг
по числу
закрытых организаций
Приволжский федеральный округ178168161152143-20%  
1.Республика Башкортостан1715151311-35%53
2.Республика Марий Эл53333-40%132
3.Республика Мордовия43333-25%148
4.Республика Татарстан3533302826-26%17
5.Удмуртская Республика79988+14%814
6.Чувашская Республика76655-29%105
7.Пермский край1516161616+7%313
8.Кировская область77776-14%910
9.Нижегородская область1817161513-28%46
10.Оренбургская область109987-30%74
11.Пензенская область55554-20%129
12.Самарская область2929292828-3%211
13.Саратовская область1411888-43%61
14.Ульяновская область555550%1112
Рис. 4. Выпуск квалифицированных рабочих и служащих (тыс. человек)
Рис. 5. Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена (на начало учебного года)
Рис. 6. Выпуск специалистов среднего звена (тыс. человек)

На рынке труда России распределение численности занятых по уровню образования за 2014 гг. выглядит следующим образом (табл. 3): всего 71 539 тыс. чел., из них наибольшая численность занятых с высшем образованием 23 045 тыс. чел. (32,2%), далее — со средним профессиональным по программе подготовки специалистов среднего звена 18 486 тыс. чел. (25,8%), со средним общим образованием 13 745 тыс.чел. (19,2%), со средним профессиональным образованием по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 13 618 тыс. чел. (19,0%), с основным общим 2484 тыс. чел. (3,5%), не имеют основного общего — 0,2%. В предыдущие годы (2005–2013 гг.) изменения в структуре занятых в экономике выглядит примерно так же [5].
В структуре безработных наибольший удельный вес занимают со средним общим образованием — 31,5%, далее по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) — 20,2%, со средним профессиональным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена — 19,7%, с высшим образованием — 18,2%, с основным общим — 9,6% и не имеют основного общего образования — 0,9%.
При этом нетрудоустроенных выпускников высших и средних учебных заведений составляет от 0,7% (2013 г.) до 2,3% (2005 г.) (табл.5).

Таблица 3
Структура безработных по уровню образования (в процентах)
ГодВсего
безработных
в том числе имеют образование
высшеесреднее профессиональноесреднее
общее
основное
общее
не имеют
основного
общего
по программе подготовки
специалистов
среднего звена
по программе подготовки
квалифицированных
рабочих (служащих)
200510013,119,518,633,414,21,2
201010015,020,820,832,49,91,0
201110015,920,519,832,010,61,2
201210016,419,320,332,810,11,1
201310017,419,519,433,39,50,9
201410018,219,720,231,59,60,9

Таблица 4
Нетрудоустроенные выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (тыс. человек)
 20052010201120122013
выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования2538,62620,52477,62367,02166,0
из них безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости57,849,926,920,417,0

В 2011 г. наблюдается резкое снижение количества безработных-выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с 49,9 тыс. чел. до 26,9 тыс. чел. и продолжается уменьшение до 2013 г. Однако, кризис 2014 г. обострил проблему трудоустройства и количество нетрудоустроенных выпускников увеличилось.
Таким образом, в настоящее время, в формировании человеческого капитала, как производительного фактора развития, наблюдаются следующие тенденции — в течение более 10 лет происходит уменьшение числа образовательных организаций высшего и среднего звеньев, также и выпущенных бакалавров, специалистов и магистров, как по России, так и в Республике Башкортостан. Уменьшается число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих.
В части распределения человеческого капитала на рынке труда происходят следующие изменения: наибольшая численность занятых имеют высшее образование, наименьшая — с основным общим и не имеют основного общего образования. Данная тенденция наблюдается последние ряд лет. В структуре безработных наибольший удельный вес занимают выпускники со средним общим образованием, наименьшее — основным общим и не имеют основного общего образования.


Литература
1. Ишназарова З.М. Статистический анализ образовательных организаций в России. Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (19–20 мая 2016 г.), г. Сибай. — Сибай: Сибайская городская типография — филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2016. — С.62–67.
2. Образование. Население // Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
3. Навигатор абитуриента: колледжи России 2016. http://ria.ru/
4. http://www.rosbalt.ru/main/2011/05/26/852556.html
5. Труд и занятость в России. 2015: Стат.сб. / Росстат. — М., 2015 — 274 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия